Судья Рыбаков Р.В. Дело № 33-35
№ 2-3140/2019
64RS0047-01-2019-003256-62
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 января 2020 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Гладченко А.Н., Негласона А.А.,
при ведении протокола секретарем Поляковой А.А., помощниками судей Бусаргиной Ю.А., Дисалиевой К.У.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 ФИО15 к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» об установлении факта проживания на территории города Саратова, признании незаконным отказа и возложении обязанности по назначению ежемесячного пособия по уходу за ребенком
по апелляционной жалобе ФИО2 ФИО16 на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 06 сентября 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения истца ФИО2 и ее представителя ФИО3, поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя ответчика ГКУ Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» ФИО4,возражавшей против доводов жалобы, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» об установлении факта проживания на территории города Саратова, признании незаконным отказа и возложении обязанности по назначению ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Требования мотивировала тем, что она родилась <дата> в городе Нягань Тюменской области. 02 марта 1999 года ее удочерила ФИО13, она проживала по адресу: <адрес>. В 2005 году истец осталась без попечения родителей в связи с тем, что они самоустранились от ее воспитания, в связи с чем она была помещена в государственное учреждение. Об этом главой объединенного муниципального образования Татищевского района Саратовской области вынесено распоряжение от 14 октября 2005 года №, в соответствии с которым за ней сохранено жилое помещение по адресу: <адрес>. Решением Татищевского районного суда Саратовской области от 02 декабря 2005 года в отношении истца было отменено усыновление ФИО13, в связи с чем она была передана на попечение органа опеки и попечительства администрации объединенного муниципального образования Татищевского района Саратовской области. Согласно распоряжению министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 05 марта 2012 года
№ истец была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда области.
<дата> у истца родился сын ФИО1 После рождения сына она переехала в съемную квартиру по адресу: <адрес>, в данной квартире зарегистрирован ФИО11 Договор найма между ними не заключался. ФИО11 согласился сдавать истцу квартиру до момента предоставления ей жилья.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 22 января 2018 года на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области в городе Саратове. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. После рождения сына ФИО2 обратилась в комитет социальной поддержки населения города Саратова по вопросу назначения ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей, однако ей было отказано по причине не предоставления документов, подтверждающих проживание на территории города Саратова.
Истец полагает, что отсутствие регистрации не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая право на получение социальных выплат. ФИО2 с момента рождения сына проживает с ним в городе Саратове, ее сын наблюдается в поликлинике по месту жительства (<адрес>).
Установление факта постоянного проживания с сыном в городе Саратове необходимо истцу в целях получения ежемесячного пособия на ребенка.
Считая отказ незаконным, ФИО2 за защитой своих нарушенных прав обратилась в суд, который просила установить факт ее постоянного проживания по адресу: <адрес>; признать незаконным ответ ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» об отказе в назначении ежемесячного пособия и пособия по уходу за ребенком, обязав ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» выплатить ежемесячное пособие и пособие по уходу за ребенком ФИО1, <дата> года рождения, с момента его рождения.
Рассмотрев спор, Октябрьский районный суд города Саратова решением от
06 сентября 2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказал.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, выводы которого не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, просит принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, в которой ежемесячное пособие является одним из видов государственных пособий, порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 года № 1012н утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря
2009 года № 15909).
Согласно п. 5 Порядка лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица в целях получения пособий обращаются в организации, назначающие указанные пособия, с заявлением и документами, предусмотренными настоящими Порядком, необходимыми для получения пособий.
В соответствии с п. 6 Порядка в заявлении о получении пособия, помимо прочих сведений, указывается сведения о месте жительства, месте пребывания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) указываются на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства, месту пребывания (если предъявляется не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность).
Согласно п. 7 ст. 6 Закона Саратовской области от 23 декабря 2004 года
№ 77-ЗСО «О пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Саратовской области» заявление о назначении пособия с приложением документов подается в орган социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с п.п. 6 и 7 ч. 1 ст. 7 Закона Саратовской области от 23 декабря 2004 года № 77-ЗСО «О пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Саратовской области» документами, необходимыми для назначения пособия являются в том числе документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (месту пребывания) заявителя и ребенка (детей), на которого (которых) назначается пособие, - при наличии у заявителя, ребенка (детей), на которого (которых) назначается пособие, регистрации по месту жительства (месту пребывания); копия вступившего в законную силу решения суда об установлении места жительства на территории области заявителя и (или) ребенка (детей), на которого (которых) назначается пособие, - при отсутствии у заявителя, ребенка (детей) регистрации по месту жительства (месту пребывания) на территории области, за исключением ребенка (детей), не достигшего (не достигших) возраста 14 лет.
Приказом Минтруда России от 23 марта 2018 № 186н утвержден Административный регламент по предоставлению органами государственной власти субъектов РФ государственной услуги в сфере переданных полномочий РФ по назначению государственных пособий гражданам, имеющим детей (зарегистрировано в Минюсте России 13 апреля 2018 года № 50757) (далее – Административный регламент от 23 марта 2018 года).
В соответствии с п. 18 Административного регламента от 23 марта 2018 года предоставление государственной услуги осуществляется уполномоченным органом по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителей.
Пунктом 23 Административного регламента от 23 марта 2018 года для предоставления государственной услуги заявителем представляется заявление, в котором указываются:
г) сведения о месте жительства (пребывания) (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) на основании записи в документе, удостоверяющем личность, или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства, месту пребывания (если предъявляется не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность);
д) сведения о месте фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры).
На основании изложенного, для получения меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком одновременно с подачей соответствующего заявления необходимо предоставить сведения о регистрации или месте пребывания заявителя и ребенка, либо решение суда об установлении факта проживания заявителя по месту обращения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что <дата> у ФИО2 родился сын – ФИО1, что подтверждается копией свидетельства о рождении серии III-РУ № (л.д. 13).
14 августа 2018 года ФИО2 обратилась в ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» с заявлением о назначении ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком. К данному заявлению была приложена копия свидетельства о рождении ребенка – ФИО1, а также копия паспорта ФИО2 без отметок о регистрации по месту жительства.
Решением ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» от 14 августа 2019 года истцу отказано в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (л.д. 65).
15 августа 2018 года ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» в адрес ФИО2 направлено уведомление, в котором сообщается о возврате заявления и приложенных к нему документов, поскольку заявителем не представлен документ, подтверждающий проживание на территории города Саратова (л.д. 43).
15 октября 2018 г. ФИО2 повторно обратилась в ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» с заявлением о назначении ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком. К данному заявлению была приложена копия свидетельства о рождении ребенка – ФИО1, а также копия паспорта ФИО2 без отметок о регистрации по месту жительства (л.д. 60-61).
Решением ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» от 16 октября 2018 года истцу отказано в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (л.д. 59).
22 октября 2018 года в адрес ФИО2 направлен ответ, в котором сообщалось о том, что, поскольку заявителем не представлен документ, подтверждающий проживание на территории города Саратова, ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» не является надлежащим органом, обладающим полномочиями на принятие решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (л.д. 64).
На основании изложенного, отказывая в удовлетворении требований ФИО2 о признании незаконным отказа ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» в назначении ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком, обязании ответчика выплатить ежемесячное пособие и пособие по уходу за ребенком ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с момента его рождения, суд исходил из того, что на момент обращения ФИО2 к ответчику оснований для удовлетворения ее заявления у ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» не имелось, поскольку заявителем не был представлен документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства и месту пребывания либо решение суда об установлении факта ее проживания на территории города Саратова, а ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» не уполномочено самостоятельно определять данные обстоятельства.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия в полной мере соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку считает, что данные выводы основаны на материалах дела, анализе представленных сторонами письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что действия ответчика по отказу в назначении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком являются правомерными, поскольку ФИО2 не представлены необходимые для назначения указанного пособия документы, входящие в перечень документов, необходимых для получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Одновременно судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении требования истца об установлении факта проживания ФИО2 и ее несовершеннолетнего ребенка – ФИО1 по адресу:
<адрес> силу следующего.
Согласно выписке из истории развития ребенка от 29 марта 2019 года,
ФИО1, <дата> года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, состоит на диспансерном учете у ортопеда в
ГУЗ «Саратовская городская поликлиника № 19» (л.д. 24).
Кроме того, факт проживания ФИО2 на момент рождения ребенка ФИО1 по адресу: <адрес> подтверждается показаниями свидетеля ФИО11, допрошенного судом первой инстанции, а также судом апелляционной инстанции, из которых следует, что с момента рождения ребенка <дата> и по 14 мая 2019 года истец проживала без регистрации и заключения договора найма с собственником по адресу: <адрес>
Согласно сведениям отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области ФИО2 с 15 мая 2019 года по 14 мая 2021 года зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д. 28).
Так, судебная коллегия полагает, что истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие фактическое место проживания истца по адресу:
<адрес><дата> по 14 мая 2019 года, в связи с чем выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения указанных требований судебная коллегия считает неправильными.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает возможным установить факт проживания ФИО2 и ее несовершеннолетнего ребенка – ФИО1 по адресу: <адрес><дата> по 14 мая 2019 года, в связи с чем решение в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Саратова от 06 сентября
2019 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО2 ФИО17 к государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» об установлении факта проживания по адресу: <адрес>.
Принять в указанной части новое решение.
Установить факт проживания ФИО2 ФИО18 и ее несовершеннолетнего ребенка – ФИО1 по адресу: <адрес><дата> по 14 мая 2019 года.
В остальной части решение Октябрьского районного суда города Саратова от 06 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи