Дело № 11-8917/2020 судья Стяжкина О.В.
(дело № 2-305/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 сентября 2020 года город Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой В.Е.,
судей Винниковой Н.В., Велякиной Е.И.,
при ведении протокола помощником судьи Баймуратовой Л.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Карталинского городского суда Челябинской области от 04 июня 2020 года по иску Карталинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Винниковой Н.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика -ОАО «РЖД» ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карталинский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» (далее по тексту – ОАО «РЖД») с учетом уточнения требований о возложении на ОАО «РЖД» обязанности в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить ремонт, направленный на реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение воздушных линий электропередач ВЛ-0,4 кВ «магазин, школа, почта, водокачка, поселок, скважина ст. Джабык» (инв. номер №), расположенных по адресу: <адрес> в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года №6 (л.д.211 т.1).
Исковые требования мотивированы тем, что в январе 2019 года Карталинской транспортной прокуратурой по обращению жителей пос.Джабык была проведена проверка соблюдения Магнитогорской дистанции электроснабжения Южно-Уральской дирекции энергообеспечения – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» требований федерального законодательства об электроэнергетике при обеспечении электрической энергией жителей пос. Джабык Карталинского района, по итогам которой начальнику Магнитогорской дистанции электроснабжения внесено представление. 11 сентября 2019 года в рамках контроля за устранением ранее выявленных нарушений был осуществлен выезд в пос. Джабык, по результатам которого установлено, что нарушения, изложенные в представлении прокурора от 26 января 2019 года, в установленные сроки не устранены. Проверкой установлено, что на территории Карталинского района Челябинской области расположено сооружение – электрические сети ВЛ-0,4 кВ, общей протяженностью 10978,07 м, которое является собственностью ОАО «РЖД». Эксплуатирует данные электрические сети Магнитогорская дистанция электроснабжения. По указанным электрическим сетям Магнитогорская дистанция электроснабжения обеспечивает энергией жителей домов, расположенных на территории пос. Джабык Карталинского района Челябинской области. В нарушение пунктов 2.3.7, 2.3.11 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей воздушные линии электропередачи, идущие по <адрес>, находятся в ненадлежащем состоянии, а именно, деревянные опоры ВЛ 0,4 кВ имеют расщепление древесины и наклон, имеются видимые разрушении железобетонных приставок до арматуры. Капитальный ремонт опор на вышеуказанных улицах в установленные правилами сроки, проведен не был. Не выполнение мероприятий по техническому обслуживанию, капитальному ремонту может поставить под угрозу надежность эксплуатации объекта электроэнергетики, привести к снижению качества предоставляемой услуги по электроснабжению, а также к нарушению прав и законных интересов граждан – потребителей коммунальных услуг.
В судебном заседании суда первой инстанции исполняющий обязанности Карталинского транспортного прокурора Черняева Н.А. поддержала исковые требования в полном объеме с учетом уточнения. Представитель ответчика ОАО «РЖД» - по доверенности ФИО1, участвовавшая путем проведения видеоконференц-связи, возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие нарушений прав неограниченного круга лиц, так как ответчиком добровольно выполняются необходимые мероприятия по реконструкции ВЛ.
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований Карталинского транспортного прокурора. На ОАО «РЖД» возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ремонт, направленный на реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение воздушных линий электропередачи 0,4 кВ магазин, школа, почта, водокачка, поселок, скважина ст.Джабык, расположенных по адресу: <адрес> (кадастровый (условный) номер № №) в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6. С ОАО «РЖД» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе ОАО «РЖД» просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Судом необоснованно указано на то, что с января 2019 года ответчиком не выполнялся ремонт спорных воздушных линий. Данный вывод сделан на основе представленной фото-таблицы проверки. При этом не учтено, что данная фото-таблица фиксирует лишь события, имевшие место в момент прокурорской проверки, в январе 2019 года. Вместе с тем, исследованный судом ответ Магнитогорской дистанции электроснабжения от 07 мая 2019 года содержит указание на то, что текущие ремонтные работы в дистанции ведутся. Судом не приняты предоставленные ответчиком доказательства производства осмотров и ремонтных работ на спорных линиях в течение 2019 - 2020 годов. Мотивы, по которым судом данные доказательства отклонены, в обжалуемом решении не указаны. Полагает, что истцом не доказано нарушение требований пункта 2.3.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее по тексту - ПТЭЭП). Данным пунктом установлен нормативный срок проведения капитального ремонта: для воздушных линий на железобетонных и металлических опорах он должен выполняться не реже 1 раза в 10 лет, для ВЛ на опорах с деревянными деталями - не реже 1 раза в 5 лет. При этом истцом не представлено доказательств того, какие именно сроки применимы для спорных сетей - 5 лет или 10, поскольку на данном сооружении имеются как деревянные, так и железобетонные опоры. В дело представлены доказательства того, что ответчиком в 2017 году выполнялся капитальный ремонт объекта «ВЛ-0,4 кВ магазин, школа, почта, водокачка, поселок, скважина ст. Джабык». Считает, что нормативный срок проведения капитального ремонта ко дню рассмотрения спора не истек. Считает неверным вывод суда о наличии в действиях ответчика нарушений требований пунктов 2.3.11 и 2.3.22 ПТЭЭП. Пунктом 2.3.8 ПТЭЭП предусмотрено, что потребителем (в данном случае - ОАО «РЖД») на ВЛ должны быть организованы периодические и внеочередные осмотры. Этим же пунктом регламентирована периодичность проведения таких осмотров. Материалы прокурорской проверки не содержат доказательств того, что ОАО «РЖД» (потребитель) производит некачественные осмотры указанных BЛ, следовательно, нарушение вышеуказанного требования отсутствует.
В содержании самого иска отсутствует описание нарушений, предусмотренных ПТЭЭП, а именно пункта 2.3.22 ПТЭЭП, в части исправного содержания: сигнальных знаков на берегах в местах пересечения ВЛ судоходной или сплавной реки, озера, водохранилища, канала, установленных в соответствии с уставом внутреннего водного транспорта по согласованию с бассейновым управлением водного пути (управлением каналов); устройств светоограждения, установленных на опорах ВЛ в соответствии с требованиями правил маркировки и светоограждения высотных препятствий; постоянных знаков, установленные на опорах в соответствии с проектом BJI и требованиями нормативно-технических документов. Решение суда не содержит правового обоснования законности возложения на ответчика обязанности произвести ремонт именно в форме реконструкции, модернизации, технического перевооружения воздушных линий. В уточнениях исковых требованиях прокурор не обосновал, почему он выбрал именно такой способ защиты права. На момент рассмотрения дела ОАО «РЖД», как хозяйствующий субъект, принял решение о проведении на спорном объекте «ВЛ 0,4 кВ магазин, школа, почта, водокачка, поселок, скважина ст. Джабык» реконструкции. Инвестиционная программа ОАО «РЖД» (Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД») утверждена Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области. В соответствии с постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29 октября 2019 года № 80/6 «Об утверждении изменений, вносимых в инвестиционную программу ОАО «РЖД» (Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД»), утвержденную постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 14 августа 2015 года № 37/13» на 2020-2021 годы запланировано техническое перевооружение BJI 0,4 кВ в пос. Джабык. Указывает, что ответчик самостоятельно принял меры, направленные на выполнение реконструкции ВЛ, в связи с чем, отсутствовали основания для удовлетворения иска прокурора. По сути исковые требования направлены не на устранение существующего нарушения, а на предупреждение совершения нарушений в будущем. Кроме того, применение к одним и тем же правоотношениям одновременно ПТЭЭП и Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей неправомерно.
Карталинским транспортным прокурором представлены возражения на апелляционную жалобу, с просьбой оставить решение суда без изменения. Ссылается на необоснованность доводов жалобы, так как факт принятия в настоящее время ответчиком мер по устранению выявленных нарушений свидетельствует о законности требований прокурора, а не о добровольном исполнении исковых требований, поскольку нарушения в полном объеме на момент рассмотрения иска устранены не были.
Представитель истца- Карталинский транспортный прокурор в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие Карталинского транспортного прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, выслушав объяснения представителя ответчика, участвовавшего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Одной из процессуальных гарантий права на судебную защиту в целях правильного рассмотрения и разрешения судом гражданских дел являются нормативные предписания части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающие, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Удовлетворяя заявленные Карталинским транспортным прокурором исковые требования, суд первой инстанции, установив, что состояние воздушных линий электропередач, находящихся в собственности ОАО «РЖД», вследствие ненадлежащего содержания представляет угрозу для неопределенного круга лиц, руководствуясь положениями Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пришел к обоснованному выводу о возложении на ОАО «РЖД» как собственника, в целях приведения воздушных линий, являющихся опасным производственным объектом, в надлежащее состояние, обязанности по выполнению ремонта, направленного на реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение воздушных линий электропередачи в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 года № 6).
Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Карталинского транспортного прокурора, поскольку ответчиком, как хозяйствующим субъектом добровольно принято решение об осуществлении реконструкции спорного объекта «ВЛ 0,4кВ магазин, школа, почта, водокачка, поселок, скважина ст. Джабык».
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Карталинской транспортной прокуратурой с участием специалистов Уральского управления Ростехнадзора в январе 2019 года проверки технического состояния воздушных линий электропередач пос.Джабык Карталинского муниципального района, были выявлены нарушения технического содержания вышеуказанного сооружения(л.д.11-12 т.1). Из представленного ответа начальника Магнитогорской дистанции электроснабжения от 07 мая 2019 года на представление прокурора от 26 января 2019 года следует, что выявленные нарушения приняты к сведению, по ним приняты соответствующие меры(л.д.18-19).
Представленной истцом в материалы дела справкой от 04 марта 2020 года по результатам проведенной помощником Нижнетагильского транспортного прокурора с привлечением специалиста Управления Ростехнадзора проверки по исполнению требований законодательства об электроэнергетике в деятельности Магнитогорской дистанции электроснабжения подтверждается ненадлежащее техническое состояние воздушной линии электропередачи, проходящей по <адрес>
При этом доказательств устранения в полном объеме на момент принятия обжалуемого решения выявленных нарушений в материалы дела ответчиком не представлено.
Обстоятельства того, что постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29 октября 2019 года № 80/6 утверждены изменения в инвестиционную программу ОАО «РЖД»(Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению СП Трансэнерго- филиала ОАО «РЖД»), утвержденную постановлением Министерства траифного регулирования и энергетики Челябинской области от 14 августа 2015 года № 37/13 «Об утверждении инвестиционной программы ОАО «РЖД»(Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению-СП Трансэнерго- филиала ОАО «РЖД») на 2016-2020 годы», предусматривающие выполнение работ по техническому перевооружению воздушных линий электропередачи 0,4 кВ на ст.Джабык в течение 2020-2021 годов, не опровергают выводов суда о наличии необходимости в возложении на ответчика обязанности по приведению спорного сооружения в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей.
Не влекут отмены обжалуемого решения суда доводы апелляционной жалобы об избрании транспортным прокурором не предусмотренного законом способа защиты права, поскольку не свидетельствуют об отсутствии нарушений прав неопределенного круга лиц в результате ненадлежащего содержания принадлежащего ответчику сооружения- воздушных линий электропередачи 0,4 кВ с инвентарным номером №.
Являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о необоснованном удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку ответчиком добровольно принято решение о проведении реконструкции спорного сооружения, поскольку не опровергают правильных выводов суда о необходимости осуществления мероприятий, направленных на приведение технического состояния данного сооружения в соответствие с требованиями нормативных актов в области электроэнергетики.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о разумности предоставленного ответчику срока для устранения выявленных нарушений, равного шести месяцам.
Учитывая объем необходимой работы, их характер, необходимость соответствующего финансирования, а также сроки, предусмотренные инвестиционной программой ОАО «РЖД»(Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению- структурного подразделения Трансэнерго-филиала ОАО «РЖД»), утвержденной постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 14 августа 2015 года № 37/13, с учетом изменений от 29 октября 2019 года за № 80/6, судебная коллегия полагает возможным изменить установленный решением суда срок исполнения соответствующей обязанности до 31 декабря 2021 года.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карталинского городского суда Челябинской области от 04 июня 2020 года в части срока исполнения обязанности изменить.
Установить срок исполнения обязанности выполнить ремонт, направленный на реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение воздушных линий электропередачи 0,4кВ «магазин, школа, почта, водокачка, поселок, скважина ст.Джабык», расположенных по адресу: <адрес>, кадастровый(условный) номер №, до 31 декабря 2021 года.
В остальной части это же решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи