ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3170/2021 от 10.02.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Кузьминова И.И. дело № 33-2497/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 февраля 2022г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе :

председательствующего Татуриной С.В.,

судей Тактаровой Н.П., Гросс И.Н.,

при секретаре Иванкович В.В.

с участием прокурора Ляпиной О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3170/2021 по иску Ворона Эдуарда Мироновича к ОГАУЗ «Ангарская городская детская больница №1», 3-и лица : Министерство здравоохранения Ростовской области, Министерство здравоохранения Иркутской области, о взыскании расходов на проведение медицинской реабилитации на дому по апелляционной жалобе Ворона Эдуарда Мироновича на решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22 ноября 2021г.,

Заслушав доклад судьи Тактаровой Н.П.,

у с т а н о в и л а:

Ворон Э.М. обратился в суд с иском к ОГАУЗ «Ангарской городской детской больнице №1», 3-и лица : Министерство здравоохранения Ростовской области, Министерство здравоохранения Иркутской области, о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья (взыскании расходов на нейрореабилитацию на дому), сославшись на следующие обстоятельства.

При оказании медицинской помощи в июне 1996г. по вине врачей МУЗ "Ангарская городская детская больница № 1" ему (в возрасте 13 лет) был причинен вред здоровью в виде повреждения спинного мозга (полный анатомический перерыв спинного мозга), что повлекло установление НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН группы инвалидности с детства бессрочно. Истец признан нетрудоспособным и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.

Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 20.06.2006г. установлено, что вред здоровью истца причинен вследствие некачественно оказанной медицинской помощи врачами МУЗ "Ангарская городская детская больница № 1", за Вороном Э.М. признано право на возмещение утраченного заработка, а также право на возмещение ежемесячно дополнительно понесенных расходов на посторонний специальный медицинский уход и на постоянный посторонний уход.

В последующем в пользу Ворона Э.М. был вынесен ряд судебных постановлений о взыскании утраченного заработка и компенсации дополнительно понесенных расходов на посторонний специальный медицинский уход и на постоянный посторонний уход. Расходы на услуги по медицинской реабилитации не возмещались.

Впервые рекомендации о проведении реабилитационных мероприятий были назначены 08.07.1996г. Иркутской государственной областной детской клинической больницы: 1) Амплипульс с лекарствами; 2) иглорефлексотерапия; 3) электростимуляция; 4) массаж и др. (история болезни НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН).

13.09.1996г. заключением Института травматологии и ортопедии Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН (г. Иркутск) рекомендована электростимуляция мышц нижних конечностей.

Согласно «Медицинскому заключению на ребенка-инвалида» ВКК Городской детской больницы НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН г. Ангарска от 11.09.1996г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН назначено: 1) восстановительное лечение (медицинская реабилитация); 2) массаж; 3) ЛФК - лечебная физкультура.

В первые годы после травмы спинного мозга проводилась интенсивная терапия, лечение и профилактика пролежней; затем процедуры по восстановлению пассивных движений (массаж, ЛФК, упражнения для рук и нижних конечностей). В последующие годы профилактика осложнений и контрактур (массаж, ЛФК, упражнения на спортивных снарядах) - для компенсации утраченных функций.

09.03.2016г. МКУ "Управление социальной защиты населения Советского района города Ростова-на-Дону" Ворон Э.М. был признан нуждающимся в социальном обслуживании и для него была разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг, в рамках которой было рекомендовано круглосуточное оказание социально-бытовых и социально-медицинских услуг на дому в объеме стационарной формы социального обслуживания. Однако центры социального обслуживания населения отказали в предоставлении ему таких услуг в связи с отсутствием возможности заключения договора, содержащего условие об обязательном выполнении данной программы на дому в объеме заявленных требований.

Согласно решению врачебной комиссии Ростовского областного «Лечебно-реабилитационного центра №1» от 03.03.2017г. проведение медицинской реабилитации в ЛРЦ № 1 на дому невозможно; рекомендовано самостоятельно проводить медицинскую реабилитацию на дому (массаж, миостимуляцию, ЛФК, механотерапию, упражнения на блочных конструкциях, на гимнастических матах и кольцах).

21.07.2017г. заключением зав. отделением нейрохирургии Ростовского НИИ онкологии ФИО12 истец признан нуждающимся: в роботизированном реабилитационном комплексе для ходьбы (экзоскелет и тредбан); реабилитация с помощью «Комплексного реабилитационного тренажера» стола - вертикализатора, тренажеров с блочными конструкциями, гимнастические маты и кольца.

26.07.2017г. Заключением главного нейрохирурга Минздрава Ростовской области ФИО7 рекомендовано: имплантация эпидуральных электродов; комплексная тренажерная реабилитация (механотерапия); нуждается в «Комплексном реабилитационном тренажере».

03.08.2017г. врачебной комиссией МБУЗ «Городская поликлиника №10 Ростова-на-Дону» выдано направление на МСЭ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, где рекомендован перечень услуг медицинской реабилитации: Лечебная физкультура; Физиотерапия; Массаж; Аппаратная механотерапии (педальный тренажер).

28.09.2017г. (и 20.07.2020г.) ГБ МСЭ по Ростовской области разработана новая «Индивидуальная программа реабилитации или абилитации», в которой рекомендовано проведение медицинской реабилитации бессрочно.

Как указывает истец, для разработки перечня мероприятий медицинской реабилитации он обращался в различные медицинские учреждения. Однако в г.Ростове-на-Дону отсутствуют специалисты по нейрореабилитации спинальных больных (больных с перерывом спинного мозга).

06.10.2017г. главный невролог Министерства здравоохранения Ростовской области ФИО8 после консультации специалистов лечебных учреждений разработал подробный перечень мероприятий по нейрореабилитации на дому, в объеме Индивидуальной программы медицинской реабилитации.

По состоянию здоровья назначено проведение следующих мероприятий (процедур, работ, услуг): нейростимуляции спинного мозга с помощью эпидуральных электродов и применением роботизированных тренажеров; физиотерапия (электростимуляция и магнитостимуляция парализованных мышц); ЛФК (индивидуальные занятия лечебной физкультуры с использованием аппаратов и тренажеров, в том числе комплекс специальных упражнений); механотерапия на механотерапевтических аппаратах с электроприводом (педальный тренажер, аппарат Артромот 8РЗ); массаж парализованных мышц; адаптивное плавание; роботизированная механотерапия с использованием аппаратов и тренажеров для выработки шаговых движений.

Ссылаясь на положения нормативно-правовых актов, регламентирующих понятие и порядок поведения медицинской реабилитации (как комплекса мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма) - ст.40 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»), Приказ Минздрава РФ от 29.12.2012г. №1705н «О порядке организации медицинской реабилитации», действовавший до 01.01.2021г., истец считает, что имеющееся у него повреждение здоровья (перерыв спинного мозга) является показанием для проведения медицинской реабилитации на дому выездной бригадой медицинской реабилитации.

При этом обращает внимание на отсутствие в Ростовской области «центров (отделений) медицинской реабилитации пациентов с нарушением функции центральной нервной системы», а также в медицинских учреждениях г.Ростова-на-Дону - выездных бригад медицинской реабилитации, а также на то, что приказами Минздрава Ростовской области от 29.04.2014г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; от 14.02.2018г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; от 14.12.2018г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН установлены противопоказания для приема спинальных больных в Лечебно-реабилитационные центры как амбулаторно, так и стационарно; введенным с 01.01.2021г. в действие Приказом Минздрава РФ от 31.07.2020г. № 788н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых» проведение медицинской реабилитации на дому лежачим больным с полным перерывом спинного мозга не предусмотрено.

Истец также указывает, что вступившим в законную силу решением суда от 04.12.2018г. было отказано в удовлетворении его иска о взыскании компенсации дополнительно понесенных расходов на оказание услуг медицинской реабилитации с 01.01.2017г. в размере 43669,60 руб. в месяц с последующей индексацией бессрочно. В связи с его обращением в Конституционный Суда РФ 23.04.2020г. Определением №883-О с учетом правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом РФ по его жалобе в Постановлении от 25.06.2019г. № 25-П, подтверждено право и возможность взыскания дополнительных расходов на оказание услуг медицинской реабилитации на дому на основании гражданско-правового договора.

С учетом изложенного, ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ в Постановлении от 25.06.2019г. № 25-П, Определении от 23.04.2020г. №883-О, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, приведенные в п.27 постановления от 26.01.2010г. №1, а также указывая, что вступившим в законную силу определением Советского районного суда г.Ростова-на-Дону от 16.10.2020г. отказано в удовлетворении его заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения суда от 04.12.2018г., истец настаивал на наличии у него права на возмещение расходов на основании на основании договоров об оказании услуг по проведению медицинской реабилитации на дому.

Указывает, что условием единственного в России Центра медицинской реабилитации «Преодоление» (г. Москва) по проведению медицинской реабилитации в условиях стационара является наличие сопровождающих для оказания постороннего ухода и стоимость услуг – 3 970 руб. в день (420000руб. в месяц, 5040000 руб. в год).

Согласно представленному истцом расчету стоимость услуги медицинской реабилитации по состоянию на 01.01.2021г. составляет - 35 771,78 руб. в месяц.

С учетом изложенного, Ворон Э.М. просил суд взыскать с ОГАУЗ «Ангарская городская детская больница №1» в возмещение вреда, причиненного здоровью, компенсацию дополнительно понесенных расходов на оказание услуг медицинской реабилитации на дому за период с 01.10.2017г. по 30.06.2021г. - единовременно в сумме 1 606 730,10 руб.; с 01.07.2021г. в размере 35 771,78 руб. в месяц бессрочно с индексацией с учетом уровня инфляции ИПЦ (т.1 л.д. 4-10).

Решением Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22 ноября 2021г. исковые требования Ворона Э.М. оставлены без удовлетворения (т.3 л.д.8-26).

В апелляционной жалобе Ворон Э.М. просит об отмене решения суда первой инстанции, как вынесенного с нарушением требований ст.330 ГПК РФ, и о вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

По утверждению в апелляционной жалобе, судом первой инстанции неверно установлены значимые для правильного рассмотрения дела обстоятельства, не согласуется с материалами дела вывод суда о наличии у истца права на бесплатное получение услуг по медицинской реабилитации (нейрореабилитации) на дому. Судом не учтено, что ни одно из лечебных учреждений или реабилитационный центр Ростовской области не могут выполнять назначенные мероприятия медицинской реабилитации амбулаторно, стационарно и на дому. В этой связи, как указывает истец, он лишен возможности получать услуги по нейрореабилитации.

Как указывает заявитель, в обжалуемом решении суд первой инстанции подменил понятия «медицинской реабилитации» термином «соответствующие процедуры, услуги». При этом судом дана неверная оценка представленным истцом доказательствам.

По мнению автора апелляционной жалобы, судом неверно истолкованы положения п.1 ст.1087 ГК РФ, правовая позиция Конституционного суда РФ в Постановлении от 25.06.2019г. №25-П, Определении от 23.04.2020г. №883-О, Приказ Минтруда и соцзащиты РФ ОТ 13.06.2017Г. №486н, приказ Минздрава РФ от 31.07.2020нг. №788н, приказ Минздрава Ростовской области от 29.04.2014г. №658, от 14.02.2018г. №391, от 14.12.2018г. №3789.

По утверждению истца, судом оставлены без внимания Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.10.2012г. №1006.

Кроме того, по мнению истца, с учетом изменения за 2021г. ИПЦ, предъявленная ко взысканию сумма расходов на нейрореабилитацию на дому подлежит перерасчету с учетом ИПЦ 8,4 % (т.3 л.д.32-39).

ОГАУЗ «Ангарская городская детская больница №1» поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых ответчик просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК Российской Федерации в отсутствие истца, представителей ответчика и 3-х лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела уведомления.

Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, заслушав заключение прокурора, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Согласно ст.2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст.195 ГПК РФ).

Как разъяснено в п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003г. № 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.3 постановления Пленума).

По смыслу ст.195 ГПК РФ, обоснованным признается судебное решение, в котором всесторонне и полно установлены все юридически значимые для дела факты, подтвержденные доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а сами выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

На основании ч.2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 5 и 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008г. № 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (ст.56 ГПК РФ). При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.

Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.

Как следует из материалов дела, в июне 1996г. при оказании медицинской помощи по вине врачей МУЗ "Ангарская городская детская больница № 1" истцу Ворону Э.М. (в возрасте 13 лет) был причинен вред здоровью в виде повреждения спинного мозга (полный анатомический перерыв спинного мозга), что повлекло установление НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН группы инвалидности с детства бессрочно. Истец признан нетрудоспособным и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.

Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 20.06.2006г. установлено, что вред здоровью истца причинен вследствие некачественно оказанной медицинской помощи врачами МУЗ "Ангарская городская детская больница № 1", за Вороном Э.М. признано право на возмещение утраченного заработка, а также право на возмещение ежемесячно дополнительно понесенных расходов на посторонний специальный медицинский уход и на постоянный посторонний уход.

В последующем в пользу Ворона Э.М. был вынесен ряд судебных постановлений о взыскании утраченного заработка и компенсации дополнительно понесенных расходов на посторонний специальный медицинский уход и на постоянный посторонний уход.

28.09.2017г. (и 20.07.2020г.) ГБ МСЭ по Ростовской области истцу разработана «Индивидуальная программа реабилитации или абилитации», в которой рекомендовано проведение медицинской реабилитации бессрочно, исполнителем заключения о нуждаемости в проведении реабилитационных мероприятий значится Министерство здравоохранения Ростовской области (т. 1 л.д.11-об, 55).

Из письма Министерства здравоохранения Ростовской области от 02.07.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН следует, что для пациентов с нарушением функции центральной нервной системы созданы отделения медицинской реабилитации, амбулаторные отделения медицинской реабилитации, центр медицинской реабилитации в ГБУ Ростовской области «Областная клиническая больница №2; центры медицинской реабилитации : ГБУ РО «ЛРЦ №1», ГБУ РО «Центр медицинской реабилитации №1 в г.Таганроге»; ГБУ РО «Центр медицинской реабилитации №2 в г.Новошахтинске». Возможности для осуществления истцу мультидисциплинарной реабилитационной командой медицинской реабилитации на дому не имеется (т.1 л.д.12-13).

При этом, по утверждению Ворона Э.М., в приказах Министерства здравоохранения Ростовской области от 29.04.2014г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, от 14.02.2018г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, от 14.12.2018г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О порядке направления и госпитализации больных в центры медицинской реабилитации Ростовской области» содержатся положения, препятствующие его госпитализации в центры медицинской реабилитации Ростовской области (т.2 л.д.15-21).

Вопросы возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, урегулированы параграфом 2 главы 59 ГК Российской Федерации (ст.ст. 1084 - 1094 ГК Российской Федерации).

Объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, определены в ст.1085 ГК Российской Федерации.

В силу п.1 ст.1085 ГК Российской Федерации при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежат утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

В подпункте "б" п.27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010г. №1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъяснено, что в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью, включаются расходы на лечение и иные дополнительные расходы (расходы на дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и т.п.). Судам следует иметь в виду, что расходы на лечение и иные дополнительные расходы подлежат возмещению причинителем вреда, если будет установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Однако если потерпевший, нуждающийся в указанных видах помощи и имеющий право на их бесплатное получение, фактически был лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно, суд вправе удовлетворить исковые требования потерпевшего о взыскании с ответчика фактически понесенных им расходов.

Конституционным Судом Российской Федерации 25.06.2019г. принято Постановление №25-П по делу о проверке конституционности п. 3 ст.1085 и п.1 ст.1087 ГК Российской Федерации в связи с жалобой гр. Э.М. Ворона.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п.4.2 названного постановления, непредоставление помощи в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в случаях, когда гражданин не имеет права на ее бесплатное или иное льготное получение либо когда, имея данное право, он фактически был лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно, вынуждает этих граждан прибегнуть к иным формам и способам реализации своих прав, в том числе в рамках отношений, регулируемых гражданским законодательством (ст.2 ГК РФ) и предполагающих возникновение гражданских прав и обязанностей на основе договоров и иных сделок, предусмотренных законом (п.п. 1 п.1 ст.8 ГК РФ). В данном случае, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, речь идет, в частности, о заключении гражданином договора об оказании услуг, связанных с постоянным посторонним уходом, с иными гражданами, включая близких родственников. Необходимые расходы, которые гражданин произвел (должен будет произвести) на основании этих договоров, в силу общих норм ГК Российской Федерации об обязательствах, возникающих вследствие причинения вреда, не могут не включаться в понятие вреда и по смыслу п.1 ст.1087 ГК Российской Федерации должны быть взысканы потерпевшим с причинителя вреда. С причинителя вреда подлежат взысканию расходы, понесенные в связи с повреждением здоровья (расходы по уходу за потерпевшим, на его дополнительное питание, протезирование, санаторно-курортное лечение и другие фактически понесенные в связи с увечьем расходы, в которых нуждался потерпевший). Необходимость таких расходов, а также их обоснованность относятся к фактическим обстоятельствам, установление которых входит в компетенцию суда общей юрисдикции.

Из приведенных положений ГК Российской Федерации, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, определены положениями ГК Российской Федерации. В случае причинения вреда здоровью гражданина расходы на его лечение и иные понесенные им дополнительные расходы, вызванные повреждением здоровья, подлежат возмещению такому гражданину (потерпевшему) причинителем вреда или иным лицом, на которого в силу закона возложена такая обязанность, при одновременном наличии следующих условий: нуждаемости потерпевшего в этих видах помощи и ухода, отсутствии права на их бесплатное получение, наличии причинно-следственной связи между нуждаемостью потерпевшего в конкретных видах медицинской помощи и ухода и причиненным его здоровью вредом. При доказанности потерпевшим, имеющим право на бесплатное получение необходимых ему в связи с причинением вреда здоровью видов помощи и ухода, факта невозможности получения такого рода помощи качественно и своевременно на лицо, виновное в причинении вреда здоровью, или на лицо, которое в силу закона несет ответственность за вред, причиненный здоровью потерпевшего, может быть возложена обязанность по компенсации такому потерпевшему фактически понесенных им расходов, размер которых может быть установлен в гражданско-правовом договоре о возмездном оказании необходимых потерпевшему услуг по постороннему уходу, заключенном с иными гражданами.

Предъявляя иск по настоящему делу, Ворон Э.М. указал, что состоявшимися по его искам судебными постановлениями расходы на оплату услуг медицинской реабилитации ему не возмещались.

Сформулировав исковые требования, как требования о возмещении расходов на нейрореабилитацию на дому, Ворон Э.М. исходит из того, что помощь, услуга, оказываемые ему его представителем на дому, являются услугами, связанными с медицинской реабилитацией, в которой он нуждается и право на бесплатное получение которой не имеет.

По мнению истца, из приведенных выше правовой позиции Конституционного Суда РФ в п.4.2 Постановлении от 25.06.2019г. №25-П и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в п.27 постановления от 26.01.2020г. №1 следует наличие у него права на взыскание с лиц, виновных в причинении вреда его здоровью, стоимости предоставляемых ему на дому услуг медицинской реабилитации. При этом характер и размер предъявленных ко взысканию с ответчика денежных сумм стоимости получаемых услуг Ворон Э.М. обосновывает сравнением со стоимостью платных услуг по медицинской реабилитации (нейрореабилитации), предоставляемых в медицинских организациях.

В обоснование требований истцом представлен разработанный 06.10.2017г. главным неврологом Министерства здравоохранения Ростовской области, доктором медицинских наук, профессором ФИО8 перечень мероприятий по нейрореабилитации на дому, в объеме Индивидуальной программы медицинской реабилитации, предусматривающий проведение следующих мероприятий (процедур, работ, услуг): нейростимуляцию спинного мозга с помощью эпидуральных электродов и применением роботизированных тренажеров; физиотерапию (электростимуляция и магнитостимуляция парализованных мышц); ЛФК (индивидуальные занятия лечебной физкультуры с использованием аппаратов и тренажеров, в том числе комплекс специальных упражнений); механотерапию на механотерапевтических аппаратах с электроприводом (педальный тренажер, аппарат Артромот 8РЗ); массаж парализованных мышц; адаптивного плавания; роботизированную механотерапию с использованием аппаратов и тренажеров для выработки шаговых движений (т.1 л.д.15).

Согласно представленным истцом договорам и актам сдачи-приема медицинских услуг ему ежемесячно оказываются следующие услуги : массаж нижних конечностей, спины, поясницы, передней брюшной стенки (по плану 2 раза в день); электростимуляция мышц: голеней, бедер, живота, поясничной области (поочередно, 1 раз в день); ЛФК (кинезотерапия) -индивидуальные занятия лечебной физкультуры на дому, с использованием аппаратов и тренажеров: упражнения пространственного ориентирования на гимнастических матах; специальные упражнения на комплексном реабилитационном тренажере; упражнения с использованием блочной системы; упражнения по вертикализации на комплексном реабилитационном тренажере и др.) 1 - 2 раза в день; пассивная лечебная гимнастика, в т. ч. комплекс специальных упражнений (упрощенная техника проприоцептивного проторения для н/ конечностей; тракционная ротационная манипуляционная технология); процедуры механотерапии на механотерапевтических аппаратах с электроприводом, 2 раза в день), в том числе: а) разработка нижних конечностей с помощью «Простого педального тренажера с электроприводом» - 2 раза в день; б) разработка левого голеностопного сустава -для профилактики контрактуры (5 раз в день по 30-50 сгибаний); адаптивное плавание (гидрокинезотерапия), по 2 000м - 2 200м * 2 - 3 раза в неделю (т.1 л.д.70-182).

Правильное рассмотрение заявленного Вороном Э.М. иска, исходя из его предмета и оснований, зависело как от установления обозначенного выше круга значимых для дела обстоятельств, так и от определения того, что является «услугой по медицинской реабилитации», установления характера оказанных истцу помощи и услуг, подтвержденных представленными им актами, а также установления предусмотренных действующим законодательством условий и порядка оказания услуг по медицинской реабилитации.

Принимая решение по делу и отказывая Ворону Э.М. в удовлетворении предъявленного иска, суд первой инстанции сослался на положения ст.1085 ГК РФ, ст.ст.7-11 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст.40 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Приказы Минтруда России от 31.07.2015г. №528н, от 13.06.2017г. № 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм", Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2011г. № 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации", исходил из отсутствия в разработанной истцу ФГУ МСЭ Индивидуальной программе реабилитации и абилитации ИПРА) от 28.09.2017г. и от 16.07.2020г. перечня реабилитационных мероприятий, а также указал на недоказанность истцом того, что он не имеет права на бесплатное получение услуг по медицинской реабилитации.

С такими суждениями и выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу того, что они сделаны при неправильном определении характера возникших по настоящему делу правоотношений, неверном определении круга значимых для данного дела обстоятельств; неправильном применении норм материального права (неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению), что по смыслу положений ст. 330 ГПК РФ является основанием к отмене вынесенного им решения в апелляционном порядке.

Согласно ст.4 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.1 ст.37 Закона об основах охраны здоровья).

К видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь (части 1, 2 ст. 32).

Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (п.10 ч.1 ст. 2 Закона об основах охраны здоровья).

Медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность (п.11 ч.1 ст. 2 Закона об основах охраны здоровья).

Медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (п.4 ст. 2 Закона об основах охраны здоровья).

Медицинская реабилитация - комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, на предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество (ч.1 ст.40 Закона об основах охраны здоровья).

В разделах 3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52877-2007 (введенного в действие с 01.01.2009г.), и Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52877-2021 (введенного в действие с 01.12.2021г.), дается предметное определение понятия "услуги по медицинской реабилитации", как действия медицинских организаций по проведению медицинских мероприятий с целью компенсации или снятия ограничений жизнедеятельности инвалида, не связанные с необходимостью лечения возникающих заболеваний, не обусловленных инвалидностью.

Согласно п.4.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52877-2021 услуги по медицинской реабилитации включают в себя все виды медицинских вмешательств, направленных: на восстановление функций органов, систем и организма в целом; профилактику и ликвидацию последствий, осложнений и рецидивов заболеваний; восстановление общего физического состояния; развитие моторных, сенсорных и интеллектуальных навыков.

Услуги по медицинской реабилитации инвалидов включают в себя в том числе, восстановительную терапию, которая как услуга по медицинской реабилитации заключается в воздействии на организм инвалида в целях восстановления или компенсации его нарушенных функций, сниженных в результате болезни или травмы, вторичной профилактики заболеваний и их осложнений, восстановления или улучшения трудовых функций либо восстановление психического здоровья (п. 5.1.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52877-2021).

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида восстановительную терапию проводят следующих видов: медикаментозная терапия; физиотерапия; механотерапия; кинезотерапия; психотерапия; трудотерапия; лечебная физкультура; физические упражнения; массаж, мануальная терапия; логопедическая помощь.

В силу ч. 1 ст.8, п.46 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности …, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021г. № 852, предусмотрено, что Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждается классификатор работ (услуг), предусмотренных приложением к данному Положению. Предметом указанного классификатора является соотнесение видов работ (услуг) с видами и условиями оказания медицинской помощи, установленными соответствующими порядками оказания медицинской помощи, положениями об организации оказания медицинской помощи по видам, правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, порядком использования вспомогательных репродуктивных технологий, порядками проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинского освидетельствования, порядками организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, утвержденными в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Классификатор работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.2021г. № 866н.

Анализ приведенных норм права свидетельствует о том, что услуги по медицинской реабилитации инвалидов оказываются имеющими лицензию на оказание данного вида медицинской деятельности специализированными предприятиями, учреждениями и организациями услуг по медицинской реабилитации инвалидов, в соответствии с установленными формами этапами и условиями их реализации.

Данное требование является обязательным и предусмотрено п.3 "Порядка организации медицинской реабилитации взрослых", утвержденного Приказом Минздрава России от 31.07.2020г. № 788н (введенного в действие с 01.01.2021г.), а также ранее действовавшего "Порядка организации медицинской реабилитации", утвержденного Приказ Минздрава России от 29.12.2012г. № 1705н.

Прим этом ранее действовавшим Порядком организации медицинской реабилитации, утвержденным Приказ Минздрава России от 29.12.2012г. № 1705н, предусматривалось, что для пациентов, которые нуждаются в длительном проведении мероприятий по медицинской реабилитации, имеют подтвержденные объективными методами исследования перспективы восстановления или компенсации утраченной функции, но не могут самостоятельно передвигаться, медицинская реабилитация по показаниям может быть осуществлена на дому выездной бригадой медицинской реабилитации (абз.8 п.13 Порядка).

Часть 3 ст. 32 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет условия оказания медицинской помощи, которая может оказываться: вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Согласно п.5 Порядка организации медицинской реабилитации взрослых", утвержденного Приказом Минздрава России от 31.07.2020г. № 788н, медицинская реабилитация осуществляется в следующих условиях: амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение); в дневном стационаре (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Медицинская реабилитация осуществляется на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи (п. 6 Приказа Минздрава России от 31.07.2020г. № 788н).

Таким образом, из приведенных норм, принятых в развитии положений ч.2 ст.40 Закона об основах охраны здоровья следует, что медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов.

В этой связи представленные истцом индивидуальная программа (индивидуальный план), разработанная для осуществления медицинской реабилитации на дому, договоры на выполнение услуг, акты основанием ко взысканию с ответчика расходов на оплату услуг по медицинской реабилитации судебной коллегией во внимание приняты быть не могут, как не согласующиеся с положениями приведенных выше норм материального права.

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч.2 ст.19 Закона об основах охраны здоровья граждан.

Согласно п. 1 ч.3 ст.80 Закона об основах охраны здоровья при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч.1 ст.81 Закона об основах охраны здоровья).

Пунктом 2 ч.2 ст. 83 Закона об основах охраны здоровья предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации утвердило постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016г. № 1403 Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017г. и на плановый период 2018 и 2019 годов; постановлением Правительства РФ от 08.12.2017г. № 1492 - Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов; постановлением Правительства РФ от 10.12.2018г. № 1506 Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Постановлением Правительства Ростовской области от 29.12.2018г. №884 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019г. и плановый период 2020 и 2021 годов (далее также - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливает, в частности, перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования (раздел I "Общие положения").

Раздел II названной программы содержит перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно. В частности, в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляется специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники (раздел II Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Согласно разделу III Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно") гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II данной программы, в том числе при болезнях нервной системы.

За счет бюджетных ассигнований бюджета Ростовской области осуществляется финансовое обеспечение, в частности: скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования; первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования; высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Ростовской области, в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи (раздел V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы").

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Ростовской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет бюджета субъекта Российской Федерации - Ростовской области) оказания гражданам, в частности при болезнях нервной системы, медицинской помощи в соответствии с перечнем видов такой помощи, предусмотренным разделом II Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество (ст.9 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ).

Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя, в том числе, медицинскую реабилитацию.

В соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005г. № 2347-р, к реабилитационным мероприятиям, относится, в том числе, восстановительная терапия.

Мероприятия по медицинской реабилитации, в которых нуждается инвалид, определяются в ИПРА инвалида в соответствии с п.34 формы № 088/у "Направление на МСЭ медицинской организацией", утвержденной приказом Минтруда России № 578н, Минздрава России № 606н от 06.09.2018г. "Об утверждении формы направления на МСЭ медицинской организацией", (с 01.01.2022г. – п.34 Приказа Минтруда России № 27н, Минздрава России № 36н от 01.02.2021г. "Об утверждении формы направления на МСЭ медицинской организацией и порядка ее заполнения").

В соответствии с Порядком разработки и реализации ИПРА, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм, утвержденным Приказом Минтруда России от 13.06.2017г. № 486н, при реализации ИПРА инвалида обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных или абилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.

ФГУ МСЭ направляет выписку из ИПРА инвалида не позднее трех дней с даты формирования ИПРА инвалида в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которые возложено проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида, посредством размещения соответствующих сведений в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов".

Выписка Федеральной государственной информационной системой "Федеральный реестр инвалидов" формируются в автоматическом режиме и направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья в части выполнения мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, мероприятий по обеспечению техническими средствами реабилитации, предоставляемыми инвалиду за счет средств федерального бюджета, в случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалида субъектам Российской Федерации, по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В данном случае отсутствие в Индивидуальной программе реабилитации истца от 16.07.2020г. (29.08.2017г.) в разделе «Медицинская реабилитация или абилитация» указания на перечень необходимых услуг медицинской реабилитации само по себе не свидетельствовало о том, что Ворон Э.М. в услугах медицинской реабилитации не нуждается, поскольку данное обстоятельство подтверждено иными доказательствами, в том числе разработанным для него перечнем мероприятий по нейрореабилитации на дому.

Исходя из приведенных выше положений ГК Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в п.п. "б" п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010г. № 1, а также положений ст.15 ГК РФ (относительно возмещения расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права), удовлетворение предъявленного по делу иска о взыскании с ответчика понесенных расходов на оплату услуг по медицинской реабилитации зависело от доказанности реального несения истцом расходов на оплату услуг по медицинской реабилитации, предоставляемых медицинскими организациями.

Между тем истец, вследствие ошибочного толкования норм материального права, регулирующих объем и основания подлежащих возмещению расходов на оплату услуг по медицинской реабилитации в отличие от расходов на посторонний бытовой уход при причинении вреда его здоровью (взысканных в рамках отношений по предоставлению социальных услуг), вопреки положениям ст.56 ГПК РФ доказательств, отвечающих требованиям допустимости доказательств, суду не представил, что, в свою очередь, являлось основанием к отказу в удовлетворении предъявленного им иска.

Вместе с тем, поскольку выводы суда первой инстанции сделаны при неправильном определении характера возникших по настоящему делу правоотношений, неправильном применении норм материального права (неправильном толковании положений ст.1085 ГК РФ; неприменении приведенных выше нор материального права; при применении не подлежащих применению приказа Минтруда России от 31.07.2015г. №528н, приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2011г. № 57н); при неверном определении значимых для данного дела обстоятельств, вынесенное им решение от 22.11.2021г. не может быть признано соответствующим положениям ст.195 ГПК РФ о законности и обоснованности, в связи с чем подлежит отмене с принятием по делу нового решения.

Руководствуясь положениями ст.ст. 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22 ноября 2021г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Ворона Эдуарда Мироновича к областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Ангарская городская детская больница №1», 3-и лица : Министерство здравоохранения Ростовской области, Министерство здравоохранения Иркутской области, о взыскании расходов на проведение медицинской реабилитации на дому оставить без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -

Текст мотивированного определения изготовлен 16.02.2022г.