ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-312/2016 от 23.03.2017 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Михайлова И.Г.

Дело № 33-287/17

(Дело № 2-312/2016)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

ФИО3,

судей

ФИО4, Копылова Р.В.,

при секретаре

ФИО5,

рассмотрела в открытом судебном заседании 23 марта 2017 года в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по иску ФИО6 к обществу с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» о признании действий, связанных с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления жилищно-коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению незаконными, возложении обязанности по производству перерасчета платы за жилищно-коммунальную услугу по отоплению за период с 01.02.2016г. по 31.05.2016г. по базовым тарифам (без применения повышающих коэффициентов), возложении обязанности по производству перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению за период с 01.02.2016г. по 30.09.2016г. по базовым тарифам (без применения повышающих коэффициентов), по апелляционной жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» на решение Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 11 октября 2016 года, которым постановлено:

Исковые требования ФИО6 к Обществу с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» о признании действий, связанных с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления жилищно-коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению незаконными, возложении обязанности по производству перерасчета платы за жилищно-коммунальную услугу по отоплению за период с 01.02.2016г. по 31.05.2016г. по базовым тарифам (без применения повышающих коэффициентов), возложении обязанности по производству перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению за период с 01.02.2016г. по 30.09.2016г. по базовым тарифам (без применения повышающих коэффициентов) - удовлетворить.

Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом», связанные с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления жилищно-коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению незаконными.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальную услугу по отоплению за период с 01.02.2016 г.по 31.05.2016 г. по базовым тарифам (без применения повышающих коэффициентов), произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению за период с 01.02.2016г. по 30.09.2016г. по базовым тарифам (без применения повышающих коэффициентов) по жилому помещению, расположенному <адрес>.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» государственную пошлину в доход бюджета Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края в размере <данные изъяты> рублей.

Заслушав доклад судьи Копылова Р.В., пояснения представителя ООО «ГУЖФ» ФИО7, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО6 обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» (далее – ООО «ГУЖФ») о признании действий по применению повышающих коэффициентов к нормативам потребления жилищно-коммунальных услуг незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги за период с 1 февраля 2016 года по базовым тарифам без применения повышающих коэффициентов.

В обоснование требований указала, что обособленное подразделение «Камчатский» ООО «ГУЖФ», осуществляя полномочия управляющей организации в п. Ключи-1, с 1 февраля 2016 года выставляет платежные документы на оплату коммунальных услуг «отопление», «горячее водоснабжение», «холодное водоснабжение» с учетом повышающих коэффициентов из-за отсутствия общедомовых приборов учета. Министерство обороны РФ, являясь собственником жилого фонда, свою обязанность по установке приборов учёта исполнять не планирует, при этом, являясь учредителем управляющей организации ООО «ГУЖФ», повышает нормативы и получает неосновательное обогащение. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов применение повышающих коэффициентов при определении нормативов потребления коммунальных услуг предусмотрено при наличии технической возможности установки приборов учёта. Процедура по выявлению наличия такой возможности не проводилась, актов обследования не представлялось. Полагала, что в отношении услуги «отопления» в доме, в котором она проживает, в виду вертикальной разводки внутридомовых инженерных систем отопления установка приборов учета невозможна. Считает, что ОП «Камчатский» ООО «ГУЖФ» действует в нарушение требований законодательства, надлежащее содержание жилого фонда не осуществляет.

В судебном заседании истец ФИО6 участия не принимала, ее представитель ФИО8 исковые требования уточнил, просил суд признать действия ООО «ГУЖФ», связанные с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления жилищно-коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению незаконными, обязать ответчика произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальную услугу по отоплению за период с 1 февраля 2016 года по 31 мая 2016 года по базовым тарифам (без применения повышающих коэффициентов), обязать произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению за период с 1 февраля 2016 года по 30 сентября 2016 года по базовым тарифам (без применения повышающих коэффициентов).

Ответчик ООО «ГУЖФ» участия в судебном заседании не принимал.

Третьи лица Министерство обороны Российской Федерации и обособленное подразделение «Камчатский» ООО «ГУЖФ» представителей не направили.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ООО «ГУЖФ», ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным ввиду не соответствия выводов суда обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение отменить и принять новое, которым в удовлетворении иска отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что ООО «ГУЖФ» в соответствии с договором управления жилищным фондом осуществляет расчеты и сбор платы за коммунальные услуги по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом управляющая организация не имеет полномочий на установление тарифов, а только исполняет волю законодателя. Считает свои действия, совершенные в целях исполнения требований действующего законодательства РФ, приказов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, законными. Начисление платы за жилищно-коммунальную услугу по отоплению за сентябрь 2016 года без учета повышающего коэффициента (0,030000 Гкал) управляющая организации производила вопреки выводам суда на основании приказа Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края, а не в связи с признанием обстоятельств, на которых истец основывает свои требования. 29 июня 2016 года в результате обследования установлена возможность установки приборов учёта, что свидетельствует о правильном применении повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем на основании статей 327, 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 2 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Пунктом 5 части 4 статьи 330 ГПК РФ установлено, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в любом случае, если решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело.

Как усматривается из материалов дела, судьей не подписана резолютивная часть решения, вынесенного 11 октября 2016 года.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм процессуального права, вследствие чего решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, а, следовательно, подлежит отмене.

На основании ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.

Разрешая дело, судебная коллегия установила следующее.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Часть 4 статьи 154 ЖК РФ устанавливает, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 2 указанной статьи).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В случае неисполнения ими данной обязанности до 1 июля 2012 года, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.

Из анализа положений Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее - Правила № 306), и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354) следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться норматив потребления коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента (далее – «повышенный норматив»).

Судом установлено, что ФИО6 является нанимателем служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Из материалов дела следует, что 27 июля 2015 года между ООО «ГУЖФ» и Министерством обороны Российской Федерации заключен договор управления жилищным фондом № 2-УЖФ-03, по условиям которого ООО «ГУЖФ» (далее - «Управляющая организация») приняло на себя обязательства по управлению жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны.

Министерство обороны РФ, выполняет правомочия собственника жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, в том числе по отношению к жилому дому <адрес>, управляющей организацией является общество с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом».

Из квитанций-извещений, выставленных по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, общей площадью 63,0 кв.м., следует, что управляющей организацией применен норматив потребления коммунальных услуг: отопление, Гкал/кв.м, горячее водоснабжение, куб.м./чел, холодное водоснабжение, куб.м./чел в январе 2016 года: 0,020300, 4,201000, 4,460000 соответственно; с февраля по май 2016 года включительно: 0,042000, 5,881000, 5,041200 соответственно; в сентябре: 2016 года 0,030000, 6,302000, 6,690000 соответственно; с июня по август 2016 года: норматив потребления коммунальных услуг: горячее водоснабжение, холодное водоснабжение 6,302000 и 6,690000 соответственно (л.д. 7-8, 239-244).

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края № 678 от 16 декабря 2015 года утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии приборов учета в Ключевском сельском поселении и в п. Ключи-1 (котельные с инв. № 4-20-219, № 4-14-7) Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края из расчета на отопительный период, из которого следует, что норматив потребления (Гкал на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц) в четырехэтажных многоквартирных и жилых домах со стенами из панелей, блоков с учетом повышающего коэффициента 1,4, в период с 1 января 2016 по 30 июня 2016 года составил 0,04200 Гкал.

