ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3187/2022 от 09.08.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Губка Н.Б.

Дело № 2-3187/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-9397/2022

09 августа 2022 г. г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Скрябиной С.В.,

судей Челюк Д.Ю., Манкевич Н.И.,

при ведении протокола

помощником судьи Ворониной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Накибжонова Дадомата к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, установлении факта принадлежности трудовой книжки, возложении обязанности включить в страховой стаж периоды прохождения военной службы, периодов работы, возложении обязанности назначить страховую пенсию с даты обращения,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Челюк Д.Ю. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителей ответчика – Темирбаевой Л.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Накибжонова Д. и его представителя ФИО8, возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Накибжонов Д. обратился в суд с иском к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОПФР) (с учетом уточнений) о признании незаконным решения ОПФР от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии, установлении факта принадлежности трудовой книжки, возложении обязанности включить в страховой стаж периоды прохождения военной службы с 19 апреля 1978 года по 23 апреля 1980 года, периодов работы с 23 июня 1980 года по 31 января 1989 года, с 01 апреля 1989 года по 31 мая 1996 года, с 01 августа по 31 октября 1996 года, с 01 апреля по 31 мая 1997 года, с 01 июля по 31 августа 1998 года в качестве назначить страховую пенсию по старости с 02 июля 2021 года (л.д. 5-7).

В обоснование иска указал, что 02 июля 2021 года обратился в ОПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ОПФР от ДД.ММ.ГГГГ в назначении страховой пенсии по старости было отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее – ИПК). С указанным решением не согласен, полагает, что период прохождения военной службы и период работы в качестве подлежат включению в страховой стаж. Кроме того, в трудовой книжке и военном билете имеются разночтения в правильности написания фамилии, но это не является основанием для отказа в приеме документов, поскольку факт принадлежности указанных документов подтверждается иными документами.

Истец Накибжонов Д. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель истца ФИО8, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнения.

Представитель ответчика ОПФР – ФИО6, действующая на основании доверенности возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление с учетом уточнения.

Суд вынес решение, которым исковые требования Накибжонова Д. удовлетворил. Признал незаконным решения ОПФР от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Накибжонову Д. пенсии по старости в соответствии и со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ, установил факт принадлежности Накибжонову Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовой книжки серии от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на имя Накибджанова Д., возложил обязанность на ОПФР включить в страховой стаж периоды прохождения военной службы с 19 апреля 1978 года по 23 апреля 1980 года, периодов работы с 23 июня 1980 года по 31 января 1989 года, с 01 апреля 1989 года по 31 мая 1996 года, с 01 августа по 31 октября 1996 года, с 01 апреля по 31 мая 1997 года, с 01 июля по 31 августа 1998 года в качестве и назначить страховую пенсию по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ с даты обращения за ней со 02 июля 2021 года (л.д. 78-82).

Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части включения в стаж Накибжонова Д. периодов работы с 23 июня 1980 года по 31 января 1989 года, с 01 апреля 1989 года по 31 мая 1996 года, с 01 августа по 31 октября 1996 года, с 01 апреля по 31 мая 1997 года, с 01 июля по 31 августа 1998 года и в части возложения обязанности назначить страховую пенсию по старости с 02 июля 2021 года, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального права. В обосновании доводов апелляционной жалобы указывает, что при подачи заявления о назначении страховой пенсии Накибжонов Д. указал адрес временного проживания на территории Российской Федерации (далее – РФ), в этот же день ему выдано уведомление, в котором определен состав недостающих документов, в том числе документ о снятии с регистрационного учета в Республике Таджикистан. До настоящего времени истцом не представлены документы, подтверждающие постоянное проживание истца на территории РФ, паспорт гражданина РФ сведений о постоянном проживании на территории РФ также не содержит. Исходя из сведений индивидуального персонифицированного учета периоды работы истца на территории РФ отсутствуют. Суд обязал включить в страховой стаж спорные периоды работы истца без документального подтверждения факта уплаты страховых взносов. При применении действующего законодательство продолжительность стажа истца составит 12 лет 06 месяцев 04 дня, величина ИПК составит 13,227, при требуемой величине ИПК не ниже 18,6 (л.д. 85-87).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 02 июля 2021 года Накибжонов Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в ОПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (л.д. 58-60).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным по результатам рассмотрения документов истца и решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Накибжонову Д. в установлении страховой пенсии оказано. Согласно указанному решению у последнего отсутствует страховой стаж продолжительностью 11 лет и величина индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже 18,6 (л.д. 54-57).

При принятии решения ОПФР по Челябинской области не принята трудовая книжка истца, поскольку имела исправления в фамилии и годе рождения заявителя, печати в записях о приеме и увольнении с места работы в авто-транспортной конторе № 2 не читаемы; также для подтверждения страхового стажа не прият военный билет, поскольку имеет исправления в фамилии заявителя и в дате окончания прохождения военной службы.

В трудовую книжку истца внесены записи о приеме на работу с 23 июня 1980 года по 08 декабря 1999 года в качестве при этом проставлены печати, в записях о приеме и увольнении, кроме того, на титульном листе имеются исправления в фамилии и годе рождения истца (л.д. 65-66).

Исходя из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной » Накибжонов Д. с 23.06.1980 года по 12.08.1999 года работал в (л.д.67-68). В личной карточке формы Т-2 указано, что Накибжонов Д. с 23.06.1980 года принят на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ и уволен ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа (л.д. 34).

В архивной справке о работе № от ДД.ММ.ГГГГ указано на наличие приказа от ДД.ММ.ГГГГ о приеме Накибжонова Д. с 23.06.1980 года . Также в указной справке имеются данные о начислении истцу заработной платы в периоды с августа 1980 года по январь 1989 года; с апреля 1989 года по май 1996 года; с августа по октябрь 1996 года, с апреля по май 1997 года, с июля по август 1998 года (л.д. 30-33).

Согласно военному билету истец в период с 19 апреля 1978 года до 23 апреля 1980 года проходил военную службу по призыву в составе Вооруженных Сил ССР (л.д.63-64).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правилами, утвержденными Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н, пришел к выводу, что представленными документами достоверно подтверждается принадлежность представленной для назначения пенсии трудовой книжки , военного билета истцу, в связи с чем имеются основания для включения спорных периодов работы в страховой стаж, возложил обязанность назначить страховую пенсию по старости с 02 июля 2021 года.

Решение суда в части установления факта принадлежности Накибжонову Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовой книжки серии от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на имя Накибджанова Д. не оспаривалось сторонами, в связи с чем не было предметом рассмотрения судебной коллегии.

В остальной части судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, которые оценены судом с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

С 01.01.2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", содержащий аналогичные положения (ч.ч.1, 3 ст. 4).

В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 05.10.2018 года № 350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно приложению 6 к Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и ч. 3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» с 01 января 2019 года возраст выхода на страховую пенсию определяется в соответствии с указанным приложением, лицам, достигшим в 2019 году общеустановленного пенсионного возраста, установленного на 31 декабря 2018 года (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), страховая пенсия назначается не ранее чем через шесть месяцев, достигшим указанного возраста в 2020 году - страховая пенсия назначается не ранее чем через полтора года.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет, начиная с 01.01.2016 года, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к данному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 названного закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

13.03.1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13.03.1992 года).

В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Из приведенных положений международного соглашения, а также из положений ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» следует, что пенсионное обеспечение нетрудоспособных лиц, переселившихся из одного государства-участника Соглашения в другое, осуществляется в порядке, установленном законодательством государства, в которое прибыло лицо, претендующее на назначение пенсии.

Статьей 6 Соглашения от 13.03.1992 года определено, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 11 Соглашения от 13.03.1992 года необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников СНГ и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

В соответствии с п. 1 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации (далее – Минсоцзащиты Российской Федерации) от 31.01.1994 года №1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992 года.

Правление Пенсионного фонда Российской Федерации Распоряжением от 22.06.2004 г. № 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, периодов работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13.03.1992 года, но и после этой даты - до 01.01.2002 года.

Указанным Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно п. 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Федеральным законом от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14).

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).

Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения, что следует из пункта 65 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министра труда России от 17.11.2014 года № 884н и действовавших до 01.01.2022 года (далее – Правила № 884н).

Из системного толкования указанных правовых норм следует, что законодательно не закреплена необходимость дополнительного подтверждения компетентными учреждениями (органами) государства – Участника Соглашения от 13.03.1992 года трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории Республики Узбекистан до 01.01.2002 года.

При этом в силу положений п. 64 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года № 1015, если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа гражданину устанавливается на основании свидетельства о заключении брака, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке.

Кроме того, в соответствии с Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

При отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации, а при отсутствии места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - документ, подтверждающий место фактического проживания на территории Российской Федерации.

В случае, когда место фактического проживания не совпадает с местом жительства, местом пребывания на территории Российской Федерации, необходим документ, подтверждающий место фактического проживания гражданина на территории Российской Федерации.

При постоянном проживании гражданина Российской Федерации, которому устанавливается пенсия, за пределами территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место постоянного жительства за пределами территории Российской Федерации.

Для установления пенсии иностранному гражданину, лицу без гражданства необходим документ, подтверждающий постоянное проживание в Российской Федерации.

Документом, подтверждающим место пребывания на территории Российской Федерации гражданина Российской Федерации, является свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации (п. 58).

Документом, подтверждающим место фактического проживания гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является его личное заявление (п. 59).

Постоянное проживание в Российской Федерации гражданина Российской Федерации, имеющего подтвержденное регистрацией место жительства в Российской Федерации, подтверждается документами, предусмотренными пунктом 57 настоящего перечня, а в случае если гражданин Российской Федерации не имеет подтвержденного регистрацией места жительства в Российской Федерации, - документом, предусмотренным пунктом 59 настоящего перечня (п. 59.1).

Таким образом, из указанного нормативного акта также следует необходимость подтверждения факта постоянного проживания на территории Российской Федерации для решения вопроса о назначении страховой пенсии и включения периодов в стаж только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, тогда как истец является в том числе гражданином Российской Федерации, проживающим на ее территории, что свидетельствует об ошибочности доводов апелляционной жалобы, что при подаче заявления о назначении страховой пенсии Накибжонов Д. указал адрес временного проживания на территории Российской Федерации; до настоящего времени истцом не представлены документы, подтверждающие постоянное проживание истца на территории Российской Федерации.

При обращении в пенсионный орган для назначения пенсии Накибжонов Д. предоставил паспорт гражданина Российской Федерации, в заявлении указал адрес своего фактического проживания – (л.д. 58-60).

Кроме того, как следует из паспорта Накибжонова Д. Республики Таджикистан, он въехал на территорию Российской Федерации 13 февраля 2021 года, более Российскую Федерацию не покидал (л.д. 106-107, 114-116). 01 июня 2021 года Накибжонову Д. выдан паспорт Российской Федерации (л.д. 12), в период с 14 декабря 2021 года по 14 декабря 2022 года Накибжонов Д. зарегистрирован по месту пребывания, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания (л.д.13).

Исходя из представленных документов в суд апелляционной инстанции, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Накибжоновым Д. заключен договор аренды квартиры, расположенной по адресу: , который совпадает с адресом регистрации по месту пребывания (л.д. 110-113), также Накибжонову Д. ДД.ММ.ГГГГ выдано медицинское заключение для получения водительского удостоверения (л.д. 109), ДД.ММ.ГГГГ Накибжонов Д. сдал теоретический экзамен для получения водительского удостоверения (л.д. 117).

Указанные выше обстоятельства представляют достоверно установить, что Накибжонов Д. с 13 февраля 2021 года постоянно проживает на территории Российской Федерации, в связи с чем имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, доводы ответчика об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона Республики Таджикистан «О страховых и государственных пенсиях» от 12 января 2010 года № 595, страховая пенсия застрахованным лицам назначается для мужчин по достижении возраста 63 лет. Накибжонов Д. на момент обращения за назначением пенсии не достиг указанного возраста, в связи с чем довод ответчика о том, что истец может быть получателем пенсии по старости на Территории Республики Таджикистан отклоняются. Кроме того, Пенсионный фонд не лишен возможности самостоятельно осуществить запрос и проверить информацию о получаемых заявителем пенсиях.

Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 установлено в отношении периодов работы гражданина в качестве застрахованного лица, что данные периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

В системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирован с 02 марта 2021 года, что подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета (л.д. 69-70).

Из материалов дела следует, что спорный период работы истца подтвержден при первоначальном обращении в пенсионный орган с учетом Правил N 1015 от 02.10.2014 года записями в трудовой книжке, принадлежность которой установлена судом первой инстанции, ответчиком не оспаривается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, что исходя из сведений индивидуального персонифицированного учета периоды работы истца на территории РФ отсутствуют; суд обязал включить в страховой стаж спорные периоды работы истца без документального подтверждения факта уплаты страховых взносов, для включения в страховой стаж периода работы истца с 23 июня 1980 года по 31 января 1989 года, с 01 апреля 1989 года по 31 мая 1996 года, с 01 августа по 31 октября 1996 года, с 01 апреля по 31 мая 1997 года, с 01 июля по 31 августа 1998 года в качестве в силу буквального толкования Правил N 1015 от 02.10.2014 года для подтверждения стажа не требовалось представления дополнительных сведений с учетом возможности принятия данного периода по нормам Соглашения 13.03.1992, в отношении оценки пенсионных прав истца как гражданина Российской Федерации для включения его в общий страховой стаж.

Пунктом 5 Правил N 1015 от 02.10.2014 установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации. Однако сведения об уплате в отношении истца страховых взносов в данный период не могли иметь правового значения для подсчета спорного стажа, поскольку весь спорный период имел место до 01.01.2002 года.

Таким образом, судом правомерно возложена обязанность назначить страховую пенсию по старости с даты обращения за ней с 02 июля 2021 года.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об ошибочности доводов ответчика о возможности назначения пенсии истцу как гражданину Российской Федерации только при подтверждении постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации. Данные доводы ответчика, отраженные также и в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права ст. ст. 11, 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ, а также Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 в части зачета периодов работы в стаж.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, апелляционная жалоба не содержит

Из материалов дела следует, что нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 15.08.2022 года.