УИД 34RS0006 – 01 – 2021 – 004404 – 58 Судья Матюхина О.В. Дело № 33 – 4442/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Волгоград 21 апреля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Жабиной Н.А.,
судей Лисовского А.М., Грымзиной Е.В.,
при секретаре Федоровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 3034/2021 по иску Расторгуева Сергея Павловича к ТСН «Ярославский 10» о возложении обязанности произвести перерасчёт выставленных к оплате сумм и сумм задолженности, взыскании излишней уплаченных сумм, штрафа,
по апелляционной жалобе ответчика ТСН «Ярославский 10» в лице председателя правления Черкасова Андрея Вячеславовича на решение Советского районного суда г.Волгограда от 01 декабря 2021 года, которым постановлено:
иск Расторгуева Сергея Павловича к ТСН «Ярославский 10» о возложении обязанности произвести перерасчёт выставленных к оплате сумм и сумм задолженности, взыскании излишней уплаченных сумм, штрафа – частично удовлетворить.
Возложить на ТСН «Ярославский 10» обязанность произвести перерасчёт начисленной по нормативу платы за коммунальный ресурс на содержание общедомового имущества (КР на СОИ) за период январь – декабрь 2020 года по показаниям общедомового прибора учёта (ОДПУ).
Зачесть исчисленную переплату в размере 146 рублей 94 копейки за не потреблённый коммунальный ресурс на содержание общедомового имущества (КР на СОИ) (электроэнергия) собственнику <адрес> Расторгуеву Сергею Павловичу в счёт будущих платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Исключить из задолженности, подлежащей оплате, согласно платёжного документа за март 2021 года по графе «перерасчёт» сумму в размере 462 рубля 68 копеек, исчисленную за период перерасчёта с 01 января по 01 ноября 2020 года собственнику <адрес> Расторгуеву Сергею Павловичу.
Взыскать с ТСН «Ярославский 10» в пользу Расторгуева Сергея Павловича штраф в размере 73 рубля 47 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Взыскать с ТСН «Ярославский 10» в доход бюджета муниципального образования городского округа города – героя Волгограда государственную пошлину в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Лисовского А.М., выслушав истца Расторгуева С.П., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Расторгуев С.П. обратился в суд с иском к ТСН «Ярославский 10» о возложении обязанности произвести перерасчёт выставленных к оплате сумм и сумм задолженности, взыскании излишней уплаченных сумм, штрафа.
В обоснование заявленных требований указано, чтоРасторгуеву С.П. принадлежит на праве собственности <адрес>.
ТСН «Ярославская 10» осуществляется управление указанным многоквартирным домом, в платёжных документах которой с ноября 2020 года производятся начисления платы коммунальных ресурсов на содержание общедомового имущества (КР на СОИ) за период январь 2018 года по настоящее время по нормативу потребления, значительно превышающей реальное потребление ресурсов в сопоставлении с показаниям ОДПУ.
Реальное потребление ресурсов КР на СОИ в доме ниже нормативного, перечень работ и услуг с использованием КР на СОИ не превышает минимальный, указанный в ПП РФ № <...>.
При этом существует порядок, которым прописан принцип проведения перерасчёта КР на СОИ по ОДПУ: жители дома в течение года рассчитываются за ресурсы, потреблённые на содержание общего имущества по нормативу с июля одного года по июнь следующего, а затем управляющая организация делает перерасчёт и корректировку внесённой платы, исходя из показаний ОДПУ.
Как видно их платёжных документов фактический объем КР на СОИ (электроэнергия), использованных на содержание общего имущества в их доме за указанный выше период времени ниже объёма, рассчитанного по нормативу потребления данных КР на СОИ и начисленного к оплате. В то же время, ТСН «Ярославский 10» расплачивается с поставщиками КР на СОИ в соответствии с данными учёта об их фактическом потреблении.
Разница остаётся ТСН «Ярославский 10».
Таким образом, ТСН «Ярославский 10» создаёт источник незаконного обогащения за счёт собственников жилых помещений. начисление по нормативу платы за потребление КР на СОИ, игнорируя показания ОДПУ, означает требование оплаты за ресурсы, которые не потребляются.
Собственники жилых помещений в их доме принуждаются к осуществлению дополнительных платежей, что ничем не оправдано. Этим нарушаются их права как потребителей. Для восстановления этих прав необходимо произвести перерасчёт начислений КР на СОИ.
Расторгуев С.П. обращался в ТСН «Ярославский 10» с просьбой о перерасчёте начислений по показаниям ОДПУ, на что получил отрицательный ответ. В период времени с июля 2020 года по июнь 2021 года расчёт размера потребления КР на СОИ (электроэнергия) по нормативу определён ТСН «Ярославский 10».
Однако, средний показатель отношения КР на СОИ ОДПУ/КР на СОИ норматив показывает, что за 12 месяцев (период времени с июля 2020 года по июнь 2021 года) фактическое использование КР на СОИ (электроэнергия) по ОДПУ в ТСН «Ярославский 10» не превышает величину КР на СОИ по нормативу и в среднем составляет 0,453 от величины КР на СОИ по нормативу.
Это подтверждает, что средний уровень потребления КР на СОИ (электроэнергия) в ТСН «Ярославский 10» по показаниям ОДПУ является ниже, рассчитанной по нормативу величины КР на СОИ (Электроэнергия), и составляет в среднем 45,3 % от норматива. Доначисление за ноябрь 2020 года выполнено в графе «перерасчёт» в платёжном документе за декабрь 2020 года. ТСН «Ярославский 10» с ноября 2020 года по июнь 2021 года стало помесячно начислять плату за КР на СОИ по нормативу.
Излишне начислены относительно потребления КР на СОИ по ОДПУ доначисления до норматива, осуществлённые ТСН «Ярославский 10» согласно платёжным документам за период ноябрь 2020 – июнь 2021 годы и оплаченные Расторгуевым С.П. составляют 498 рублей 96 копеек. За период времени январь 2020 – октябрь 2020 годы ТСН «Ярославский 10» произвело доначисление платежей КР на СОИ до норматива единой суммой 462 рубля 68 копеек и выставило к оплате в платёжном документе за март 2021 года в графе «перерасчёт».
В этой связи, Расторгуев С.П. просил возложить на ТСН «Ярославский 10» обязанность произвести перерасчёт начисленной по нормативу платы за КР на СОИ за период с июля 2020 – июнь 2021 годы, июль 2019 – июнь 2020 годы по показаниям ОДПУ, а также зачесть начисленную переплату за не потреблённый коммунальный ресурс (электроэнергию) в размере 498 рублей 96 копеек в счёт будущих платежей за жилищно-коммунальные услуги, тогда как 462 рубля 68 копеек исключить из задолженности, подлежащей оплате, согласно платёжному документу за март 2021 года по графе «перерасчёт», при этом взыскать штраф в размере 249 рублей 48 копеек.
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ТСН «Ярославский 10» в лице председателя правления Черкасова А.В. оспаривает законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывает на обязательность к исполнению предостережения начальника управления «Жилищной инспекции Волгограда», которое было признано законным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в том числе путём размещения соответствующей информации на сайте Волгоградского областного суда (http://oblsud.vol.sudrf.ru раздел «Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения»), в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин не представили, в связи с чем, на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение спора в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав явившихся лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Из представленных материалов дела следует и установлено судом апелляционной инстанции, что Расторгуеву С.П. принадлежит на праве собственности <адрес>.
Указанный жилой дом оснащён общедомовыми приборами учёта (ОДПУ).
ТСН «Ярославский 10» осуществляет управление указанным многоквартирным домом (МКД).
В соответствии с платёжными документами ТСН «Ярославский 10» с ноября 2020 года осуществлено начисление платы коммунальных ресурсов на содержание общедомового имущества (КР на СОИ) за период январь 2018 года по настоящее время по нормативу потребления, значительно превышающему реальное потребление ресурсов в сопоставлении с показаниям ОДПУ.
Доначисление за ноябрь 2020 года выполнено в графе «перерасчёт» в платёжном документе за декабрь 2020 года.
ТСН «Ярославский 10» с ноября 2020 года по июнь 2021 года стало помесячно начислять плату за КР на СОИ по нормативу.
Доначисления потребления КР на СОИ до норматива, осуществлённые ТСН «Ярославский 10», согласно платёжным документам за период ноябрь 2020 – июнь 2021 годы и оплаченные Расторгуевым С.П. составляют 498 рублей 96 копеек.
За период с января – октябрь 2020 года ТСН «Ярославский 10» произвело доначисление платежей КР на СОИ до норматива единой суммой 462 рубля 68 копеек и выставило к оплате в платёжном документе за март 2021 года в графе «перерасчёт», которую Расторгуев С.П. не оплатил.
В соответствии со ст.249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
На основании ч.1 ст.39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, при условии, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.9.1).
Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, согласно части 9.2 приводимой нормы, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учёта (ОДПУ), исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчёта размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения МКД автоматизированной информационно-измерительной системой учёта потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется исходя из показаний этой системы учёта при условии обеспечения этой системой учёта возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в МКД решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД:
1) исходя из среднемесячного объёма потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, с проведением перерасчёта размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объёма потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в случае если МКД оснащён ОДПУ, размер расходов на оплату потреблённых коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации, с проведением перерасчёта размера таких расходов, исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из этого правила в ч.9.2 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации есть исключения:
1) если МКД оснащён автоматизированной информационно-измерительной системой учёта потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, обеспечивающей одномоментное снятие показаний, то начисление платы за коммунальные ресурсы производится исходя из показаний этой системы;
2) если общим собранием собственников помещений в МКД принято одно из двух решений об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, исходя из следующих величин:
среднемесячный объем потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, с проведением перерасчёта размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
объем потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу существующего правового регулирования, рассматриваемая плата рассчитывается как разница между показаниями ОДПУ и суммой показаний индивидуальных приборов учёта и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в МКД пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в МКД. Расчёт производится следующим образом: снимаются показания ОДПУ, считается объем услуг по индивидуальным счётчикам, находится разница между общим и индивидуальным потреблением, полученная разница сравнивается с нормативом потребления.
Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив, превышение оплачивает управляющая организация. Если разница меньше, то начисление производится по фактическому объёму потребления.
Таким образом, размер превышения объёма коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определённый исходя из показаний ОДПУ, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в МКД, оплачивает управляющая организация.
Как следует из материалов дела в рассматриваемом случае не производился перерасчёт размера платы за коммунальный ресурс (электроэнергия), необходимый в целях содержания общего имущества исходя из объёма потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ за 2017 год.
Таким образом, фактический объём КР на СОИ, использованный на содержание общего имуществав многоквартирном доме, ниже объёма, рассчитанного по нормативу потребления данных КР на СОИ и представленного к оплате.
Поскольку действующее законодательство допускает применение показаний общедомовых приборов учёта коммунальных ресурсов в случае, если объём фактического потребления таких ресурсов ниже установленного норматива потребления коммунальных услуг, отсутствие порядка перерасчёта КР на СОИ не должно приводить к нарушению прав граждан и неосновательному обогащению управляющей организации.
Судом первой инстанции, установив указанные обстоятельства, руководствуясь приведёнными нормами права, пришёл к выводам о возложении на товарищество обязанности произвести перерасчёт начисленной по нормативу платы за КР на СОИ за период с январь – декабрь 2020 года по показаниям ОДПУ, зачесть начисленную переплату за не потреблённый коммунальный ресурс (электроэнергию) в размере 146 рублей 94 копейки в счёт будущих платежей за жилищно-коммунальные услуги, исключив из задолженности, подлежащей оплате, в платёжном документе за март 2021 года в графе «перерасчёт» сумму в размере 462 рубля 68 копеек, тогда как в удовлетворении требований о перерасчёте начисленных сумм за 2021 год отказать, поскольку все перерасчёты производятся по итогам года, в связи с чем заявлены преждевременно и не влекут нарушения прав Расторгуева С.П.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда первой инстанции, судебная коллегии не усматривает, поскольку суд правильно определил круг существенных обстоятельств дела и дал надлежащую оценку доказательствам по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда первой инстанции мотивированы и последовательны, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Указание в жалобе апеллянта на предостережение начальника Управления жилищной инспекции Волгограда, послужившее основанием для производства перерасчёта платы, правильности выводов суда первой инстанции не опровергает, поскольку действующее законодательство допускает применение показаний общедомовых приборов учёта коммунальных ресурсов в случае, если объём фактического потребления таких ресурсов ниже установленного норматива потребления коммунальных услуг. Начисление по нормативу платы за потребление КР на СОИ, игнорируя показания ОДПУ, означает необоснованность оплаты за ресурсы, которые фактически не потреблялись.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к выражению несогласия с оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведённой судом первой инстанции в полном соответствии с нормами действующего законодательства, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену постановленного решения, о чём содержится просьба в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований его отмены по изложенным в апелляционной жалобе доводам, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г.Волгограда от 01 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ТСН «Ярославский 10» в лице председателя правления Черкасова Андрея Вячеславовича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции (г.Краснодар) через Советский районный суд г.Волгограда.
Председательствующий судья:
Судьи: