ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-303/19 от 29.10.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 2-303/2019 (33-4531/2019) Судья Землякова К.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Цветкова В.В.,

судей Гудковой М.В., Голубевой О.Ю.

при секретаре Воробьёвой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

29 октября 2019 года

по докладу судьи Гудковой М.В.

дело по апелляционной жалобе ФИО7

на решение Калининского районного суда Тверской области

от 18 июля 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования администрации города Твери к ФИО7 о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности удовлетворить.

Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности ФИО7 на нежилое здание - трансформаторную подстанцию общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером по адресу: по адресу: <адрес>

В удовлетворении встречных исковых требований ФИО7 к администрации города Твери, администрации МО Тверской области «Калининский район» о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности администрации города Твери на здание трансформаторной подстанции общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес> отказать»

Судебная коллегия

установила:

Администрация города Твери обратилась в суд с иском к ФИО7 о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом Тверской области вынесено решение, которым установлен факт владения ПАО «Ростелеком» имуществом, включающим в себя трансформаторную подстанцию по адресу: <адрес> Впоследствии данное имущество стало собственностью ФИО7

ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН зарегистрировано право собственности муниципального образования на здание трансформаторной подстанции
на основании решения Малого Совета Тверского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, решения Малого Совета Тверского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. Трансформаторная подстанция передана районом кабельной магистрали Министерства связи СССР в собственность Калининской Электросети ДД.ММ.ГГГГ. Калининская электросеть (Калининэнерго) на основании списка принадлежащих ей ТП и РП (здания), намеченных к передаче на баланс местных советов народных депутатов, передала в муниципальную собственность документарно указанную трансформаторную подстанцию, что подтверждается Решениями Малого Совета Тверского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, и непосредственно передала здание ТП в МУП «Тверьгорэлектро» по акту передачи электрических сетей от ДД.ММ.ГГГГ. Факт нахождения в собственности муниципального образования город Тверь и в хозяйственном ведении МУП «Тверьгорэлектро» подтверждается инвентарной карточкой учета объекта основных средств от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из реестра муниципальной собственности города Твери от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из перечня предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность города Твери, утвержденного Решением Малого Совета Тверского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности», выпиской из перечня предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность <адрес>, утвержденного Решением Малого Совета Тверского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов, имущества в муниципальную собственность города и районов». Согласно заключению кадастрового инженера ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ спорная трансформаторная подстанция внесена в инвентарный план административного здания ПАО «Ростелеком» информационно и не относилась к имуществу указанного общества, а, следовательно, не могла быть зарегистрирована за ПАО «Ростелеком» и впоследствии им отчуждена. Истец просит признать отсутствующим зарегистрированное право собственности ФИО7 на нежилое здание, наименование - трансформаторная подстанция, общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес> с кадастровым номером .

От ответчика ФИО7 поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что трансформаторная подстанция передана не в собственность, а на баланс. В перечне имущества, передаваемого в муниципальную собственность города Твери спорная трансформаторная подстанция не фигурирует. ФИО7 является добросовестным приобретателем и законным собственником трансформаторной подстанции.

Ответчик ФИО7 обратилась с встречным иском к администрации города Твери, администрации МО Тверской области «Калининский район» о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на трансформаторную подстанцию. Свои требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Ростелеком» и <данные изъяты>» заключен договор купли-продажи недвижимого имущества. Согласно договору, продавец передает покупателю следующие объекты недвижимости: техническое здание общей площадью <данные изъяты> кадастровый \А; склад горюче-смазочных материалов общей площадью <данные изъяты> кадастровый ; гараж общей площадью <данные изъяты> кадастровый \В; дизельную общей площадью <данные изъяты> кадастровый \Б; трансформаторную подстанцию общей площадью <данные изъяты> кадастровый Данные объекты недвижимости принадлежали продавцу на основании свидетельств о государственной регистрации права. В последующем между <данные изъяты>» и
ФИО7, ФИО1 заключен договор об отступном, согласно которому между <данные изъяты>» и ФИО1 ФИО7, установлены обязательственные отношения согласно договору целевого займа от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому <данные изъяты>», обязуется уплатить денежные средства в размере <данные изъяты> в течение восемнадцати дней с даты предоставления заемных средств «Заемщику».

Указанный заем предоставлялся «Заемщику» для цели приобретения вышеуказанных объектов у ОАО «Ростелеком». Обязательство по возврату денежных средств <данные изъяты> не исполнило. По соглашению сторон обязательство, по возврату указанного займа, прекращается предоставлением взамен исполнения отступного в виде передачи в собственность
ФИО7 и ФИО1 вышеуказанного имущества в следующем порядке: ФИО7: <данные изъяты> в праве на техническое здание общей площадью <данные изъяты>, кадастровый ; дизельная общей площадью <данные изъяты> кадастровый трансформаторная подстанция общей площадью <данные изъяты> кадастровый \Z; ФИО1<данные изъяты> в праве на техническое здание общей площадью <данные изъяты>, кадастровый гараж кадастровый , общей площадью <данные изъяты> склад горючесмазочных материалов общей площадью <данные изъяты> кадастровый

В дальнейшем ФИО7 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области для регистрации права собственности на объект капитального строительства - трансформаторная подстанция, площадью <данные изъяты> кадастровый \Z, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности на указанную трансформаторную подстанцию зарегистрировано за ФИО7

ФИО7 просит признать отсутствующим зарегистрированное право собственности администрации города Твери на здание трансформаторной подстанции общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером адресу: <адрес>.

От представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП «Тверьгорэлектро» поступил отзыв на встречное исковое заявление, в котором указано, что в постановлении арбитражного суда Северо-западного округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу № указано, что решение по данному делу не имеет преюдициального значения и не может служить основанием для безоговорочного признания права на трансформаторную подстанцию за ФИО7 Спорная трансформаторная подстанция принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Тверь. В удовлетворении встречных исковых требований просит отказать.

В судебном заседании представители истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) ФИО8 и ФИО9 поддержали требования первоначального иска по изложенным в нем доводам, в удовлетворении встречных исковых требований просили отказать.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО7 по первоначальному иску (истца по встречному иску) ФИО10 просил удовлетворить требования встречного иска по изложенным в нем доводам, в удовлетворении первоначальных исковых требований просил отказать по доводам, изложенным в отзыве.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП «Тверьгорэлектро» ФИО11 поддержал позицию, изложенную в первоначальном исковом заявлении, просил исковые требования первоначального иска удовлетворить по доводам, изложенным в иске, в удовлетворении встречных исковых требований просил отказать по доводам, изложенным в отзыве.

Иные лица, участвующие в деле, ответчик ФИО7, третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО7 просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований.

В обоснование требований жалобы ФИО7 указано, что спорная подстанция передана Калининской электросети не в собственность, как указывает администрация города Твери, а на баланс.

Администрация города Твери в подтверждение своих прав на спорную подстанцию необоснованно ссылается на Решение Малого Совета Тверского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в указанном документе в перечне имущества, передаваемого в муниципальную собственность города Твери, спорная трансформаторная подстанции не фигурирует. Факт нахождения имущества на балансе не является доказательством права собственности или законного владения. ФИО7 является добросовестным приобретателем указанной подстанции.

От МУП «Тверьгорэлектро» поступил отзыв на апелляционную жалобу ФИО7, в котором критикуются доводы жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФИО7 – ФИО10 поддержал требования апелляционной жалобы по указанным в ней основаниям.

Представитель истца Администрации города Твери – ФИО12 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы ФИО7, просила оставить решение суда без изменения.

Ответчик ФИО7, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП «Тверьгорэлектро», Администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

С учетом статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях, относительно жалобы, представления.

Изучив дело, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле и их представителей, рассматривая дело по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Судом установлено, что право собственности на трансформаторную подстанцию, площадью <данные изъяты> расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый зарегистрировано за ФИО7, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права , выпиской из ЕГРН.

Право собственности на указанную трансформаторную подстанцию возникло у ФИО7на основании договора об отступном от
ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между некоммерческим партнерством социальной, правовой и профессиональной поддержки работников правоохранительных органов, специальных служб и армейских подразделений «<данные изъяты>» (Должник) и ФИО7, ФИО1Кредитор), акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

Между Кредитором и Должником установлены обязательственные отношения согласно договору целевого займа от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с указанным договором Должник принял на себя обязательство совершить в пользу Кредиторов следующие действия: уплатить указанную в договоре сумму денег в размере <данные изъяты> в течение восемнадцати дней с даты предоставления заемных средств Заемщику (п. 1 Договора об отступном).

Обязательство, указанное в п. 1 настоящего договора, Должником не исполнено (п.2 Договора об отступном).

В соответствии с п. 3 Договора об отступном, по соглашению сторон обязательство, указанное в п. 1 настоящего соглашения, прекращается предоставлением взамен исполнения отступного в виде передачи в собственность Кредитору недвижимого имущества, а именно:

- техническое здание - общей площадью <данные изъяты> кадастровый
/А;

- склад горюче-смазочных материалов общей площадью <данные изъяты>кадастровый /Г;

- гараж - общей площадью <данные изъяты> кадастровый /В;

- дизельная - общей площадью <данные изъяты> кадастровый номер

- трансформаторная подстанция - общая площадь <данные изъяты>
кадастровый /Z.

В соответствии с п. 6 Договора об отступном, переходит в собственность Кредиторов с момента государственной регистрации настоящего договора, в следующем порядке:

ФИО7:

- <данные изъяты> в праве на техническое здание – общей площадью <данные изъяты> кадастровый /А;

- дизельная - общей площадью <данные изъяты> - кадастровый /Б;

- трансформаторная подстанция - общая площадь <данные изъяты> кадастровый /Z.

ФИО1

- <данные изъяты> в праве на техническое здание – общей площадью <данные изъяты> кадастровый /А;

- гараж - общей площадью <данные изъяты>, кадастровый /В;

- склад горюче-смазочных материалов общей площадью <данные изъяты> кадастровый /Г.

Названные объекты принадлежат, как указано в договоре, Должнику на праве собственности на основании Договора купли-продажи от
ДД.ММ.ГГГГ, Передаточного Акта от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ОАО «Ростелеком» (Продавец) и <данные изъяты> (Покупатель), Продавец обязуется передать в собственность Покупателя, а Покупатель обязуется принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего договора следующее недвижимое имущество, принадлежащее Продавцу на праве собственности, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> техническое здание, общей площадью <данные изъяты> кадастровый /А,; склад горюче-смазочных материалов, общей площадью <данные изъяты> кадастровый /Г; гараж, кадастровый /В, общей площадью <данные изъяты> кв.м; дизельная - общей площадью <данные изъяты> кадастровый /Б; трансформаторная подстанция - общая площадь <данные изъяты> кадастровый /Z.

Указанная собственность, согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит ОАО «Ростелеком» на основании решения Арбитражного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по заявлению ОАО «Ростелеком» об установлении факта, имеющего юридическое значение, установлен факт владенияОткрытым акционерным обществом международной и междугородной электрической связи «Ростелеком» на праве собственности имущественным комплексом (производственной базой), расположенным по адресу: д<адрес>, кадастровый в составе: техническое здание, площадью <данные изъяты> коридоры общего пользования (лит. «А»); дизельная, площадь <данные изъяты> (лит. «Б»); гараж, площадь <данные изъяты>лит. «В»); склад горюче-смазочных материалов, (лит. «Г»); трансформаторная подстанция (лит. «Z»).

Право собственности ОАО «Ростелеком» на указанную трансформаторную подстанцию зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации .

Согласно общедоступным сведениям с сайта о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, <данные изъяты> прекратило свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью
<данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, изъят из земель постоянного (бессрочного пользования) ОАО «Ростелеком» и передан ФИО7, ФИО1 в аренду сроком на одиннадцать месяцев для обслуживания технического участка, категории земель - земли промышленности. Администрацией с ФИО1 и ФИО7 заключен договор аренды указанного земельного участка, с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты>.

В дальнейшем земельный участок с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> постановлением администрации Калининского района Тверской области от
ДД.ММ.ГГГГ предоставлен ФИО1 и ФИО7 в общую долевую собственность (по <данные изъяты>). На основании указанного постановления заключен договор купли-продажи земельного участка, согласно которому продавец обязуется передать в общую долевую собственность (по <данные изъяты>), а Покупатели принять в общую долевую собственность (по <данные изъяты>) и оплатить по цене и на условиях настоящего договора земельный участок с кадастровым номером находящийся по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>

Право долевой собственности ФИО7 и ФИО1 на указанный земельный участок зарегистрировано на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, судом установлено, что за ФИО7 зарегистрировано право собственности на трансформаторную подстанцию, площадью <данные изъяты> расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый /Z ).

Право собственности на ту же трансформаторную подстанцию зарегистрировано в ЕГРН за муниципальным образованием город Тверь.

За муниципальным образованием город Тверь право собственности на здание трансформаторной подстанции с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрировано на основании Решения малого Совета Тверского городского Совета народных депутатов от
ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности», Решения Малого Совета Тверского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов, имущества в муниципальную собственность города и районов», что подтверждается выпиской из ЕГРН, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Непосредственно здание <данные изъяты> передано в МУП «Тверьгорэлектро» по акту передачи электрический сетей от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выпискам из Перечня предприятий, имущества, передаваемого в муниципальную собственность г. Твери, утвержденного Решением Малого Совета Тверского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов, имущества в муниципальную собственность города и районов», Решения малого Совета Тверского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности» в составе муниципальной собственности муниципального образования города Тверь находится Межрайонное предприятие электрических сетей «Тверьгорэлектро» (.5), трансформаторная подстанция ().

Трансформаторная подстанция эксплуатируется МУП «Тверьгорэлектро».

Основным видом деятельности МУП «Тверьгорэлектро» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, как следует из выписки из ЕГРЮЛ в отношении МУП «Тверьгорэлектро».

ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Ростелеком» подписало акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности, подтвердив принадлежность здания МУП «Тверьгорэлектро».

Данная трансформаторная подстанция расположена на земельном участке с кадастровым номером , адрес: <адрес>, <адрес>.

Земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> площадью
<данные изъяты> предоставлен в аренду Муниципальному унитарному межрайонному предприятию электрических сетей «Тверьгорэлектро», что подтверждается выпиской из ЕГРН на данный земельный участок.

МУП «Тверьгорэлектро» обратилось на имя председателя комитета по управлению имуществом администрации МО Тверской области «Калининский район» с заявлением, в котором просило провести комплекс землеустроительных и кадастровых работ, направленных на формирование земельного участка под ТП, для последующего предоставления земельного участка в аренду, ссылаясь на то обстоятельство, что
МУП «Тверьгорэлектро» передано и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения здание трансформаторной подстанции с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> Указанная трансформаторная подстанция находится на земельном участке в кадастром квартале . Учитывая, что земельный участок под ТП не имеет определенных границ и присвоенного кадастрового номера, предприятие просило сформировать земельный участок под указанную выше ТП.

Постановлением администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом постановления от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ, предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка муниципальному унитарному межрайонному предприятию электрических сетей «Тверьгорэлектро» площадью <данные изъяты> и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты>, находящегося по адресу: <адрес>, расположенного в территориальной зоне - производственные зоны объектов V класса по санитарной классификации (П-2), образованного из земель кадастрового квартала , с разрешенным использованием - «коммунальное обслуживание».

МУП «Тверьгорэлектро» обратилось на имя председателя комитета по управлению имуществом администрации МО Тверской области «Калининский район» с заявлением, в котором просило предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, под здание трансформаторной подстанции в порядке, предусмотренном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Тверской области «Калининский район» (Арендодатель) и муниципальным унитарным межрайонным предприятием электрических сетей «Тверьгорэлектро» (Арендатор) на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных документов, на основании постановления администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории» (с изменением от ДД.ММ.ГГГГ) заключен Договор аренды , согласно которому Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером , площадью
<данные изъяты>, имеющий адресный ориентир: <адрес>. Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования «коммунальное обслуживание» (п. 1.1. Договора аренды).

На участке имеется: здание трансформаторной подстанции (п.1.2. Договора аренды). Срок аренды участка устанавливается с
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п.2.1. Договора аренды).

К трансформаторной подстанции подходит кабельная линия , кадастровый , назначение сооружение электроэнергетики, протяженность <данные изъяты>, адрес местонахождения объекта: тверская область, г. Тверь, от <адрес>) до <данные изъяты> (<адрес>) по территории производственной базы (<адрес>), находящаяся в собственности муниципального образования города Тверь, на основании Решения малого Совета Тверского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности», Решения Малого Совета Тверского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов, имущества в муниципальную собственность города и районов», что подтверждается выпиской из ЕГРН, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных МУП «Тверьгорэлектро» документов следует, что трансформаторная подстанция <данные изъяты> кабельная линия <данные изъяты> и кабельный вывод из ТП <данные изъяты> на воздушную линию, принадлежащую <данные изъяты> приняты в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, сданы на баланс Калининской электросети, с ДД.ММ.ГГГГ включаются под напряжение, что подтверждается актом приемки в эксплуатацию, составленным ДД.ММ.ГГГГ представителями заказчика <данные изъяты>, представителями Калининской электросети.

Трансформаторная подстанция передана районом кабельной магистрали Министерства связи СССР Калининской электросети ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ директором Электросети ФИО3, о том, что представитель района
кабельной магистрали Министерства связи СССР ФИО6 и представитель Калининской электросети начальник РГС ФИО2 на основании письма начальника ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения директора Калининской электросети ФИО3, что первый сдал с баланса Района кабельной магистрали Министерства связи СССР, а второй принял на баланс Электросети трансформаторный пункт (УП за <адрес> а именно здание ТП, <данные изъяты> два силовых трансформатора мощностью 100 <адрес> мощностью 50<адрес>, кабельную линию от п/ст.4 до ТП <данные изъяты> длиною <данные изъяты> кабельный ввод от ТП <данные изъяты>.

У МУП «Тверьгорэлектро» имеется паспорт на ТП <данные изъяты> оформленный Калининэнерго, с указанием схемы подключения, с характеристикой оборудования, сведениями о проведении испытаний оборудования в
ДД.ММ.ГГГГ году, о проведении ремонта, технического освидетельствования, последнее из которых проведено в ДД.ММ.ГГГГ.

