Судья Федосейкина Е.В. № 2-311/2019
Докладчик Назаркина И.П. Дело № 33-840/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Назаркиной И.П.,
судей Адушкиной И.В. и Смелковой Г.Ф.,
при секретаре Малыгиной А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 июня 2020 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании недействительным решения пенсионного органа об отказе во включении периода работы в стаж работы в сельском хозяйстве, возложении на пенсионный орган обязанности включить период работы в стаж работы в сельском хозяйстве и произвести перерасчёт размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) ФИО2 на решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 31 октября 2019 г.
Заслушав доклад председательствующего Назаркиной И.П., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) (далее – УПФР в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании недействительным решения пенсионного органа об отказе во включении периода работы в стаж работы в сельском хозяйстве, возложении обязанности по включению периода работы в стаж работы в сельском хозяйстве и перерасчёте размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 января 2019 г.
В обоснование иска указал, что 13 мая 2019 г. он обратился в УПФР в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) с заявлением о перерасчёте фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях).
Решением ответчика, вынесенным в виде письменного ответа от 27 мая 2019 г. № Е-34 на его обращение, истцу отказано в перерасчёте фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа работы в сельском хозяйстве. В стаж работы в сельском хозяйстве не включен период работы (кроме прочих, которые не оспариваются) в должности директора совхоза-колледжа «Краснослободский» (ГОУ Краснослободский аграрный колледж, ФГОУ СПО «Краснослободский аграрный колледж») с 1 мая 1997 г. по 29 мая 2003 г.
Истец считает, что в данной части решение пенсионного органа является незаконным, поскольку совхоз-колледж «Краснослободский» имел два основных вида деятельности: образовательную и производственную, соответственно, совхоз-колледж делился на два структурных подразделения: учебно-образовательную часть и производственную часть, которая осуществляла сельскохозяйственную производственную деятельность в виде растениеводства и животноводства. Он, как директор, возглавлял оба структурных подразделения. Совхоз-колледж являлся крупным сельскохозяйственным производителем. Истец, занимая должность директора, в большей степени руководил производственной частью. О доминировании сельскохозяйственно-производственной деятельности совхоза-колледжа свидетельствует то обстоятельство, что в течение всего спорного периода последний был подведомственен Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, директор назначался и увольнялся приказом Минсельхозпрода Российской Федерации. На уровне Республики Мордовия деятельность совхоза-колледжа курировало Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.
То обстоятельство, что согласно сведениям Устава совхоза-колледжа «Краснослободский» и сведениям ЕГРЮЛ относительно ГБПОУ Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» в качестве основного вида деятельности организации указано «образование профессиональное среднее» является лишь следствием того, что в силу действующего законодательства при регистрации совхоза-колледжа в качестве юридического лица не представлялось возможным указать оба основных вида деятельности. Это обстоятельство, по мнению истца, не препятствует признанию, что основным видом деятельности совхоза-колледжа являлась производственная сельскохозяйственная деятельность.
С учётом уточнения исковых требований просил суд признать недействительным решение УПФР в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное), вынесенное в виде письменного ответа на поданное ФИО1 13 мая 2019 г. заявление от 27 мая 2019 г. № Е-34, в части отказа во включении в выработанный им стаж работы в сельском хозяйстве в смысле части 14 статьи 17 Закона о страховых пенсиях периода работы в должности директора совхоза-колледжа «Краснослободский» (ГОУ Краснослободский аграрный колледж, ФГОУ СПО «Краснослободский аграрный колледж») с 12 апреля 1997 г. по 29 мая 2003 г.; обязать УПФР в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) включить в выработанный ФИО1 стаж работы в сельском хозяйстве в смысле части 14 статьи 17 Закона о страховых пенсиях период работы в должности директора совхоза-колледжа «Краснослободский» (ГОУ Краснослободский аграрный колледж, ФГОУ СПО «Краснослободский аграрный колледж») с 12 апреля 1997 г. по 29 мая 2003 г.; обязать УПФР в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) произвести ФИО1 перерасчёт размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (часть 14 статьи 17 Закона о страховых пенсиях) с 1 января 2019 г.
Решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 31 октября 2019 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены в полном объёме.
В апелляционной жалобе начальник УПФР в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) ФИО2 выражает несогласие с решением суда, приводя доводы о том, что пенсионным органом уже включён в сельский стаж истца период его работы с 1 января 1992 г. по 30 апреля 1997 г. как время работы в сельскохозяйственной артели – племзавод «Свободный труд» в должности бригадира кормопроизводственной бригады, в связи с чем необходимости в зачёте в сельский стаж истца периода работы с 12 апреля 1997 г. по 30 апреля 1997 г. не имеется; в случае исполнения решения суда указанный период работы необходимо будет зачесть в двойном размере, что является нарушением пенсионного законодательства; спорный период работы истца не может быть включен в сельский стаж, поскольку основным видом деятельности совхоза-колледжа «Краснослободский» являлось образование, что подтверждается уставами данного учреждения; учреждение в своей структуре имело учебно-производственное хозяйство с цехами растениеводства, животноводства, обслуживания, общественного питания, переработки сельскохозяйственной продукции, коммунальной службы, однако необходимо учесть, что ФИО1 не осуществлял работу непосредственно в структурном подразделении, осуществляющем растениеводческое и животноводческое направление в учреждении, в той должности, которая давала бы право на установление повышенной фиксированной выплаты. Просила решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В судебное заседание истец ФИО1, его представитель ФИО3, представитель ответчика УПФР в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили и отложить разбирательство дела суд не просили. При этом истец ФИО1 просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие (том 3 л.д. 96-97, 103-104).
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие сторон и их представителей.
Рассмотрев дело в соответствии с положениями частей первой и второй статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 13 мая 2019 г. ФИО1, не работающий, являющийся получателем страховой пенсии по старости, назначенной 22 ноября 2012 г., обратился в УПФР в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) с заявлением, в котором просил объяснить, по какой причине ему не установлена 25% надбавка за работу в сельском хозяйстве (том 3 л.д. 87).
Указанное заявление УПФР в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) рассмотрело в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 27 мая 2019 г. и дало ФИО1 ответ, в котором разъяснило, что установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не представляется возможным, вследствие отсутствия требуемого стажа работы в сельском хозяйстве. Требуемых не менее 30 календарных лет работы в сельском хозяйстве, по мнению пенсионного органа не имеется, продолжительность стажа работы истца в сельском хозяйстве составляет 23 года 8 месяцев 11 дней. Период работы ФИО1 с 1 мая 1997 г. по 29 мая 2003 г. в должности директора совхоза-колледжа «Краснослободский» (ГОУ Краснослободский аграрный колледж, ФГОУ СПО «Краснослободский аграрный колледж») не подлежит зачёту в стаж работы в сельском хозяйстве, поскольку основным видом деятельности учреждения является образование (основание: устав совхоза-колледжа «Краснослободский» от 25 марта 1992 г., устав ГОУ Краснослободский аграрный колледж от 24 июля 1999 г., выписка из Единого государственного реестра юридических лиц).
4 сентября 2019 г. ФИО1 обратился в УПФР в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) с заявлением о перерасчёте размера пенсии по форме, предусмотренной приложением №2 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утверждённого Постановлением правления Пенсионного фонда России от 23 января 2019 г. №16п, приложив к заявлению архивную справку о заработной плате в колхозе «Свободный труд» №361 от 31 мая 2019 г., справку ГБПОУ Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» об отработанных днях от 30 мая 2019 г., приказ №168-к от 19 мая 1997 г. о назначении ФИО1 директором, трудовую книжку <данные изъяты>.
9 сентября 2019 г. УПФР в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) по результатам рассмотрения представленных документов и имеющихся в пенсионном деле ФИО1 вынесло распоряжение о перерасчёте размера его страховой пенсии с 1 октября 2019 г. с учётом включения периодов работы в сельском хозяйстве. В стаж работы в сельском хозяйстве были включены периоды его работы:
- в колхозе «Свободный труд» с 15 мая 1973 г. по 15 августа 1973 г., с 15 июня 1974 г. по 25 октября 1974 г., с 1 декабря 1975 г. по 31 декабря 1991 г.;
- в колхозе «Свободный труд» (с 9 марта 1992 г. колхоз-племзавод «Свободный труд», с 29 декабря 1997 г. сельскохозяйственная артель – племзавод «Свободный труд») с 1 января 1992 г. по 30 апреля 1997 г.;
- в ООО «Рассвет» с 26 марта 2007 г. по 25 февраля 2009 г.
Период работы в ГОУ «Краснослободский аграрный колледж» с 1 мая 1997 г. по 29 мая 2003 г. УПФР в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) в стаж работы истца в сельском хозяйстве не включен по основаниям, изложенным в ответе на обращение от 27 мая 2019 г.
В результате включения указанных периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве размер пенсии ФИО1 не изменился, поскольку общая продолжительность стажа работы истца в сельском хозяйстве даже с учётом включённых периодов составила менее требуемых 30 лет (том 3 л.д. 85, 87, 88-91, 92-93, 94).
ФИО1 на дни обращения в пенсионный орган с заявлением от 13 мая 2019 г., c заявлением о перерасчёте размера страховой пенсии по старости от 4 сентября 2019 г. проживал и в настоящее время проживает в сельской местности по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями о регистрации по месту жительства, указанными в паспорте гражданина Российской Федерации (том 1 л.д. 9).
ФИО1 был назначен директором совхоза-колледжа «Краснослободский» 19 мая 1997 г. на основании приказа Минсельхозпрода Российской Федерации от 19 мая 1997 г. № 168-к (приказ № 11 от 19 мая 1997 г.), приказа Департамента кадровой политики и образования Минсельхозпрода Российской Федерации от 19 мая 1997 г. № 168-к.
29 мая 2003 г. он уволен с должности директора ФГОУ СПО «Краснослободский аграрный колледж» в связи с переводом на работу в Управление сельского хозяйства Краснослободского района Республики Мордовия, что подтверждается записями в трудовой книжке истца (том 1 л.д. 14-18), копиями приказа Департамента кадровой политики и образования Минсельхозпрода Российской Федерации от 19 мая 1997 г. № 168-к. (том 1 л.д. 19), приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия от 12 апреля 1997 г. № 47-к, приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия от 19 мая 1997 г. № 51-к, приказа Департамента кадровой политики и образования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 19 мая 1997 г. № 168-к о назначении ФИО1 директором совхоза-колледжа «Краснослободский» Республики Мордовия на условиях заключенного контракта от 19 мая 1997 г. № 438, приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2003 г. № 357-кп о досрочном расторжении срочного трудового договора от 10 декабря 2002 г. с директором федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Краснослободский аграрный колледж» (Республика Мордовия) ФИО1 и увольнении его с указанной должности в связи с переводом на работу в Управление сельского хозяйства Краснослободского района Республики Мордовия в соответствии с пунктом 5 статьи 77 ТК РФ 29 мая 2003 г. (том 2 л.д. 196, 197, 198, 199-203, 204, 205, 206).
Из устава федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Краснослободский аграрный колледж», зарегистрированного постановлением главы Краснослободского района Республики Мордовия от 29 апреля 2002 г. следует, что федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краснослободский аграрный колледж» организовано приказом Министра сельского хозяйства РСФСР от 21 июля 1948 г. № 501 как агрономическая трёхгодичная школа. Приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР от 9 декабря 1975 г. № 853 на его базе был создан совхоз-техникум «Краснослободский», а приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 26 июня 1991 г. № 559 переименовано в совхоз-колледж «Краснослободский» и в этом качестве зарегистрировано постановлением администрации Краснослободского района Мордовской АССР от 30 сентября 1993 г. № 142. Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 31 августа 1998 г. № 537 совхоз-колледж «Краснослободский» переименован в Государственное образовательное учреждение Краснослободский аграрный колледж с учебно-производственным хозяйством. Изменения зарегистрированы постановлением главы Краснослободского района Республики Мордовия от 5 октября 1999 г. № 188 как Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Краснослободский аграрный колледж. Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 1 декабря 1999 г. № 826 учреждение переименовано в федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краснослободский аграрный колледж» (пункт 1.1) (том 1 оборот л.д. 123).
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела письменными доказательствами и сомнения в их достоверности не вызывают.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что факт работы ФИО1 в должности директора совхоза-колледжа «Краснослободский» (ГОУ Краснослободский аграрный колледж, ФГОУ СПО «Краснослободский аграрный колледж») с 12 апреля 1997 г. по 29 мая 2003 г. подтверждён имеющимися в материалах дела доказательствами; в пунктах 1, 2 Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона о страховых пенсиях указаны растениеводство, животноводство, поименована должность: «директор (генеральный директор, председатель) (колхоза, совхоза, сельскохозяйственного кооператива, артели и других организаций, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство). Поскольку совхоз-колледж «Краснослободский» (ГОУ Краснослободский аграрный колледж, ФГОУ СПО «Краснослободский аграрный колледж») наряду с образовательной деятельностью осуществлял и производственную (сельскохозяйственную), а именно, растениеводство и животноводство, спорный период работы истца с 12 апреля 1997 г. по 29 мая 2003 г. в должности директора совхоза-колледжа Краснослободский» (ГОУ Краснослободский аграрный колледж, ФГОУ СПО «Краснослободский аграрный колледж») подлежит зачёту в стаж, дающий право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве, в связи с чем решение ответчика, вынесенное в виде письменного ответа от 27 мая 2019 г. № Е-34, в части невключения указанного периода работы в стаж работы истца и отказе в перерасчёте размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости является незаконным и подлежит отмене, а ответчик обязан произвести перерасчёт размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 января 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия считает, что с такими выводами согласиться нельзя, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о страховых пенсиях страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 указанного закона страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности (часть 14 статьи 17 Закона о страховых пенсиях).
Частью 16 статьи 17 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона о страховых пенсиях, и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона о страховых пенсиях.
В соответствии с указанными Правилами в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (подпункт «а» пункта 3).
Согласно пунктам 2 и 6 вышеназванных Правил при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона о страховых пенсиях, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440 (далее – Список); при подсчёте стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Закона о страховых пенсиях, - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта; б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Закона о страховых пенсиях, - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Списком предусмотрена должность директора (генерального директора, председателя) (колхоза, совхоза, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство (растениеводство, животноводство).
То есть, необходимым условием для зачёта периода работы в должности директора колхоза, совхоза, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, является вид основной деятельности организации - сельское хозяйство (растениеводство, животноводство).
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утверждённый Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. №14-ст, (далее – ОКВЭД 2), предназначенный для решения основных задач, связанных с классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, а также определением основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами, относит к сельскому хозяйству два основных вида деятельности, а именно: производство продукции растениеводства и производство продукции животноводства, охватывая также формы органического сельского хозяйства, выращивание и разведение генетически-модифицированных культур и животных (раздел А класс 1).
Вывод о том, что совхоз-колледж «Краснослободский» (ГОУ Краснослободский аграрный колледж, ФГОУ СПО «Краснослободский аграрный колледж») наравне с образовательной деятельностью осуществлял и производственную (сельскохозяйственную), суд обосновал тем, что согласно годовым бухгалтерским отчётам совхоза-колледжа «Краснослободский» за 1997-2003 годы в сравнении с показателями по совхозу «Старосиндровский», показатели совхоза-колледжа «Краснослободский» по объёмам производственной деятельности и сельскохозяйственной продукции были не ниже, чем показатели по совхозу «Старосиндровский». Суд также принял во внимание показания свидетелей ФИО4 и ФИО5, утверждавших, что основную деятельность ФИО1 в качестве директора учреждения осуществлял в производственном процессе.
Однако суд первой инстанции оставил без внимания и оценки то обстоятельство, что согласно учредительным документам совхоз-колледж «Краснослободский» был создан с целью подготовки специалистов для сельского хозяйства, а наличие учебно-производственной базы, позволявшей осуществлять производство сельскохозяйственной продукции, обусловлено именно спецификой образовательного процесса.
Из устава федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Краснослободский аграрный колледж», зарегистрированного постановлением главы Краснослободского района Республики Мордовия от 29 апреля 2002 г. следует, что федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краснослободский аграрный колледж» организовано приказом Министра сельского хозяйства РСФСР от 21 июля 1948 г. № 501 как агрономическая трёхгодичная школа. Приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР от 9 декабря 1975 г. № 853 на его базе был создан совхоз-техникум «Краснослободский», а приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 26 июня 1991 г. № 559 переименовано в совхоз-колледж «Краснослободский» и в этом качестве зарегистрировано постановлением администрации Краснослободского района Мордовской АССР от 30 сентября 1993 г. № 142. Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 31 августа 1998 г. № 537 совхоз-колледж «Краснослободский» переименован в государственное образовательное учреждение Краснослободский аграрный колледж с учебно-производственным хозяйством. Изменения зарегистрированы постановлением главы Краснослободского района Республики Мордовия от 5 октября 1999 г. № 188 как государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Краснослободский аграрный колледж. Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 1 декабря 1999 г. № 826 учреждение переименовано в федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краснослободский аграрный колледж» (пункт 1.1) (том 1 оборот л.д. 123).
В свидетельстве о государственной регистрации совхоза – колледжа «Краснослободский», выданном на основании постановления администрации Краснослободского района Мордовской АССР от 30 сентября 1993 г. №142 указан один вид основной деятельности предприятия – подготовка специалистов для сельского хозяйства (том 1 л.д. 57).
Согласно уставу совхоза-колледжа «Краснослободский» Мордовской АССР, зарегистрированному постановлением администрации Краснослободского района Мордовской АССР от 30 сентября 1993 г. №142, совхоз-колледж «Краснослободский» является государственным федеральным средним профессиональным образовательным учреждением; главными задачами совхоза-колледжа «Краснослободский» являются:
подготовка работников квалифицированного труда, получение начального профессионального образования;
подготовка руководителей среднего звена, получение среднего специального образования;
подготовка младших инженеров (том 1 л.д. 58- 66).
Согласно уставу государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Краснослободского аграрного колледжа, зарегистрированному постановлением главы Краснослободского района Республики Мордовия №188 от 5 октября 1999 г., Краснослободский аграрный колледж является государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования, обеспечивающим для всех граждан России и иностранных граждан реализацию права на образование; учреждение имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования, выданную Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации; имеет сертификат о государственной аттестации, выданный на основании решения коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации; главными задачами учреждения являются:
удовлетворение социально-экономических потребностей общества в специалистах со средним специальным образованием;
удовлетворение потребностей личности в приобретении специальности в выбранной области деятельности, а также в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом её развитии;
осуществление переподготовки и повышения квалификации специалистов;
создание условий для профессионального роста, повышения образовательного культурного уровня граждан.
Согласно пункту 1.19 учреждение имеет в своей структуре помимо общежития, спортзала, библиотеки, учебных кабинетов и лаборатории учебно-производственное хозяйство с цехами растениеводства, животноводства, обслуживания, общественного питания, переработки сельскохозяйственной продукции, коммунальной службы.
Учреждение вправе осуществлять ведение приносящих доход иных внереализационных операций, работ (транспортные услуги, общественное питание, работы по ремонту сельскохозяйственной техники, тракторов и автомобилей и её техническому обслуживанию, услуги по определению качества кормов, сельскохозяйственной продукции, химического состава почвы) и других, непосредственно не связанных с собственным производством работ, услуг (пункт 5.9 устава) (том 1 л.д. 67-82).
Согласно уставу федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Краснослободский аграрный колледж», зарегистрированному постановлением главы Краснослободского района Республики Мордовия №117 от 29 апреля 2002 г., указанное юридическое лицо является федеральным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования, обеспечивающим для всех граждан России и иностранных граждан реализацию права на образование на основе соблюдения принципов государственной политики в области образования; учреждение обязано иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере среднего профессионального образования, выдаваемую в установленном порядке; главными задачами учреждения являются:
удовлетворение социально-экономических потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием на основе реализации принципов гуманистического характера образования;
удовлетворение потребности личности в приобретении специальности в области деятельности, а также в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом его развитии;
осуществление переподготовки и повышения квалификации специалистов;
создание условий для профессионального роста, повышение общеобразовательного и культурного уровня граждан;
производство и реализация продукции животноводства и растениеводства (пункты 1.13, 1.15, 1.16 устава).
Учреждение имеет следующую структуру: дневное отделение по специальностям подготовки; предметные (цикловые) комиссии; библиотека; спортивный зал; общежитие; бухгалтерия; столовая; гараж; административно-хозяйственная часть; учебно-производственное хозяйство с общей земельной площадью 4645 гектара (пункт 1.19 устава); в целях реализации возложенных на него функций учреждение обеспечивает сочетание производственного обучения студентов с производительным трудом и получение ими рабочих профессий в соответствии с действующими учебными планами и программами, проведение обучения студентов с использованием современных форм организации сельскохозяйственного производства и выполнение ими всех технологических операций на закреплённом за учебной группой производственном объекте (пункт 3.15 устава) (том 1 л.д.85-94).
В свидетельстве о государственной регистрации федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Краснослободский аграрный колледж», выданном на основании постановления главы Краснослободского района Республики Мордовия №117 от 29 апреля 2002 г. указан также только один основной вид деятельности – удовлетворение социально-экономических потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием (том 1 л.д. 84).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 2 сентября 2019 г. основным видом деятельности государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» является образование профессиональное среднее (код 85.21). Дополнительными видами деятельности указанного учреждения являются: выращивание зерновых культур (код 01.11.1), выращивание зернобобовых культур (код 01.11.2), выращивание овощей (код 01.13.1), выращивание столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина (код 01.13.3), выращивание волокнистых прядильных культур (код 01.16), выращивание однолетних кормовых культур (код 01.19.1), разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока (код 01.41), разведение прочих пород крупного рогатого скота и буйволов, производство спермы (код 01.42), разведение свиней (код 01.46), предоставление услуг в области растениеводства (код 01.61) (том 1 л.д. 21-33).
Основной вид деятельности – эта та деятельность, которая преобладает в сравнении с остальными.
Дополнительные виды отражают сопутствующую деятельность организации.
По смыслу положений Списка и ОКВЭД 2 в их взаимосвязи, а также исходя из концепции установления повышения фиксированной выплаты, к организациям, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, относятся организации, созданные для производства сельскохозяйственных культур и (или) животных.
В данном случае во всех учредительных документах учреждения, директором которого являлся истец, указан только один основной вид деятельности - подготовка специалистов для сельского хозяйства (в настоящее время – это образование профессиональное среднее).
Вышеприведённые письменные доказательства позволяют судебной коллегии сделать вывод о том, что основной деятельностью совхоза-колледжа «Краснослободский» являлось именно образование профессиональное среднее, а деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, обусловленная наличием учебно-производственной базы, являлась дополнительным видом экономической деятельности.
Данное обстоятельство исключает возможность зачёта периода работы ФИО1 в должности директора совхоза-колледжа «Краснослободский» (ГОУ Краснослободский аграрный колледж, ФГОУ СПО «Краснослободский аграрный колледж») с 12 апреля 1997 г. по 29 мая 2003 г. в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Свидетельские показания ФИО4 и ФИО5, утверждавших, что основную деятельность ФИО1 в качестве директора учреждения осуществлял в производственном процессе, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно пункту 6 Правил при подсчёте стажа работы в сельском хозяйстве периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Закона о страховых пенсиях подтверждаются исключительно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что по условиям контракта от 19 мая 1997 г. № 438 ФИО1 должен был осуществлять руководство совхозом-колледжем «Краснослободский» в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и в качестве директора учебного заведения за период действия настоящего контракта обеспечивать:
- выполнение государственного плана-заказа на подготовку специалистов средней квалификации;
- достижение современного уровня подготовки специалистов в соответствии с требованиями производства соответствующих отраслей агропромышленного комплекса и государственного образовательного стандарта;
- внедрение развивающихся форм и методов обучения студентов, компьютеризации учебного процесса;
- создание учебно-материальной базы для теоретического и практического обучения в соответствии с нормативами, необходимых жилищно-бытовых условий для студентов, преподавателей и сотрудников;
- организацию систематического повышения квалификации преподавателей и других педагогических работников;
- внедрение современного хозяйственного механизма с элементами хозрасчётной деятельности в работу учебной части;
- выполнение договорных обязательств по поставкам сельскохозяйственной и прочей продукции;
- соответствие специализации хозяйства профилю подготовки специалистов в учебном заведении;
- техническое перевооружение, реконструкцию сооружений. Ввод мощностей. Внедрение передового опыта и достижений науки, проведение племенной работы, внедрение новых перспективных сортов сельскохозяйственных культур, технологий производства;
- выполнение лично педагогической нагрузки в объёме не менее 180 часов в год (том 2 л.д. 199-200).
ФИО1 не осуществлял работу непосредственно в структурном подразделении, осуществляющем растениеводческое и животноводческое направление в учреждении, в той должности, которая давала бы право на установление повышенной фиксированной выплаты.
Поскольку продолжительность стажа работы ФИО1 в сельском хозяйстве, дающего право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости без учёта оспариваемого периода составила менее требуемых 30 лет, пенсионный орган обоснованно отказал истцу в перерасчёте страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в связи с отсутствием необходимого стажа работы в сельском хозяйстве.
Следовательно, обжалуемое решение суда первой инстанции нельзя признать законным и оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 31 октября 2019 г. отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании недействительным решения пенсионного органа об отказе ФИО1 во включении периода его работы в должности директора совхоза-колледжа «Краснослободский» (ГОУ Краснослободский аграрный колледж, ФГОУ СПО «Краснослободский аграрный колледж») с 12 апреля 1997 г. по 29 мая 2003 г. в стаж работы в сельском хозяйстве, возложении на пенсионный орган обязанности включить указанный период работы в стаж работы в сельском хозяйстве и произвести ему перерасчёт размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 января 2019 г.
Председательствующий И.П. Назаркина
Судьи И.В. Адушкина
Г.Ф. Смелкова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 июня 2020 г.
Судья И.П. Назаркина