ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3154/20 от 20.04.2021 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 2-3154/2020 судья Пыжова Н.И.

(№ 33-1094/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 апреля 2021 года г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Кубаревой Т.В.,

судей Климовой К.В. и Комаровой Ю.В.,

при ведении протокола помощником судьи Тимофеевой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Кубаревой Т.В.

дело по апелляционной жалобе Евсеевой Е.В. на решение Московского районного суда г. Твери от 25 декабря 2020 года, которым постановлено:

«Евсеевой Е.В. в иске к ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» об обязании поставить на учет в качестве безработной, назначить пособие по безработице отказать».

Судебная коллегия

установила:

Евсеева Е.В. обратилась в суд с иском к ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» об обязании поставить на учет в качестве безработной, назначить пособие по безработице.

В обоснование иска указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец стояла на учете в службе занятости ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» с использованием интерактивного портала службы занятости населения Тверской области https://trudzan.tverreg.ru, все начисления по социальным выплатам за этот период были произведены верно и в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ Евсеева Е.В. подала в МФЦ заявление на регистрацию предпринимательской деятельности. Об этом она сообщила в службу занятости ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте vakans-05@mail/ru.

ДД.ММ.ГГГГ в 19 часов 10 минут она получила из налоговой
инспекции по электронной почте папку с файлами о регистрации предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ. Об этом она сообщала в службу занятости ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте vakans-05@mail/ru, прикрепив к своему сообщению вышеупомянутую папку с файлами, содержащую в том числе, уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя в формате PDF. Однако предпринимательское дело у нее не пошло, и вскоре Евсеева Е.В. подала через МФЦ заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 40 минут она получила по электронной почте письмо из налоговой инспекции, содержащее папку с файлами о регистрации ее прекращения.

В этот же вечер, ДД.ММ.ГГГГ, Евсеева Е.В. подала заявление в службу занятости через интерактивный портал, выбрав в личном кабинете услугу «Содействие в поиске подходящей работы». К этому заявлению она прикрепила файлы формата PDF о регистрации предпринимательской деятельности и о ее прекращении с ДД.ММ.ГГГГ. Ей не сразу удалось разобраться в том, каким образом она может подать в службу занятости такое (первичное) заявление в ситуации, когда у нее на интерактивном портале уже заведено личное дело, ведь она стояла на учете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако обращение истца было успешно отправлено.

ДД.ММ.ГГГГ она отнесла в службу занятости документы о закрытии предпринимательской деятельности.

Сотрудник службы занятости сделала копии представленных Евсеевой Е.В. документов и сказала, что ее будут перерегистрировать ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ она получила из ЦЗН три электронных письма, тема всех трех писем обозначалась как «Информация о принятых решениях». Каждое из этих решений было утверждено отдельным приказом, все приказы с датой от ДД.ММ.ГГГГ.

Первое из них состояло в том, чтобы увеличить продолжительность выплаты, второе снять с учета в качестве безработного по причине предпринимательской деятельности, третье прекратить выплату по той же причине.

Помимо писем, пришедших истцу на электронную почту, в личном кабинете на портале появились сведения об этих приказах.

Кроме этого, у Евсеевой Е.В. в личном кабинете появился файл от ДД.ММ.ГГГГ о принятии службой занятости документов: заявления от ДД.ММ.ГГГГ «О содействии в поиске подходящей работы» и уведомления о снятии с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом статус ее обращения изменился, было указано «выполнено».

ДД.ММ.ГГГГ от сотрудников службы занятости Евсеевой Е.В. стало известно, что ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ не прошло, потому что на тот момент не было закрыто дело. Также истцу сказали, что ДД.ММ.ГГГГ она не могла подать заявление, потому что день закрытия предпринимательской деятельности это еще один рабочий день. Она не согласна с тем, что ее заявление не прошло, потому что оно имеется в личном кабинете на интерактивном портале в разделе «мои обращения». Считает, что правовые основания для отказа в принятии ее обращения от ДД.ММ.ГГГГ к рассмотрению отсутствуют. Полагает, что могла подать заявление о содействии в поиске подходящей работы ДД.ММ.ГГГГ вечером после получения из ФНС электронного документа о регистрации и прекращении предпринимательской деятельности.

На указанных основаниях Евсеева Е.В. просила суд первой инстанции обязать ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» поставить ее на учет в качестве безработной с ДД.ММ.ГГГГ, назначить выплату пособия по безработице в размере <данные изъяты> на срок три месяца с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 1.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года №346, взыскать расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании истец Евсеева Е.В. поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» по доверенности Чудакова Ю.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Поддержала письменный отзыв на иск и дополнения к нему, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ Евсеева Е.В. подала заявление в ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» в электронной форме через портал «Работа в России» с целью получения государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, постановки на учет в качестве безработного гражданина.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Евсеева Е.В. была признана безработным гражданином с ДД.ММ.ГГГГ.

Пособие по безработице Евсеевой Е.В. было назначено на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в минимальном размере.

Размер минимальной величины пособия определен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год». Как следует из Временных правил, перерегистрация гражданина в качестве безработного осуществляется ежемесячно на 30-й день с даты признания гражданина безработным либо с даты предыдущей перерегистрации в качестве безработного. Выплата пособия по безработице производилась Евсеевой Е.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ после прохождения ежемесячной перерегистрации. Дата очередной перерегистрации была назначена на ДД.ММ.ГГГГ. Однако ДД.ММ.ГГГГ через интерактивный портал службы занятости Тверской области https://tradzan.tverreg.ru с использованием подтвержденной учетной записи ЕСИА получено обращение от ДД.ММ.ГГГГ, к которому прилагались следующие документы: заявление о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ и уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании представленных Евсеевой Е.В. документов ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении выплаты пособия по безработице (по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ с одновременным снятием Евсеевой Е.В. с учета в качестве безработного в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с регистрацией ДД.ММ.ГГГГ в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 Закона, в том числе в случае регистрации гражданина в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

В день подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ Евсеева Е.В. еще являлась занятым гражданином, поскольку обратилась в день прекращения своей предпринимательской деятельности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В силу пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 Закона, то есть те, кто относится к категории занятых, в том числе граждане, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, Евсеева Е.В. не могла быть признана безработным гражданином по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, как следует из пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина безработным принимается с первого дня предъявления необходимых документов: паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы).

К обращению Евсеевой Е.В. был приложен неполный комплект необходимых документов.

Временными правилами предусмотрена подача электронного заявления без предоставления документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», только через портал «Работа в России» либо через Единый портал.

Евсеева Е.В., зная о том, что день закрытия предпринимательской деятельности учитывается как день осуществления предпринимательской деятельности и что заявление от ДД.ММ.ГГГГ не может быть принято, не была лишена возможности подать новое заявление в центр занятости после ДД.ММ.ГГГГ любым способом: через портал «Работа в России» или Единый портал без предоставления документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», либо через Интерактивный портал службы занятости населения Тверской области с приложением полного комплекта документов.

Оснований для назначения пособия Евсеевой Е.В. в максимальном размере не имеется, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год». Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2020 года №844 в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года № 346 был введен абзац: индивидуальным предпринимателям, прекратившим свою деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке после 01 марта 2020 года и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице устанавливается в размере <данные изъяты> на срок, не превышающий 3 месяцев, но не позднее 01 октября 2020 года. Исходя из текста указанного абзаца, индивидуальным предпринимателям, прекратившим свою деятельность, размер пособия не может быть установлен в размере <данные изъяты> после 01 октября 2020 года, а устанавливается, как было указано ранее, в размере минимальной величины пособия по безработице.

Период выплаты пособия по безработице Евсеевой Е.В. был установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2020 года №844 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» период выплаты пособия по безработице Евсеевой Е.В. необходимо было продлить с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С личным делом гражданина сотрудники центра занятости работают один раз в месяц в дату назначенной перерегистрации. Выплата пособия по безработице производилась Евсеевой Е.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Дата очередной перерегистрации была назначена на ДД.ММ.ГГГГ для начисления пособия по безработице за следующий период. Поскольку приказ об увеличении периода выплаты пособия по безработице в соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в предыдущие даты перерегистрации не был издан, в дату принятия решения о снятии с регистрационного учета Евсеевой Е.В. в качестве безработного был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице, размере и сроках выплаты пособия по безработице» для приведения приказов в соответствие с законодательством о занятости и соблюдения порядка определения периода выплаты пособия по безработице.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Евсеевой Е.В. ставится вопрос об отмене решения суда, предлагается принять по делу новое решение об удовлетворении требований.

В обоснование жалобы указывается на то, что суд не рассмотрел доводов истца, а вынес решение в соответствии с мнением ответчика, основывающимся на неверном толковании закона.

В апелляционной жалобе критикуется довод ответчика о том, что согласно абзацу 2 пункта 2 Времен­ных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года № 460 подача заявления без предоставления документов, предусмотренных статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (паспорта, трудовой книжки, документа о квалификации), преду­смотрена только через портал «Работа в России» либо через Единый портал Госуслуг, а заявление истца от 30 сентября 2020 года было подано через интерактивный портал службы занято­сти, и к нему не было приложено этих документов.

По мнению апеллянта, абзац 2 пункта 2 Временных правил не исключает возможности подачи заявления в дистанционной форме и через портал службы занятости, также без предоставления предусмотренных статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» документов.

В апелляционной жалобе критикуется довод ответчика о том, что из положения по­следнего абзаца пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» следует, что в случае, если гражданин в день подачи заявления о содействии в поиске подходящей работы относился к категории занятых, то он не может быть признан безработным по такому заявлению.

Евсеева Е.В. полагает, что она не являлась индивиду­альным предпринимателем на момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ, по­скольку к тому времени ФНС уже зарегистрировала прекращение деятельности, о чем она получила по электронной почте файлы, один из которых и приложила к заявлению.

Считает однозначно неправомерным такое толкование пункта 3 ста­тьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которому не может быть принято заявление, поданное гражданином, который в день подачи заявления до момента его пода­чи относился к категории занятых, но на момент его подачи уже не работает, поскольку в таком выводе из имеющегося текста пункта 3 статьи 3 отсутствует какая-либо логика.

По мнению апеллянта, статья 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в которой перечисляется, в каких слу­чаях граждане относятся к категории занятых, не содержит положения, из кото­рого напрямую следовало бы, что к категории занятых человек может относи­ться только в течение срока, исчисляемого обязательно целым количеством ка­лендарных дней.

Из системы отчисления страховых взносов предпринимателями также не следует того, что являться предпринимателем гражданин может только в течение целого количества дней.

Апеллянт полагает, что в день прекращения ИП ДД.ММ.ГГГГ она была предпри­нимателем до момента подписания работником ФНС «Листа записи ИП» и за такой день уплачивались страховые взносы в полном объеме, также как и за целый день предпринимательской деятельно­сти.

Считает, что вывод о том, что быть предпринимателем гражданин перестает непосред­ственно с момента внесения работником ФНС соответствующей записи в ЕГРИП, суд должен делать исходя из содержания самого «Листа записи ЕГРИП», форма которого на тот момент была определена приложением к приказу Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ. Из содер­жания этого листа записи следует, что в ЕГРИП в отношении указанного ин­дивидуального предпринимателя внесена запись о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Тут же ука­зана дата ДД.ММ.ГГГГ.

Также из Листа записи о прекращении предпринимательской деятельности следует, что его правовые последствия, состоящие в том, что истец не является больше индивидуальным предпринимателем, наступают с момента подписания (в том числе электронной подписью) этого документа работником налогового органа, поскольку в нем от­сутствует какой-либо иной указанный для этого срок. Указана только дата прекращения, в то же время из документа следует, что деятельность уже прекращена, то есть она прекращена в текущий день, поскольку в документе не говорится, что деятельность не осуществляется со следующего дня.

По мнению апеллянта, признание гражданина безработным с пер­вого дня подачи документов, даже если их подача осуществляется в конце рабочего дня в службе занятости, как и его признание таковым в день отправки заявления через портал в пе­риод действия Временных правил, даже если заявление отправлено после окончания рабо­чего дня это уступка в пользу клиента в целях гарантированного соблюдения его конститу­ционных прав, поскольку признание человека безработным означает возможную в связи с этим социальную поддержку. Невозможность признания гражданина безработным с первого дня подачи заявления не может служить основанием для отказа по сути заявления или для его игнорирования, поскольку она не означает невозможности признания его безработным со следующего дня, то есть, в данном случае, с ДД.ММ.ГГГГ, как было заявлено в исковых требованиях.

Апеллянт не согласен с доводами о невозможности назначения пособия по безработице в максимальном размере в соответствии с пунктом 1.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года № 346, согласно которому индивидуальным предпринимателям, прекратившим свою деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке после ДД.ММ.ГГГГ и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице устанавливается в размере <данные изъяты> на срок, не превышающий 3 месяцев, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Обращается внимание на то, что в решении суда, как и в возражениях на исковое заявление, говорится, что из буквальной формулировки следует, что после 01 октября выплаты в предусмотренном размере уже не назначаются. Евсеева Е.В. согласна с этим, но по ее мнению, слова «после 1 октября» означают «начиная со 2-го октября», с 01 октября такая выплата еще может быть назначена.

Также по мнению апеллянта, из того обстоятельства, что в указанной формулировке со­держатся слова «на срок, не превышающий 3 месяцев» нельзя сделать достовер­ного вывода о том, что речь идет об ограничении продолжительности выплат датой 01 октября.

В заседание суда апелляционной инстанции явились истец Евсеева Е.В., представитель ответчика ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» по доверенности Чудакова Ю.Н.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения истца Евсеевой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» Чудаковой Ю.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Занятыми, среди прочих, считаются лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей (абзац третий статьи 2 указанного Закона Российской Федерации).

Как определено пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с Правилами регистрации безработных граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года № 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении соответствующих документов.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительство Российской Федерации Постановлением от 08 апреля 2020 года № 460 утвердило Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В соответствии с Временными правилами организован дистанционный режим работы государственных учреждений службы занятости населения.

Как следует из Временных правил, для постановки на регистрационный учет в целях получения государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в качестве безработного гражданин направляет в центр занятости заявление в электронной форме через информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий «Работа в России» https://trudzan.tverreg.ru/ либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://www. gosuslugi.ru/ по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Личное посещение гражданином центра занятости не требуется.

При этом документы, предусмотренные абзацем первым пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в центр занятости заявителями не предоставляются. Сведения, содержащиеся в указанных документах, центр занятости получает в электронном виде в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием «Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)», а также портала «Работа в России».

Постановка гражданина на регистрационный учет осуществляется центром занятости на основе сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, сведений, полученных в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также сведений, содержащихся в дополнительных документах, представленных гражданином.

Согласно пункту 1 статьи 34 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а также гражданам, не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 Закона, в том числе в случае регистрации гражданина в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Евсеева Е.В. в электронном виде, через сайт информационно-аналитической системы Общероссийской базы вакансий «Работа в России» подала в ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» заявление о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, постановки на учет в качестве безработного гражданина.

Приказом ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» от ДД.ММ.ГГГГ Евсеева Е.В. признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ, ей назначено пособие по безработице на 3 месяца на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Этим же приказом установлены размеры и сроки выплаты пособия по безработице: в размере минимальной величины пособия <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере минимальной величины пособия <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Размер минимальной величины пособия определен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год».

В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года № 346, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04 июля 2020 года № 988, на 2020 год установлена минимальная величина пособия по безработице в размере <данные изъяты>. При этом минимальная величина пособия по безработице в мае - августе устанавливается в размере <данные изъяты>.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2020 года №844 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», вступившим в силу 13 июня 2020 года, гражданам, признанным в установленном порядке безработными и утратившим после 01 марта 2020 года право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, выплата пособия по безработице продлевается на срок, не превышающий 3 месяцев, но не позднее 01 октября 2020 года, в размере пособия по безработице, причитающегося гражданину на день окончания установленного периода его выплаты, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, действующих на день принятия решения о продлении периода выплаты.

Как следует из Временных правил (методических рекомендаций), перерегистрация гражданина в качестве безработного осуществляется ежемесячно на 30 день с даты признания гражданина безработным либо с даты предыдущей перерегистрации в качестве безработного без личного посещения гражданином центра занятости населения.

Дата перерегистрации гражданина в качестве безработного определяется ИАС ОБВ «Работа в России» автоматически сразу после внесения в карточку соискателя сведений о признании гражданина безработным.

Выплата пособия по безработице производилась Евсеевой Е.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ после прохождения ежемесячной перерегистрации.

Дата очередной перерегистрации была назначена на ДД.ММ.ГГГГ.

Однако ДД.ММ.ГГГГ через интерактивный портал службы занятости Тверской области https://trudzan.tverreg.ru с использованием подтвержденной учетной записи ЕСИА было получено обращение от ДД.ММ.ГГГГ, к которому прилагались следующие документы: заявление о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ и уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании представленных Евсеевой Е.В. документов центром занятости ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении выплаты пособия по безработице (по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ с одновременным снятием Евсеевой Е.В. с учета в качестве безработного в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с регистрацией ДД.ММ.ГГГГ в качестве индивидуального предпринимателя.

Разрешая исковые требования Евсеевой Е.В. о возложении на ответчика обязанности поставить на учет в качестве безработной, назначить пособие по безработице, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что Евсеева Е.В. не могла быть признана безработным гражданином по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, поданному через интерактивный портал службы занятости Тверской области без приложения полного комплекта документов, поскольку обратилась в день прекращения своей предпринимательской деятельности и еще являлась занятым гражданином.

