ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-317/20 от 26.08.2020 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Председательствующий – Прокопенко-Елина О.П. Дело № 33-457

номер дела в суде первой инстанции 2-317/2020

УИД 02RS0003-01-2019-000594-96

строка статистического отчета № 33-511

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 августа 2020 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Ялбаковой Э.В.,

судей – Солоповой И.В., Барсуковой И.В.,

при секретаре – Абашкиной А.Ф.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 08 июня 2020 года, которым

отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Майминском районе Республики Алтай о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Майминском районе Республики Алтай № 9 от 11.03.2019 г. об отказе в установлении досрочной пенсии по старости, обязании включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов работы, указанных в иске, обязании ответчика назначить досрочно страховую пенсию по старости с 22.03.2019, судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Майминском районе Республики Алтай о признании незаконным решения от 11.03.2019 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить периоды трудовой деятельности в специальный стаж, назначить пенсию на льготных условиях. Требования мотивированы тем, что в период времени с 04.06.1993 года по 01.05.1999 года проходил службу в органах внутренних дел в должности пожарной части по охране г. Горно-Алтайска (5 лет 10 месяцев 27 дней), с 30.07.1999 года по 12.06.2006 года служил в органах внутренних дел ГУ МЧС России по Республике Алтай (6 лет 10 месяцев 15 дней). На основании указа Президента РФ № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» с 01.01.2002 года Государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. С 13.06 2006 года принят на должность пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Министерства по делам ГОЧС - Республики Алтай. 06.03.2019 года обратился с заявлением к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400 от 28.12.2013 года «О социальных пенсиях», как имеющий 25 лет специального стажа на должностях государственной противопожарной службы дающего право на льготную пенсию. Однако ответчиком было отказано в установлении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого льготного стажа, при этом ГУ УПФ РФ в Майминском районе зачтено в специальный стаж 12 лет 6 месяцев 10 дней - за период с 13.06.2006 года, и не включен в специальный стаж периоды работы- с 04.06.1993 года по 06.09.1994 года - в должности пожарного самостоятельной военизированной пожарной части № 9 противопожарной службы МВД Республики Алтай; с 06.09.1994 года по 01.05.1999 года - в должности пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай; с 30 07 1999 года по 01.02.2001 года - в должности пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай; с 01.02.2001 года по 01.01.2002 года - в должности старшего пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай; с 01.01.2002 года по 19.04.2004 года - в должности старшего пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МЧС России. Республики Алтай; с 19.04.2004 года по 13.06.2006 года - в должности командира отделения пожарно-спасательной части № 1 г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной части МЧС России Республики Алтай. Таким образом, пенсионным органом не зачтено в специальный стаж 12 лет 8 месяцев 6 дней. Полагая решение ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, нарушающим его пенсионные права истец обратился в суд и просил признать незаконным решение ГУ – УПФ в Майминском районе Республики Алтай № 9 от 11.03.2019 года об отказе в установлении досрочной пенсии по старости; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы, указанные в иске; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня первоначального обращения, то есть 06.03.2018 года, а также взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей и расходы по оплате юридических услуг в сумме 3 000 рублей. В судебном заседании истец уточнил исковые требования, просил обязать ГУ - УПФ РФ в Майминском районе Республики Алтай назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня возникновения права на указанную пенсию, то есть с 22.03.2019 года, взыскав с ответчика расходы по оплате юридических услуг в размере 8 000 рублей. В части периодов стажа уточнил, что периоды необходимо исчислять следующим образом: 04.06.1993 года по 05.09.1994 года - в должности пожарного самостоятельной военизированной пожарной части № 9 противопожарной службы МВД Республики Алтай; с 06.09.1994 года по 01.05.1999 года - в должности пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай; с 30 07 1999 года по 31.01.2001 года - в должности пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай; с 01.02.2001 года по 31.12.2001 года - в должности старшего пожарного пожарной части по- охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай; с 01.01.2002 года по 18.04.2004 года - в должности старшего пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МЧС России. Республики Алтай; с 19.04.2004 года по 12.06.2006 года - в должности командира отделения пожарно-спасательной части № 1 г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной части МЧС России Республики Алтай.

Суд вынес вышеизложенное решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований просит в апелляционной жалобе ФИО1 В обоснование жалобы указывает, что из ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в первоначальной редакции) следует, что при принятии настоящего Закона пожарная охрана подразделялась на следующие виды: государственная противопожарная служба, ведомственная пожарная охрана, добровольная пожарная охрана, объединения пожарной охраны. Возможность создания противопожарной службы субъектов Российской Федерации появилась в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122- ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанные изменения вступили в силу с 01 января 2005 года. Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов РФ с существенными отличиями в их деятельности, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения. Прежней редакцией статьи 5 Федерального закона № 69-ФЗ было предусмотрено, что Государственная противопожарная служба является единой самостоятельной оперативной службой и в таком качестве вся входит в состав МЧС РФ. Следовательно, до 01 января 2005 года Государственная противопожарная служба не могла относиться к противопожарной службе субъектов РФ. Таким образом, является незаконным вывод суда первой инстанции о том, что в спорные периоды времени его трудовая деятельность осуществлялась в противопожарной службе субъекта РФ. В период с 04.06.1993 года по 01.01.2002 года он проходил службу в Государственной противопожарной службе, входившей в состав МВД РФ, с 01.05.2002 года по 13.06.2006 года работал в Государственной противопожарной службе МЧС России, с 13.06.2006 года – в учреждении, входящем в составе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Все вышеуказанные периоды службы входят в систему ГПС МСЧ России, что подтверждается ведениями ГУ МЧС России по Республике Алтай, изложенными в ответе на запрос от 18.03.2020, представленными в материалы дела стороной истца. МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по контролю и надзору в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Судом сделан вывод о том, что период прохождения службы в ГПС с 01.01.2002 по 12.06.2006 не может быть включен в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку Федеральный закон № 400-ФЗ предусматривает льготное назначение пенсии для работников Государственной противопожарной службы, а не для лиц, проходящих службу в органах Государственной противопожарной службы, и не предусматривает суммирование стажа работы и стажа прохождения службы. В связи с чем период прохождения службы в Государственной противопожарной службе засчитывается в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Указанный вывод суда является неверным. Полагает, что из смысла положений подп. 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ не усматривается, что период прохождения службы в Государственной противопожарной службе включается только в общий трудовой стаж. Данная норма не исключает возможности включения в специальный стаж периоды прохождения службы на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, при установлении пенсии в связи с особыми условиями труда. Поскольку в спорный период времени он занимал должности, будучи сотрудником МВД, которые включены в Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, его функциональные обязанности, нагрузка, характер работы за все время работы пожарным не менялись, менялась только ведомственная подчиненность и наименование организаций, не изменился и уровень воздействия на него неблагоприятных факторов, то есть не отпала необходимость в защите от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, а также учитывая, что посредством прохождения службы в органах внутренних дел реализуется гражданами право на труд, период его службы в ГПС МВД и ГПС МЧС подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии.

Исследовав материалы дела, выслушав ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 18.06.2002 года № 437 «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Список, утвержденный данным документом, применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ № 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона «О пожарной безопасности», в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Федеральным законом от 22.08.2004 года в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2005 года, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, подлежащую созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.

На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.

Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

В силу п.п. 18 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ правом на досрочную трудовую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по подпункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не обладают.

Судом установлено и следует из материалов дела, что с 04.06.1993 года по 06.09.1994 года ФИО1 занимал должность пожарного самостоятельной военизированной пожарной части № 9 противопожарной службы МВД Республики Алтай, с 06.09.1994 года по 01.05.1999 года – пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай, с 30.07.1999 года по 01.02.2001 года – пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай, с 01.02.2001 года по 01.01.2002 года – старшего пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай, с 01.01.2002 года по 19.04.2004 года – старшего пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МЧС России Республики Алтай, с 19.04.2004 года по 13.06.2006 года – командира отделения пожарно-спасательной части № 1 г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной части МЧС России Республики Алтай, с 13.06.2006 года по настоящее время – пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Министерства по делам ГОЧС Республики Алтай (л.д. 20).

ФИО1 обратился с заявлением в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Майминском районе Республики Алтай о назначении досрочной страховой пенсии по старости, как работник, имеющий 25 лет специального стажа работы на должностях государственной противопожарной службы, дающей право на льготную пенсию.

Пенсионным органом отказано ФИО1 в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого льготного стажа. Произведен подсчет стажа ФИО1 для назначения досрочной страховой пенсии, который составил 12 лет 6 месяцев 10 дней. В стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости засчитан период трудовой деятельности с 13.06.2006 года в должности пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Министерства по делам ГОЧС Республики Алтай. При этом, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, не включены периоды работы ФИО1: с 04.06.1993 года по 06.09.1994 года в должности пожарного самостоятельной военизированной пожарной части № 9 противопожарной службы МВД Республики Алтай, с 06.09.1994 года по 01.05.1999 года – пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай, с 30.07.1999 года по 01.02.2001 года – пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай, с 01.02.2001 года по 01.01.2002 года – старшего пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай, с 01.01.2002 года по 19.04.2004 года – старшего пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МЧС России Республики Алтай, с 19.04.2004 года по 13.06.2006 года – командира отделения пожарно-спасательной части № 1 г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной части МЧС России Республики Алтай (12 лет 8 месяцев 6 дней).

Претендуя на включение указанных спорных периодов в подсчет его специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии, истец обратился в суд с настоящим иском.

Судебная коллегия полагает, что юридически значимыми обстоятельствами, имеющими значение для дела в данном случае является выяснение обстоятельств какими полномочиями в области пожарной безопасности обладали организации, в которых осуществлял трудовую деятельность истец, а также источник и порядок их финансирования и, исходя из этого установить входят ли в спорные периоды подразделения противопожарной службы, в которых работал истец, в систему Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В ответ на запрос суда УФНС по Республике Алтай представило Постановление Правительства Республики Алтай № 199 от 19.10.1994 «Об организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Алтай», которым противопожарная аварийно-спасательная служба Министерства внутренних дел Республики Алтай преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Республики Алтай в пределах лимита численности, установленного для этого министерства, утверждено Положение о Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Республики Алтай (далее – Положение 1).

Согласно п. 1 Положения 1 Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Республики Алтай создана с целью защиты жизни и здоровья людей, материальных ценностей от пожаров, организации и осуществления государственного надзора в Республике Алтай за пожарной безопасностью населенных пунктов, а также предприятий (объединений), учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм.

Из п. 8 Положения 1 следует, что численность Государственной противопожарной службы, содержащейся за счет бюджета Республики Алтай, утверждается Правительством Республики Алтай по представлению Министерства внутренних дел Республики Алтай. Органами исполнительной власти районов Республики Алтай могут создаваться подразделения названной службы, содержащихся за счет средств соответствующих бюджетов.

Финансовое обеспечение деятельности Государственной противопожарной службы осуществляется за счет: республиканского бюджета Российской Федерации, бюджета Республики Алтай, средств министерств, ведомств, предприятий, поступающих в соответствии с заключенными договорами и т.д. Органы исполнительной власти города и районов Республики Алтай финансируют подразделения Государственной противопожарной службы, содержащиеся за счет средств соответствующих бюджетов, а также вправе увеличивать за счет собственных средств расходы на содержание Государственной противопожарной службы (п. 15 Положения).

В ответ на запрос суда архивным отделом администрации г. Горно-Алтайска представлен приказ Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай от 20 июня 1995 года № 16 «О создании государственного предприятия Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай».

Постановлением администрации г. Горно-Алтайска от 22.06.1995 № 97/30 «О регистрации Предприятия Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай», зарегистрировано Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай по оказанию противопожарных услуг согласно положению (далее – Положение 2), освободив его от уплаты регистрационного сбора.

Согласно Положению 2 Государственное предприятие Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай создается Государственной противопожарной службой МВД Республики Алтай и является самостоятельной организацией. Согласно п. 1.2 Положения 2 предприятие пожарной охраны создается для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности в релях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях предупреждения и тушения пожаров. В соответствии с п. 5.2 средства предприятия состоят из: поступлений от хозяйственной деятельности и оказания услуг, доходов от использования имущества и средств ПО, иных поступлений.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16 августа 2000 г. № 436 утверждено Примерное положение об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления (далее – Положение 3).

Согласно п. 6 Положения 3 основными задачами органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются, в том числе реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

В соответствии с п. 13 Положения 3 финансирование расходов на содержание органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а военнослужащих войск гражданской обороны, проходящих военную службу в органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, и работников, содержащихся за счет численности МЧС России – за счет предусмотренных на эти цели средств в смете доходов и расходов МЧС России.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 317 утверждено Примерное положение об органе уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного значения (далее – Положение 4).

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06 августа 2004 года № 372 утверждено Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (далее – Положение 5).

03 июля 2004 года Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай утверждено Положение о Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Алтай (далее – Положение 6).

Постановлением Правительства Республики Алтай от 10 ноября 2005 года № 210 утверждено Положение о Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Алтай (далее – Положение 7).

Из анализа Положений 4-7 следует, что указанные учреждения являются исполнительными органами государственной власти Республики Алтай, созданы в целях обеспечения мероприятий в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Республики Алтай. Финансирование осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме является верным, поскольку как следует из представленных в материалы дела доказательств, учреждения, в которых осуществлял трудовую деятельность ФИО1, в период с 04.06.1993 года по 12.06.2006 года относятся к учреждениям противопожарной службы субъекта Российской Федерации, были созданы для целей обеспечения мероприятий в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории на территории Республики Алтай, выполняли задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления, финансирование осуществлялось из средств республиканского бюджета, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда о том, что в спорные периоды времени его трудовая деятельность осуществлялась в противопожарной службе субъекта РФ, подлежит отклонению.

Приказ Министерства Российской Федерации от 01.04.2002 г. № 307 «О передаче численности ГПС МВД, УВД субъектов Российской Федерации, содержащейся за счет средств федерального бюджета, в МЧС России, не является достаточным доказательством, свидетельствующим о том, что учреждения, в которых осуществлял трудовую деятельность ФИО1 в спорные периоды, относились к учреждениям федеральной противопожарной службы, поскольку из представленных в материалы дела доказательств следует, что они финансировались из средств республиканского бюджета.

Довод апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда относительно того, что период прохождения службы в Государственной противопожарной службе засчитывается в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, является несостоятельным, основанным на неверном понимании норм материального права.

Согласно подпункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 30 указанного федерального закона, страховая пенсия по старости назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Частью 6 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды, а именно период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

Поскольку ФИО1 в спорные периоды осуществлял трудовую деятельность не в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, следовательно указанные периоды работы подлежат включению в страховой стаж.

Нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Майминского районного суда Республики Алтай от 08 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий судья Э.В. Ялбакова

Судьи И.В. Солопова

И.В. Барсукова