Судья: Ушакова Л.В. | Дело № 33-7218/2021 | ||
Докладчик: Маслов Д.А. | г. Архангельск |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей | ФИО2 и Маслова Д.А. |
при секретаре судебного заседания Шинаковой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-3104/2021 по исковому заявлению ФИО3 к государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности назначить социальную выплату, взыскании госпошлины в возврат, по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 11 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции
установил:
ФИО3 обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению <адрес> «<адрес> центр социальной защиты населения» (далее – ГКУ АО «<адрес> центр социальной защиты населения») о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности назначить социальную выплату, сославшись на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Отделение социальной защиты населения по Соломбальскому, Северному и Маймаксанскому территориальным округам <адрес> с заявлением о назначении ей ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка - ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании положений Федерального Закона от 27.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», вместе с тем в назначении выплаты ей было отказано, по тем основаниям, что на момент обращения среднедушевой доход семьи превышал двукратную величину прожиточного минимума и составлял 36233 руб. 50 коп., так как при подсчёте среднедушевого дохода ее семьи ГКУ АО «<адрес> центр социальной защиты населения» необоснованно включены алименты, удерживаемые из денежного довольствия ее супруга ФИО16 на его детей от первого брака ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В судебном заседании представитель ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» ФИО4 иск не признала.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 11 августа 2021 года постановлено: «В удовлетворении исковых требований ФИО3 к государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности назначить социальную выплату, взыскании госпошлины в возврат отказать».
С данным решением не согласилась ФИО3, в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2017 г. №418-ФЗ установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. №134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Таким образом, пункт 2 статьи 1 Федерального закона №418-ФЗ напрямую отсылает на положения Федерального закона от 24 октября 1997 г. №134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 24 октября 1997 г. №134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (Учет величины прожиточного минимума при оказании социальной поддержки гражданам в субъектах Российской Федерации) порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается Федеральным законом от 05.04.2003 г. №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
В силу статьи 5 указанного закона перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 20 августа 2003г, №512 утвердило Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Согласно п. 3 указанного Постановления из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов.
Алименты на содержание несовершеннолетних детей учитываются при определении дохода семьи их получающей, и не могут учитываться в виде дохода семьи, в которой один из родителей производит их уплату.
Размер среднедушевого дохода семьи истца должен быть рассчитан следующим образом:
(279029,64 + (1027172,28 - 299196,28))/12/3 = 27972,38 руб.
Рассчитанная выше сумма среднедушевого дохода в размере 27972,38 руб. не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Архангельской области Постановлением Правительства Архангельской области от 03.08.2020 г. №463-пп «Об утверждении величины прожиточного минимума в Архангельской области во II квартале 2020 года» и составляющую 29136,00 руб., что подтверждает ее право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
Позиция истца отражена также в Апелляционном определении Верховного суда республики Башкортостан от 05 июня 2019 г. (дело №33a-9321/2019) и Кассационном определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2019 г. (город Самара) №88А-2138/2019. Кроме того, решение Павловского районного суда Алтайского края от 01 июля 2019 года (дело № 2-508/2018) и Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 18 сентября 2019 года (Дело №33-8562/2019).
Кроме того, в своем решении от 11.08.2021 г, по делу №2-3104/2021 суд отмечает возможность получения семьями государственной поддержки в форме предоставления материнского (семейного) капитала (страница 5, абзац второй Решения). Однако право на получение материнского (семейного) капитала возникает в случае, если в семье с 2007 г. родился или был усыновлен второй ребенок. Семьи, в которых, начиная с 1 января 2020 г., появился первый ребенок, также имеют право на материнский капитал. Но ни под одну из этих мер государственной поддержки семья истца не попадает. Первый ребенок в их семье родился ДД.ММ.ГГГГ года.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» ФИО5, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не усматривает, исходя из следующего.
Как установлено судом, семья ФИО6 состоит из трех человек: истец, ее супруг и ребенок, малоимущей семья истца не признана.
Среднедушевой доход семьи составляет 36283 руб. 39 коп. (279 029 руб. 64 коп. +1 027 172 руб. 28 коп.): 12: 3). Указанный доход составляет более 30 052 руб.
Таким образом, судом установлено, что ФИО6 является матерью ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Отделение социальной защиты населения по Соломбальскому, Северному и Маймаксанскому территориальным округам <адрес> с заявлением о назначении ей ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка - ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании положений Федерального Закона от 27.12.2017 № 418-ФЗ.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г.№ 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 1 указанного Федерального закона право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 г., является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Решением ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» ФИО6 отказано в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», поскольку размер среднедушевого дохода семьи превышает двукратную величину прожиточного минимума.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», пункта 21 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, утвержденного приказом Минтруда Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 889н, верно исходил из того, что законодательством установлен определенный перечень выплат, которые не подлежат учету в составе дохода граждан претендующих на ежемесячную выплату в связи с рождением первого, второго ребенка, к числу которых алименты не отнесены; среднедушевой доход семьи ФИО3 превысил установленную величину прожиточного минимума в Архангельской области, в связи с чем пришел к выводу о неправомерности оспариваемого решения ответчика.
Судебная коллегия с приведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласна, поскольку в рамках норм, определяющих порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении (усыновлении) первого ребенка, четко определены виды учитываемых и не учитываемых доходов для определения права на выплату, отсылок на иные нормативно-правовые акты не содержится, законодателем указан исчерпывающий перечень видов доходов, вычитаемых при определении размера среднедушевого дохода семьи.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции нарушены нормы статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», так как алименты на содержание несовершеннолетних детей учитываются при определении дохода семьи их получающей и не могут учитываться в виде дохода семьи, в которой одним из родителей производит их уплату, поскольку указанные средства являются расходами данной семьи; ни Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», ни Порядок осуществления ежемесячных выплат, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 889н, напрямую не предусматривает возможность вычета из доходов семьи уплаченных алиментов на содержание отдельно проживающих несовершеннолетних детей; учитывая цель принятия указанных нормативно-правовых актов, применение законодательства Российской Федерации о социальной помощи малоимущим гражданам к спорным правоотношениям допустимо на основании части 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (аналогия закона), не могут являться основанием для отмены в апелляционном порядке судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям, в том числе на получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
В соответствии с пунктом 21 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, утвержденного приказом Минтруда Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 889н, расчет среднедушевого дохода семьи производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:
1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
3) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
4) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
5) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом, суммы ежемесячных выплат, осуществленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Сумма вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи в месяце ее фактического получения, который приходится на расчетный период (часть 3 статьи 4).
При иных установленных сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, сумма полученной заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период (часть 4 статьи 4).
Суммы доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период (часть 5 статьи 4).
Из приведенных нормативных положений следует, что законодателем предусмотрены перечень доходов, подлежащих учету при расчете среднедушевого дохода членов семьи, претендующей на получение социальной выплаты, и перечень доходов неподлежащих учету, в который алименты не включены.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28 ноября 2019 года № 3189-О, реализуя предписания статей 7, 38 и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления. Так, в целях создания условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, был принят Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», предусматривающий возможность получения семьями государственной поддержки в форме предоставления материнского (семейного) капитала, распорядиться средствами которого можно по направлениям, определенным в части 3 статьи 7 указанного Федерального закона.
Поскольку право на получение материнского (семейного) капитала непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и носит временный характер, обусловленный как демографическими задачами, так и финансовыми возможностями государства, условия его предоставления определяются законодателем в рамках его компетенции (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 431-О).
Как правильно указал суд первой инстанции, Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» применяется при определении статуса «малоимущий», что по настоящему делу применению не подлежит.
Ссылки в апелляционной жалобе на иную судебную практику правильность выводов судов не опровергают. Суд обязан принимать решение исходя из установленных по делу фактов, следовательно, выводы, содержащиеся в решениях иных судов по другим делам, не могут нарушать единообразие толкования и применения норм права и вступать в противоречие с выводами судов по настоящему делу, так как законодательством Российской Федерации прецедент как источник права не предусмотрен.
С учетом приведенных обстоятельств принятое по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 11 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий: | ФИО1 |
Судьи: | ФИО2 |
Д.А.Маслов |