Судья Шапкина Е.В. Дело № 33-1564/2019
(дело № 2-3103\2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 окттября 2019 года г. Нальчик
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Кучукова О.М.
судей Хамирзова М.Х. и Бейтуганова А.З.
при секретаре Сокуровой С.З.
с участием Нагоева С.А. и его представителя Абазова А.Х.
по докладу судьи Кучукова О.М.
рассмотрела в открытом судебном гражданское дело по иску Нагоева С.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным и отмене решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России об отказе в постановке на учёт па получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о возложении обязанности поставить его на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности выплатить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения
по апелляционной жалобе Нагоева С.А.
на решение Нальчикского городского суда КБР от 24 июля 2019 года.
Судебная коллегия
Установила:
Нагоев С.А. с 03 апреля 2012 года проходит службу в должности водителя-сотрудника гаража Федерального казённого учреждения СИЗО -1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике (далее УФСИН России по КБР), а в уголовно-исполнительной системе – с 01 марта 2000 года. Полагая, что в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 283-ФЗ) он как сотрудник уголовно-исполнительной системы, прослуживший более 10 лет, имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, 12 февраля 2014 года Нагоев С.А. обратился к директору Федеральной службы исполнения наказаний России (далее ФСИН России) с рапортом о принятии его на учёт в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представил пакет документов. В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах Уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 (далее Правила), его заявление подлежало рассмотрению в 3-месячный срок и в течение 1 месяца со дня принятия решения о принятом решении он должен быть уведомлён в письменной форме. При принятии документов недостатков в представленных документах выявлено не было и документы были переданы для их дальнейшего рассмотрения в комиссию ФСИН России. Решением комиссии ФСИН России от 05 марта 2018 года Нагоеву С.А. отказано в постановке его с членами семьи на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по мотиву предоставления неполного пакета документов. В решении комиссии, оформленном протоколом № 8 от 05 марта 2018 года, указано, что Нагоевым С.А. не представлены сведения о месте регистрации сына Азамата до 26 июля 2013 года и копии свидетельств о регистрации детей Аслана и Альбины (л.д. 13-14).
Считая решение комиссии ФСИН России от 05 марта 2018 года незаконным и утверждая, что им представлен весь предусмотренный законом пакет документов, 03 июня 2019 года Нагоев С.А. обратился в Нальчикский городской суд КБР с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным и отмене решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России об отказе в постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о возложении обязанности поставить его на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности выплатить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Представитель УФСИН России по КБР Эндреева Л.М. иска не признала, утверждая о законности и обоснованности решения комиссии, о том, что Нагоев С.А., обратившись в комиссию с требованием о постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и её выплате не представил необходимых документов относительно обеспеченности детей жильём.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 24 июля 2019 года в удовлетворении заявленного Нагоевым С.А. иска отказано со ссылкой на то, что в нарушение требований пункта 5 Правил Нагоев С.А. не представил в комиссию сведений о месте регистрации детей за предшествовавшие обращению в комиссию 5 лет.
Считая решение суда незаконным и необоснованным, Нагоев С.А. подал на решение суда апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении его иска в полном объёме. В обоснование жалобы указано на необоснованность изложенных в решении суда выводов о том, что Нагоевым С.А. при его обращении в комиссию с рапортом о постановке на учёт на получение социальной выплаты им был представлен неполный пакет документов, что он как лицо, соответствующее требованиям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подлежит обеспечению социальной выплатой. Указано, что комиссия, принимая решение об отказе в удовлетворении поданного Нагоевым С.А. рапорта, не указала пункта Правил, которому не соответствуют представленные Нагоевым С.А. документы, что суд, оценивая содержащиеся в домовой книге записи, необоснованно пришёл к выводу о том, что домовая книга не подтверждает факта проживания детей в доме с их рождения и до даты подачи рапорта. Придание факту регистрации по месту пребывания и жительства юридическое значение, суд не принял во внимание правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлениях № 9-П от 04 апреля 1996 года и № 4-П от 02 февраля 1998 года, о том, что сам по себе факт регистрации по месту пребывания и жительства либо отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод гражданина, что регистрация является способом учёта граждан в Российской Федерации, носящим уведомительный характер. Исходя из этого, указано. что принятое судом решение противоречит закону и подлежит отмене как не соответствующее требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении».
