ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3185/2021 от 23.11.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11-13530/2021 Судья: Лебедева А.В.

Дело № 2-3185/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 ноября 2021 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Давыдовой В.Е.,

судей Кучина М.И., Велякиной Е.И.,

при секретаре Ишкининой Л.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Копейского городского округа на решение Копейского городского суда Челябинской области от 31 августа 2021 года по иску прокурора г. Копейска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Копейского городского округа о возложении обязанности оборудовать остановочный пункт в соответствии с требованиями законодательства.

Заслушав доклад судьи Кучина М.И. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения прокурора Соколовой Н.Ф. возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор г. Копейска Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Копейского городского округа Челябинской области о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать остановочный пункт «Салон Молодость», расположенный по адресу: г. Копейск, пр. Славы д. 22 (направление-ориентир – ул. Республиканская Копейского городского округа), в соответствии с требованиями законодательства, а именно: остановочной площадкой, посадочной площадкой, автопавильоном, скамьей, урной для мусора.

В обоснование указано, что прокуратурой г. Копейска совместно с представителем отдела ГИБДД по г. Копейску Челябинской области произведен осмотр автобусных остановок, расположенных на территории г. Копейска, в ходе которого установлено, что у указанного остановочного пункта в нарушение п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют остановочная площадка, посадочная площадка, автопавильон, скамья, урна для мусора, что подтверждается соответствующим актом. Отсутствие оборудования остановочного пункта необходимыми в соответствии с вышеуказанными нормативными требованиями элементами свидетельствует о нарушении органами местного самоуправления требований действующего законодательства РФ, которое способствует снижению гарантий уровня безопасности дорожного движения и нарушению прав неопределенного круг лиц.

В судебном заседании истец в лице старшего помощника прокурора г. Копейска Челябинской области Михайлова Т.С. исковые требования поддержала.

Дело рассмотрено без участия представителей ответчика администрации Копейского городского округа Челябинской области, третьих лиц муниципального учреждения Копейского городского округа «Городская служба заказчика» (далее - МУ КГО «Городская служба заказчика»), ОМВД России по г. Копейску Челябинской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Решением Копейского городского суда Челябинской области от 31 августа 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе администрация Копейского городского округа Челябинской области просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Постановлением администрации Копейского городского округа утверждена муниципальная программа «Развитие дорожного хозяйства Копейского городского округа» (далее — программа). В указанную программу внесены изменения. Сроки и этапы реализации указанной муниципальной программы: 2021 - 2024 год. Целью данной программы является обеспечение безопасного сообщения по автомобильным дорогам общего пользования местного значения и совершенствование улично-дорожной сети округа. Мероприятия выполняются планомерно, в установленные программой сроки, с учетом поступления денежных средств, в бюджет города. В настоящее время готовится локально-сметный расчет по оборудованию остановочных пунктов в соответствии с национальным стандартом ГОСТ Р 52766-2007, в том числе по оборудованию остановочного пункта «Салон «Молодость». Кроме того, администрация Копейского городского округа, реализуя свои полномочия в указанной сфере, создала МУ КГО «Городская служба заказчика», основным видом деятельности которого согласно Уставу является выполнение функций муниципального заказчика по вопросам городского хозяйства, в том числе по осуществлению полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Мероприятия по обустройству остановочного пункта «Салон Молодость», расположенного по адресу: г. Копейск, пр. Славы д. 22 (направление-ориентир — ул. Республиканская Копейского городского округа), будут выполнены путем заключения МУ КГО «Городская служба заказчика» муниципального контракта с подрядной организацией в 2022 году при наличии финансирования. Указанное обстоятельство судом не учтено. В установленный судом шестимесячный срок судебное решение фактически исполнено быть не может. Согласно части 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. Утверждение бюджета Копейского городского округа находится в исключительной компетенции Собрания депутатов. В соответствии со ст. 56 Устава муниципального образования «Копейский городской округ», порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета города определяется БК РФ и положением о бюджетном процессе в Копейском городском округе, утвержденным решением Собрания депутатов. Расходы бюджета городского округа утверждаются в соответствии с расходными обязательствами на основе разграничения полномочий на очередной финансовый год и осуществляются в соответствии с БК РФ. Муниципальный заказ на выполнение работ по обустройству остановочного пункта должен оплачиваться за счет средств местного бюджета. Решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 23.12.2020 № 74-МО «О бюджете Копейского городского округа на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 года» в условиях жесткой экономии, не предусматривающей в полной мере расходы на жизнеобеспечение муниципальных учреждений, принят бюджет, не предусматривающий дополнительных доходов. Минимальные сроки аукционных процедур, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», составляют не менее 40 дней, при этом указанный срок касается исключительно процедуры торгов, без учета мероприятий по внесению изменений в бюджет, муниципальную программу «Капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Копейского городского округа», выполнения работ подрядной организации. Приведенные доводы подтверждают факт невозможности исполнения решения суда по делу № 2-3185/2021 без предоставления отсрочки. Заявитель считает, что оптимальный срок исполнения судебного решения - в течение 12 месяцев со дня вступления его в законную силу.