До разграничения государственной собственности и начала реформирования электроэнергитической отрасли возводимые в рамках осуществления нового технологического присоединения потребителей, а также эксплуатируемы энергообъекты находились в ведении электросетевых и электроснабжающих организаций, которыми являлись на территории <адрес>

Калининская электросеть (Калининэнерго) на основании списка принадлежащих ей ТП и РП, намеченных к передаче на баланс местных ФИО4 народных депутатов, передала в муниципальную собственность документарно указанную транформаторную подстанцию и непосредственно передала здание ТП <данные изъяты> в МУП «Тверьгорэлектро».

В списке ТП и РЦ, принадлежащих Калининским электросетям, намеченных к передаче на баланс местных Советов народных депутатов, указана трансформаторная подстанция <данные изъяты>.

Согласно решению Малого Совета Тверского городского
Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности» с целью пообъектного состава муниципальной собственности в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-рп, совет утвердил представленный Комитетом по управлению имуществом города перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность в соответствии с приложением к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В перечень предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность города Твери, утвержденных указанным решением включено в разделе «жилищно-коммунальное хозяйство» Межрайонное предприятие электрический сетей «Тверьгорэлектро», в том числе производственная база, стоимость основных фондов на ДД.ММ.ГГГГ составляла
<данные изъяты> рублей.

Решением Малого Совета Тверского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов, имущества в муниципальную собственность города и районов» в соответствии с Положением «Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности», утвержденного Распоряжением Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-рп, Малый Совет утвердил представленные Перечни объектов муниципальной собственности городов и районов, в том числе города Твери, предписано осуществить пообъектную регистрацию имущества в реестре муниципальной собственности. В перечень предприятий, передаваемых в муниципальную собственность города Твери, утвержденных указанным решением включено в разделе «жилищно-коммунальное хозяйство» Межрайонное предприятие электрический сетей «Тверьгорэлектро», в том числе производственная база, стоимость основных фондов на ДД.ММ.ГГГГ составляла <данные изъяты>.

Согласно инвентарной карточке на здание трансформаторной подстанции , ДД.ММ.ГГГГ, здание относится к основным средствам МУП «Тверьгорэлектро».

Представленными МУП «Тверьгорэлектро» документами, подтверждается тот факт, что данное предприятие осуществляет эксплуатацию указанной ТП <данные изъяты>

Как следует из заключения кадастрового инженера ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведенного обследования земельного участка с кадастровым номером , адрес: <адрес> объекта капитального строительства с кадастровым номером адрес: <адрес>, и дальнейшего сопоставления результатов обследования со сведениями единого государственного реестра недвижимости установлено, что согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости в пределах земельного участка с кадастровым номером расположен объект капитального строительства – здание с кадастровым номером . Земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> относится к категории земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения»; имеет вид разрешенного использования «коммунальное обслуживание»; предоставлен в аренду Муниципальному унитарному межрайонному предприятию электрических сетей «Тверьгорэлектро». Одноэтажное кирпичное нежилое здание с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> наименование «здание трансформаторной подстанции » принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Тверь, обслуживается Муниципальным унитарным межрайонным предприятием электрических сетей «Тверьгорэлектро». Трансформаторная подстанция является действующей. К указанной трансформаторной подстанции подходит сооружение с кадастровым номером - Кабельная линия 6 <данные изъяты>, адрес: <адрес>, от <данные изъяты><адрес> до <данные изъяты><адрес>) по территории производственной базы (<адрес>). Данное сооружение также принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Тверь, обслуживается Муниципальным унитарным межрайонным предприятием электрических сетей «Тверьгорэлектро». Иных объектов капитального строительства в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не обнаружено. Обследуемые объекты недвижимости расположены в пределах территории, огороженной бетонным забором, свободный доступ на указанную территорию не обеспечен. Помимо трансформаторной подстанции на указанной территории расположены иные нежилые здания, иных трансформаторных подстанций обнаружено не было. Изучив инвентарный план на земельный участок «Отделение союзной сети магистральных связей и телевидения № <адрес>», входящий в состав технического паспорта на административное здание, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый инженер установил, что на плане обозначено местоположение строений относительно ограждения территории, обозначения строений, их размеры по наружным стенам, высота. Строение, которое в соответствии с инвентарным планом примыкает к западной части ограждения и имеет размеры 4,80 м на 5,90 м соответствует фактическому местоположению трансформаторной подстанции . В соответствии с пунктом 4.8 Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения (утверждены Росжилкоммунсоюзом ДД.ММ.ГГГГ) каждому строению, пристройке и сооружению присваивается литер. Основные строения литеруются заглавными буквами русского алфавита А, Б, В и т.д. (кроме использования литера Г. предназначенного для служебных строений и сооружений). Пристройки, подвал, цокольный этаж, утепленные мезонин, мансарда и светелка литеруются заглавными буквами русского алфавита того основного строения, в составе которого они расположены, с добавлением цифрового значения их номера по порядку описи: Al, A2 или Б4, 1>5 и т.д. Холодная пристройка литеруется строчными буквами русского алфавита соответственно литеру основного строения: al, a2 или б1, б2 и т.д. Служебные строения и сооружения литеруются заглавной буквой Г с добавлением цифрового обозначения номера по порядку описи: Г1, Г2 и г.д. Ворота, заборы и дворовые замощения литеруются римскими цифрами: I, II, 111 и т.д. На плане указываются наименование улиц и проездов, размеры, высоты и адресные номера строений. Материал, этажность и назначение строений отражается сокращенно (например, 5КЖ). Строение, которое в соответствии с инвентарным планом примыкает к западной части ограждения и имеет размеры 4,80 м на 5,90 м не обозначено заглавной буквой русского алфавита, на плане не указана его высота, материал, этажность и назначение. Указанное строение обозначено символом Z. Данное обстоятельство дает основания полагать, что строение, обозначенное на инвентарном плане символом Z, отображено информационно и не входит в состав объекта «административное здание», в отношении которого составлен технический паспорт.

Таким образом, представленными в дело доказательствами подтверждено, что трансформаторная подстанция была создана в ДД.ММ.ГГГГ, введена в эксплуатацию и передана на баланс Калининской Электросети,и в дальнейшем передана на баланс МУП «Тверьгоэлектро» и относится к основным фондам данного муниципального предприятия. В составе имущественного комплекса указанного предприятия названными решениями Советов народных депутатов данная трансформаторная подстанция передана в муниципальную собственность муниципального образования город Тверь, включена в реестр муниципальной собственности.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, содержание Решения малого Совета Тверского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, Решения малого Совета Тверского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ подтверждают факт передачи спорной трансформаторной подстанции в составе имущественного комплекса предприятия электрических сетей в муниципальную собственность.

Решением Калининского районного суда Тверской области
от ДД.ММ.ГГГГ по делу , оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что настоящее время право собственности на один и тот же объект недвижимости - трансформаторная подстанция, расположенная по адресу: <адрес>, зарегистрировано за разными лицами: за муниципальным образованием город Тверь под кадастровым номером и за ФИО7 под кадастровым номером ). Трансформаторная подстанция эксплуатируется МУП «Тверьгорэлектро», к ней подходит кабельная линия, находящаяся в ведении МУП «Тверьгорэлектро», с использованием данных объектов осуществляется подача энергии в населенные пункты города и района.

Согласно статье 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В соответствии с частью 2 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.

Администрация города Твери и ФИО7 участвовали в рассмотрении дела, по результатам которого постановлено решение Калининского районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не вправе в настоящем процессе оспаривать установленные указанным решение факты и правоотношения.

С учетом указанных норм, суд первой инстанции при разрешении настоящего дела, в которой участвуют и Администрация города Твери, и ФИО7 правомерно исходил из установленного указанным решением факта регистрации права собственности сторон на одно и тоже здание трансформаторной подстанции.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы
ФИО7, в которых она указывает на недоказанность Администрацией города Твери возникновения права муниципальной собственности города Твери на трансформаторную подстанцию, не могут быть приняты во внимание.

Разрешая исковые требования администрации города Твери и встречные исковые требования ФИО7, суд первой инстанции руководствуясь Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», разъяснениями, которые даны Верховным Судом Российской Федерации в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», исходил из того, что право собственности муниципального образования город Тверь на трансформаторную подстанцию возникло в ДД.ММ.ГГГГ, муниципальное образование владеет данным имуществом, передав его для эксплуатации в МУП «Тверьгорэлектро», из муниципальной собственности не выбывало, в связи с чем обоснованно сделал вывод об удовлетворении исковых требований администрации города Твери и об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО7

Судебная коллегия данные выводы суда первой инстанции полагает правильными и не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В силу пункта 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, выбранный способ должен вести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим и.

Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.

Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.

Иск об отсутствии права имеет узкую сферу применения и не может заменять собой виндикационный, негаторный или иные иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами. Разрешение данного вопроса зависит о того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.

Иск о признании права отсутствующим может быть удовлетворен судом в случае, если истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРН.

При избрании способа защиты путем признания права отсутствующим запись в ЕГРН должна нарушать права истца, то есть истец должен обладать аналогичным с ответчиком правом в отношении объекта имущественных прав, поскольку в противном случае признание права ответчика отсутствующим не восстановит нарушенные права истца.

Как следует из материалов дела, право собственности на объект недвижимости - трансформаторная подстанция, расположенная по адресу: <адрес>, зарегистрировано за разными лицами: за ФИО7 под кадастровым номером (сведения внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ), и за муниципальным образованием город Тверь под кадастровым номером (сведения внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно представленным сведениям, у муниципального образования город Тверь право собственности возникло на основании Решения малого Совета Тверского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, Решения малого Совета Тверского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в редакции действовавшей с момента введения закона в действие, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.

То обстоятельство, что государственная регистрация права муниципального образования на указанное имущество произведена
ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о том, что права собственности у муниципального образования на спорное имущество до момента регистрации не имелось.

Право собственности ФИО7 на трансформаторную подстанцию зарегистрировано на основании договора об отступном от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном с организацией, приобретшей права на имущество у ОАО «Ростелеком», зарегистрировавшего свои права на трансформаторную подстанцию на основании решении Арбитражного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение Арбитражного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения настоящего дела в силу части 3
статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации преюдициального значения не имеет, поскольку администрация города Твери не участвовала в рассмотрении данного дела.

Как следует из содержания решения, в качестве заинтересованного лица привлекался только Комитет по управлению имуществом Тверской области, который сообщил, что указанное имущество в реестре федеральной собственности не значится.

Принимая во внимание, что право собственности муниципального образования город Тверь на спорное здание трансформаторной подстанции возникло в ДД.ММ.ГГГГ, то есть возникло раньше, чем у правопредшественника ФИО7, обратившегося в суд с заявлением об установлении факта владения имуществом, в том числе трансформаторной подстанцией, на праве собственности, а так же то, что решение Арбитражного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения настоящего дела преюдициального значения не имеет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что право собственности ФИО7 на спорное имущество зарегистрировано неправомерно.

Доводы жалобы о том, что ФИО7 является добросовестным приобретателем, не могут служить основанием к отмене решения суда.

Оснований для признания ФИО7 добросовестным приобретателем и отказа на этом основании в удовлетворении исковых требований администрации города Твери не имеется.

Согласно пункту 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Спорная трансформаторная подстанции с момента передачи ее в муниципальную собственность находилась во владении муниципального образования город Тверь, которое эксплуатировало ее посредствам муниципального унитарного предприятия.

ФИО7, зарегистрировав свое право собственности на данное имущество на основании сделки, проявив должную осмотрительность могла узнать о том, что сделку в отношении этого имущества она совершает с лицом, которое не имело право отчуждать данное имущество.

Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Из материалов дела следует, что здание трансформаторной подстанции создано в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем данное имущество находилось в государственной собственности.

Право на данное имущество, являвшееся государственной собственностью, могло возникнуть у коммерческой организации на основании сделки, в том числе в порядке приватизации.

Согласно статье 2 Закон РСФСР от 24 декабря 1990 года № 443-1 «О собственности в РСФСР» право собственности в РСФСР возникает в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РСФСР. Право собственности в РСФСР признается и охраняется законом.

Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

Собственник может передавать свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом другому лицу, использовать имущество в качестве предмета залога или обременять его иным способом, передавать свое имущество в собственность или управление другому лицу, а также вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону. Он может использовать имущество для осуществления любой предпринимательской или иной деятельности, не запрещенной законом.

Имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций).

Объектами права собственности могут быть предприятия, имущественные комплексы, земельные участки, горные отводы, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, деньги, ценные бумаги, другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения, а также продукты интеллектуального и творческого труда.

В статье 20 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года
№ 443-1 «О собственности в РСФСР» было установлено, что государственная собственность в РСФСР выступает в виде федеральной собственности и собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев и областей.

Распоряжение и управление государственным имуществом осуществляют соответствующие Советы народных депутатов и уполномоченные ими государственные органы.

Положения настоящего Закона применяются к находящейся на территории РСФСР общесоюзной государственной собственности, государственной собственности других союзных республик и входящих в их состав республик, автономных областей, автономных округов, краев и областей.

В статье 23 указанного Закона предусматривалось, что в муниципальной собственности района, города и входящих в них административно - территориальных образований находятся имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, жилищный фонд, нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно - канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, городского электрического транспорта, объекты внешнего благоустройства) и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание потребителей и находящиеся на территории Советов народных депутатов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о местном самоуправлении.

В муниципальной собственности района, города и входящих в них административно - территориальных образований могут находиться предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные, строительные и другие предприятия, имущественные комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное имущество, необходимое для экономического и социального развития и выполнения других задач, стоящих перед соответствующими административно - территориальными образованиями в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.

Распоряжение и управление муниципальной собственностью осуществляют соответствующие местные Советы народных депутатов и органы местного самоуправления.

В статье 24 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года
№ 443-1 «О собственности в РСФСР» было предусмотрено, что имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью и закрепленное за государственным или муниципальным предприятием, принадлежит предприятию на праве полного хозяйственного ведения. Имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью и закрепленное собственником за учреждением, состоящим на государственном или муниципальном бюджете, находится в оперативном управлении этого учреждения.

В статье 25 указанного Закона была предусмотрена возможность приватизации государственного и муниципального имущества, устанавливалось, что предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, могут быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.

Организационно - правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий устанавливались Законом Российской Федерации от 03 июля 1991 года
№ 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 03 июля 1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.

Как следует из имеющихся в деле документов Открытое акционерное общество междугородней и международной электрической связи «Ростелеком» зарегистрировано Московской регистрационной платой
ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Уставу Открытого акционерного общества междугородней и международной электрической связи «Ростелеком» (первоначальное наименование Акционерное общество открытого типа междугородней и международной электрической связи «Ростелеком») данное общество учреждено в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 03 июля 1991 года № 1531-1 с изменениями внесенными Законом Российской Федерации от 05 июня 1992 года, Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 года, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 июля 1992 года № 2980-1.

Доказательств того, что при приватизации ОАО «Ростелеком», трансформаторная подстанция была передана акционерному обществу согласно плану приватизации, как и доказательств того, что в дальнейшем данное имущество приобретено указанным обществом на основании сделки, в деле не имеется.

Факт владения имуществом - трансформаторной подстанцией установлен решением арбитражного суда по делу, к рассмотрению которого муниципальное образование город Тверь, представляющая его администрация города Твери, не привлекались.

Из технического паспорта на административное здание в <адрес>, инвентарный составленного первоначально по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, уточнявшегося ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, следует, что объект находился в государственной собственности в ведении отделения союзной сети магистральных связей и телевидения , в составе объекта имелись: основное здание литер А, построено в ДД.ММ.ГГГГ, дизельная лит Б, построенная в ДД.ММ.ГГГГ году, гараж литер В, возведенный в ДД.ММ.ГГГГ году. Имелся склад ГСМ литер Г.

Из технического паспорта следует, что в состав данного объекта сведения об объекте литер Z - трансформаторная подстанция в технический план внесены лишь ДД.ММ.ГГГГ, дата постройки объекта не указана.

При этом, как следует из имеющихся в деле документов, трансформаторная подстанция, не входила в состав объекта кабельной магистрали, и еще в ДД.ММ.ГГГГ была передана представителем района кабельной магистрали Министерства связи СССР Калингорэлектро.

Оснований для включения трансформаторной подстанции в состав объектов административного здания в <адрес>, инвентарный , не имелось.

Во исполнение требований Законов РСФСР «О собственности РСФСР» и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», с целью ускорения процессов приватизации Верховным Советом Российской Федерации было принято Постановление от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», которым устанавливалось, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности (пункт 1); объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах) (пункт 2); объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Согласно приложению № 3 к указанному Постановлению в связи с разграничением государственной собственности в Российской Федерации в муниципальную собственность передавались из государственной собственности: жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении; объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов; другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

Решения Малых Советов Советов народных депутатов, на основании которых зарегистрировано право собственности муниципального образования города Тверь на трансформаторную подстанцию , изданы в исполнение указанного Постановления.

Располагая сведениями о том, что приобретаемый ею объект, создан в 1964 году, в связи с чем право на него ОАО «Ростелеком» в силу указанных норм закона могло быть приобретено только на основании сделки приватизации государственного имущества или иной сделки по отчуждению данного имущества собственником, на совершение такой сделки при обращении в суд за установлением факта общество не ссылалось, муниципальное образование, у которого в силу разграничения государственной собственности, возникало право на это имущество, к участию в деле об установлении факта владения имуществом на праве собственности не привлекалось, ФИО7 могла и должна была предвидеть, что право собственности у данного общества не возникло, а соответственно, ее зарегистрированное на это имущество может быть оспорено собственником.

Согласно статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Муниципальное образование город Тверь трансформаторную подстанцию не отчуждало, от прав на нее не отказывалось, владеет данным имуществом на праве собственности.

Зарегистрированное за ФИО7 право на данную трансформаторную подстанцию нарушает право муниципального образования город Тверь на данное имущество.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, установил их достаточно полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую правовую оценку по правилам, предусмотренным положениями статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и постановил решение в соответствии с подлежащими применению нормами материального права, на которые обоснованно сослался в решении, с соблюдением норм процессуального права.

Все доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к позиции, ранее занятой при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом первой инстанции дана мотивированная оценка, соответствующая материалам дела и нормам действующего законодательства, не согласиться с которой оснований судебная коллегия не имеет. Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и потому не могут служить основанием к отмене постановленного судом решения.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену решения суда, не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Калининского районного суда Тверской области от 18 июля
2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО7 – без удовлетворения.

Председательствующий: В.В. Цветков

Судьи: М.В. Гудкова

О.Ю. Голубева