ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3090/2016 от 02.05.2017 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело 2- 3090/2016 Председательствующий - судья Позинская С.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33 – 1719/2017

гор. Брянск 02 мая 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Парамоновой Т.И.,

судей Фроловой И.М., Перминова П.В.,

при секретаре: Раковской И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам директора Департамента здравоохранения Брянской области Б.А.Н., представителя Департамента финансов Брянской области П.Г.В., Д.П.Б. на решение Советского районного суда г.Брянска от 27 сентября 2016 года по иску Д.П.Б. в интересах несовершеннолетней дочери Д.Е.П. к Департаменту здравоохранении Брянской области, ГБУЗ «Брянская городская детская поликлиника №2», Правительству Брянской области, Департаменту финансов Брянской области о признании незаконным бездействия, понуждении обеспечить изделиями медицинского назначения, взыскании расходов, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Перминова П.В., пояснения представителя Департамента финансов Брянской области М.С.С., представителя Правительства Брянской области Ч.Е.Н., возражения Д.П.Б. и Уполномоченного по правам ребенка в Брянской области Д.Т.Д., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Д.П.Б. обратился в суд в интересах своей несовершеннолетней дочери Д.Е.П. с указанным иском, ссылаясь на то, что в декабре 2015 года у дочери было диагностировано заболевание «*****». Согласно выписке из истории болезни № *****Д.Е.П. был рекомендован целевой уровень *****: «*****», а также режим ***** по следующей схеме: «****** перед завтраком 5 ЕД, перед ужином 6 ЕД, ***** в 22.00 - 7 ЕД, под контролем уровня гликемии и количества съеденных единиц». Кроме того, лечащим врачом было рекомендовано осуществлять контроль сахара в крови не менее 4 раз в сутки (перед завтраком, обедом, ужином, на ночь), при необходимости чаще. При этом врачом было определена необходимость по месту жительства ребенка обеспечить его ***** и ***** согласно приказу. ***** года Бюро № 4 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Брянской области» Д.Е.П. была установлена инвалидность категории ребенок-инвалид на срок до ***** года, после чего ей была назначена социальная пенсия и ежемесячная денежная выплата. Кроме того, она имеет право на период установления инвалидности на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Всего за период с января по июль 2016 года по выписанным рецептам бесплатно за счет средств бюджета истцом было получено: ***** - 4 упаковки (6 000 ЕД); ***** - 2 упаковки (3 000 ЕД); ***** - 375 штук, ***** - 950 штук. При этом за тот же период расход изделий медицинского назначения при соблюдении установленной лечащим врачом тактики ведения лечения составил: ***** - 4 488 ЕД); ***** - 2 100 ЕД); ***** - 852 штук, ***** - 1 491 штука, ***** - 1 491 штука. Таким образом, по мнению истца, им были недополучены: ***** - 477 штуки, ***** - 541 штука, ***** - 1 491 штука. Кроме того, указанные изделия медицинского назначения не всегда предоставлялись истцу своевременно и в полном объеме. Поскольку не предоставление, а также несвоевременное предоставление ребенку-инвалиду в необходимом количестве изделий медицинского назначения в рекомендованном лечащим врачом количестве влечет нарушение прав ребенка на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, истец с учетом уточнений просил суд признать незаконным бездействие Правительства Брянской области, Департамента здравоохранения Брянской области и ГБУЗ «Брянская городская детская поликлиника № 2», выраженное в непринятии мер по своевременному и в полном объеме обеспечению несовершеннолетнего ребёнка-инвалида Д.Е.П., ***** года рождения, изделиями медицинского назначения (*****) по медицинским показаниям; обязать Правительство Брянской области принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение изделий медицинского назначения (*****) для Д.Е.П., ***** года; обязать Департамент финансов Брянской области выделить денежные средства за счет средств бюджета Брянской области на приобретение изделий медицинского назначения (*****) для Д.Е.П. в соответствии с заявками Департамента здравоохранения Брянской области; обязать Департамент здравоохранения Брянской области обеспечить Д.Е.П. изделиями медицинского назначения (*****) в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями; обязать ГБУЗ «Брянская городская детская поликлиника № 2» обеспечить Д.Е.П. невыданными за период с января по сентябрь 2016 года изделиями медицинского назначения в следующем количестве: ***** - 668 шт., ***** - 1 918 шт., иглы одноразовые - 703 шт.; взыскать с Департамента здравоохранения Брянской области за счет казны Брянской области в счет возмещения морального вреда 5 000 рублей 00 копеек.; взыскать с Департамента здравоохранения Брянской области за счет казны Брянской области расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей 00 копеек; решение в части возложения обязанности на Департамент здравоохранения Брянской области и ГБУЗ «Брянская городская детская поликлиника № 2» обеспечить Д.Е.П. изделиями медицинского назначения (*****) обратить к немедленному исполнению в порядке статей 204, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Советского районного суда г.Брянска от 27 сентября 2016 года исковые требования Д.П.Б. в интересах несовершеннолетней дочери Д.Е.П. к Департаменту здравоохранения Брянской области, ГБУЗ «Брянская городская детская поликлиника № 2», Правительству Брянской области, Департаменту финансов Брянской области о признании незаконным бездействия, понуждении обеспечить изделиями медицинского назначения, взыскании расходов, компенсации морального вреда удовлетворены частично.

Суд постановил: обязать ГБУЗ «Брянская городская детская поликлиника № 2» обеспечить Д.Е.П., ***** года рождения, изделиями медицинского назначения путем выдачи рецептов на получение ***** (анализаторов) для определения количества глюкозы в крови, *****, игл одноразовых в объеме ежедневного расхода изделий медицинского назначения при соблюдении установленной лечащим врачом тактики ведения лечения из расчета ежедневного расхода: ***** 4 штуки, ***** 4 штуки, ***** 4 штуки; обязать Департамент финансов Брянской области выделить денежные средства за счет средств областного бюджета на приобретение изделий медицинского назначения для Д.Е.П., ***** года рождения, из расчета ежедневного расхода: ***** 4 штуки, ***** 4 штуки, ***** 4 штуки, в соответствии с заявками Департамента здравоохранений Брянской области; обязать Правительство Брянской области принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение изделий медицинского назначения Д.Е.П., ***** года рождения, из расчета ежедневного расхода: ***** 4 штуки, ***** 4 штуки, ***** 4 штуки; обязать Департамент здравоохранения Брянской области обеспечить Д.Е.П., ***** года рождения, изделиями медицинского назначения: *****, *****, *****, в соответствии с медицинскими показаниями за счет средств областного бюджета, из расчета ежедневного расхода: ***** - 4 штуки, ***** - 4 штуки, ***** - 4 штуки. В удовлетворении остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель Департамента здравоохранения Брянской области просил решение суда в части возложения обязанности по обеспечению Д.Е.П. изделиями медицинского назначения ланцетами, отменить и принять по делу об отказе в удовлетворении иска в указанной части. В жалобе указывает на то, что суд пришел к неправильному выводу о необходимости обеспечения Д.Е.П.*****, которые относятся к вспомогательным медицинским изделиям и не предусмотрены территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Суд применил закон, не подлежащий применению - Постановление Правительства РФ от 28.11.2014г. № 1273 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 г.г.», Постановление Правительства Брянской области от 22.12.2014г. № 631-п «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 г.г.», так как подлежали применению Постановление Правительства РФ «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год» от 19 декабря 2015 г. № 1382 и Постановление Правительства Брянской области от 9 февраля 2016 г. № 81-п «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год.

В апелляционной жалобе представитель Департамента финансов Брянской области просит решение суда отменить в части установления порядка исполнения закона о бюджете путем возложения обязанности на Департамент финансов Брянской области по выделению денежных средств за счет средств областного бюджета на приобретение изделий медицинского назначения для Д.Е.П. В жалобе ссылается на то, что в нарушение порядка исполнения Закона о бюджете суд незаконно возложил на Департамент финансов Брянской области обязанность выделить денежные средства Департаменту здравоохранения Брянской области на приобретение изделий медицинского назначения Д.Е.П., не указав в обоснование решения в этой части ни одной нормы права. При этом Департамент здравоохранения Брянской области является главным распорядителем средств областного бюджета в сфере здравоохранения. Доказательств невозможности обеспечить Д.Е.П. медицинскими изделиями главным распорядителем - Департаментом здравоохранения Брянской области, по делу не имеется.

