Судья: Зуев А.А. (дело № 2-3094/2021)
Докладчик: Карболина В.А. Дело № 33-2836/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Недоступ Т.В.,
судей Карболиной В.А., Черных С.В.,
при секретаре Хлебникове А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 7 апреля 2022 г. гражданское дело по апелляционной жалобе первого заместителя Западно-Сибирского транспортного прокурора - Пузанова Е.И. в защиту прав и законных интересов Шевелевой Галины Ивановны, а также апелляционной жалобе представителя Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры – Втюриной Е.К. на решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 17 ноября 2021 г., которым, с учетом определения об исправлении описки от 16 декабря 2021 г., постановлено:
исковые требования Западно-Сибирского транспортного прокурора удовлетворить частично.
Восстановить срок на подачу искового заявления.
Взыскать с Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры в пользу Шевелевой Г. И. задолженность по выплате компенсации при увольнении в размере 28 633,33 руб., задолженность по выплате компенсации за неиспользованные дни отпуска в размере 41 689,23 руб., а всего взыскать 70 322,56 руб.
В удовлетворении остальной части иска, - отказать.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Карболиной В.А., объяснения представителя истца Западно-Сибирского транспортного прокурора – Полозова Д.С., поддержавшего доводы жалобы, представителя Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры – Втюриной Е.К., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Западно-Сибирский транспортный прокурор обратился в защиту прав и законных интересов Шевелевой Г. И. к Региональному таможенному управлению радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры о взыскании задолженности, ссылаясь на то, что Западно-Сибирской транспортной прокуратурой в рамках рассмотрения жалобы Шевелевой Г.И. в деятельности Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры установлены нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон), повлекшие занижение размера окончательного расчета при увольнении заявителя со службы в таможенных органах. В целях устранения нарушений закона ДД.ММ.ГГГГ начальнику РТУ РЭБОТИ внесено представление, которое фактически оставлено без удовлетворения.
Установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГШевелева Г.И. проходила службу в РТУ РЭБОТИ. В соответствии с приказом РТУ РЭБОТИ от ДД.ММ.ГГГГ№-к с ДД.ММ.ГГГГ она уволена с должности главного государственного таможенного инспектора отделения бухгалтерского учета и финансового мониторинга оперативно-технической службы - филиала РТУ РЭБОТИ (<адрес>) на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Закона, то есть в связи с сокращением должности гражданской службы.
В апреле 2020 года РТУ РЭБОТИ Шевелевой Г.И. выплачены компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 177 833,43 рублей, а также за неиспользованные дни отпуска - 25 997,66 рублей. При расчете денежного содержания для исчисления названных компенсаций таможенным органом не учтены суммы дополнительного материального стимулирования, выплаченные материальному истцу в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
На основании приказов оперативно технической службы - филиала РТУ РЭБОТИ (г. Новосибирск) от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГШевелевой Г.И. выплачены средства материального стимулирования в общей сумме 85 900 рублей, которые не были учтены таможенным органом при расчете соответствующих компенсаций.
С учетом положений пункта 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, перед Шевелевой Г.И. образовалась задолженность по выплате компенсации при увольнении в размере 28 633,33 рублей (справка по расчету задолженности прилагается).
Наряду с этим, при увольнении Шевелевой Г.И. должностными лицами РТУ РЭБОТИ неверно рассчитан размер компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленный пропорционально отработанному времени и без учета сумм материального стимулирования.
Шевелева Г.И. проработала в РТУ РЭБОТИ более 5,5 месяцев и была уволена по сокращению штатов, ей причиталась компенсация за все дни неиспользованного отпуска. Недополученная материальным истцом сумма данной компенсации составила 41 689,23 рублей.
Согласно информационным сообщениям Центрального банка Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер ключевой ставки составлял 5,5% годовых, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 4,5%, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 4,25%, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 4,5%, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - 5,0%. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ период задержки выплаты материальному истцу компенсации при увольнении составляет 406 дней.
Таким образом, за нарушение срока выплаты Шевелевой Г.И. причитающихся денежных средств в пользу последней подлежит взысканию компенсация в размере 8 640,30 рублей.
Основания для направления прокурором в суд настоящего заявления имеются, поскольку исковые требования связаны с защитой прав Шевелевой Г.И. в сфере прохождения государственной гражданской службы.
Служебная деятельность Шевелевой Г.И. осуществлялась по месту нахождения оперативно технической службы - филиала РТУ РЭБОТИ (г. Новосибирск): <адрес>. В связи с этим исковое заявление подлежит направлению в Заельцовский районный суд г. Новосибирска. В силу части 4 статьи 392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, такой срок может быть восстановлен судом.
В Западно-Сибирскую транспортную прокуратуру обращение Шевелевой Г.И. о нарушении ее социальных прав поступило ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения срока исковой давности. В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений закона ДД.ММ.ГГГГ в РТУ РЭБОТИ внесено представление, по результатам рассмотрения которого требования прокурора не исполнены. Данные обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока обращения в суд с соответствующим заявлением, а потому он может быть судом восстановлен.
На основании изложенного, прокурор просил суд восстановить пропущенный по уважительной причине истцом Шевелевой Г. И. срок для обращения в суд с настоящими требованиями. Взыскать с Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры в пользу Шевелевой Г. И. задолженность по выплате компенсации при увольнении в размере 28 633,33 рублей, задолженность по выплате компенсации за неиспользованные дни отпуска в размере 41 689,23 рублей, денежные средства за нарушение срока выплаты данной компенсации в размере 8 640,30 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласились первый заместитель Западно-Сибирского транспортного прокурора - Пузанов Е.И. в защиту прав и законных интересов Шевелевой Г. И., а также представитель Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры – Втюрина Е.К.
В апелляционной жалобе заместителя Западно-Сибирского транспортного прокурора - Пузанова Е.И. в защиту прав и законных интересов Шевелевой Г. И., изложена просьба об отмене решения суда первой инстанции в части отказа во взыскании в пользу Шевелевой И.Г. компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы, удовлетворении данного требования истца, взыскании компенсационной выплаты в размере 8 640,30 рублей.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что вопреки требованиям действующего закона, Сибирским таможенным управлением при увольнении Шевелевой Г.И. не были начислены и выплачены причитающиеся ей за осуществление трудовых функций денежные средства.
При этом бездействие работодателя было обусловлено неверной правовой позицией, в том числе доведенной вышестоящим таможенным органом, что объективно подтверждено материалами дела. В распоряжении Сибирского таможенного управления имелись все документы и сведения, необходимые для исполнения обязательства перед работником в установленный законом срок.
Такой подход к разрешению возникшего спора соответствует правовой позиции, сформированной высшим судебным органом (определения Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2019 № 25-КГ 19-7, от 30.09.2019 № 58-КГ19-5).
Кроме того, вывод о наличии оснований для взыскания в пользу Шевелевой Г.И. денежной компенсации за нарушение срока выплаты причитающихся ему денежных средств согласуются с позицией суда кассационной инстанции, сформированной по аналогичным спорам (определения Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, от ДД.ММ.ГГГГ по делу №).
Обжалуемое решение суда, основанное на неверном толковании норм трудового законодательства, не способствует формированию единой правоприменительной практики.
Более того, данная позиция суда обесценивает саму суть защиты трудовых прав работников на своевременное получение полагающихся выплат, стимулирует их дальнейшее нарушение недобросовестными работодателями и тем самым делает невозможным достижение целей трудового закона, установленных статьей 1 ТК РФ.
В апелляционной жалобе представителя Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры – Втюриной Е.К. изложена просьба об отмене решения суда первой инстанции, принятии по делу нового судебного акта, которым в иске отказать.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 не определяет механизм формирования фонда оплаты труда государственных служащих.
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа установлен Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» в соответствии со статьей 51 Федерального закона № 79-ФЗ.
Включение средств материального стимулирования в фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих вышеуказанными нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2021 № 14-03-03/1414, позиция, изложенная в письме от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, не является официальным разъяснением и не регулирует спорные отношения.
Кроме того, письмом Минфина России от 27.04.2021 № 14-03-03/32289 установлено, что выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства Российской Федерации материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания.
Нормы права, устанавливающие выплату материального стимулирования на постоянной основе, законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
Руководитель федерального государственного органа вправе отдельно утвердить критерии (количественные и качественные) оценки результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, достижение которых будет являться основанием для выплаты сумм материального стимулирования.
Из буквального толкования положений Правил № 562 следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат только те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ.
Материальное стимулирование в перечень дополнительных выплат не входит.
РТУ РЭБОТИ расчет компенсации произведен в соответствии с пунктами 6, 8 Правил № 562.
В расчет прокурором включены выплаты материального стимулирования, произведенные Шевелевой Г.И. в апреле 2020 года на основании приказов РТУ РЭБОТИ от <данные изъяты> в общем размере 85900 рублей, что не соответствует положениям пункта 8 Правил № 562.
Выплаты на материальное стимулирование государственных гражданских служащих согласно статье 50 Федерального закона № 79-ФЗ не включены законодателем в перечень основных, дополнительных выплат фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих и подлежат оплате сверх фонда оплаты труда.
Средства материального стимулирования доводятся до таможни как целевые средства на основании приказов РТУ РЭБОТИ в течение финансового года, размер этих средств зависит от достигнутых результатов деятельности таможни за отчетный квартал.
Выплата единовременных поощрений производится за безупречную и эффективную службу, за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа (структурного подразделения таможенного органа), инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий (задач и функций).
Лимиты бюджетных обязательств на выплату денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих по итогам финансового года складываются из расчетного фонда федеральных государственных гражданских служащих и целевых средств материального стимулирования, направляемых сверх расчетного фонда.
Целевые средства направляются получателю бюджетных средств строго на выплату материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременных поощрений, никакие другие выплаты из данных средств не допускаются, так как иное приводит к снижению размера поощрительных премий.
Средства материального стимулирования выплачиваются в виде единовременных поощрений сверх фонда оплаты труда за качество исполнения определенных обязанностей (а не в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий, включенных в состав денежного содержания гражданских служащих в соответствии с нормами Федерального закона № 79-ФЗ), поэтому они не входят в состав гарантированного денежного содержания федеральных гражданских служащих.
Данный вывод подтверждается судебной практикой.
Единовременное поощрение за квартал, выплачиваемое в порядке, установленном приказом ФТС России № 1058, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, определенного частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, и не поименовано в перечне выплат, учитываемых согласно Правилам № 562 при исчислении денежного содержания гражданского служащего, поэтому оно не может учитываться при исчислении денежного содержания гражданских служащих таможенных органов в указанных случаях.
Средства материального стимулирования не являются составной частью премиального фонда и в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих не входят. Данные выплаты направлены на повышение эффективности труда и укрепление стабильности профессионального состава кадров территориальных таможенных органов.
Кроме ссылок на письмо Минфина России от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, которое положено судом в основу судебного акта, истцом не приведено нормативно-правового обоснования заявленных требований.
Вместе с тем Минфин России в своем письме от 15.01.2021 № 14-03-03/1414, адресованном в Федеральную таможенную службу, сообщил, что выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства Российской Федерации материальное стимулирование не является гарантированной выплатой в структуре денежного содержания государственных гражданских служащих.
Более того, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в своем письме от 22.03.2019 № 18-4/10/В-2197 поддерживает позицию Минфина России, согласно которой при выплате средств материального стимулирования не в рамках премирования гражданских служащих за выполнение особо важных и сложных заданий, при исчислении денежного содержания в случаях, установленных Правилами № 562, эти средства не учитываются.
Представленными РТУ РЭБОТИ доказательствами (приказы РТУ РЭБОТИ от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П) подтверждено, что выплата материального стимулирования произведена РТУ РЭБОТИ в виде единовременных поощрений, а не премий за выполнение особо важных сложных заданий. Указанные выплаты имеют разную правовую природу.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ»).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (часть 3 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Судом установлено, что 11.10.2019 г. с Шевелевой Г.И. был заключен служебный контракт в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела проверок после выпуска товаров и деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров РТУ РЭБОТИ./л.д. 32/
ДД.ММ.ГГГГ РТУ РЭБОТИ был издан приказ № 276-К об увольнении Шевелевой Г.И. с ДД.ММ.ГГГГ с государственной гражданской службы в таможенных органах РФ.
При увольнении Шевелевой Г.И. были выплачены компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 137 752 рублей, а также денежные средства за нарушения срока выплат данных компенсаций в размере 6 771,64 руб., при этом не были учтены суммы материального стимулирования, начисленные Шевелевой Г.И. в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта, что ответчиком не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГШевелева Г.И. обратилась с заявлением к Западно-Сибирскому транспортному прокурору с заявлением об обращении прокурора в суд в целях защиты его интересов и взыскании с РТУ РЭБОТИ задолженности по выплате компенсаций при увольнении./л.д. 10/
ДД.ММ.ГГГГ транспортным прокурором РТУ РЭБОТИ было выдано предписание, согласно которому Шевелева Г.И. проработала в РТУ РЭБОТИ более 5,5 месяцев и была уволена по сокращению штатов, ей должна была быть выплачена компенсация за весь период неиспользованного отпуска, а не пропорционально отработанному времени. В предписании было указано на безотлагательное рассмотрение представления и принятия мер к устранению допущенных нарушений закона./л.д. 11-13/
В ответ на представление, начальник Сибирского таможенного управления направил в адрес прокуратуры ответ от 23.04.2021 г. № 14-01-17/05737, из которого следует, что выплата средств материального стимулирования должностным лицам таможенных органов осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации об осуществлении материального стимулирования за достижение таможенными органами установленных показателей эффективности деятельности. Акты Правительства Российской Федерации об осуществлении указанного материального стимулирования являются разовыми, принимаются с различной периодичностью и в разных объемах, соответственно и правовая природа этих выплат носит разовый (единовременный) характер. Указанные средства не входят в состав годового фонда денежного содержания государственных гражданских служащих.
Согласно ежегодным письмам ФТС России о материальном стимулировании гражданских служащих на соответствующий год, выплата средств материального стимулирования в таможенных органах осуществляется в рамках единовременного поощрения за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа, инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий (задач и функций) в соответствии с приказом ФТС России от 30.10.2006 №1058 «Об утверждении Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 22.11.2006 № 8513).
На основании приказа ФТС России от 26.12.2007 № 1616, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.05.2001 № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов», начальника таможенных органов Российской Федерации предоставлено право устанавливать ежемесячную надбавку в размере до 50 процентов должностного оклада, должностным лицам таможенных органов Российской Федерации, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности в правовых и иных подразделениях таможенных органов Российской Федерации или отдельные должности, в основные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя.
Средства материального стимулирования, в виде единовременных поощрений (а также ежемесячные надбавки за проведение правовой экспертизы, за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны), не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, определённого частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», и не поименованы в перечне выплат, учитываемых согласно Правилам исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, при исчислении денежного содержания гражданского служащего на периоды нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в определенных случаях, поэтому они не могут учитываться при исчислении денежного содержания гражданских служащих таможенных органов.
Указанная позиция по вопросу расчета денежного содержания государственных гражданских служащих при увольнении с гражданской службы в таможенных органах и порядок его исчисления доведена до таможенных органов письмом Главного финансово-экономического управления ФТС России от 27.03.2020 № 03-289/18006 «О расчете денежного содержания гражданских служащих при увольнении».
Информация о правовой неопределенности по данному вопросу неоднократно доводилась Сибирским таможенным управлением до Федеральной таможенной службы. Из дополнительных разъяснений Минфина России (письмо от 15.01.2021 № 14-03-03/1414), инициированных Федеральной таможенной службой, также не следует однозначный вывод о правовой природе материального стимулирования. Кроме того, данным письмом до таможенных органов в очередной раз доведена позиция ведомства, согласно которой решения Правительства Российской Федерации об осуществлении материального стимулирования являются разовыми, и федеральными государственными органами самостоятельно определяются условия осуществления дополнительного материального стимулирования и производится распределение доведенного объема бюджетных ассигнований на указанные цели. Письмом Главного финансово-экономического управления ФТС России от 20.01.2021 № 03-289/02196 «О направлении информации» указано на необходимость соблюдения ранее утвержденного порядка расчёта денежного содержания, доведенного ранее письмом ФТС России от 27.03.2020 № 03-289/18006 «О расчете денежного содержания гражданских служащих при увольнении»./л.д. 14-18/
Предписание в полном объеме исполнено не было.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее – Правила № 562).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил № 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 пункта 8 Правил № 562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил № 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
Приказами Федеральной таможенной службы России от 21 июня 2019 г. № 488-П, от 11 сентября 2019 г. № 1437, от 3 декабря 2019 г. № 1836, от 3 апреля 2020 г. № 359, от 9 июня 2020 г. № 507 утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности в 1 - 4 кварталах 2019 года, в 1, 2 квартале 2020 года.
Данными Приказами начальникам таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечить распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного подпунктом «е» пункта 9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрения федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной таможенной службы России от 30 октября 2006 г. № 1058.
Истцом суду был представлен расчет взыскиваемых требований, согласно которому: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГШевелевой Г.И. выплачены средства материального стимулирования в размере 85 900 рублей.
Недоплаченная сумма компенсации при увольнении составляет: 85 900 рублей/12*4 мес.= 28 633,33 руб.
Согласно абзацу 1 пункта 6 Правил № 562, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
При увольнении Шевелевой Г.И. выплачена компенсация за неиспользованные 18 дней отпуска (13 календарных дней основного отпуска и 5 дней дополнительного отпуска за выслугу лет).
Недоплаченная сумма компенсации за 18 дней неиспользованного отпуска составила: 85 900 рублей/12/29,3*18 = 4 397,61 рублей.
Денежное содержание Шевелевой Г.И. по состоянию на апрель 2020 года составляло 35297,26 рублей, которое исчислено следующим образом:
5 472 рубля (месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью) + 1 642,00 рубля (ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющему государственную тайну) + 6 566,00 рублей (ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы) + 1 642,00 рубля (ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе) + 2 099,00 рублей (месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы) + 16 416,00 рублей (ежемесячное денежное поощрение) + 1 460,26 рублей (премия за выполнение особо важных и сложных заданий) = 35297,26 руб.
Сумма премий за выполнение особо важных и сложных заданий, выплаченных за 12 месяцев, предшествующих дню увольнения, составила 11621,07 рублей, которая исчислена следующим образом: 1204,83 + 821,47 + 535,48 + 760,94 + 1204,83 + 547,65 + 975,34 + 1256,79 + 691,23 + 1256,79 + 1108,93 +1256,79 = 11621,07 рублей.
Сумма денежных средств материального стимулирования, выплаченных за 12 месяцев, предшествующих дню увольнения, составила 85 900 рублей.
Сумма материальной помощи, выплаченной за 12 месяцев, предшествующих дню увольнения, составила 25 234 рубля (19 762 + 5 472 = 25 234).
1/12 премий за выполнение особо важных и сложных заданий и материальной помощи, выплаченных за 12 месяцев, предшествующих дню увольнения, составила 10 229,59 рублей, а именно (11621,07 + 85 900 +25 234)/12= 10 229,59 руб.
Недоплаченная сумма компенсации за 20 дней неиспользованного отпуска составила 37 291,62 рублей, которая исчислена следующим образом:
(35297,26 + 10 229,59)* 1,2/29,3*20 = 37 291,62 руб.
Общая сумма недоплаченной компенсации за неиспользованные дни отпуска составила 41 689,23 рублей (4 397,61 + 37 291,62 = 41 689,23 руб.)
Контррасчет ответчиком не представлен.
Разрешая спор, суд, принимая во внимание, что Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производила начисление своим гражданским служащим выплату стимулирующего характера (материальное стимулирование), подлежащую включению в состав денежного содержания гражданского служащего, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований частично, а именно в части взыскания в пользу истца задолженности по выплате компенсации при увольнении в размере 28 633,33 руб., задолженности по выплате компенсации за неиспользованные дни отпуска в размере 41 689, 23 руб., указав, что при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, выплате отпускных ответчиком незаконно не были учтены суммы дополнительного материального стимулирования, выплаченные истцу.
При этом суд не нашел оснований для взыскания с ответчика в пользу истца Шевелевой Г.И. денежных средств за нарушение срока выплаты компенсаций в размере 8 640,30 рублей, исходил из того, что материальная ответственность работодателя за невыплату не начисленной заработной платы положениями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации не предусмотрена, в связи с чем, оснований для взыскания денежных средств за нарушение срока выплаты компенсаций в пользу истца не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, оснований для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Доводы жалобы заместителя Западно-Сибирского транспортного прокурора - Пузанова Е.И. в защиту прав и законных интересов Шевелевой Г. И., сводящиеся к тому, что в пользу последней следует взыскать компенсационную выплату в размере 8 640,30 рублей, так как в распоряжении Сибирского таможенного управления имелись все документы и сведения, необходимые для исполнения обязательства перед работником в установленный законом срок; позиция суда об обратном обесценивает суть защиты трудовых прав работников на своевременное получение полагающихся выплат, стимулирует их дальнейшее нарушение недобросовестными работодателями, подлежат отклонению.
Материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере, в силу буквального толкования ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленных работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Поскольку вышеуказанные денежные суммы истцу до принятия судом обжалуемого решения не начислялись, то положения ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применению не подлежали.
Суд первой инстанции, вопреки позиции апеллянта, верно применил нормы материального права при разрешении исковых требований о взыскании компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы.
Доводы представителя Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры – Втюриной Е.К. о том, что включение средств материального стимулирования в фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих нормативными правовыми актами не предусмотрено, исследовались судом первой инстанции, который обоснованно, со ссылкой на указанные выше нормы закона, признал их несостоятельными.
Фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных истцом требований о составе ее денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением относится определение правовой природы произведенных ей ответчиком в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения за счет средств материального стимулирования.
Таким образом, учитывая, что Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производила начисление своим гражданским служащим, в том числе и истцу, выплату стимулирующего характера (материальное стимулирование), то при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, выплате отпускных должны быть учтены суммы дополнительного материального стимулирования, выплаченные истцу.
Доводы жалобы о том, что согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2021 № 14-03-03/1414, позиция, изложенная в письме от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, не является официальным разъяснением и не регулирует спорные отношения, правильных выводов суда в обжалуемой части под сомнение не ставит, так как из буквального толкования письма Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2021 № 14-03-03/1414 прямо не следует, что материальное стимулирование не может быть включено в состав денежного содержания гражданских служащих, такая возможность указанным письмом не исключается.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2021 № 14-03-03/1414 лишь обращено внимание на то, что материальное стимулирование не является гарантированной выплатой в структуре денежного содержания гражданских служащих, в то же время отмечено, что выплата гражданским служащим материального стимулирования связана с исполнением его должностных обязанностей и, по сути, имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований, вопреки доводам апеллянта, следовало принять во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 разъяснения, что судом первой инстанции и было сделано.
Ссылки на то, что письмом Минфина России от 27.04.2021 № 14-03-03/32289 установлено, что выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства Российской Федерации материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания, на правильность решения суда в обжалуемой части также не влияют, так как возможность включения материального стимулирования в состав денежного содержания гражданских служащих не исключается.
Доводы о том, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих учету подлежат только те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ, основаны на ошибочном толковании норм права, так как возможность производить гражданским служащим другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в частности материального стимулирования предусмотрена частью 10 статьи 50 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
Доводы жалобы о том, что единовременное поощрение за квартал, выплачиваемое в порядке, установленном приказом ФТС России № 1058, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, поэтому не может учитываться при исчислении денежного содержания гражданских служащих таможенных органов, были предметом оценки суда первой инстанции, выводы в данной части изложены с приведением необходимых мотивов, обоснованы ссылками на нормы права, ошибки в толковании и применении к установленным фактическим обстоятельствам судом допущено не было.
Как уже отмечено выше, возможность производить гражданским служащим другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в частности материального стимулирования, предусмотрена частью 10 статьи 50 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
Доводы о том, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в своем письме от 22.03.2019 № 18-4/10/В-2197 поддерживает позицию Минфина России, согласно которой при выплате средств материального стимулирования не в рамках премирования гражданских служащих за выполнение особо важных и сложных заданий, при исчислении денежного содержания в случаях, установленных Правилами № 562, эти средства не учитываются, правого значения не имеют.
Издание соответствующих приказов свидетельствует о том, что Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производили начисление гражданским служащим выплаты стимулирующего характера (материальное стимулирование), фактически относящейся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащей включению в состав денежного содержания гражданского служащего.
Приведенные в жалобах ссылки на судебную практику во внимание не принимаются, поскольку обстоятельства дела по каждому спору устанавливаются судом самостоятельно, а выводы по иным делам преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеют. Судебная практика не является формой права и высказанная в ней позиция по конкретному делу не является обязательной для применения при разрешении внешне тождественных дел.
Доводы жалоб направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 17 ноября 2021 г. в пределах доводов апелляционных жалоб оставить без изменения, апелляционные жалобы первого заместителя Западно-Сибирского транспортного прокурора - Пузанова Е.И. в защиту прав и законных интересов Шевелевой Галины Ивановны, представителя Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры – Втюриной Е.К. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: