ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-316/2021 от 21.07.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Председательствующий, судья первой инстанции Благодатная Е.Ю. УИД 91RS0003-01-2020-003511-97

Судья-докладчик апелляционной инстанции Белинчук Т.Г. № 2-316/2021

№ 33-6504/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июля 2021 года город Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи Белинчук Т.Г.,

судей Богославской С.А., Самойловой Е.В.,

при секретаре Александровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополь гражданское дело по иску заместителя прокурора Центрального района города Симферополя Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым «Аванград», администрации города Симферополя Республики Крым, третьи лицо Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе администрации города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 24 февраля 2021 года,

У с т а н о в и л а:

Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском, в котором, с учетом последнего принятого судом уточнения исковых требований, просит обязать администрацию города Симферополя Республики Крым принять меры по регистрации права собственности на помещение на 1 этаже площадью 326,6 кв.м., расположенное по адресу: <...>, а также просит обязать Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым «Аванград» принять меры по регистрации права хозяйственного ведения на вышеуказанный объект.

Исковые требования мотивированы тем, что спорный объект имущества на основании решения 59 сессии 1 созыва Симферопольского городского совета от 02 июля 2017 года №3487 передан на праве хозяйственного ведения МУП «Аванград». Вместе с тем до настоящего времени на него не осуществлена государственная регистрация права собственности муниципального образования и права хозяйственного ведения, что в свою очередь может повлечь неблагоприятные последствия при его эксплуатации или распоряжении им.

Определением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 25 ноября 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым.

Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 24 февраля 2021 года, с учетом определения от 17 мая 2021 года об исправлении описки, исковое заявления заместителя прокурора Центрального района города Симферополя Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрация города Симферополя Республики Крым, третье лицо Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворено.

На администрацию города Симферополь Республики Крым возложена обязанность принять меры по государственной регистрации права собственности на помещение, общей площадью 326,6 кв.м., расположенное на первом этаже <адрес> Республики Крым.

В удовлетворении исковых требований к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым «Авангард» - отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, Администрация города Симферополя Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. При разрешении дела, судом неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана неверная оценка объяснениям сторон и предоставленным ими доказательствам, что нарушает требования статьи 67 ГПК РФ. Кроме этого, суд первой инстанции, рассматривая исковые требования прокурора, неправильно определил субъективный состав лиц, участвующих в деле.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации города Симферополя Республики Крым ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме. Просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить в полном объеме.

Представитель истца Военная З.Н., возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Информация о назначенном судебном заседании размещена на официальном интернет-сайте Верховного Суда Республики Крым.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи-докладчика, пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует изложенным требованиям.

Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции при принятии решения таких нарушений не допустил.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Из ст. 236 ГК РФ следует, что ни Российская Федерация, ни ее субъекты, ни муниципальные образования не могут отказаться от права собственности на принадлежащее им имущество. Тем более не обладают такими правами государственные и муниципальные учреждения, поскольку имущество за ними закреплено на праве оперативного управления.

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, право владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежит собственнику.

Статьей 294 ГК РФ предусмотрено, что унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с названным Кодексом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, помещение площадью 326,6 кв.м, расположенное по адресу: Республика Крым, <адрес> числится в реестре муниципального имущества Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Указанное помещение, расположенное в общежитии общей площадью 2487 кв.м, по вышеуказанному адресу, на основании свидетельства о праве собственности от 16 августа 2001 года, выданного исполнительным комитетом Симферопольского городского совета Автономной Республики ФИО1, относилось к государственной собственности Верховной Рады Автономной Республики Крым и передано в хозяйственное ведение жилищно- коммунального предприятия «Бытфон».

Решением 8 сессии 1 созыва Симферопольского городского совета от 10 декабря 2014 года №127 «О переименовании и приведении учредительных документов ЖКП «Бытфон» в соответствии с законодательством Российской Федерации» принято решение о создании МУП «Авангард» и приведении документов ЖКП «Бытфон» в соответствие с законодательством.

Сведения о государственной регистрации МУП «Авангард» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

Постановлением администрации города Симферополя Республики Крым от 02 июля 2019 года №3487 «О закреплении муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь республики Крым на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым «Авангард»» нежилое помещение площадью 326,6 кв.м, расположенное на 1 этаже дома по <адрес> (пункт 1 Приложения к Постановления ) закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП «Авангард».

Как указано в выписке из реестра муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республики

ФИО1 от 22 января 2020 года №4457/40/05-15 основанием для возникновения права муниципальной собственности является пункт 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и перечень имущества МУП «Авангард» от 01 января 2016 года.

Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В силу части 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.

В частях 1, 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" говорится, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

Согласно ответа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 23 октября 2020 года №70725/18 право собственности на спорное нежилое помещение в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

По смыслу статей части 3 и 5 статьи 1 указанного Закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Внесение сведений в публичный реестр о государственной регистрации вещных прав имеет юридическое значение для третьих лиц.

Определение принципом регистрационной системы Российской Федерации - принципа внесения, обеспечивает интересы неопределённого круга лиц на доступ к достоверной информации о правовом режиме недвижимого имущества.

В силу пункта 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» право коммунальной собственности, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признается правом собственности соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с частью 11 статьи 3 названного Закона право хозяйственного ведения недвижимым имуществом, право оперативного управления недвижимым имуществом, расположенным на территории Республики Крым, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, считаются соответственно правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления таким недвижимым имуществом, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения возникает с момента передачи имущества, если законом и иными правовыми актами не предусмотрено иное.

Принимая во внимание, что право хозяйственного ведения у МУП «Авангард», равно как и право муниципальной собственности у муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым возникло в силу закона с момента принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, при этом правило о моменте возникновения права, установленное частью 1 статьи 299 ГК РФ не применимо.

Удовлетворяя исковое заявление заместителя прокурора в части возложения обязанности на Администрацию г. Симферополя принять меры по государственной регистрации права собственности на помещение, расположенное по адресу: <адрес>, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение законодательства о государственной регистрации недвижимости, право муниципальной собственности, равно как и право хозяйственного ведения на объект недвижимости не зарегистрировано. Указанное создает препятствия в получении информации о правообладателе объекта недвижимости неограниченному кругу лиц и нарушает порядок ведения реестров муниципальной собственности.

Материалами инвентарного дела, а также сведениями из реестра муниципальной собственности подтверждается, что технический учет спорного помещения осуществлен до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации ввиду чего сведения об объекте являются актуальными и без отражения их в публичном реестре.

Администрации города Симферополь в порядке, установленном частью 5 рассматриваемой статьи надлежит обеспечить внесение сведений о раннее учтенном объекте недвижимости и впоследствии осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на него.

Таким образом, на основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что непринятие мер по регистрации права хозяйственного ведения на муниципальное имущество нарушает интересы муниципального образования, направленные на его сохранность, надлежащую эксплуатацию и, соответственно, эффективное использование, в связи с чем, посчитал заявленные требования к администрации города Симферополя законным и обоснованными.

Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается и приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

С учетом изложенного, доводы апеллянта о том, что он является ненадлежащим ответчиком, основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности, является структурным подразделением Администрации города Симферополя Республики Крым.

Согласно пп. 3.5. п. 3 Положения о муниципальном казенном учреждении Департамента развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым в ред. от 01.09.2020 г. следует, что Департамент совместно с муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями лишь осуществляет подготовку и формирование документов для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество и сделок с ним в пределах компетенции Департамента.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.

Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу решений, судебной коллегией также не установлено.

Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и к отмене решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 24 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено и подписано 23 июля 2021 года.

Председательствующий судья Белинчук Т.Г.

Судьи Богославская С.А.

Самойлова Е.В.