Представители ответчика администрации Копейского городского округа Челябинской области, третьих лиц МУ КГО «Городская служба заказчика», ОМВД России по г. Копейску Челябинской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) определила рассмотреть настоящее дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда первой инстанции не установила.

Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что в ходе проведенной прокуратурой г. Копейска проверки установлено, что у остановочного пункта «Салон Молодость», расположенный по адресу: г. Копейск, пр. Славы д. 22 (направление-ориентир – ул. Республиканская Копейского городского округа), в нарушение п. 5.3..3.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует остановочная площадка, посадочная площадка, автопавильон, скамья, урна для мусора, что подтверждается актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 23 июля 2021 года.

25 июня 2021 года в адрес администрации Копейского городского округа Челябинской области направлено представление прокурора с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений закона, а также недопущению данных нарушений впредь.

Из ответа администрации Копейского городского округа Челябинской области от 22 июля 2021 г. №18734-пс следует, что мероприятия по оборудованию остановочного пункта «Салон Молодость» будут включены в план мероприятий по реализации муниципальной программой «Развитие дорожного хозяйства Копейского городского округа» в 2022 год и выполнены при обеспечении финансированием.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В статье 12 указанного закона указано, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии с п.п. 5, 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального городского круга; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального городского округа.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сооружения, к которым также относятся и остановочные пункты, являются элементом обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с п. «в» ч. 4. ст. 4. приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» к комплексу работ капитального ремонта по элементам обустройства автомобильных дорог относится устройство недостающих остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, тротуаров, туалетов, площадок для остановки или стоянки автомобилей с обустройством для отдыха участников движения, с оборудованием знаками и ограждениями.

В соответствии с п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 №270-ст, остановочный пункт на участках дорог в пределах населенных пунктов должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман»; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, достоверно установив отсутствие у остановочного пункта «Салон Молодость», расположенного по адресу: г. Копейск, пр. Славы д. 22 (направление-ориентир – ул. Республиканская Копейского городского округа) остановочной площадки, посадочной площадки, автопавильона, скамьи, урны для мусора, пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения обязанности по устранению выявленных в ходе проверки нарушений на администрацию Копейского городского округа Челябинской области, что соответствует требованиям действующего законодательства и Устава МО «Копейский городской округ».

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на правильно установленных по делу обстоятельствах, подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, соответствуют требованиям закона, регулирующего спорные отношения.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о планировании и недостаточности бюджетных средств для устранения выявленных нарушений, самостоятельности органов местного самоуправления в определении очередности обустройства дорог, не влекут отмену правильного по существу решения суда, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности и не освобождает от исполнения установленных законом обязанностей.

Создание в структуре администрации МУ КГО «Городская служба заказчика», в сферу деятельности которого входит, в том числе, осуществление деятельности в области использования автомобильных дорог, не освобождает администрацию от возложенной на нее законом обязанности по содержанию автомобильных дорог.

Срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, установленный судом первой инстанции, судебная коллегия находит отвечающим требованиям разумности и справедливости, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.

При этом, ответчик не лишен возможности в последующем при наличии оснований предусмотренных ст. ст. 203, 434 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию ответчика по делу, были предметом рассмотрения суда первой инстацнии, получили надлежащую правовую оценку и не свидетельствуют о том, что судом допущено неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Решение суда первой инстанции является верным, нормам материального права не противоречит и не может быть отменено по доводам апелляционной жалобы. Существенных процессуальных нарушений, в силу части 4 статьи 330 ГПК РФ влекущих безусловную отмену решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Копейского городского суда Челябинской области от 31 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Копейского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение вынесено

25 ноября 2021 года