судья Колесников Д.Ю. дело № 33-9278/2020 (№2-3102/2020)
УИД22MS0145-01-2020-000733-85
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 декабря 2020 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А.,
судей Рудь Е.П., Сачкова А.Н.
при секретаре Тенгерековой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району» на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 15 сентября 2020 года по делу
по иску Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району» к ФИО1 о взыскании суммы.
Заслушав доклад судьи Вегель А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району» (далее – КГКУ УСЗН по Третьяковскому району» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы неправомерно полученного ежемесячного пособия на детей в размере 48 127 руб. 50 коп. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, а также ежегодную единовременную выплату на подготовку детей к школе в размере 5000 руб. за ДД.ММ.ГГ, всего – 53 127 руб. 50 коп. для возвращения в бюджет Алтайского края.
В обоснование требований указано, что ФИО1ДД.ММ.ГГ обратилась в КГКУ УСЗН по Третьяковскому району с заявлением о назначении ежемесячного детского пособия на детей из многодетной семьи. На основании представленных документов ответчику было назначено указанное пособие. При оформлении мер социальной поддержки ФИО1 была получена информация об обязанности извещать истца об изменении состава семьи, перемене места жительства. ФИО1ДД.ММ.ГГ была снята с регистрационного учета, переехала на постоянное место жительства в г. Барнаул. ДД.ММ.ГГ ответчик обратилась за назначением пособия в КГКУ УСЗН по г. Барнаулу. Ей было назначено ежемесячное пособие на детей с ДД.ММ.ГГ. Между тем, в ходе проверки документов в ДД.ММ.ГГ истцу стало известно о смене ответчиком регистрации. Выяснилось, что произошла переплата ежемесячного детского пособия на детей из многодетной семьи, о взыскании суммы которой просит истец.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 15 сентября 2020 года, с учетом определений об исправлении описок того же суда от 30 октября 2020 года, 16 ноября 2020 года, исковые требования КГКУ УСЗН по Третьяковскому району оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит об отмене постановленного решения, указывая на то, что наличие льготного статуса у ответчика не дает права на предоставление пособия на детей в безусловном порядке. Для его получения необходимо соблюдение требований законодательства. Вместе с тем, ФИО1 нарушены п.3 ст. 5, ст. 7 Закона Алтайского края от 15 октября 2004 года № 34-ЗС «О ежемесячном пособии на ребенка» в связи с несообщением истцу информации о смене места жительства. Несоблюдение указанных требований закона является основанием для прекращения предоставления соответствующих мер социальной поддержки. Кроме того, ФИО1 была согласна на возврат переплаты ежемесячного пособия в добровольном порядке, однако в дальнейшем отказалась от добровольного погашения и удержания переплаты из текущей выплаты.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является матерью несовершеннолетних детей: <ФИО 1>; <ФИО 2>; ФИО 2>.
В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ ответчик была зарегистрирована по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГФИО1 обратилась в КГКУ УСЗН по Третьяковскому району с заявлением о назначении ежемесячного пособия на детей из многодетной семьи, а также с заявлением о назначении ежегодной денежной выплаты для подготовки детей к школе.
На основании представленных документов ответчику было назначено ежемесячное пособие на детей:
<ФИО 1> в размере 1069 руб. 50 коп., за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ сумма выплаты составила 19 251 руб.;
<ФИО 2>, <ФИО 2>, в размере 713 руб. на каждую, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ сумма выплаты составила 17 112 руб. на каждого ребенка.
Кроме того, ответчиком была получена ежегодная денежная выплата на подготовку детей к школе на <данные изъяты> в размере 5000 руб.
Согласно справке КАБ от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ ответчик была снята с регистрационного учета в <адрес> и зарегистрирована в <адрес> с ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГФИО1 обратилась за назначением ежемесячного пособия на детей из многодетной семьи в КГКУ УСЗН по г.Барнаулу, ей было назначено пособие на период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ год.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по назначению и выплате пособий и социальных выплат при УСЗН по Третьяковскому району Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ, в результате снятия ФИО1 с регистрационного учета в Третьяковском районе Алтайского края, произошла переплата ежемесячного детского пособия за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 12 477 руб. 50 коп., за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 27 450 руб. 50 коп., за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 13 547 руб., на общую сумму 53 475 руб. также произошла переплата ежегодной выплаты многодетным семьям для подготовки детей к школе с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 5000 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований КГКУ УСЗН по Третьяковскому району, суд первой инстанции исходил из того, что требование об обязательной регистрации ответчика и ее детей по месту жительства, как одно из условий получения государственного ежемесячного пособия на детей, противоречит положениям федерального законодательства и не может являться основанием для взыскания полученных ею пособий, поскольку право ответчика на их получение является бесспорным. Заявленные ко взысканию с ответчика суммы не являются излишне выплаченными, поскольку выплачены из бюджета Алтайского края, на территории которого ответчик зарегистрирована.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, находя их законными и обоснованными.
Статьей 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена система видом государственных пособий гражданам, имеющим детей, в число которых входит ежемесячное пособие на ребенка.
В соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона № 81-ФЗ, размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Федерального закона № 81-ФЗ, получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.
В соответствии сп.3 ст. 5 Закон Алтайского края от 15 октября 2004 года № 34-ЗС "О ежемесячном пособии на ребенка" при смене места жительства в пределах Алтайского края ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается с месяца, следующего за последним месяцем его выплаты по прежнему месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до месяца обращения.
В соответствии со ст. 6 Закона Алтайского края № 34-ЗС, расходы на выплату ежемесячного пособия на ребенка являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Средства на реализацию настоящего Закона предусматриваются в законе Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В силу ч.1 ст. 7 Закона Алтайского края № 34-ЗС получатели пособий обязаны своевременно извещать органы социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.
Частью 2 ст. 8 Закона Алтайского края № 34-ЗС предусмотрено, что суммы ежемесячного пособия на ребенка, излишне выплаченные по вине получателя (представление документов с недостоверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения ежемесячного пособия на ребенка), возмещаются им, а в случае отказа от добровольного возврата указанных средств взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.1 постановления администрации Алтайского края от 17 апреля 2014 года № 184 "Об утверждении Положения о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка и Порядка учета и перечня видов доходов семьи для исчисления среднедушевого дохода при определении права на назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка" получатели пособия обязаны своевременно извещать управления социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособия (за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" - "б" пункта 5.3 настоящего Положения), путем направления заявления с приложением документов (копий документов, заверенных нотариально), подтверждающих наступление соответствующего события.
В п. 5.4 постановления администрации Алтайского края № 184 установлены основания для прекращения выплаты пособия, в числе которых:
а) достижение ребенком возраста шестнадцати лет (для учащегося общеобразовательной организации - окончание обучения и (или) достижение им возраста восемнадцати лет);
б) истечение периода выплаты пособия;
в) смерть получателя пособия и (или) ребенка, на которого назначено пособие;
г) лишение родительских прав в отношении ребенка, на которого назначено пособие;
д) помещение ребенка, на которого назначено пособие, на полное государственное обеспечение в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги;
е) отмена усыновления ребенка, на которого назначено пособие;
ж) документально подтвержденный факт выбытия получателя и (или) ребенка, на которого назначено пособие, с места жительства (пребывания) на территории Алтайского края;
з) установление над ребенком, на которого назначено пособие, опеки (попечительства);
и) превышение размером среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленной в Алтайском крае, в том числе в случае изменения состава семьи;
к) утрата оснований для получения пособия в повышенном размере, предусмотренных в пунктах 2.5, 2.7, 2.8 и 2.11 настоящего Положения.
Совокупный анализ изложенных положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что ежемесячное пособие на ребенка, получателем которого является ФИО1, назначается в соответствии с законодательством Алтайского края в пределах данного региона. При этом смена места регистрации в пределах Алтайского края не является основанием для изменения размеров данного пособия, либо основанием для прекращения его выплаты.
Объем прав ФИО1 на получение ежемесячного пособия не оспорен, является безусловным и не зависит от изменения места ее жительства в пределах Алтайского края.
Поскольку выплата данного пособия относится к расходным обязательствам Алтайского края, проживание ответчика в спорный период, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, на территории региона, является основанием для выплаты последней данного пособия, постольку возврат денежных средств в бюджет Алтайского края как излишне полученных является нецелесообразным.
Кроме того, из справки КГКУ УСЗН по г.Барнаулу от ДД.ММ.ГГ*** следует, что за спорный период назначение и выплата пособия по месту регистрации ФИО1 в <адрес> не производилась.
Доводы жалобы о согласии ФИО1 на возврат ежемесячного пособия в добровольном порядке, не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку законом не предусмотрена обязанность по возврату выплаченного пособия при смене места жительства в пределах Алтайского края.
В соответствии с п.1 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям для подготовки детей к школе, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 11 июля 2011 года № 376, многодетным семьям выплачивается ежегодная денежная выплата для подготовки к школе учащихся 2 - 11 классов, а также учащихся, принятых повторно на обучение в 1 класс общеобразовательной организации по программе начального общего образования (на приобретение школьной формы либо заменяющего ее комплекта детской одежды, спортивной формы, а также иных товаров, необходимых для посещения школьных занятий).
Настоящее Положение распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Алтайского края по месту жительства или месту пребывания (п.2 Положения).
Согласно п.12 Положения, назначение и выплата ежегодной денежной выплаты осуществляется управлением социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания заявителя.
Расходы на выплату ежегодной денежной выплаты являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер (п. 26 Положения).
Из изложенного следует, что ежегодная денежная выплата для подготовки детей к школе за ДД.ММ.ГГ, получателем которой является ФИО1, выплачивается лицам, проживающим на территории Алтайского края, независимо от места регистрации в пределах данного региона, и относится к расходным обязательствам Алтайского края.
В этой связи, смена места регистрации ответчиком в пределах Алтайского края, не является основанием для взыскания указанной меры социальной поддержки, как неправомерно полученной.
Доводы апелляционной жалобы при указанных обстоятельствах, судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Иных доводов, заслуживающих внимания судебной коллегии и не являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 15 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи