ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3076/2022 от 10.10.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Черепанова Л.Н. 61RS0023-01-2022-003960-24

№ 33-15541/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 октября 2022 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Татуриной С.В.,

судей Тактаровой Н.П., Глебкина П.С.,

при секретаре Димитровой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3076/2022 по иску прокурора г. Шахты в интересах Черниковой Натальи Васильевны к Администрации г.Шахты, 3-е лицо - Министерство энергетики Российской Федерации, об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по апелляционной жалобе Администрации г. Шахты Ростовской области на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 28 июня 2022г.,

Заслушав доклад судьи Тактаровой Н.П.,

у с т а н о в и л а:

30.05.2022г. прокурор г. Шахты Ростовской области в интересах Черниковой Н.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Шахты Ростовской области, 3-е лицо - Министерство энергетики России, об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты, указав, что в ходе проведенной прокуратурой гор. Шахты Ростовской области проверки исполнения администрацией г. Шахты Ростовской области жилищного законодательства при переселении из ветхого жилья установлено, что жилой дом ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН значится в списке домов, подлежащих сносу, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности.

Согласно заключению специализированной организации СКП ОАО «ВНИМИ» от 17.12.2007г. №708 горные работы ликвидированной шахты «Наклонной» ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние данного жилого дома.

Решением Шахтинского городского суда от 18.09.2013г. (по делу №2-2501/2013) на Администрацию г. Шахты возложена обязана включить Черникову Н.В. в списки граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.

Протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности от 21.04.2015г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Черникова Н.В. включена в список на переселение из ветхого жилья – квартиры №АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Черникова Н.В. неоднократно обращалась в Администрацию г.Шахты Ростовской области с заявлением о переселении из ветхого жилья за счет межбюджетных трансфертов федерального бюджетов. Согласно последнему ответу вопрос о ее переселении планируется к рассмотрению в 2024 году.

Ссылаясь на то, что по информации Администрации г. Шахты Ростовской области вопрос переселения истицы планируется к рассмотрению после 2024 года, что, по мнению прокурора, свидетельствует о нарушении ее прав, прокурор просил возложить на ответчика обязанность заключить с Черниковой Н.В. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах».

В возражениях Администрации г. Шахты Ростовской области на предъявленный иск указано, что поскольку действующее законодательство определяет реализацию данной социальной гарантии за счет средств федерального бюджета, на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по заключению указанного договора при отсутствии межбюджетных трансфертов на финансирование переселения лиц, проживающих в ветхом жилье (л.д53-55).

Из отзыва Министерства Энергетики Российской Федерации, привлеченного к участию в деле в качестве 3-го лица, следует, что в данном случае установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления – получателя бюджетных средств (л.д.67-68).

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 28 июня 2022г. на Администрацию г. Шахты возложена обязанность заключить с Черниковой Н.Н. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предназначенных для реализации программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности» (л.д.60-65).

В апелляционной жалобе Администрация г. Шахты Ростовской области считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, ставит вопрос об отмене его и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, ссылаясь на несогласие с выводами суда и оценкой представленных доказательств.

По мнению заявителя, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела; судом неправильно применены нормы материального права.

Как указывает заявитель, по смыслу положений п.12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005г. № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» (далее – Правила №438) договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.

Указанный договор может быть заключен после согласования Министерством энергетики РФ списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, а также после выделения средств федерального бюджета на переселение конкретной семьи.

Главным распорядителем средств господдержки и реализации программ местного развития является Министерство энергетики Российской Федерации, при этом распределение межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков бюджетам субъектов Российской Федерации определено Федеральными законами о федеральном бюджете.

Финансирование Администрации г.Шахты по статье «Содействие граждан в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого на 2015г. не было предусмотрено (ст.10 Федерального закона от 01.02.2014.г №384-ФЗ, Приложение №35), как не было предусмотрено и в 2016г., когда семья истцов была включена в списки граждан на переселение из ветхого жилья.

Поскольку Закон определяет реализацию данной социальной гарантии именно за счет средств федерального бюджета (в соответствии с утвержденной бюджетной росписью на соответствующий плановый период), на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по заключению указанного договора при отсутствии межбюджетных трансфертов на финансирование переселения лиц, проживающих в ветхом жилье.

Перечисление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации (л.д.76-78).

Черниковой Н.Н. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика – без удовлетворения (л.д.94).

Дело рассмотрено в порядке ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ в отсутствие истца, представителей ответчика и 3-го лица, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005г. №428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" утверждены Правила, предусматривающие порядок и условия предоставления за счет федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Согласно пункту 8 указанных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

В п.12 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 25.04.2002г. Черникова Н.В. является собственником квартиры №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН жилого дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.9, 11).

Согласно заключению специализированной организации СКП ОАО «ВНИМИ» от 17.12.2007г. №708 горные работы ликвидированной шахты «Наклонной» ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние данного жилого дома (л.д.38-39).

Решением Шахтинского городского суда от 18.09.2013г. (по делу №2-2501/13), вступившим в законную силу 24.10.2013г., на Администрацию г. Шахты возложена обязана включить Черникову Н.В. в дополнительные списки граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности (л.д.28-31).

Протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности от 21.04.2015г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Черникова Н.В. (с составом семьи – 1 человек) включена в список на переселение из ветхого жилья – АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, порядковый номер №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.18-21,25).

Как следует из материалов дела, после включения (21.04.2015г.) в списки граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности Черникова Н.В. неоднократно обращалась с заявлениями о переселении из ветхого жилья за счет межбюджетных трансфертов федерального бюджетов в различные инстанции, в том числе, в июле 2017г. в адрес Президента Российской Федерации, в ноябре 2019г., в августе 2020г. - в Администрацию г.Шахты Ростовской области (л.д.22,23).

При этом, из письма Министерства строительства, архитектуры территориального развития Ростовской области от 20.07.2017г. на обращение Черниковой Н.В. на имя Президента Российской Федерации следует, что предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством энергетики РФ на основании сводной бюджетной росписи в пределах, утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Федеральным законом от 19.12.2016г. №415-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2017г. и на плановый период 218-2019г.г.» для администрации г.Шахты Ростовской области выделено 18 % от суммы потребности средств. На выделенные денежные средства необходимо завершить переселение граждан из ветхого жилья, которые включены в основной список переселяемых. В этой связи в соответствии с утвержденным распределением средств федерального бюджета на 2017г. и на плановый 2018-2019г.г. рассмотрение вопроса переселения ФИО1 будет возможно ориентировочно в 2019 году (л.д.15-16).

Из ответа администрации г.Шахты Ростовской области от 31.08.2020г. (исх. № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) на обращение Черниковой Н.В. от 19.08.2020г. следует, что исходя из предельных объемов финансирования, предусмотренных на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности Федеральным законом от 02.12.2019г. №380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020г. и на плановый период 2021 и 2022 годов», данный вопрос будет рассмотрен после переселения граждан, включенных в списки до 21.04.2015г., ориентировочно после 2022г. (л.д.14).

Исковое заявление прокурора г.Шахты Ростовской области в интересах Черниковой Н.В. содержит ссылку на информацию администрации г.Шахты о том, что исходя из объемов финансирования, предусмотренных Федеральным законом от 08.12.2020г. №385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021г. и на плановый период 2022 и 2023 годов» по мероприятию «Содействие граждан в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого» вопрос переселения Черниковой Н.В. планируется к рассмотрению в 2024 году (л.д.4).

Из копии заявления Черниковой Н.В. от 26.04.2022г., адресованного прокурору г.Шахты Ростовской области, следует, что несмотря на то, что 21.04.2015г. она была включена в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности, до настоящего времени полагаемая ей социальная выплата для приобретения жилья ей не предоставления, что свидетельствует о нарушении ее прав.

Несмотря на тот факт, что Черникова Н.В. включена в списки граждан, согласованные с Министерством энергетики РФ с 2015 года, социальная выплата ей не предоставлена до настоящего времени, в связи с чем она вынуждена проживать в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности ещё в 2007 году.

Проживание в данном доме угрожает безопасности истицы, однако переселиться из данного жилья она не может, так как другого жилья не имеет (л.д.7-8).

Считая, что сведения, изложенные в информации администрации г.Шахты Ростовской области о планируемом рассмотрении вопроса о переселении Черниковой Н.В. в 2024 году, свидетельствуют о нарушении ее прав, прокурор настаивал на возложении на ответчика обязанности заключить с Черниковой Н.В. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах» (л.д.3-5).

Удовлетворяя исковые требования прокурора г.Шахты Ростовской области, действующего в интересах Черниковой Н.В., суд первой инстанции руководствовался положениями Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004г. №840, Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. №428, и исходил из того, что в данном случае имеются все необходимые условия для предоставления социальной выплаты истице, а именно: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. После включения истицы в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья администрация г.Шахты Ростовской области не приняла каких-либо мер к предоставлению ей социальной выплаты.

Суд отклонил ссылку ответчика на отсутствие финансирования, поскольку это обстоятельство не может служить основанием и препятствием к реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат, и государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку соответствуют установленным обстоятельствам дела, исследованным судом доказательствам, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и не опровергнуты в суде апелляционной инстанции.

Довод апелляционной жалобы о не поступлении ответчику средств федерального бюджета на переселение конкретной семьи из ветхого жилья, не может служить основанием для отказа в реализации имеющегося у граждан права на переселение и получение социальной выплаты за счет межбюджетных трансфертов на финансирование переселения лиц, проживающих в ветхом жилье.

Согласно положениям ст.5 Федерального закона № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», статей 6, 179 БК РФ, ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.

Учитывая, что п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005г. № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.

Новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, апелляционная жалоба не содержит. По существу, доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и к выражению несогласия с толкованием и применением судом норм материального права, направлены на переоценку обстоятельств и представленных доказательств, в связи с чем не могут повлечь отмену правильного судебного решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 28 июня 2022г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Шахты Ростовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Текст мотивированного определения изготовлен 14.10.2022г.