Судья Минина О.С. гр. дело № 33-11395/2023 (гр. дело № 2-3096/2023) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 23 ноября 2023 г. г. Самара Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего Занкиной Е.П. судей Александровой Т.В., Кривошеевой Е.В. при секретаре Старостиной Ю.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Зеленова А.В. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 22 мая 2023 г., которым постановлено: «Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» к Зеленову А.В. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО, – удовлетворить. Взыскать с Зеленова А.В. пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» (<данные изъяты>) сумму задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 88 684,26 рублей, за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2022 г., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 861 руб., а всего взыскать 91 545 (девяносто одна тысяча пятьсот сорок пять) рублей 26 копеек». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Занкиной Е.П., доводы в поддержание апелляционной жалобы представителя Зеленова А.В. – Бряузовой Е.В., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд с иском к Зеленову А.В. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО. В обоснование заявленных требований истец указывает, что ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики, и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 г. осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области. В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором. Типовая форма Договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641». Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил № 1156, Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Предложение о заключении Договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018 г., а также опубликовано 25 декабря 2018 г. в средствах массовой информации - в газете «Волжская коммуна», выпуск №343 (30578) от 25.12.2018 г. Таким образом, в силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи Потребителя (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также со-гласно ст. 425 ГК РФ оказываемые Потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 01.01.2019 г., то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю. Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 г. № 846, а также приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 г. № 95 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС). Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 № 1023 утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: <адрес> на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 м3 в год. Должник является собственником объекта недвижимости, расположенного по <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Общая площадь объекта недвижимости составляет – 465,5 кв. м. Расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО согласно указанной выпи формуле, выглядит следующим образом: 2 111 руб. 53 коп. = 465,5 кв.м. х 0,091 м3/год /12 мес. х 598,16 руб./м3 2 111 руб. 53 коп. - размер платы за услугу по обращению с ТКО; 465,5 м2 - общая площадь жилого помещения; 0,091 м3/год- норматив накопления твердых коммунальных отходов; 598,16 руб./м3- цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; 12- количество месяцев в году; Таким образом, в соответствии с вышеприведенной формулой, сумма ежемесячной платы за коммунальную услугу для потребителя составляет: 2 111 руб. 53 коп. С 01.01.2019 г. Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. В адрес ответчика региональным оператором направлены платежные документы на оплату оказанных услуг с указанием ФИО ответчика, адреса регистрации, суммы задолженности, периода просрочки оплаты, номера лицевого счета, реквизитов для оплаты. По своему содержанию направленные ответчику платежные документы являются письменным требованием, адресованным ответчику об устранении нарушений исполнения обязательства, то есть претензией. Таким образом, направление ответчику платежных документов (квитанций) является доказательством соблюдения Региональным оператором досудебного порядка урегулирования спора. Однако, до настоящего времени обязательство по оплате оказанных Региональным оператором услуг не исполнено должником, в связи с чем, на дату обращения в суд размер задолженности, согласно нижеприведённому расчёту, составляет 88 684 (Восемьдесят восемь тысяч шестьсот восемьдесят четыре) руб. 26 коп., за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2022 г. 07.10.2022 г. мировым судьей судебного участка № вынесен судебный приказ № от 07.10.2022 г. о взыскании с Зеленова А.В. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженность за предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2022 г. в 88 684 руб. 26 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 430 руб., который последующем отменен по заявлению должника. Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просит суд взыскать с Зеленова А.А. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» суммы задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 88 684 руб. 26 коп., за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2022 г., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 861 руб. В апелляционной жалобе Зеленов А.В. ставит вопрос об отмене решения суда, полагая его незаконным и не обоснованным. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что истцом не представлены доказательства фактического оказания услуг по вывозу мусора объекта недвижимости ответчика, расположенного по <адрес>. Также указывает, что в решении суда не дана оценка документам, а именно не рассмотрено ходатайство ответчика о запросе у истца данных спутниковой системы ГЛОНАСС, которое было направлено почтой и получено судом – 11.05.2023г. Судом не принят во внимание тот факт, что гражданин не обязан оплачивать услугу, которой фактически не мог пользоваться поскольку проживает в другом месте; при этом Зеленов А.В. в рамках рассмотрения настоящего дела обращался к истцу с запросом на перерасчет, поскольку проживает по иному адресу. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Зеленова А.В. – Бряузова Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причине неявки судебной коллегии не сообщили. Кроме того, информация о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на официальном сайте Самарского областного суда в сети Интернет (http://oblsud.sam.sudrf.ru). В связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ч.3, 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами. В силу ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354 (далее – Правила №354). В соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора являются обязательными для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора. В соответствии с Правилами обращения с ТКО, если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Данные Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 года № 354. В соответствии с пунктом 148 (30) Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО. В данном случае в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении. Пунктом 148 (36) Правил № 354 предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такового помещения. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ и пункт 148 (30) Правил №354). В случае принятия такого решения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО. В соответствии со ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в частности, установление порядка расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 16 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации). К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в частности, относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления (п.9 ст. 13 ЖК РФ). Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил № 354. Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Зеленов А.В. является собственником объекта недвижимости – жилого дома, расположенного по <адрес>, общей площадью 465,5 кв.м. В свою очередь, ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики, и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018 г. присвоен статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 г. № 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 г. № 95 утвержден предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС). Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 г. № 1023, утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: <адрес> на 1 кв.м, общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов составляет 0,091 м3 в год. Расчет стоимости оказываемых Региональным оператором услуг производится по формуле: Единица измерения (площадь объекта недвижимости) х годовой норматив накопления ТКО (0,091 м3) х предельный тариф (598,16 руб./м3) / 12 (количество месяцев в году). Согласно вышеприведенной формуле расчета, сумма ежемесячной оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО для ответчика составляет 2111,53 руб. Также установлено, что с 01.01.2019 г. Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, т.е. фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. ООО «ЭкоСтройРесурс» в адрес Зеленова А.В. выставлены квитанции - платежные документы, однако ответчиком возложенные обязанности по своевременной оплате оказанных услуг не исполнены, в результате чего, у него образовалась задолженность, которая согласно представленному истцом расчету, составляет 88 684 руб. 26 коп., за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2022 г Расчет суммы задолженности: 2 111 руб. 53 коп. (сумма в месяц) х 42 (количество месяцев) = 88 684 (Восемьдесят восемь тысяч шестьсот восемьдесят четыре) руб. 26 коп. 07.10.2022 г. мировым судьей судебного участка № области вынесен судебный приказ № от 07.10.2022 г. о взыскании с Зеленова А.В. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженности за предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2022 г., в размере 88 684 руб. 26 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 430 руб., который определением мирового судьи от 03.11.2022 г. отменен по заявлению должника. Судом первой инстанции принят во внимание вышеуказанный расчет, поскольку данный расчет задолженности, является арифметически правильным, соответствует формуле расчета, утвержденной правилами. В соответствии с ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В свою очередь ответчиком контррасчет, в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлен и представленный расчет не опровергнут, доказательств оплаты в счет погашения задолженности ответчиком также не представлено. Следовательно, до настоящего времени вышеуказанная задолженность ответчиком Зеленовым А.В. не погашена. Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь вышеприведенными нормами действующего законодательства, суд первой исходил из того, что ООО «ЭкоСтройРесурс» доказан факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчику как собственнику дома по <адрес> При этом, суд исходил из того, что в настоящее время на территории городского округа Самара в соответствии с Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 № размер платы за вывоз твердых коммунальных отходов не зависит от количества проживающих в жилом помещении лиц, и поставлен в зависимость от площади жилого помещения, принадлежащего гражданину, в связи с чем, временное отсутствие лица в жилом помещении не может влиять на плату за вывоз твердых коммунальных отходов, методика расчета которой не содержит такой переменной, как число лиц, проживающих в жилом помещении. Услуги по вывозу ТКО оказываются собственникам помещений независимо от проживания в них граждан. Установив указанные обстоятельства с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований ООО «ЭкоСтройРесурс» о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, рассчитанной исходя из площади жилого дома. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции. Довод апелляционной жалобы о том, что истцом не доказан факт оказания услуг по вывозу ТКО, что рядом с домовладением ответчика отсутствуют контейнеры для сбора отходов, судом не рассмотрено ходатайство ответчика о запросе у истца данных спутниковой системы ГЛОНАСС, которое было направлено почтой и получено судом – 11.05.2023г., судебной коллегией отклоняется, по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, имеют право заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств. Как следует из ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров. Согласно ст. 166 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ходатайства лиц, участвующих в деле, по вопросам, связанным с разбирательством дела, разрешаются на основании определений суда после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле. Как следует из материалов дела, ответчиком Зеленовым А.В. заявлено письменное ходатайство о запросе сведений у истца – ООО «ЭкоСтройРесурс» данных спутниковой системы ГЛОНАСС, которые должны быть установлены на всех мусоровозах с 01.01.2018г. Протокольным определением от 22.05.2023г. суда первой инстанции заявленное вышеуказанное ходатайство разрешено судом в соответствии с требованиями статьи 166 Гражданского процессуального кодекса и отклонено с приведением мотивов такого решения. При этом, судебная коллегия отмечает, что согласно положениям ст. ст. 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Ссылка на непредставление истцом сведений о создании площадок по сбору ТКО на территории <адрес> и графика вывоза, судебная коллегия отклоняет. Суд первой инстанции обоснованно сослался на положение ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. Аналогичная норма содержится в п. 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156. В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Закона № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее - территориальная схема). Территориальная схема Самарской области утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 № 228. Кроме того, Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 № 471 (далее - постановление Правительства Самарской области № 471) утвержден Порядок накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области, в котором места сбора ТКО определяются, согласно утвержденной территориальной схеме обращения с отходами на территории Самарской области. Согласно п. 11 постановления Правительства Самарской области № 471 накопление ТКО, за исключением крупногабаритных отходов, на территории Самарской области осуществляется путем складирования ТКО, в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии внутридомовой инженерной системы); централизованным способом - в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, а также с использованием специально предназначенных емкостей при отсутствии контейнерных площадок - децентрализованным способом. При этом п. 2 постановления Правительства РФ № 1156 определено, что: «контейнер» - мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО, за исключением крупногабаритных отходов; «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления ТКО. обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров. Накопление КГО должно осуществляться в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках складирования КГО, имеющих водонепроницаемое покрытие и ограждение с трех сторон высотой не менее 1 м. Таким образом, исходя из императивных указаний Федерального законодательства, регулирующего обращение с ТКО, в частности постановления Правительства РФ № 1156, следует, что место накопления ТКО - это непосредственно контейнерная площадка, которая соответствует требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также включена в территориальную схему обращения с отходами. Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» (далее - постановление Правительства РФ № 1039). В силу положений п. 5 постановления Правительства Самарской области № 471 создание и обустройство мест (площадок) накопления ТКО осуществляется в соответствии постановлением Правительства РФ № 1039. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1039 места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом место накопления ТКО должно соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Вместе с тем в соответствии с п. 15.2 постановления Правительства Самарской области № 471 процедура включения уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области мест (площадок) накопления ТКО в территориальную схему осуществляется в порядке с Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130. Таким образом, для создания мест накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованному лицу необходимо обратиться в уполномоченные органы с соответствующей заявкой. Кроме того, Региональный оператор не может нести ответственность за бездействие уполномоченных органов по организации контейнерных площадок, соответствующих требованиям действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и включенным в территориальную схему. Требования к периодичности вывоза ТКО установлены п. 17 Приложения № 1 раздела VII Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление Правительства РФ № 354). В частности, указанными требованиями предусмотрено, что обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления осуществляется: - в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) - не реже одного раза в трое суток; - в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) - не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Региональным оператором при указанных обстоятельствах приняты все зависящие от него меры по своевременному вывозу ТКО, а именно: организован и осуществляется вывоз ТКО с территории указанных выше населенных пунктов способом в соответствии с действующим законодательством РФ. В свою очередь, единственным надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, порядок составления которого содержится в разделе VI Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1156. К возражению на исковое заявление не предоставлено ни одного акта, соответствующего требованиям действующего законодательства, в связи с чем, услуги по обращению с ТКО считаются оказанными надлежащим образом. По указанному адресу начисление за услугу по обращению с ТКО осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, из чего следует, что собственники вышеуказанных жилых домов не лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО, в том числе, посредством использования любой контейнерной площадки, расположенной на территории Самарской области в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Законодательством, регулирующим предоставление коммунальных услуг не предусмотрена возможность освобождения потребителей от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО, в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему. Кроме того, учитывая общедоступность включенных в территориальную схему контейнеров для накопления ТКО, а также обязанность собственников ТКО накапливать отходы одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов, следует, что собственники объектов недвижимости расположенных по <адрес> не лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО и вправе воспользоваться любой ближайшей контейнерной площадкой, откуда также осуществляется транспортирование ТКО. Доводы представителя ответчика о том, что Зеленов А.