ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
Судья Бондаренко Е.А. Дело №33-2248/2022
1 инст.№2-316/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Владикавказ 29 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО - Алания в составе:
председательствующего Климова И.А.,
судей Джиоева П.Г. и Цалиевой З.Г.,
при секретаре Маркиной С.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искам ФИО1 ..., ФИО2 ..., Шиолашвили ... к Администрации местного самоуправления Моздокского района РСО - Алания о взыскании задолженности по заработной плате в связи с ее несвоевременной индексацией и денежной компенсации за несвоевременную выплату причитающихся денежных сумм по апелляционным жалобам АМС Моздокского района РСО - Алания, а также ФИО1 ..., ФИО2 ... и Шиолашвили ... на решение Моздокского районного суда РСО - Алания от 29 июня 2022 года, которым постановлено:
исковые требования ФИО1 ... (...), ФИО2 ... (паспорт ...), Шиолашвили ... (паспорт ...) к Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия -Алания (ИНН ...) при третьем лице, не заявляющем самостоятельных требований относительно предмета спора, ..., об обязании произвести доначисление заработной платы в связи с несвоевременной индексацией зарплаты и выплаты доначисленной зарплаты, взыскании с ответчика процентов из расчета 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм заработной платы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, по день фактического расчета включительно, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания восстановить нарушенные трудовые права ФИО1 ... и произвести доначисление и выплату недополученной заработной платы в связи с несвоевременной индексацией за 2017 год в сумме 67174,97 рубля, за 2018 года - в сумме 89233,20 рубля, за 2019 год - в сумме 44602,50 рубля.
Взыскать с Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания в пользу ФИО1 ... проценты (денежную компенсацию) по состоянию на день вынесения решения суда за несвоевременную выплату индексации зарплаты за 2017 год в сумме 34776,15 рублей, за 2018 год - в сумме 39251,43 рубль, за 2019 год - в сумме 16085,28 рублей, а всего взыскать с Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания в пользу ФИО1 291 123,53 рубля.
Обязать Администрацию местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания восстановить нарушенные трудовые права Шиолашвили ... и произвести доначисление и выплату недополученной заработной платы в связи с несвоевременной индексацией за 2017 год в сумме 38112,58 рубля, за 2018 года - в сумме 62424,19 рубля, за 2019 год - в сумме 26734,20 рубля.
Взыскать с Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания в пользу Шиолашвили ... проценты (денежную компенсацию) по состоянию на день вынесения решения суда за несвоевременную выплату индексации зарплаты за 2017 год в сумме 19538,14 рублей, за 2018 год - в сумме 25436,20 рублей, за 2019 год - в сумме 9553,5 рубля, а всего взыскать с Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия- Алания в пользу Шиолашвили ... 181798,81 рублей.
Обязать Администрацию местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания восстановить нарушенные трудовые права ФИО2 и произвести доначисление и выплату недополученной заработной платы в связи с несвоевременной индексацией за 2017 год в сумме 34474,70 рубля, за 2018 года - в сумме 46337,24 рублей, за 2019 год - в сумме 23105,80 рублей.
Взыскать с Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания в пользу ФИО2 ... проценты (денежную компенсацию) по состоянию на день вынесения решения суда за несвоевременную выплату индексации зарплаты за 2017 год в сумме 17802,97 рубля, за 2018 год - в сумме 20297,12 рублей, за 2019 год - в сумме 8255,79 рублей, а всего взыскать с Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания в пользу ФИО2 ... 150273,62 рубля.
Взыскание процентов по недополученной заработной плате в связи с несвоевременной индексацией с Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания в пользу ФИО1 ..., ФИО2 ..., Шиолашвили ... производить до момента фактического исполнения обязательства.
В удовлетворении остальных исковых требований ФИО1 ..., ФИО2 ..., Шиолашвили ... к Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия- Алания - отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Цалиевой З.Г., выслушав ФИО1 ..., ФИО2 ..., Шиолашвили ..., поддержавших доводы своей апелляционной жалобы и возражавших по доводам апелляционной жалобы Администрации местного самоуправления Моздокского района РСО-Алания судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО - Алания,
у с т а н о в и л а:
23.12.2021 ФИО2, работающий в Администрации местного самоуправления Моздокского района РСО - Алания в должности ...), по трудовому договору от 05.08.2014, обратился в суд с указанным выше иском, в котором с учетом уточнения исковых требований просил обязать ответчика произвести ему доначисление и выплату недополученной в связи с несвоевременной индексацией заработной платы за 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы в сумме 329 401 руб. 25 коп.; взыскать с Администрации местного самоуправления Моздокского района проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ Российской Федерации, исчисленные из фактически невыплаченных в срок сумм в размере 224 315, 99 руб.
23.12.2021 ФИО3, работающая в Администрации местного самоуправления Моздокского района РСО - Алания в отделе по ... в должности главного ..., обратилась в суд с иском, в котором с учетом уточнения исковых требований просила обязать ответчика произвести доначисление и выплату ей недополученной в связи с несвоевременной индексацией заработной платы за 2012, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы в сумме 359 128 руб. 87 коп.; взыскать с Администрации местного самоуправления Моздокского района проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ Российской Федерации, исчисленные из фактически невыплаченных в срок сумм в размере 313 929 руб. 64 коп.
11.01.2022 ФИО1, работающий в Администрации местного самоуправления Моздокского района РСО - Алания в должности ... по трудовому договору от 01.04.2004, обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнения исковых требований просил обязать ответчика произвести доначисление и выплату ему недополученной в связи с несвоевременной индексацией заработной платы за 2012, 2014-2019 годы в сумме 720 857, 23 руб., из которой за 2012 год - 29 852,03 руб., за 2014 год - 57 017,53 руб., за 2015 год - 71 964,95 руб., за 2016 год - 128 873,88 руб., за 2017 год - 163 157,38 руб., за 2018 год - 116 872,65 руб.; за 2019 год - 153 118, 80 руб. Взыскать денежную компенсацию с Администрации местного самоуправления Моздокского района РСО-Алания в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ Российской Федерации, исчисленную из фактически невыплаченных в срок сумм в размере 654 618,11 руб., из которой за 2013 год - 41959,28 руб., за 2014 год - 68696,15 руб., за 2015 год - 79481,72 руб. за 2016 год– 142 334,78 руб., за 2017 год - 154238,11 руб., за 2018 год - 84833,46 руб., за 2019 год - 83074,61 руб.
Определением суда гражданские дела по искам ФИО1, ФИО2 и ФИО3 к Администрации местного самоуправления Моздокского района были соединены в одно производство и им присвоен общий номер 2-316/22.
Истцы ФИО1, ФИО2 и ФИО3, извещенные надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явились, письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, уточненные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Администрации местного самоуправления Моздокского района РСО-Алания, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду письменные возражения относительно заявленных исковых требований, в которых просил отказать истцам удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока обращения в суд.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ..., уведомленный о разбирательстве дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, представил суду письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции, в котором просил учесть правовую позицию по рассматриваемому спору, выраженную в Акте выездной проверки от 03.09.2021.
Моздокским районным судом РСО-Алания 29 июня 2022 года принято вышеуказанное решение, с которым не согласились Администрация местного самоуправления Моздокского района, а также в части ФИО1, ФИО2 и ФИО3
В апелляционной жалобе Администрация местного самоуправления Моздокского района просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском истцами срока обращения в суд.
В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 и ФИО3 просят решение суда первой инстанции изменить и удовлетворить их требования за 2016 год в полном объеме.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в суд апелляционной инстанции лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ не является препятствием к разбирательству дела, при том, что в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела своевременно размещена на сайте Верховного Суда РСО - Алания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и положений международных правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 42 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно статье 3 Федерального закона от 02.03.2007 N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя выплачивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22 Кодекса); зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 Кодекса); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130 Кодекса); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 142 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с данным кодексом и иными федеральными законами.
Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (часть 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, истец ФИО1 с 01.04.2004 работает в Администрации местного самоуправления Моздокского района в должности ...; истец ФИО3 работает в Администрации местного самоуправления Моздокского района в должности ...; истец ФИО2 работает в Администрации местного самоуправления Моздокского района в должности ...
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
В силу положений статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Статья 22 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и пунктами 1, 2 статьи 18 Закона РСО - Алания от 31.03.2008 №7-РЗ «О муниципальной службе в Республике Северная Осетия -Алания» определяют, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 18 Закона РСО - Алания от 31.03.2008 №7-РЗ «О муниципальной службе в Республике Северная Осетия - Алания» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих в соответствии с принципом соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих РСО - Алания. Размер должностного оклада и оклада за классный чин, а также размер дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством РСО - Алания.
