ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-305/20 от 03.09.2020 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Председательствующий судья – Ватутина А.А. Дело № 33а-515/2020

номер дела в суде первой инстанции 2-305/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 сентября 2020 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Имансакиповой А.О.

судей – Кокшаровой Е.А., Черткова С.Н.

с участием прокурора – Тюхтеневой И.М.

при секретаре – Абашкиной А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе и дополнению к ней председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» Дидунова С.А. на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 04 июня 2020 года, которым

удовлетворено частично административное исковое заявление Жангудеева Д.М. к Совету депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район».

Признано незаконным и отменено решение Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» от 24 марта 2020 года «О выражении недоверия заместителю председателя совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» Жангудееву Д.М. и досрочном прекращении его полномочий в должности заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район».

Признан незаконным и отменен приказ Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» от <дата> о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении).

Жангудеев Д.М. восстановлен на работе в должности заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» с <дата>.

Взысканы с Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» в пользу Жангудеева Д.М. средний заработок за время вынужденного прогула в размере 198676 рублей 32 копейки, денежная компенсация морального вреда в размере 15000 рублей, судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 30000 рублей.

Отказано Жангудееву Д.М. в части исковых требований о взыскании с Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» денежной компенсации морального вреда в размере 35000 рублей.

Взысканы с Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» в доход бюджета МО «Кош-Агачский район» расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей.

Указано, что решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

УСТАНОВИЛА:

Жангудеев Д.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании незаконными и отмене решения от 24 марта 2020 года , приказа от <дата> «О прекращении трудового договора», восстановлении истца на работе в должности заместителя председателя Совета депутатов МО «Кош-Агачский район», взыскании с ответчика в пользу истца средней заработной платы за время вынужденного прогула с <дата> по день восстановления на работе, компенсации морального вреда в сумме 50000 рублей, судебных расходов, связанные с услугами представителя в размере 30000 рублей. Так, административный истец является депутатом Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» четвертого созыва, распоряжением ответчика от <дата> назначен заместителем председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район», заключен трудовой договор. Полагает, что взаимоотношения между истцом и ответчиком регулировались Трудовым кодексом РФ, Уставом муниципального образования «Кош-Агачский район». Представителем нанимателя в отношении истца выступает председатель Совета, но при назначении и освобождении от должности у последнего возникает обязанность согласования кандидатуры с депутатами районного Совета, разрешаемого путем вынесения соответствующего решения о согласовании на сессии. Но при этом, расторгнуть трудовой договор можно только по основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Приказом Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» от <дата> с истцом расторгнут трудовой договор на основании решения Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» от <дата>. Такого основания действующее трудовое законодательство не предусматривает. Незаконно и Решение Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» от <дата>, которым было выражено недоверие (отзыв) истцу как заместителю председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район», осуществляющему свои полномочия на постоянной основе и досрочном освобождении от занимаемой должности. Уставом района не предусмотрена процедура отзыва заместителя председателя Совета депутатов. Названное решение посягает на трудовые права и охраняемые законом интересы истца, и подлежит признанию незаконным и отмене. После незаконного увольнения истец испытывал моральные страдания, который он оценивает в 50000 рублей, также истец просит взыскать судебные расходы, связанные с услугами представителя в размере 30000 рублей.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе и дополнению к ней председатель Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» Дидунов С.А., указывая, что право депутатов выразить недоверие заместителю председателя Совета депутатов предусмотрено Регламентом Совета депутатов. Депутат обязан лично участвовать в работе каждой сессии Совета депутатов. Жангудеев Д.М. был извещен о дате, времени и месте проведения сессии и знал, что на сессии будет рассматриваться вопрос о выражении ему недоверия, поэтому отсутствовал на заседании. Совет депутатов руководствовался Уставом муниципального образования и муниципальными правовыми актами, предусматривающими процедуру досрочного прекращения полномочий заместителя председателя Совета депутатов. Законом закреплен принцип самостоятельного определения органами местного самоуправления порядка формирования своих внутренних структур, к исключительной компетенции ответчика относится вопрос назначения и досрочного прекращения полномочий заместителя председателя Совета депутатов, вмешательство судебной власти в решение данного вопроса, оценка целесообразности принятия решения как назначения на эту должность, так и освобождения от нее конкретного лица, недопустимы. Ни Устав МО «Кош-Агачский район», ни Регламент не устанавливают каких-либо требований к содержанию самого решения об освобождении от должности заместителя председателя Совета депутатов и не предусмотрена обязанность Совета депутатов обосновывать в нем мотивы принятия решения. Согласование кандидатуры заместителя Председателя Совета депутатов и его отзыв (освобождение от занимаемой должности) являются внутренними вопросами деятельности Совета, относятся к сфере субъективного усмотрения и представляют собой реализацию безусловного права депутатов, которое не зависит от качества работы Председателя Совета депутатов за период пребывания его в должности. В настоящем случае полномочия Жангудеева Д.М. как депутата районного Совета депутата не прекратились. Факт избрания Жангудеева Д.М. районным Советом депутатов из своего состава заместителем председателя не позволяет относить эту должность к числу выборных должностных лиц местного самоуправления при условии отсутствия у данного лица собственных полномочий по решению вопросов местного значения. Из положений Устава, регламента и положения следует, что заместитель председателя Совета не наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы жалобы и возражений на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта по следующим основаниям.

Удовлетворяя в части административные исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что оспариваемые решения не соответствуют требованиям Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу муниципального образования «Кош-Агачский район», Регламенту Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район».

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции как с правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

Согласно ч. 1 ст.34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 2 Федерального закона №131-ФЗ заместитель председателя представительного органа является депутатом, замещающим должность в представительном органе муниципального образования.

Учитывая данное определение, к лицам, замещающим муниципальные должности, относятся все депутаты представительного органа муниципального образования независимо от того, на постоянной или не непостоянной основе они исполняют свои полномочия.

Муниципальное образование «Кош-Агачский район» наделено статусом муниципального района Законом Республики Алтай от 13 января 2005 года №10-РЗ «Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ».

Частью 1 ст. 22 Устава определено, что структуру органов местного самоуправления образуют представительный орган муниципального образования – Совет депутатов МО «Кош-Агачский район» Республики Алтай.

Статьей 23 Устава установлено, что Совет депутатов района является постоянно действующим коллегиальным представительным органом муниципального района и подотчетен населению. Совет депутатов состоит из 23 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий Совета депутатов и его депутатов – 5 лет. Совет депутатов обладает правами юридического лица и действует на основании настоящего Устава. В структуру Совета депутатов, в том числе, входит заместитель председателя Совета депутатов (п.2 ч.1 ст.25 Устава).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» пятой сессии четвертого созыва от <дата> кандидатура Жангудеева Д.М. согласована на замещение должности заместителя Председателя Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» четвертого созыва. Распоряжением председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» от <дата> Жангудеев Д.М. назначен заместителем Председателя Совета депутатов МО «Кош-Агачского района» четвертого созыва. <дата> между Советом депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» в лице председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» Дидунова С.А. и Жангудеевым Д.М. заключен трудовой договор. По настоящему трудовому договору работодатель предоставляет работнику работу заместителя председателя (п. 1 трудового договора). Пунктом 2 трудового договора установлено, что работник принят на работу в Совет депутатов МО «Кош-Агачский район». Работа является основной, трудовой договор заключен на срок полномочий Совета депутатов четвертого созыва (п.п. 4, 5 трудового договора). Согласно разделу III п.п. «в» п. 10 трудового договора, работодатель имеет право, в том числе, привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

<дата> состоялся президиум Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район», на котором принято решение о создании очередной двенадцатой сессии Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» четвертого созыва 24 марта 2020 года в 10 часов, утверждена повестка дня.

24 марта 2020 года состоялась очередная двенадцатая сессия Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» четвертого созыва. На данной сессии группа депутатов внесла на рассмотрение вопрос о недоверии заместителю председателя Совета депутатов Жангудееву Д.М. и освобождении его от занимаемой должности согласно ст. 26 Устава МО «Кош-Агачский район». По результатам голосования данный вопрос был включен в повестку дня. Путем открытого голосования депутатов за освобождение от занимаемой должности заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования Жангудеева Д.М. проголосовало 15 депутатов, против – 1.

Таким образом, 24 марта 2020 Советом депутатов муниципального образования «Кош-Агачского района» принято решение «О выражении недоверия заместителю председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» Жангудееву Д.М. и досрочном прекращении его полномочий в должности заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район».

Приказом председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» от <дата> трудовой договор с Жангудеевым Д.М. расторгнут на основании решения Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» от <дата>.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 44 Федерального закона №131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц.

В силу ч. 3 ст. 1 Закон Республики Алтай от 13 декабря 2017 года №61-РЗ «Об отдельных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай» полномочия, подотчетность и подконтрольность представительного органа муниципального образования определяются уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Республики Алтай.

Пунктом 2 ст. 26 Устава предусмотрено, что порядок освобождения заместителя председателя Совета депутатов от должности определяется Регламентов Совета депутатов. Полномочия заместителя председателя Совета депутатов прекращаются досрочно в порядке, установленном настоящим Уставом и Регламентом (п. 4 ст. 26 Устава).

Согласно ст. 7 Регламента Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район», утвержденного решением очередной тридцать четвертой сессией Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» третьего созыва 18 мая 2018 №34-7, заместитель председателя Совета депутатов назначается Председателем Совета из числа депутатов Совета депутатов и осуществляет полномочия на постоянной основе по согласованию с Советом депутатов.