В. утилизирует отходы через свое ИП, несостоятельны, о данных обстоятельствах представитель ответчика указала только в суде апелляционной инстанции, ранее на них не ссылалась, доказательств этому не предоставляла. Ответчиком не предоставлено доказательств, подтверждающих, что он вывозит отходы потребления в иной субъект РФ либо заключил договор на вывоз ТКО с другой специализированной организацией. Самостоятельное захоронение потребителями отходов запрещено. Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию жизнедеятельности граждан, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг Регионального оператора. Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для Потребителя, так и для Регионального оператора. Следовательно, законодательство исходит из презумпции образования ТКО, в том числе при осуществлении жизнедеятельности граждан. При этом, действующим законодательством не возлагается на Регионального оператора бремя доказывания факта оказания коммунальных услуг по обращению с ТКО. Доводы ответчика об отсутствии договорных обязательств с ООО «ЭкоСтройРесурс», суд первой инстанции правомерно отклонял. С 01 января 2019 г. деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором. Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики, и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018 г. В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Закон № 89-ФЗ), ст. 30 ЖК РФ собственники ТКО (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором. Типовая форма Договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО, а также все существенные условия Договора, утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641» (далее - Постановление Правительства РФ № 1156). В силу положений абз. 1-2 п. 8 (17) Постановления Правительства РФ № 1156 Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора. Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 № 846 «Об установлении единого предельного тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ЭкоСтройРесурс» утвержден единый предельный тариф на услугу Регионального оператора на 2019 год. Во исполнение абз. 1-2 п. 8 (17) постановления Правительства РФ № 1156 Региональным оператором опубликованы предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор по обращению с ТКО для потребителей на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018, а также посредством публикации в газете «Волжская коммуна» № 343 (30578) от 25.12.2018. Следовательно, Региональный оператор путем размещения предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текста типового договора в газете «Волжская коммуна» и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» исполнил обязанность, предусмотренную федеральным законодательством РФ, по направлению всем Потребителям Самарской области предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проекта такого договора. В соответствии с абз. 3 п. 8(17) постановления Правительства РФ № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) настоящих Правил. В силу абз. 4 п. 8 (17) постановления Правительства РФ № 1156 в случае, если Потребитель не направил Региональному оператору заявку Потребителя и документы в указанный срок, то Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно- телекоммуникативной сети «Интернет». Таким образом, в силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи Потребителя (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также согласно ст. 425 ГК РФ, оказываемые Потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения Договора подлежат оплате с 01.01.2019 г., то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю. Данная позиция подтверждается письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.10.2018 г. №, в котором указано, что договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками помещений и Региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Таким образом, заключение договора в письменной форме не требуется. Доводы жалобы относительно необходимости освобождения ответчика от оплаты услуг Регионального оператора, в связи с не проживанием Зеленова А.В. в жилом доме по <адрес> что ответчик обратился к истцу за перерасчетом, но до настоящего времени не получил ответ, несостоятельны. Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственником жилого помещения не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ. В свою очередь, в применяемых формулах расчета коммунальной услуги по обращению с ТКО расчетной единицей является площадь жилых помещений (1 кв.м.), что не предусматривает зависимости размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц. Методика и основания перерасчета коммунальной услуги по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителя в случае установления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО, установленных на 1 кв.м. общей площади, не предусмотрен действующим законодательством РФ. Таким образом, начисления производятся Региональным оператором правомерно и основания для освобождения ответчика от оплаты услуг по обращению с ТКО отсутствуют. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 22 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зеленова А.В. – без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции. Председательствующий Судьи |