В примечании в Приложении № 2 указано, что нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях применяются с учетом повышающего коэффициента при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 30 сентября 2015 года № 476 в Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 16 июня 2015 № 278 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях и на общедомовые нужды в военных городках» внесены изменения, согласно которым норматив потребления коммунальных услуг (куб.метр в месяц на человека) в четырехэтажных многоквартирных и жилых домах с централизованным холодным водоснабжением, с горячим водоснабжением при открытой с/т, с водоотведением, оборудованные раковинами, мойками, унитазами, ваннами длиной 1500-1550 мм с душем с учетом повышающего коэффициента 1,4 в период с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 года, для холодного водоснабжения составил 5,0412, для горячего водоснабжения составил 5,881 куб.м.; с учетом повышающего коэффициента 1,5 в период с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года, для холодного водоснабжения составил 6,69 куб.м., для горячего водоснабжения составил 6,302 куб.м. (приложение № 3 к приказу № 476 от 30 сентября 2015 года).

В примечании к Приложению № 3 указано, что норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях применяются с учетом повышающего коэффициента при наличии технической возможности установки коллективных, индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета; форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета и порядок заполнения данного акта.

Так, из системного анализа вышеприведённых норм следует, что собственники жилых домов обязаны обеспечить их оснащение приборами учета используемых энергоресурсов, в случае неисполнения ими данной обязанности до 1 июля 2012 года, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов. Если указанное оснащение не проведено, в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться норматив потребления коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента.

29 июня 2016 года начальником отдела теплоснабжения и ВКХ ОП «Камчатское» АО «ГУ ЖКХ» ФИО1. и руководителем группы технического надзора и контроля ОП «Камчатское» АО «ГУ ЖКХ» ФИО2., проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и холодной воды по адресу: <адрес> в ходе которого выявлено наличие технической возможности установки приборов учета тепловой энергии и холодной воды (т. 1, л. д. 226-227).

Довод представителя истца о том, что применение ответчиком повышенных нормативов за период с февраля по июнь 2016 года необоснованно, так как ответчиком не производилось обследование многоквартирного дома <адрес> на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и холодной воды до 29 июня 2016 года, не опровергает того обстоятельства, что до 29 июня 2016 года техническая возможность установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и холодной воды отсутствовала.

Кроме того, из представленного в судебное заседание апелляционной инстанции акта технического состояния жилого дома (общежития) от 19 января 2017 года, утвержденного руководителем ОП «Камчатский» ООО «ГУЖФ» и согласованного представителем ДЭС и ОКУ Минобороны России, следует, что реконструкция и капитальный ремонт дома <адрес>, 1992 года постройки, не проводились.

Довод представителя истца о том, что названный акт обследования многоквартирного дома нельзя признать достоверным, поскольку ответчиком не представлено доказательств его направления собственнику многоквартирного дома для принятия им мер по установке общедомовых приборов учета, судебная коллегия полагает несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не свидетельствуют о незаконности действий ответчика по выставлению счетов с применением повышенных нормативов.

Из установленных по делу обстоятельств, а также вышеизложенного анализа норм следует, что в жилом доме по <адрес>, расположенном в п. Ключи-1, Усть-Камчатского района, Камчатского края, где проживает истец, приборы учета не установлены, сведения надлежащим образом подтверждённые актом об отсутствии наличия технической возможности установки прибора учета в спорный период отсутствовали, также как и отсутствуют на момент рассмотрения дела, вследствие чего ответчик, правильно руководствуясь федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, применял для расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей норматив потребления коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента, так как применять иной расчёт при наличии установленных обстоятельств оснований не имел.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования ФИО6 к обществу с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» удовлетворению не подлежат.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1. – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 11 октября 2016 года – отменить.

В удовлетворении исковых требований ФИО6 к обществу с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» о признании незаконными действий, связанных с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления жилищно-коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, возложении обязанности по производству перерасчета платы за жилищно-коммунальную услугу по отоплению за период времени с 1 февраля 2016 года по 31 мая 2016 года по базовым тарифам (без применения повышающих коэффициентов), возложении обязанности по производству перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению за период времени с 1 февраля 2016 года по 30 сентября 2016 года по базовым тарифам (без применения повышающих коэффициентов) – отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи: