ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3058/20 от 08.02.2021 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Блейз И.Г. Дело № 2-3058/2020

(первая инстанция)

№ 33-407/2021

(апелляционная инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Севастополь 08 февраля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего, судьи - Григоровой Ж.В.,

судей - Козуб Е.В., Сулеймановой А.С.,

при секретаре - Осколович Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционное представление прокурора Ленинского района города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 14 октября 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению Прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Севастопольэнерго», Бочановой Н. М., третье лицо Управление Федеральной службы судебных приставов России по городу Севастополю об обязании прекратить трудовой договор,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района города Севастополя в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к ответчику ООО «Севастопольэнерго» о возложении на ответчика обязанности прекратить трудовой договор от 26.09.2018 года № мэ0000698, заключенный между ООО «Севастопольэнерго» и Бочановой Н.М., немедленно после вступления решения суда в законную силу, мотивируя исковые требования тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что Бочанова Н.М. 18 сентября 2018 года принята на должность судебного пристава-исполнителя в ОСП по Ленинскому району УФССП России по г. Севастополю, приказом от 21 сентября 2018 года №771-к уволена с занимаемой должности. Приказом генерального директора ООО «Севастопольэнерго» от 26 сентября 2018 года №355-Л Бочанова Н.М. принята на должность инспектора отдела кадров и с ней заключен трудовой договор от 26 сентября 2018 года № мэ0000698. Согласно информации УФССП России по г. Севастополю от 28 февраля 2020 года № 92909/20/332, сведения о новом трудоустройстве Бочановой Н.М. из ООО «Севастопольэнерго» не поступали. Таким образом, трудоустройство Бочановой Н.М. произведено в нарушение требований ст. 64.1 ТК РФ и 12 Федерального закона от 25.12.2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

17 сентября 2020 года Гагаринским районным судом г. Севастополя протокольно к участию в деле привлечены соответчиком Бочанова Н.М., третьим лицом Управление Федеральной службы судебных приставов России по городу Севастополю.

Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 14 октября 2020 года отказано в удовлетворении искового заявления прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах Российской Федерации к ООО «Севастопольэнерго», Бочановой Н. М. о прекращении трудового договора.

Прокурором Ленинского района города Севастополя подано апелляционное представление, просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционного представления указывает, что работник Бочанова Н.М., как и ответчик ООО «Севастопольэнерго», не сообщили о факте предыдущей службы, нарушив обязанность, предусмотренную ч. 2 и 3 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, и ограничение ст. 12 Федерального закона №273-ФЗ, ответчиками были нарушены правила заключения трудового договора, что исключает возможность продолжения работы. Не соглашаясь со ссылками в обжалуемом судебном акте о том, что Бочанова Н.М. работала в должности судебного пристава-исполнителя всего три дня, прокурор указывает, что данное обстоятельство не освобождает работника от обязанности исполнять требования законодательства о противодействии коррупции и трудового законодательства Российской Федерации. Районным судом не была дана правовая оценка не сообщение Бочановой Н.М. новому работодателю ООО «Севастопольэнерго» о прохождении ранее государственной службы. Ссылаясь на положение ст. 12 Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции, прокурор полагает, что спорные правоотношения не являются частноправовыми, где допускается усмотрение работодателя при применении мер ответственности.

Ответчиком ООО «Севастопольэнерго» поданы письменные возражения на апелляционное представление, в которых указывает на законность судебного акта, просит в удовлетворении апелляционного представления отказать.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Ведмидь А.И. доводы апелляционного представления поддержала, просила отменить решение районного суда и принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель ответчика Липтуга И.В. возражал против удовлетворения апелляционного представления, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта районного суда.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик Бочанова Н.М., представитель третьего лица Управления Федеральной службы судебных приставов России по городу Севастополю не явились, о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционного представления извещены надлежащим образом, в соответствии с правилами ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., доводы прокурора, возражения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов апелляционного представления в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения районного суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора.

В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Такие основания для отмены решения суда имеются.

Судебным разбирательством установлено, что Бочанова Н.М. 18 сентября 2018 года принята на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району Управления федеральной службы судебных приставов по Севастополю.

19 сентября 2018 года с Бочановой Н.М. заключен служебный контракт №57 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, которым определена дата начала исполнения должностных обязанностей - 19 сентября 2018 года.

18 сентября 2018 года Бочанова Н.М. ознакомлена с должностным регламентом судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю.

Приказом от 21 сентября 2018 года №771-к служебный контракт с Бочановой Н.М. расторгнут по инициативе гражданского служащего.

Приказом ООО «Севастопольэнерго» от 26 сентября 2018 года №355-Л Бочанова Н.М. принята на должность инспектора отдела кадров отдела кадров и администрирования, с работником заключен трудовой договор №мэ0000698 от 26 сентября 2018 года.

Согласно информации УФССП России по г. Севастополю от 28 февраля 2020 года №92909/20/332, поступившей на запрос прокуратуры в рамках проведения проверки, сведения о новом трудоустройстве Бочановой Н.М. из ООО «Севастопольэнерго» не поступали.

В трудовой книжке на имя Бочановой Н.М. сведения о трудоустройстве ответчика в Отделе судебных приставов по Ленинскому району Управления федеральной службы судебных приставов по Севастополю отсутствуют.

Из пояснений Бочановой Н.М. от 29.04.2020 года, данных в рамках прокурорской проверки, следует, что ответчик с 18.09.2018 года по 21.09.2018 года находилась на должности федеральной государственной службы судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району УФССП по Севастополю, в том числе, подписывала служебный контракт от 19.09.2019 года №57 о прохождении государственной гражданской службы с руководителем Управления. Указывает, что о том, что была государственным служащим не знала, т.к. проходила стажировку. Трудовая книжка была предоставлена в ОСП по Ленинскому району УФССП по Севастополю, почему в ней отсутствует запись о трудоустройстве Бочановой Н.М. неизвестно. При приеме на работу в ООО «Севастопольэнерго» информацию о замещении должности государственной службы работодателю не сообщила.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района города Севастополя, исходя из того, что Бочанова Н.М. была принята на работу в ОСП по Ленинскому району УФССП России по г. Севастополю, тогда как ООО «Севастопольэнерго» расположено на территории Гагаринского района г. Севастополя, находилась на должности всего три дня, отсутствуют основания полагать, что Бочанова Н.М. осуществляла какие-либо управленческие функции в отношении ООО «Севастопольэнерго».

Однако, с такими выводами суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия, исходя из следующего.

В силу пункта 11 части 1 статьи 77 ТК Российской Федерации основаниями прекращения трудового договора являются, в том числе, нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).

Согласно части 1 статьи 84 ТК Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы. В частности, в соответствии с абзацем пятым этой статьи трудовой договор прекращается в случае заключения трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы.

В ч. 1 ст. 64.1 ТК РФ предусмотрено, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в п. 3.1 ст. 17 содержит аналогичные положения, в силу которых гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ).

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ).

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином (ч. 3 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ).

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ).

Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ).

Проверка соблюдения гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 6 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ).

Указом Президента РФ от 21.07.2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" в п. 1 установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. N 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. N 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы:

а) имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821;

б) обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае, предусмотренном подпунктом "а" настоящего пункта, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 г. N 557.

Указанный перечень включает в себя 3 раздела: должности федеральной государственной гражданской службы, должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов, другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.

Кроме того, в п. 2 Указа от 18.05.2009 г. N 557 Президентом РФ поручено утвердить в соответствии с разделом III перечня должностей, утвержденного настоящим Указом, перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Во исполнение указанной нормы Приказом ФССП России от 26.11.2020 N 801 утвержден Перечень должностей федеральной государственной службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации и должностей, замещаемых на основании трудового договора в федеральном государственном автономном учреждении "Санаторий ФССП России "Зеленая долина", при замещении которых федеральные государственные служащие и работники, а также граждане при назначении на должности на основании трудового договора в федеральном государственном автономном учреждении "Санаторий ФССП России "Зеленая долина" обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В упомянутый перечень включены судебные приставы-исполнители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Исходя из положений приведенных нормативных правовых актов, согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственного или муниципального служащего и урегулированию конфликта интересов на трудоустройство данного служащего необходимо при наличии условий: упоминание должности служащего в перечне, установленном соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; выполнение служащим функций государственного управления организацией, в которую он планирует трудоустраиваться; трудоустройство гражданином осуществляется в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы.