Федеральная служба исполнения наказаний России и Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике, извещённые о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя на заседание судебной коллегии не обеспечили. О причинах их неявки не сообщили и требований об отложении судебного разбирательства не заявили. В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Кучукова О.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанные Нагоевым С.А. и его представителем Абазовым А.Х., изучив материалы дела и материалы учётного дела Нагоева С.А., проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность принятого судом первой инстанции решения исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит апелляционную жалобу необоснованный и подлежащей оставлению без удовлетворения, решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие изложенных в решении суда выводов обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение судом норм материального или процессуального права. Разрешая дело, суд таких нарушений не допустил.
Судом установлено, и это соответствует исследованным судом доказательствам, отражено в судебном решении, что Нагоев С.А., проходит службу в должности водителя-сотрудника гаража Федерального казённого учреждения СИЗО-1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике (далее УФСИН России по КБР) с 03 апреля 2012 года, а в уголовно-исполнительной системе – с 01 марта 2000 года. 12 февраля 2014 года Нагоев С.А. обратился к директору ФСИН России с рапортом о принятии его на учёт в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения, представил пакет документов. Решением комиссии ФСИН России от 05 марта 2018 года Нагоеву С.А. отказано в постановке его с членами семьи на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по мотиву предоставления неполного пакета документов. В решении комиссии, оформленном протоколом № 8 от 05 марта 2018 года, указано, что Нагоевым С.А. не представлены сведения о месте регистрации сына А. до 26 июля 2013 года и копии свидетельств о регистрации детей А. и А.
Проверяя правильность выводов комиссии, суд обоснованно исходил из того, что частью 1 статьи 1 Федерального закона № 283-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что Федеральный закон № 283-ФЗ регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ). Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт «б» пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт «и» пункта 5 Правил). Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Как установлено судом, основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Нагоева С.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило то обстоятельство, что на момент рассмотрения комиссией ФСИН России вопроса о возможности постановки Нагоева С.А. с составом семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья Нагоевым С.А. не представлены сведения о месте регистрации сына А. в период до 26 июля 2013 года и копии свидетельств о регистрации детей А. и А. что лишило комиссию возможности определить обеспеченность семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров и наличие у семьи права на получение социальной выплаты. В связи с чем комиссия пришла к выводу об отказе в постановке Нагоева С.А. и членов его семьи на учет для получения указанной выплаты.
Считая решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке Нагоева С.А. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, Нагоев С.А. ссылается на то. что при принятии от него документов он не был поставлен в известность о неполном пакете представляемых им документов, на то. что отсутствие сведений о регистрации детей в жилом помещении не может являться основанием для исключения их из расчета при определении обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи и отказа в постановке истца на учет для получения социальной выплаты, поскольку в силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних детей признается место жительства их родителей.
С указанными доводами суд первой инстанции обоснованно не согласился.
В силу приведенного выше правового регулирования комиссия ФСИН России принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты либо об отказе в постановке на указанный учет на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке. Поскольку Нагоевым С.А., претендующим на получение спорной выплаты, в комиссию ФСИН России не были представлены документы, содержащие необходимые сведения о регистрации по месту жительства членов его семьи (детей), и, соответственно, сведения о его нуждаемости в улучшении жилищных условий применительно к положениями пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, суд сделал правильный вывод о том, что у комиссии ФСИН России имелись правовые основания для отказа Нагоеву С.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КБР считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что сам по себе факт совместного проживания детей Нагоева С.А. с родителями недостаточен для положительного решения вопроса о включении их в расчет при определении обеспеченности членов семьи истца общей площадью жилого помещения на одного члена семьи при принятии комиссией решения о постановке Нагоева С.А. на учет для получения спорной выплаты.
Поскольку Нагоев С.А., обратившись в ФСИН России с требованием о принятии его на учёт в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представил неполный пакет документов, а комиссия не наделена правом истребования иных кроме представленных заявителем документов, суд обоснованно признал отказ комиссии в удовлетворении этих требований соответствующим закону и обоснованно отказал Нагоеву С.А. в иске.
Учитывая изложенное и приходя к выводу о том, что по доводам апелляционной жалобы решение суда не может быть отменено, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 24 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Нагоева С.А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий: О.М. Кучуков.
Судьи: 1. М.Х. Хамирзов.
2. А.З. Бейтуганов.