ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3140/2021 от 19.04.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Бугаков Д.В. Дело №33-2902/2022 (№2-3140/2021)

УИД 22RS0011-02-2021-003456-74

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 апреля 2022 года г.Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе

председательствующего Вегель А.А.,

судей Сачкова А.Н., Рудь Е.П.,

при секретаре Тенгерековой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Плужник Л. В. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 23 ноября 2021 года по делу

по иску Плужник Л. В. к комитету администрации г.Рубцовска по управлению имуществом, администрации г.Рубцовска Алтайского края о признании итогов продажи посредством публичного предложения недействительными.

Заслушав доклад судьи Сачкова А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Плужник Л.В. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения) к комитету администрации г.Рубцовска по управлению имуществом, администрации г.Рубцовска Алтайского края о признании недействительной продажи ДД.ММ.ГГ посредством публичного предложения в электронной форме с открытой формой подачи предложения о цене имущества, находящегося в собственности муниципального образования г.Рубцовск Алтайского края, на электронной площадке России ***

В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГ она участвовала в проведении продажи посредством публичного предложения в электронной форме с открытой формой подачи предложений о цене имущества, находящегося в собственности муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, на электронной площадке России ***.

Объектом продажи являлось нежилое административное здание, общей площадью *** кв.м., и земельный участок, площадью *** кв.м, расположенные в центральной административной части (кадастровый номер нежилого здания ***, кадастровый номер земельного участка: ***). Продавцом имущества являлся комитет администрации г.Рубцовска по управлению имуществом.

Перед подачей заявки на участие в продаже имущества посредством публичного предложения она была ознакомлена с Информационным сообщением о проведении ДД.ММ.ГГ продажи посредством публичного предложения вышеуказанного имущества.

Данное Информационное сообщение утверждено председателем комитета администрации г.Рубцовска по управлению имуществом, председателем комиссии по приватизации и размещено на электронной площадке России ***.

Из смысла пункта 11.9.4. Информационного сообщения следует, что аукцион может быть признан несостоявшимся, если ни один из участников не сделал предложение о начальной цене имущества.

Кроме того, пунктом 11.1.2. Информационного сообщения предусмотрено, что при продаже посредством публичного предложения осуществляется последовательное снижение цены первоначального предложения на «шаг понижения» до цены отсечения.

В связи с чем, истцом на электронной площадке было сделано подтверждение первоначальной цены имущества. Однако, после подтверждения начальной цены имущества осуществилось ее увеличение, что не может соответствовать процедуре проведения продажи посредством публичного предложения.

Полагает, что все сведения, изложенные в Информационном сообщении (в том числе и содержащиеся в пункте 11.9.4.) не соответствуют требованиям ст. 23 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а также Постановлению Правительства РФ от 27.08.2012 № 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме».

Таким образом, ответчик, лишил её права на участие в продаже имущества посредством публичного предложения с целью возможного приобретения имущества по более выгодной цене.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 23 ноября 2021 года в удовлетворении исковых требований Плужник Л.В. отказано.

В апелляционной жалобе истец просит об отмене постановленного решения суда, ссылаясь на неполноту сведений в размещенном информационном сообщении, которое не соответствует требованиям законодательства о проведении продажи имущества посредством публичного предложения. Допущенные нарушения являются существенными, поскольку повлияли на результаты торгов и привели к ущемлению её прав.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, собственником нежилого помещения, площадью *** кв.м. с кадастровым номером ***, а также земельного участка, площадью *** кв.м. с кадастровым номером ***, по адресуявляется муниципальное образование город Рубцовск Алтайского края.

Администрация г.Рубцовска в лице комитета по управлению имуществом объявила о продаже посредством публичного предложения вышеуказанного имущества (Лот ***).

На электронной площадке России *** ответчиком было размещено информационное сообщение о проведении ДД.ММ.ГГ продажи посредством публичного предложения в электронной форме с открытой формой подачи предложений о цене имущества, находящегося в собственности муниципального образования город Рубцовск Алтайского края.

Плужник Л.В. подала заявку на участие в продаже посредством публичного предложения на вышеуказанные объекты муниципальной собственности.

Принимая участие в данной продаже, истец стала его победителем, подтвердив начальную максимальную цену, поскольку иные участники не заявили свои предложения по цене.

Обращаясь с иском о признании недействительным продажи объектов недвижимости посредством публичного предложения Плужник Л.В. полагала, что сведения, изложенные в Информационном сообщении, не соответствуют требованиям ст. 23 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а также Постановлению Правительства РФ от 27.08.2012 № 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме». Ей не было известно, что публичное предложение перейдет в аукцион, если подтвердить цену имущества в первый час. Полагала, что если она не подтвердит цену имущества, то публичное предложение будет признано несостоявшимся.

Ответчик, как организатор, лишил истца права на участие в продаже имущества посредством публичного предложения с целью возможного приобретения имущества по более выгодной цене.

Руководствуясь ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 15, 23 ФЗ № 178-ФЗ от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества», суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными итогов продажи имущества посредством публичного предложения и отказал в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с решением суда ввиду следующего.

В соответствии со ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

По смыслу ст. 449 ГК РФ основанием для признания торгов недействительными может служить существенное нарушение процедуры их проведения. При этом под существенным нарушением следует понимать такое отклонение от установленных требований, которое повлекло или могло повлечь иные результаты торгов и, как следствие, грубое нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица.

В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона № 178-ФЗ от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее Закон, Федеральный закон), приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Подпунктами 2 и 7 ч.1 ст. 13 указанного закона предусмотрены такие способы приватизации государственного и муниципального имущества, как продажа государственного и муниципального имущества на аукционе и продажа такого имущества посредством публичного предложения.

Причем продажа государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся (ч.1 ст. 23 Закона).

Согласно п. 3.1.7 Информационного сообщения следует, что аукционы спорного имущества назначенные на ДД.ММ.ГГ признаны несостоявшимися по причине отсутствия поступивших заявок. Продажа посредством публичного предложения, назначенная на ДД.ММ.ГГ также признана несостоявшейся по причине отсутствия поступивших заявок.

В силу ч.2 ст. 23 Федерального закона, информационное сообщение о продаже посредством публичного предложения наряду со сведениями, предусмотренными статьей 15 настоящего Федерального закона, должно содержать следующие сведения:

1) дата, время и место проведения продажи посредством публичного предложения;

2) величина снижения цены первоначального предложения ("шаг понижения"), величина повышения цены в случае, предусмотренном настоящим Федеральным законом ("шаг аукциона");

3) минимальная цена предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество (цена отсечения).

Согласно пп. 2 п. 3 ст. 15 Федерального закона № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года, информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, следующие сведения: наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации такого имущества, реквизиты указанного решения; наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества); способ приватизации такого имущества; начальная цена продажи такого имущества; форма подачи предложений о цене такого имущества; условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов; размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов; порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений; исчерпывающий перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; срок заключения договора купли-продажи такого имущества; порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества; ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества; порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного или муниципального имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены); место и срок подведения итогов продажи государственного или муниципального имущества; сведения обо всех предыдущих торгах по продаже такого имущества, объявленных в течение года, предшествующего его продаже, и об итогах торгов по продаже такого имущества; размер и порядок выплаты вознаграждения юридическому лицу, которое в соответствии с подпунктом 8.1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона осуществляет функции продавца государственного или муниципального имущества и (или) которому решениями соответственно Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления поручено организовать от имени собственника продажу приватизируемого государственного или муниципального имущества.

Информационное сообщение, размещенное на электронной площадке России http://rts-tender.ru отвечает вышеуказанным требованиям Закона, в нем указаны сведения о проведенных ранее аукционах, в том числе условиях проведения аукциона (величина повышения начальной цены «шаг аукциона»).

При этом в информационном сообщении указано на способ приватизации – продажа посредством публичного предложения в электронной форме с открытой формой подачи предложенной о цене (п. 3.1.5).

Из п. 3.1.5.5. следует, что при продаже имущества будет осуществляться последовательное снижение цены первоначального предложения на «шаг понижения» до цены отсечения.

Таким образом, сведения, содержащиеся в информационном сообщении, содержат полную и достаточную информацию о проводимой продаже муниципального имущества.

Доводы жалобы об обратном, являются несостоятельными и подлежат отклонению.

Порядок организации и проведения продажи в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 14 статьи 32.1 Федерального закона N 178-ФЗ).

В соответствии с данным требованием постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 860 утверждено Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, которое предусматривает порядок организации и проведения продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме путем проведения продажи имущества посредством публичного предложения (раздел V).

Согласно п. 93 данного Положения время приема предложений участников о цене первоначального предложения составляет один час от времени начала проведения процедуры продажи имущества посредством публичного предложения и 10 минут на представление предложений о цене имущества на каждом "шаге понижения".

Победителем признается участник, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем "шаге понижения", при отсутствии предложений других участников (п.94).

При этом, в случае если любой из участников подтверждает цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из "шагов понижения", со всеми участниками проводится аукцион в порядке, установленном разделом II настоящего Положения. Начальной ценой имущества на аукционе является соответственно цена первоначального предложения или цена предложения, сложившаяся на данном "шаге понижения". Время приема предложений участников о цене имущества составляет 10 минут. "Шаг аукциона" устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей не более 50 процентов "шага понижения", и не изменяется в течение всей процедуры продажи имущества посредством публичного предложения (п.95).

Таким образом, и при проведении продажи имущества посредством публичного предложения законодательство предусматривает возможность проведения аукциона.

Из материалов дела следует, что Плужник Л.В. подтвердила установленную начальную продажную цену предложения, после чего никто из участников не подал заявки на снижение цены первоначального предложения, в связи с чем истец была признана победителем торгов.

Доводы жалобы об ущемлении прав и законных интересов истца, являются несостоятельными. Плужник Л.В., подав заявку на проведение продажи имущества посредством публичного предложения, и ознакомившись с информационным письмом, не лишена была также ознакомиться с соответствующей нормативной базой указанной в данном сообщении, в том числе и с Положением об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме.

При этом, подтвердив цену первоначального предложения, Плужник Л.В. не могла не понимать, что заявок от других участников торгов может и не поступить.

Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, а выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и закону, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в иске у судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 23 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Плужник Л. В. - без удовлетворения

Председательствующий:

Судьи: