ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3089/2021 от 26.10.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Алхимова А.Е.

Докладчик: Хомутова И.В. Дело № 33-9620/2021 (№ 2-3089/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2021 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Хомутовой И.В.,

судей: Ельмеевой О.А., Сучковой И.А.,

при секретаре: Черновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Хомутовой И.В. гражданское дело по апелляционным жалобам ФИО1, представителя УПФР в г. Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) ФИО2,

на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 27 июля 2021 года,

по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости и включении периодов работы в специальный трудовой стаж,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) (далее УПФР в г. Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости и включении периодов работы в специальный трудовой стаж.

Требования мотивированы тем, что 12.03.2020 он обратился в УПФР в г. Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).

11.06.2020 по данному заявлению было принято решение об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, в неведущих профессиях – 14 лет 04 мес. 05 дн., при требуемом 25 лет.

С принятым решением он не согласен, поскольку в спорные периоды он работал полный рабочий день и работодателем уплачивались страховые взносы в Республике Казахстан.

При этом его специальный стаж подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

С учетом спорного стажа, по состоянию на 13.09.2020 его специальный стаж должен составлять 25 лет 02 мес. 12 дн., то есть требуемые 25 лет специального стажа были выработаны 01.07.2020.

Истец просит суд признать незаконным решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) об отказе в установлении пенсии от 11.06.2020 в части не включения в специальный страховой стаж периодов работы: с 18.01.1993 по 15.05.1993 (03 мес. 28 дн.), с 22.02.1995 по 30.06.1996 (01 год 04 мес. 09 дн.), с 01.01.1998 по 31.12.2001 (04 год 01 дн.), с 01.01.2002 по 28.02.2005 (03 года 01 мес. 28 дн.) - в качестве подземного электрослесаря на шахте «Шахтинская» в Республике Казахстан, обязать включить в специальный страховой стаж указанные периоды работы и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня возникновения права - 01.07.2020.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 27 июля 2021 года постановлено: исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) об отказе в установлении пенсии от 11.06.2020 незаконным в части не включения в специальный трудовой стаж ФИО1 периодов работы в качестве подземного электрослесаря на шахте «Шахтинская» в Республике Казахстан:

- с 18.01.1993 по 15.05.1993 (03 мес. 28 дн.),

- с 22.02.1995 по 30.06.1996 (01 год 04 мес. 09 дн.),

- с 01.01.1998 по 31.12.2001 (04 года 01 дн.),

- с 01.01.2002 по 28.02.2005 (03 года 01 мес. 28 дн.).

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) включить в специальный трудовой стаж ФИО1 в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в качестве подземного электрослесаря на шахте «Шахтинская» в Республике Казахстан:

- с 01.01.1998 по 31.12.2001 (04 года 01 дн.),

- с 01.01.2002 по 28.02.2005 (03 года 01 мес. 28 дн.).

В части возложения обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.07.2020 в удовлетворении требований отказать.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить в части отказа возложения обязанности на УПФР в г. Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.07.2020 и в отмененной части обязать УПФР в г. Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 № 400-ФЗ со дня возникновения права - с 01 июля 2020 года, изменить в резолютивной части словосочетание: «по Списку № 1 на словосочетание: «в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 № 400-ФЗ».

В апелляционной жалобе представитель УПФР в г. Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) ФИО2 просит решение суда отменить, в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.

Апеллянт считает, что спорные периоды не представляется возможным включить в льготный стаж для назначения льготной пенсии, поскольку в Республике Казахстан с 01 января 1998 года назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено. Периоды соответствующих работ до указанной даты с 01 января 2000 года включаются в стаж для государственного специального пособия, назначаемого в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 № 414-1 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим, на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда». Периоды работы, дающие право на досрочное пенсионное обеспечение могут учитываться при назначении досрочной страховой пенсии по старости до 01.01.1998.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав ФИО1, проверив, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пунктом "е" статьи 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" для лиц, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста применяется список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481 "Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет".

Для работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин, прямо поименованных в пункте 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", независимо от возраста, необходимая для досрочного пенсионного обеспечения продолжительность занятости на таких работах должна составлять не менее 20 лет.

Подразделом I "Подземные работы" раздела I "Горные работы" позиция "а" Списка N 1 утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" установлено, что право на льготную пенсию по возрасту: в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых; геологоразведке; на дренажных шахтах; на строительстве шахт, рудников, приисков (позиция 1010100а), имеют все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в пункте 5 которых предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 12.03.2020 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Клиентскую службу (на правах отдела) в Рудничном районе с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

11.06.2020 по заявлению истца Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) было принято решение об отказе в установлении пенсии в связи с тем, что отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ, в неведущих профессиях – 14 лет 04 мес. 05 дн., при требуемом 25 лет.

При этом ответчиком не были включены в требуемый стаж на соответствующих видах работ в неведущих профессиях и страховой стаж следующие периоды работы: с 18.01.1993 по 15.05.1993, с 22.02.1995 по 31.12.1997– в качестве подземного электрослесаря на шахте «Шахтинская» в Республике Казахстан, так как стаж на соответствующих видах работ документально не подтвержден; с 01.01.1998 по 31.12.2001 - в качестве подземного электрослесаря на шахте «Шахтинская» в Республике Казахстан, так как в Республике Казахстан с 01.01.1998 назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено; с 01.01.2002 по 28.02.2005 - в качестве подземного электрослесаря на шахте «Шахтинская» в Республике Казахстан, так как в Республике Казахстан с 01.01.1998 назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено, отсутствует начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд.

14.08.2020 ФИО1 вновь обратился в Клиентскую службу (на правах отдела) в Рудничном районе с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

13.11.2020 по заявлению истца Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) было принято решение об отказе в установлении пенсии в связи с тем, что отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ, в неведущих профессиях – 16 лет 03 мес. 07 дн., при требуемом 25 лет. При этом ответчиком не были включены в требуемый стаж на соответствующих видах работ в неведущих профессиях и страховой стаж следующие периоды работы: с 18.01.1993 по 15.05.1993 (03 мес. 28 дн.), с 22.02.1995 по 30.06.1996 (01 год 04 мес. 09 дн.) – в качестве подземного электрослесаря на шахте «Шахтинская» в Республике Казахстан, так как стаж на соответствующих видах работ документально не подтвержден; с 01.01.2002 по 28.02.2005 (03 года 01 мес. 28 дн.) - в качестве подземного электрослесаря на шахте «Шахтинская» в Республике Казахстан, так как в Республике Казахстан с 01.01.1998 назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено, отсутствует начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд.

01.10.2020 ФИО1 вновь обратился в Клиентскую службу (на правах отдела) в Рудничном районе с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

24.12.2020 по заявлению истца Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) было принято решение об отказе в установлении пенсии в связи с тем, что отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ, в неведущих профессиях – 16 лет 04 мес. 05 дн., при требуемом 25 лет. При этом ответчиком не были включены в требуемый стаж на соответствующих видах работ в неведущих профессиях следующие периоды работы: с 18.01.1993 по 15.05.1993 (03 мес. 28 дн.), с 22.02.1995 по 30.06.1996 (01 год 04 мес. 09 дн.) – в качестве подземного электрослесаря на шахте «Шахтинская» в Республике Казахстан, так как стаж на соответствующих видах работ документально не подтвержден; с 01.01.1998 по 31.12.2001 (04 года 01 дн.) - в качестве подземного электрослесаря на шахте «Шахтинская» в Республике Казахстан, так как в Республике Казахстан с 01.01.1998 назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено; с 01.01.2002 по 28.02.2005 (03 года 01 мес. 28 дн.) - в качестве подземного электрослесаря на шахте «Шахтинская» в Республике Казахстан, так как в Республике Казахстан с 01.01.1998 назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено, отсутствует начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд. Дополнительным решением от 17.05.2021 ФИО1 также было отказано в установлении пенсии в связи с тем, что отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ, в неведущих профессиях – 18 лет 13 дн., при требуемом 25 лет. При этом ответчиком не были включены в требуемый стаж на соответствующих видах работ в неведущих профессиях следующие периоды работы: с 01.01.1998 по 31.12.2001 (04 года 01 дн.) - в качестве подземного электрослесаря на шахте «Шахтинская» в Республике Казахстан, так как в Республике Казахстан с 01.01.1998 назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено; с 01.01.2002 по 28.02.2005 (03 года 01 мес. 28 дн.) - в качестве подземного электрослесаря на шахте «Шахтинская» в Республике Казахстан, так как в Республике Казахстан с 01.01.1998 г. назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено, отсутствует начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд.

Факт осуществления трудовой деятельности истцом в указанные периоды подтверждается записями в трудовой книжке, представленной в пенсионном деле.

Согласно справки АО «Арселор Миттал Темиртау» от 30.05.2016, уточняющей характер работы и условия труда, необходимых для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, ФИО1 работал подземным электрослесарем полный рабочий день с вредными и тяжелыми условиями труда на шахте «Шахтинская» комбината «Карагандауголь»: с 18.01.1993 по 15.05.1993, с 22.02.1995 по 28.02.2005 (10 лет 04 мес. 05 дн.) - подземным электрослесарем с полным рабочим днем под землей во вредных и опасных условиях труда, на работах, предусмотренных ст.78 Закона «О государственных пенсиях», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, п.11 ч.1 ст.27 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За период работы на шахте в отпусках без сохранения заработной платы и учебными отпусками не пользовался (л.д.23).

Представленной исторической справкой от 30.05.2016 также подтверждается реорганизация предприятия, на котором осуществлял трудовую деятельность истец (л.д.24).

Из справки от 30.05.2016 о подтверждении стажа работы следует, что по документам шахты «Шахтинская» Угольного департамента АО «Испат Кармет» ФИО1 работал с 01.07.1996 подземным электрослесарем 4 разряда участка УПР-2, с 06.06.2000 подземным электрослесарем 5 разряда участка УПР-2 (приказ от 22.06.2000 ), со 02.10.2001 подземным электрослесарем 5 разряда участка УПР-3 (приказ от 04.10.2001), с 01.01.2002 подземным электрослесарем 5 разряда участка УПР-2 (приказ от 27.12.2001 ), с 28.02.2005 индивидуальный трудовой договор расторгнут по инициативе одной из сторон в соответствии с п.2 ст.25 ЗоТ РК (приказ от 01.03.2005 ). За проработанное время ФИО1 учебными и отпусками без содержания не пользовался. Справка дана для подтверждения подземного стажа работы с полным рабочим днем под землей. Документы шахты сданы на хранение в объединенный архив Угольного департамента АО «АрселорМиттал Темиртау» (л.д.25).

Из ответа Дирекции «Государственный центр по выплате пенсий» - филиал некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» от 13.05.2016 а также оборотов по транзитным счетам истца следует, что по имеющимся данным на ФИО1 перечислялись обязательные пенсионные взносы за период с 20.02.1998 по 17.03.2005 (л.д.26-42).

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Из содержания данной нормы следует, что при определении трудового стажа граждан государств - участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства - участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г. Указанные положения различаются по их действию в территориальной, субъектной и временной сферах.

Действие первого положения, касающегося учета трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государства - участника Соглашения, ограничивается только территориями государств - участников Соглашения. В качестве субъектов толкуемого Соглашения выступают как государства - участники Соглашения, так и государства - участники Содружества.

Из смысла пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г., рассматриваемого в контексте с преамбулой и другими статьями Соглашения, вытекает, что правило пункта 2 действует в полном объеме только в отношении государств - участников Соглашения и их граждан. Временные рамки действия Соглашения для этих субъектов определены статьями 12 и 13, согласно которым Соглашение вступает в силу с момента его подписания каждым из государств-участников и действует до выхода государств из Соглашения путем письменного уведомления депозитария о его денонсации. Указанное толкование пункта 2 статьи 6 Соглашение дано Экономическим судом СНГ N 01-1/6-04 от 7 апреля 2005 г.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации. В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Из анализа перечисленных выше документов, которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, общепризнанных принципов и норм международного права, отмена института досрочных пенсий для работников, осуществляющих подземные работы на территории Республики Казахстан не является основанием для невключения спорных периодов в специальный страховой стаж, поскольку оценка пенсионных прав истца, в настоящее время постоянно проживающего на территории Российской Федерации, на назначение досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Казахстан.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что периоды работы ФИО1 в качестве подземного электрослесаря на шахте «Шахтинская» в Республике Казахстан: с 01.01.1998 по 31.12.2001 (04 года 01 дн.), с 01.01.2002 по 28.02.2005 (03 года 01 мес. 28 дн.) подлежат включению в специальный трудовой стаж в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции в этой части правильным и обоснованным, оснований для отмены судебного постановления в этой части не усматривается по обстоятельствам, изложенным выше.

Что касается отказа в удовлетворении требований о назначении пенсии с 01.07.2020, то судебная коллегия приходит к следующему.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных чч. 5 и 6 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Исходя из ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

Согласно ч. 6 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н в соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

В силу п. 19 Правил N 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (ст. 21, 22 названного федерального закона).

Из приведенного правового регулирования и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", по общему правилу, назначается со дня обращения за страховой пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением страховой пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину страховую пенсию со дня его обращения с заявлением в пенсионный орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения у него права на пенсию - со дня возникновения такого права.

Суд первой инстанции при разрешении исковых требований ФИО1 в этой части неправильно применил нормы пенсионного законодательства, регулирующие порядок установления и выплаты страховой пенсии, в том числе нормативные положения о назначении страховой пенсии со дня обращения за пенсией, но не ранее возникновения права на нее не учёл разъяснения п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", вследствие чего сделал не соответствующий закону вывод об отсутствии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению и выплате страховой пенсии по старости со дня возникновения у истца права на страховую пенсию по старости. Дату возникновения права на пенсию ответчик не оспаривал. Аналогичные выводы содержатся в п. 15 Обзора Верховного Суда Российской Федерации №2 (2021).

Таким образом, решение суда первой инстанции в части отказа в назначении пенсия с момента возникновения права, является ошибочным и подлежащим отмене. Требования истца в этой части обоснованы.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 27 июля 2021 года отменить в части: «В возложения обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.07.2020 в удовлетворении требований отказать». В отмененной части принять новое решение. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.07.2020.

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 27 июля 2021 года в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить.

Произвести замену ответчика с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области – Кузбасса в связи с реорганизацией.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение изготовлено в мотивированной форме 26 октября 2021 года.