При этом истец не была лишена возможности подать новое заявление после ДД.ММ.ГГГГ через портал «Работа в России» или Единый портал без предоставления документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», либо через Интерактивный портал службы занятости населения Тверской области с приложением полного комплекта документов.

Оснований для назначения пособия Евсеевой Е.В. в максимальном размере также не имелось, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице.

Выводы суда первой инстанции судебная коллегия признает правильными.

Из материалов дела усматривается, что Евсеева Е.В. обратилась в ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы через интерактивный портал службы занятости Тверской области ДД.ММ.ГГГГ, то есть в последний день своей предпринимательской деятельности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Вывод суда первой инстанции о том, что в день подачи указанного заявления истец относилась к занятым гражданам в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» является верным.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

День прекращения предпринимательской деятельности учитывается как последний день осуществления предпринимательской деятельности, этот день засчитывается в страховой стаж гражданина, поскольку в страховой стаж включаются периоды, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Учитывая, что за последний день предпринимательской деятельности ДД.ММ.ГГГГ истцом уплачен страховой взнос, указанный день включен в страховой стаж истца как полный рабочий день, следовательно, ДД.ММ.ГГГГ истец Евсеева Е.В. являлась занятым гражданином.

Доводы Евсеевой Е.В. о том, что она не являлась индивиду­альным предпринимателем на момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Вопреки утверждениям апеллянта, момент подписания работником ФНС Листа записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с внесенной записью о прекращении деятельности правового значения для определения занятости гражданина не имеет.

В день прекращения предпринимательской деятельности истец Евсеева Е.В. являлась индивидуальным предпринимателем, то есть занятым гражданином и не могла быть признана безработной.

Кроме того, для постановки на регистрационный учет в целях получения государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в качестве безработного Евсеева Е.В. должна была направить заявление через информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий «Работа в России» https://trudzan.tverreg.ru/ либо через личный кабинет федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://www. gosuslugi.ru/ по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Указанный порядок подачи заявления, а также форма заявления истцом не соблюдены.

Вопреки утверждениям апеллянта, порядок подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в электронной форме строго регламентирован.

Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными предусмотрен порядок заполнения заявления, согласно которому возможность заполнения заявления в электронном виде предоставляется гражданам только в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и только по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Указанный порядок подачи заявления в электронном виде истцу был известен, поскольку ранее Евсеева Е.В. обращалась с аналогичным заявлением в службу занятости через портал информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России».

При таких обстоятельствах, оснований для регистрации истца в целях поиска подходящей работы и принятия решения о признании Евсеевой Е.В. безработной по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ у ответчика не имелось.

На основании обращения Евсеевой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов ответчик ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» обоснованно принял решение о прекращении выплаты пособия по безработице (по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ с одновременным снятием Евсеевой Е.В. с учета в качестве безработного в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с регистрацией ДД.ММ.ГГГГ в качестве индивидуального предпринимателя.

Как правильно указано судом первой инстанции, истец не была лишена возможности обратиться в установленном порядке с новым заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы после прекращения предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.

Установив, что нарушений прав истца допущено не было, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

Судебная коллегия принимает во внимание и то обстоятельство, что по сведениям ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» ДД.ММ.ГГГГ Евсеева Е.В. повторно обратилась в центр занятости с заявлением, поданным в электронной форме через портал информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», и была признана безработным гражданином с назначением ей пособия по безработице.

Доводы апеллянта о наличии оснований для назначения пособия по безработице по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ в максимальном размере судебной коллегией отклоняются, поскольку Евсеева Е.В. не была признана в установленном порядке безработным гражданином, в связи с чем пособие по безработице ей не начислялось.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год». Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2020 года №844 в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» внесены изменения, согласно которым индивидуальным предпринимателям, прекратившим свою деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке после ДД.ММ.ГГГГ и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице устанавливается в размере <данные изъяты> на срок, не превышающий 3 месяцев, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из буквального толкования указанного абзаца постановления, индивидуальным предпринимателям, прекратившим свою деятельность, пособие по безработице не может быть установлено в размере <данные изъяты> после ДД.ММ.ГГГГ, а устанавливается, как было указано ранее, в размере минимальной величины пособия по безработице.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда не являются, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и переоценке доказательств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда г. Твери от 25 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Евсеевой Е.В. - без удовлетворения.

Председательствующий Т.В. Кубарева

Судьи К.В. Климова

Ю.В. Комарова