Согласно ст.11 Решения Собрания представителей Моздокского района РСО - Алания от 29.12.2009 №200 «О денежном вознаграждении и денежном поощрении лиц, замещающих муниципальные должности, и денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления Моздокского района» (с учетом изменений, внесенных Решением Собрания от 08.07.2011 №334) увеличение (индексирование) денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, и окладов денежного содержания муниципальных служащих в ОМС Моздокского района в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги производится ежегодно в срок, не позднее 25 декабря очередного финансового года, за период, подлежащий индексации, и в пределах размера индекса потребительских цен Росстата за соответствующий период. При этом увеличение (индексирование) может производиться не выше размеров, установленных для лиц, замещающих государственные должности РСО - Алания, и государственных гражданских служащих РСО - Алания.
Таким образом, как следует из приведенных правовых норм, истцы как муниципальные служащие имеют право на оплату труда с учетом ежегодной индексации.
Из дела следует, что постановлением Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района от 06.03.2012 №5-Ф с 1.01.2011 размеры окладов денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации местного самоуправления Моздокского района, увеличены (проиндексированы) на 6,1% (индекс 2011 г.)
Постановлением Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района от 09.01.2014 №2-Ф увеличены (проиндексированы) размеры окладов денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации местного самоуправления Моздокского района. При увеличении (индексировании) окладов денежного содержания были применены индексы потребительских цен, установленные Росстатом на 2012 год - 6,6%, и на 2013 год - 6,5%. Согласно пункту 1 указанного постановления увеличение (индексирование) окладов осуществилось с 1.01.2014.
Решением Собрания представителей Моздокского района от 26.12.2012 N59 «О временном приостановлении действия статьи 11 решения Собрания представителей Моздокского района от 29.12.2009г. №200» действие норм, устанавливающих сроки проведения индексации, приостановлено до 31.12.2013.
Постановлением Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района от 06.12.2017 №14-Ф увеличены (проиндексированы) размеры окладов денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации местного самоуправления Моздокского района, с применением индексов потребительских цен, установленных Росстатом на 2014 год - 11,36%. Согласно пункту 1 указанного постановления увеличение (индексирование) окладов осуществилось с 01.12.2017.
Постановлением Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района от 20.12.2019 №8-Ф увеличены (проиндексированы) размеры окладов денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации местного самоуправления Моздокского района, с применением индексов потребительских цен, установленных Росстатом на 2015 год - 12,91%. Согласно пункту 1 указанного постановления увеличение (индексирование) окладов осуществилось с 01.12.2019.
Решением Собрания представителей Моздокского района от 29.12.2020 N348 увеличены (проиндексированы) размеры окладов денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации местного самоуправления Моздокского района, с применением индексов потребительских цен, установленных Росстатом на 2016 год - 5,39%. Согласно пункту 1 указанного решения увеличение (индексирование) окладов осуществилось с 29.12.2020.
Решением Моздокского районного суда РСО - Алания от 19.04.2021, вступившим в законную силу 08.09.2021, по делу №2-495/21 по иску прокурора Моздокского района РСО - Алания в интересах сотрудников Администрации местного самоуправления Моздокского района о возложении на Администрацию местного самоуправления Моздокского района обязанности проиндексировать заработную плату работников, в том числе ФИО1, ФИО3, ФИО2 за 2017 - 2019 годы, иск прокурора удовлетворен. Бездействие Администрации местного самоуправления Моздокского района, выразившееся в уклонении от индексации денежного содержания муниципальных служащих за период с 2017 по 2019 годы, признано незаконным, на Администрацию местного самоуправления Моздокского района возложена обязанность предусмотреть в местном бюджете на текущий финансовый год статью расходов на индексацию заработной платы за период с 2017 по 2019 годы.
Судом также установлено, что сотрудники Администрации местного самоуправления Моздокского района, в том числе истцы по настоящему делу в 2020, 2021 г.г. обращались к Главе Администрации местного самоуправления Моздокского района с требованием о восстановлении прав на оплату труда путем индексации заработной платы за периоды, предшествовавшие обращению, однако ответчик в добровольном порядке индексацию заработной платы за рассматриваемые периоды не произвел.
Ответчик, не оспаривая факты несвоевременной индексации заработной платы ФИО1, ФИО2 и ФИО3, полагал требования работников не подлежащими удовлетворению в связи с пропуском ими срока обращения в суд за разрешением трудового спора.
Разрешая спор, суд первой инстанции исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 о взыскании недоплаченной заработной платы за период с 2017 - 2019 год и компенсационных выплат признал обоснованными; исковые требования ФИО2 за период с 2015 по 2016 год, ФИО1 и ФИО3 – за 2012 год, за период с 2014 по 2016 год полагал не подлежащими удовлетворению в связи с пропуском истцами срока обращения в суд.
Основываясь на представленных ответчиком расчетах и правовых нормах, регулирующих спорные правоотношения, суд правомерно удовлетворил требования истцов за период с 2017 года по 2019 год включительно, обязал Администрацию местного самоуправления Моздокского района РСО-Алания произвести истцам доначисление и выплату недополученной в связи с несвоевременной индексацией заработной и взыскал с ответчика в пользу истцов проценты (денежную компенсацию) за несвоевременную выплату индексации заработной платы по состоянию на 29.06.2022 (день вынесения решения суда).
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истцов о взыскании задолженности по заработной плате в связи с ее несвоевременной индексацией и денежной компенсации за несвоевременную выплату причитающихся работникам денежных сумм за 2016 год в связи с пропуском срока обращения в суд.
В статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации). Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
В части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Из приведенных норм трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что работодатель несет обязанность по выплате работнику заработной платы в установленные законом или трудовым договором сроки.
В случае нарушения установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить работнику задолженность по заработной плате с уплатой процентов. Обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более начисленных и задержанных выплатой сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора, то есть нарушение работодателем трудовых прав работника задержкой выплаты ему начисленной заработной платы имеет длящийся характер.
Кроме того, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.05.2018 N15 разъяснил, что судам необходимо учитывать, что при пропуске работником срока, установленного статьей 392 ТК РФ, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (часть четвертая статьи 392 ТК РФ).
Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.
Таким образом, работникам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке. Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Приведенный в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.
Соответственно, с учетом положений статьи 392 ТК РФ в системной взаимосвязи с требованиями статей 2 (о задачах гражданского судопроизводства), 56, 67, 71 (о доказательствах и доказывании, оценке доказательств) ГПК РФ суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении работнику пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1, ФИО2 и ФИО3 за период с 2017 по 2019 год, суд первой инстанции обоснованно учел длящийся характер допущенного работодателем нарушения прав истцов, сложившийся в результате несвоевременной индексации заработной платы в течение длительного срока, невыполнения работодателем обязанности проиндексировать заработную плату, наличие решения Моздокского районного суда РСО - Алания от 19.04.2021, которым на ответчика возложена обязанность предусмотреть в местном бюджете на текущий финансовый год статью расходов на индексацию заработной платы за период с 2017 по 2019 год, а также тот факт, что истцы неоднократно обращались к работодателю с просьбой проиндексировать им заработную плату за прошлые годы.
Однако суд не учел, что Собранием представителей Моздокского района принято решение об увеличении (индексации) окладов денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы с применением индексов потребительских цен, установленных Росстатом на 2016 год в размере 5, 39% лишь 29.12.2020 и вступило в законную силу 01.01.2021.
При этом истцы ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с настоящим иском 23.12.2021, истец ФИО1 - 11.01.2022 (исковое заявление подписано им в первый рабочий день 2022 года - 10.01.2022).
Приведенные обстоятельства, по мнению судебной коллегии, могут служить основанием для восстановления истцам ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебном порядке срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора за период с 2016 по 2019 год.
При таком положении отказ в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 и ФИО3 без учета всех имеющих значение для дела обстоятельств со ссылкой лишь на пропуск истцами срока для обращения в суд, о чем просит Администрация местного самоуправления Моздокского района в своей апелляционной жалобе, противоречит задачам гражданского судопроизводства, как они определены в статье 2 ГПК РФ, и создает препятствия для защиты трудовых прав истцов и прав на оплату труда. Таким решением будет нарушено право истцов на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому статьей 8 Всеобщей декларации прав человека, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного суд, а также доводов апелляционной жалобы истцов суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1, ФИО2 и ФИО3 подлежат удовлетворению за период с 2016 по 2019 год включительно в размере, определенном на основании расчетов, представленных ответчиком Администрацией местного самоуправления Моздокского района, с поправкой на дату вынесения решения судом первой инстанции.
Поскольку в решении суда не конкретизировано, за какой именно период отказано истцам в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия полагает возможным не отменяя решение суда в части, изменить его и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 и ФИО3 в части, а именно за 2016 - 2019 годы.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО - Алания
о п р е д е л и л а:
решение Моздокского районного суда РСО - Алания от 29 июня 2022 года изменить и принять по делу новое решение.
Восстановить ФИО1 ..., ФИО2 ..., Шиолашвили ... срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Исковые требования ФИО1 ..., ФИО2 ... и Шиолашвили ... местного самоуправления Моздокского района РСО-Алания удовлетворить частично.
Обязать Администрацию местного самоуправления Моздокского района РСО - Алания произвести ФИО1 ... года рождения, уроженец г....) доначисление и выплату недополученной в связи с несвоевременной индексацией заработной платы за 2016 год в размере 100 625, 79 руб., за 2017 год - 67 174, 97 руб., за 2018 год - 89 233, 20 руб., за 2019 год - 44 602, 50 руб., а всего – в размере 301 636, 46 руб.
Взыскать с Администрации местного самоуправления Моздокского района РСО - Алания в пользу ФИО1 ... проценты (денежную компенсацию) за несвоевременную выплату индексации заработной платы по состоянию на 29.06.2022 (день вынесения решения суда) за 2016 год в размере 77 431, 50 руб., за 2017 год - 34 776, 15 руб., за 2018 год - 39 251, 43 руб., за 2019 год - 16 085, 28 руб., а всего - в размере 167 544, 36 руб.
Обязать Администрацию местного самоуправления Моздокского района РСО - Алания произвести Шиолашвили ...; адрес регистрации: РСО-Алания...) доначисление и выплату недополученной в связи с несвоевременной индексацией заработной платы за 2016 год в размере 59 200, 79 руб., за 2017 год - 38 112, 58 руб., за 2018 год - 62 424, 19 руб., за 2019 год - 26 734, 20 руб., а всего - 186 471, 76 руб.
Взыскать с Администрации местного самоуправления Моздокского района РСО-Алания в пользу Шиолашвили ... проценты (денежную компенсацию) за несвоевременную выплату индексации заработной платы по состоянию на 29.06.2022 (день вынесения решения суда) за 2016 год в размере 47 489, 35 руб., за 2017 год - 19 538, 14 руб., за 2018 год - 25 436, 20 руб., за 2019 год - 9 553, 50 руб., а всего - в размере 102 016, 19 руб.
Обязать Администрацию местного самоуправления Моздокского района РСО-Алания произвести ФИО2 ... года рождения, уроженец с.... по РСО-Алания в Моздокском районе, код подразделения ...) доначисление и выплату недополученной в связи с несвоевременной индексацией заработной платы за 2016 год в размере 68 614, 80 руб., за 2017 год - 34 474, 70 руб., за 2018 год - 46 337, 24 руб., за 2019 год - 23 105, 80 руб., а всего - в размере 172 532, 54 руб.
Взыскать с Администрации местного самоуправления Моздокского района РСО-Алания в пользу ФИО2 ... проценты (денежную компенсацию) за несвоевременную выплату индексации заработной платы по состоянию на 29.06.2022 (день вынесения решения суда) за 2016 год в размере 48 443, 48 руб., за 2017 год - 17 802, 97 руб., за 2018 год - 20 297, 12 руб., за 2019 год - 8 255, 79 руб., а всего - в размере 94 799, 36 руб.
Взыскание денежной компенсации в связи с несвоевременной индексацией заработной платы ФИО1 ..., ФИО2 ..., Шиолашвили ... за период с 2016 по 2019 год включительно производить с Администрации местного самоуправления Моздокского района РСО - Алания в пользу истцов до момента фактического исполнения обязательства (решения суда).
В остальной части исковые требования ФИО1 ..., ФИО2 ... и Шиолашвили ... к Администрации местного самоуправления Моздокского района РСО - Алания оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу АМС Моздокского района РСО - Алания оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 и ФИО3 удовлетворить частично.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу, через районный суд, принявший решение.
Председательствующий И.А.Климов
Судьи П.Г.Джиоев
З.Г.Цалиева
Определение07.10.2022