Кроме того, на гражданина, замещавшего должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, возложена обязанность в течение двух лет после увольнения с государственной службы при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Соглашаясь с доводами апелляционного представления о том, что Бочановой Н.М. были нарушены требования законодательства о противодействии коррупции и трудового законодательства российской Федерации, судебная коллегия исходит из следующего.

Должность судебного пристава-исполнителя, которую занимала ответчик, включена в Перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, на которые распространяются ограничения, предусмотренные частью 1 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции и частью 1 статьи 64.1 ТК РФ.

Для целей Федерального закона о противодействии коррупции в пункте 4 статьи 1 данного Закона закреплено понятие функций государственного, муниципального (административного) управления организацией - полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Федеральный закон от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в статье 64 перечисляет исполнительные действия, которые может совершать судебный пристав-исполнитель при исполнении требования исполнительного документа. В частности, судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:

1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;

3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;

6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;

8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;

9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);

10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;

12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

13) взыскивать исполнительский сбор;

14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;

15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;

16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;

17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

В части 2 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" указано, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель имеет право:

- получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

- проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

- давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

- входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

- арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

- налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

- использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

- в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;

- объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

- вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

- при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

- при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска), розыска на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка или межгосударственного розыска лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и при взаимодействии по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;

- при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;

- совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

При этом, законные требования сотрудника органов принудительного исполнения подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации").

Невыполнение законных требований сотрудника органов принудительного исполнения, в том числе непредоставление информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, или предоставление недостоверной информации, а также действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей сотрудником органов принудительного исполнения, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации").

Таким образом, судебный пристав-исполнитель наделен широким кругом властных полномочий, в том числе, по управлению организационной, хозяйственной и финансовой деятельностью различных организаций. Учитывая, что подобные управленческие распоряжения судебного пристава-исполнителя являются обязательными для всех организаций, законодатель причислил судебных приставов-исполнителей к числу государственных служащих, обязанных получать согласие специализированной комиссии при трудоустройстве в организации, в отношении которых они осуществляли функции государственного управления. Особое внимание законодателя к лицам, замещающим подобные должности, обосновано целями и задачами борьбы с коррупцией, соблюдения законности.

Поскольку Бочанова Н.М., устраиваясь на работу в ООО «Севастопольэнерго» и заключая с ответчиком трудовой договор, не выполнила требования вышеуказанных положений законодательства, судебная коллегия не может согласиться с выводом районного суда о том, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению.

Положения части 2 статьи 64.1 ТК Российской Федерации, части 2 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" прямо предусматривают обязанность граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы, которая корреспондирует к исполнению последними обязанности, предусмотренной частью 3 статьи 64.1 ТК Российской Федерации, частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Судебная коллегия принимает во внимание доводы апелляционного представления о том что, при заключении трудового договора Бочанова Н.М. не сообщила работодателю о прохождении ранее государственной службы, тем самым не выполнила требования части 2 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства являются основанием для прекращения с работником трудового договора по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК Российской Федерации.

Руководствуясь ч. 1 ст. 327, п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционное представление прокурора Ленинского района города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 14 октября 2020 года удовлетворить.

Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 14 октября 2020 года отменить.

Принять новое решение.

Иск Прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Севастопольэнерго», Бочановой Н. М., третье лицо Управление Федеральной службы судебных приставов России по городу Севастополю об обязании прекратить трудовой договор удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Севастопольэнерго» прекратить трудовой договор № мэ0000698 от 26 сентября 2018 года, заключенный с Бочановой Н. М. по п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: Ж.В.Григорова

Судьи: Е.В.Козуб

А.С.Сулейманова