Д.П.Б. подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании бездействия Правительства Брянской области, Департамента здравоохранения Брянской области и ГБУЗ«Брянская городская детская поликлиника №2», понуждении обеспечить изделиями медицинского назначения и немедленном исполнении решения суда. изделиями за прошедший период с января по сентябрь 2016 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 14 марта 2017 года отказано в удовлетворении заявления Д.П.Б. о восстановлении срока для подачи апелляционной жалобы на решение Советского районного суда города Брянска от 27 сентября 2016 года.

В представленных возражениях Д.П.Б. просит отказать в удовлетворении доводов апелляционных жалоб Департамента здравоохранения Брянской области, Департамента финансов Брянской области.

В направленных в адрес суда письменных возражениях на апелляционные жалобы прокурор просил отказать в удовлетворении апелляционных жалоб Департамента здравоохранения Брянской области и Департамента финансов Брянской области, решение Советского районного суда г.Брянска от 27 сентября 2016 года оставить без изменения.

Представитель Департамента финансов Брянской области М.С.С. в апелляционной инстанции доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме.

Представитель Правительства Брянской области Ч.Е.Н. апелляционную жалобу полагает обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Д.П.Б. в интересах несовершеннолетней дочери Д.Е.П. просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Представитель Уполномоченного по правам ребенка в Брянской области Д.Т.Д. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Департамент здравоохранения Брянской области надлежаще извещен судом о месте и времени и судебного заседания, его представитель директор Б.А.Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, от него поступило заявление об отказе от апелляционной жалобы и прекращении апелляционного производства по апелляционной жалобе.

Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание суда апелляционной инстанции, надлежаще извещены судом о месте и времени судебного заседания, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия не представили, об отложении слушания по делу не ходатайствовали, поэтому судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений против нее, заслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.

Поскольку апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 14 марта 2017 года отказано в удовлетворении заявления Д.П.Б. о восстановлении срока для подачи апелляционной жалобы на решение Советского районного суда города Брянска от 27 сентября 2016 года, то апелляционная жалоба Д.П.Б. в силу п. 4 ст. 328 ГПК РФ подлежит оставлению без рассмотрения.

До начала рассмотрения дела судебной коллегией от директора Департамента здравоохранения Брянской области Б.А.Н. поступило письменное заявление об отказе от поданной им апелляционной жалобы.

В соответствии со ст. 326 ГПК РФ отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения. Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции. О принятии отказа от апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению. Прекращение производства по апелляционным жалобе, представлению в связи с отказом от них не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений, если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами.

В п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснено, что суд апелляционной инстанции принимает отказ от апелляционной жалобы, если установит, что такой отказ носит добровольный и осознанный характер (абзац 6).

Поскольку отказ от частной жалобы заявлен представителем Департамента здравоохранения Брянской области в требуемой письменной форме до вынесения судом апелляционного определения и носит добровольный характер, судебная коллегия приходит к выводу о принятии отказа от апелляционной жалобы и прекращении апелляционного производства по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Брянской области.

Данное прекращение не противоречит закону, не нарушает чьих-либо прав и законных интересов.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов, в декабре 2015 года у несовершеннолетней Д.Е.П. диагностировано заболевание «*****», ей рекомендован целевой уровень *****, лечащим врачом рекомендовано осуществлять контроль сахара в крови не менее 4 раз в сутки (перед завтраком, обедом, ужином, на ночь), при необходимости чаще, а так же определена необходимость по месту жительства ребенка обеспечить его ***** и *****. ***** года ей была установлена инвалидность категории ребенок-инвалид на срок до ***** года и в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначена социальная пенсия.

Кроме того, на основании части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ей была назначена ежемесячная денежная выплата с ***** года.

Частично удовлетворяя исковые требования, суд перовой инстанции руководствовался статьями 3, 10, 16, 19, 38, 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», статьями 6.1, 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Постановлением Правительства Брянской области от 22.12.2014 № 631-п об утверждении территориальной программы государственных гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 об утверждении «Перечня социально значимых заболеваний», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 № 2724-р об утверждении «Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год», Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», и исходил из того, что несовершеннолетняя Д.Е.П. как ребенок-инвалид имеет право на бесплатное получение медицинских изделий в количестве, определенном лечащим врачом на основании выписанных рецептов. Возлагая на Департамент финансов Брянской области обязанность выделить денежные средства за счет средств областного бюджета на приобретение изделий медицинского назначения для Д.Е.П., суд руководствовался статьями 26.1, 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации».

Судебная коллегия с выводами районного суда соглашается, а доводы апелляционной жалобы отклоняет по следующим основаниям.

Право несовершеннолетней Д.Е.П. на бесплатное получение медицинских изделий в определенном районным судом количестве сторонами не оспаривается.

Организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья п.2 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 2 ст. 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 вышеуказанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации относится решение вопросов организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 (с последующими изменениями) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» детям инвалидам в возрасте до 18 лет все лекарственные средства по медицинским показаниям отпускаются бесплатно.

Указанным Постановлением Правительства РФ на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по привлечению дополнительных источников финансирования для улучшения лекарственного обеспечения населения.

В силу ст. 56 Устава Брянской области, Правительство Брянской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Брянской области, законов области, иных нормативных правовых актов области; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Брянской области, участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения; осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с Положением о Департаменте финансов Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 28 января 2013 № 52, департамент является исполнительным органом государственной власти Брянской области, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и долговой политики на территории региона и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Брянской области организует исполнение бюджета; к полномочиям департамента, в том числе, относится составление для представления Губернатором Брянской области в Брянскую областную Думу проектов законов Брянской области об областном бюджете, о внесении изменений в областной бюджет, необходимых документов и материалов, направляемых одновременно с ними.

В соответствии с Положением «О Департаменте здравоохранения Брянской области», утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 № 76, к задачам Департамента здравоохранения отнесено, в том числе, участие в проведении единой государственной политики в области охраны здоровья населения, создание условий для повышения эффективности деятельности организаций системы здравоохранения на территории Брянской области на основе организации и контроля обеспечения населения и учреждений здравоохранения Брянской области лекарственными средствами, медицинской техникой, изделиями медицинского и иного назначения. Департамент здравоохранения Брянской области в своей экономической деятельности является главным распорядителем средств областного бюджета.

Доводы жалобы о незаконном возложении обязанности по выделению средств на приобретение изделий медицинского назначения для несовершеннолетнего ребенка-инвалида Д.Е.П. на Департамент финансов Брянской области судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку источником финансового обеспечения приобретения данных изделий медицинского назначения являются средства областного бюджета, который должен формироваться и расходоваться таким образом, чтобы обеспечить всех нуждающихся в медицинской помощи.

Кроме того, возложение на Департамент финансов Брянской области обязанности по выделению денежных средств за счет средств областного бюджета не противоречат нормам Бюджетного кодекса РФ.

Другие доводы апелляционной жалобы сводятся к оспариванию выводов суда об установленных им обстоятельствах и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, и не могут служить предусмотренными ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены состоявшегося по делу решения.

Руководствуясь ст.ст. 325, 326, 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Принять отказ представителя ответчика Департамента здравоохранения Брянской области от апелляционной жалобы на решение Советского районного суда г. Брянска от 27 сентября 2016 года.

Апелляционное производство по апелляционной жалобе представителя ответчика директора Департамента здравоохранения Брянской области Б.А.Н. на решение Советского районного суда г. Брянска от 27 сентября 2016 года - прекратить.

Апелляционную жалобу Д.П.Б. на решение Советского районного суда г. Брянска от 27 сентября 2016 года оставить без рассмотрения.

Решение Советского районного суда города Брянска от 27 сентября 2016 года по иску Д.П.Б. в интересах несовершеннолетней дочери Д.Е.П. к Департаменту здравоохранении Брянской области, ГБУЗ «Брянская городская детская поликлиника №2», Правительству Брянской области, Департаменту финансов Брянской области о признании незаконным бездействия, понуждении обеспечить изделиями медицинского назначения, взыскании расходов, компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента финансов Брянской области П.Г.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Т.И. Парамонова

Судьи областного суда

И.М. Фролова

П.В. Перминов