В ч. 10 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ, ст. 8 Регламента предусмотрены основания для досрочного прекращения полномочий председателя Совета депутатов и (или) его заместителя.

Как установлено судом первой инстанции, в указанных положениях прямо не предусмотрено основание для досрочного прекращения полномочий заместителя председателя Совета – выражение ему недоверия Советом депутатов.

Между тем, исходя из предусмотренного положениями п. 2 Устава Муниципального образования «Кош-Агачский район», п. 7 Регламента Совета депутатов права Совета депутатов на согласование кандидатуры заместителя председателя Совета депутатов, учитывая предусмотренную ст. 35 Регламента процедуру выражения недоверия заместителю председателя Совета депутатов МО «Кош-Агачский район», судебная коллегия приходит к выводу о наличии у Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» права выразить недоверие заместителю председателя Совета депутатов, кандидатура которого была ранее согласована Советом депутатов.

В связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что решение «О выражении недоверия заместителю председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» принято уполномоченным на то органом, в пределах его компетенции (подп. «а» п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ) и по своему содержанию не противоречит требованиям действующего законодательства (п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ).

Оценивая указанное решение на предмет соответствия требованиям действующих нормативных правовых актов в части порядка принятия оспариваемого решения, а также оснований для принятия оспариваемого решения, судебная коллегия отмечает следующее.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, процедура выражения недоверия заместителю председателю Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» ни Уставом муниципального образования, ни Регламентом Совета депутатов не урегулирована.

<дата> на заседании Президиума Совета депутатов в повестку заседания очередной двенадцатой сессия Совета депутатов муниципального образования «<адрес>» четвертого созыва на <дата> не включался вопрос о выражении недоверия заместителю Председателя Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» Жангудееву Д.М.

Как указанно выше вопрос о недоверии заместителю председателя Совета депутатов Жангудееву Д.М. и освобождении его от занимаемой должности внесен и разрешен на сессии 24 марта 2020 года в отсутствии Жангудеева Д.М.

Административный истец в ходе судебного разбирательства последовательно указывал, что о рассмотрении вопроса о выражении недоверия ему как заместителю председателю Совета депутатов он не знал. Доказательств обратного в материалы дела административным ответчиком не представлено.

В силу положений абз. 3 ч. 2 ст. 24 Федерального закона №131-ФЗ процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Указанные положения подлежат применению к спорным правоотношениям в силу ч. 5 ст. 15 КАС РФ, поскольку порядок досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность действующим законодательством не урегулирован.

В Постановлении от 02 апреля 2002 года №7-П Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что положения, определяющие основания отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, допускающие расширительную интерпретацию и не содержащие гарантий недопустимости субъективной оценки его деятельности, при том, что сам перечень обстоятельств, с которыми связывается утрата доверия избирателей к этому должностному лицу как основание его отзыва, не исключает, что к таковым могут относиться не конкретные действия (бездействие), а общая негативная оценка деятельности должностного лица без ее обоснования подлежащими проверке фактами, противоречит Конституции РФ, ее статьям 3 (части 2 и 3) и 130.

Это, по мнению Конституционного Суда РФ, не только приводит к противопоставлению друг другу таких институтов непосредственной демократии, как отзыв и выборы, нарушению конституционного требования самостоятельности местного самоуправления, но и нарушает право на судебную защиту: суды, руководствуясь требованиями статей 10, 46 и 133 Конституции РФ, не должны ограничиваться констатацией того, что инициаторами отзыва были сформулированы основания для выражения недоверия, а обязаны оценивать их содержание.

Как разъяснил Конституционный суд РФ в Постановлении от 27 июня 2013 года №15-П само по себе отсутствие специальных норм, непосредственно регулирующих порядок досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, не ставит под сомнение необходимость безусловного обеспечения такому лицу гарантий своевременной и эффективной судебной защиты его прав. Признание судом решения о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, незаконным не требует каких-либо дополнительных подтверждений для его восстановления в ранее занимаемой должности. Только суд может решить спор о праве между государственным органом и лицом, права которого затронуты оспариваемым правоприменительным решением. Признание же судом неправомерности досрочного прекращения полномочий влечет восстановление гражданина в его прежнем статусе – иное означало бы отрицание гарантий судебной защиты такого лица.

Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что о рассмотрении и принятии Советом депутатов решения о досрочном прекращении полномочий Жангудеева Д.М. как заместителя председателя Совета депутатов в связи с выражением ему недоверия, административный истец не был заблаговременно уведомлен, он не был ознакомлен с обращением депутатов, ему не была предоставлена возможность дать депутатам Совета депутатов объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для выражения недоверия, тем самым были нарушены права административного истца на защиту.

При указанных обстоятельствах не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что Жангудеев Д.М. был извещен о дате, времени и месте проведения сессии. Во всяком случае, лицо должно быть заблаговременно уведомлено о времени и месте рассмотрения касающегося его вопроса и иметь возможность присутствовать на собраниях и заседаниях, где решаются вопросы, давать объяснения по этим вопросам.

Как следует из материалов дела, обращение группы депутатов о внесении на рассмотрении очередной двенадцатой сессии Совета депутатов вопроса о недоверии заместителю председателя Совета депутатов Жангудееву Д.М. и об освобождении его от занимаемой должности 24 марта 2020 года было обосновано нарушением Жангудеевым Д.М. положений Устава МО «Кош-Агачский район».

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Устава Муниципального образования «Кош-Агачский район» в случае выявления фактов нарушения органами местного самоуправления муниципального района и их должностными лицами законодательства, Устава и иных муниципальных нормативных правовых актов решением Совета, Главы района из числа депутатов могут образовываться временные контрольные комиссии для проверки указанных фактов.

Административному истцу фактически не была предоставлена возможность дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для досрочного прекращении его полномочий в должности заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район».

Оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной, и связана с дискрецией этого органа.

Между тем, указанное правовое регулирование не предполагает принятия произвольного решения по вопросу досрочного прекращения полномочий заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования, такое решение должно основываться на объективной оценке действий такого лица и их последствий для функционирования местного самоуправления, что подлежит установлению судом в ходе проверки в установленном процессуальным законодательством порядке, в том числе в соответствии с установленными главой 22 КАС РФ правилами доказывания.

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что только при наличии конкретизированных оснований отзыва и при предоставлении отзываемому лицу возможности давать пояснения по их поводу на всех этапах процедуры отзыва может быть гарантирована защита прав отзываемого лица и стабильность осуществления местного самоуправления в целом.

Кроме того, ст. 35 Регламента Совета депутатов установлено, что решения по вопросам в части избрания и выражения недоверия председателю Совета депутатов и его заместителю принимается исключительно тайным голосованием. Если об этом ставится вопрос кем-либо из депутатов, депутаты вначале принимают решение о проведении открытого или тайном голосования, и только затем определяется характер открытого голосования – поименное или простое открытое голосование.

Как усматривается из протокола очередной двенадцатой сессии Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» четвертого созыва от 24 марта 2020 года, вопрос о недоверии заместителю председателя Совета депутатов Жангудееву Д.М. и освобождении его от занимаемой должности решено рассмотреть открытым голосованием, но при этом не определен характер открытого голосования.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что Советом депутатов Муниципального образования «Кош-Агачский район» не соблюден порядок принятия оспариваемого решения, а также не доказано наличие основания для принятия указанного решения в виде конкретизированных оснований выражения недоверия, что, учитывая наличие нарушения прав и законных интересов административного истца, в силу ст.226 КАС РФ является основанием для удовлетворения заявленного требования и признания незаконным решения Совета депутатов Муниципального образования «Кош-Агачский район» от 24 марта 2020 года «О выражении недоверия заместителю председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район».

Утверждения административного ответчика о соблюдении установленной законом процедуры досрочного прекращения полномочий Жангудеева Д.М. в качестве заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» являются необоснованными, противоречащими имеющимся в деле доказательствам, которым судом дана правильная оценка. Само по себе исключительное право Совета депутатов на принятие решения о досрочном прекращении полномочий заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» не освобождает представительный орган от соблюдения вышеприведенных требований закона, Устава муниципального образования и Регламента Совета депутатов.

Пунктом 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ закреплено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Отношения, возникающие в связи с исполнением лицом полномочий по замещению должности в представительном органе местного самоуправления, не носят характер трудовых, в том смысле, в каком трудовые отношения понимаются в Трудовом кодексе РФ. Между тем, отдельные институты трудового права могут быть применены к таким лицам исходя из характера аналогии.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обосновано удовлетворил гражданский иск Жангудеева Д.М. о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсация морального вреда, подлежащие разрешению совместно с требованиями публично-правового характера. Данные требования являются производными от основных требований и не могли быть рассмотрены отдельно в соответствии с правилами, предусмотренными Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Вывод суда, сводящийся к тому, что давая произвольную оценку деятельности заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» Жангудеев Д.М., административный ответчик вышел за пределы своих полномочий, при вышеуказанных обстоятельствах на законность решения не повлиял.

Тем самым доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного решения по существу, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд правильно применил материальный закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, установил обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения суда, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 04 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу с дополнением к ней председателя Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» Дидунова С.А. – без удовлетворения.

Председательствующий судья А.О. Имансакипова

Судьи Е.А. Кокшарова

С.Н. Чертков