ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-318/2022 от 20.10.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья: Коновалова С.А. дело № 33-11964/2022

УИД № 34RS0032-01-2022-000349-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 20 октября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Данилова А.А.,

судей Козловой Г.Н., Лымарева В.И.,

при секретаре судебного заседания Заболотней Н.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-318/2022 по иску прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок» об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления,

по апелляционной жалобе администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области в лице главы администрации Клыкова Андрея Михайловича

на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 8 августа 2022 года, которым на администрацию Октябрьского муниципального района Волгоградской области, а также отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района возложена обязанность в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для оборудования площадки временного накопления твердых коммунальных отходов, расположенной на территории, относящейся к МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок», по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями абз. 2 п.3 СанПиН 2.1.3684-21. На МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок» возложена обязанность в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств привести площадку временного накопления твердых коммунальных отходов, расположенную на территории МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок» по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а именно: организовать подъездной путь к указанной площадке, оборудовать указанную площадку твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также установить ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы указанной контейнерной площадки.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Данилова А.А.,

установила:

прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального района <адрес>, отделу по образованию администрации Октябрьского муниципального района и МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок» об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок» требований законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой установлено, что в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства на территории учреждения МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок» расположенного по адресу: <адрес>А, имеется 1 контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов, на которой расположен 1 контейнер, однако, вышеуказанная площадка, вопреки требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, не оборудована твердым покрытием, с ограждающими элементами.

Не соблюдение ответчиками требований санитарно-эпидемиологического законодательства, может повлечь нарушение прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью. Ссылаясь на изложенное, после уточнения заявленных исковых требований, просил возложить на администрацию Октябрьского муниципального района Волгоградской области, а также отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района обязанность в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для оборудования площадки временного накопления твердых коммунальных отходов, расположенной на территории, относящейся к МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок», по адресу: <адрес>А, в соответствие с требованиями абз. 2 п.3 СанПиН 2.1.3684-21, возложить на МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок» обязанность в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств привести площадку временного накопления твердых коммунальных отходов, расположенную на территории МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок» по адресу <адрес>А, в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а именно: организовать подъездной путь к указанной площадке, оборудовать указанную площадку твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также установить ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы указанной контейнерной площадки.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе администрацией Октябрьского муниципального района Волгоградской области в лице главы администрации Клыкова А.М. поставлен вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного решения, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, ввиду неправильного применения судом норм материального права. В жалобе приведены доводы о том, что прокурор поданным исковым заявлением и суд постановленным по делу решением осуществили фактическое вмешательство в компетенцию органов местного самоуправления в области муниципального управления, утверждения и исполнения бюджета, что недопустимо действующим законодательством. В письменных возражениях прокурор выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Волгоградского областного суда, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия с учетом положений ст. 167 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав возражения прокурора Еланского В.В., относительно доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда приходит к следующему.

В силу ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы.

Согласно ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Статьей 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии со статьями 2 и 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Пунктами 1.1, 2.1 и 2.2.3 данных Правил предусмотрено, что настоящие санитарные правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению. При размещении объектов хозяйствующим субъектом должны соблюдаться следующие требования: на собственной территории должна быть оборудована площадка, расположенная в непосредственной близости от въезда на эту территорию, с водонепроницаемым твердым покрытием для сбора отходов. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. На площадке устанавливаются контейнеры (мусоросборники) с закрывающимися крышками.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правил и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Согласно п. 3 данных Правил на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Согласно пунктам 1, 3, и 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях. В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на территории Октябрьского муниципального района Волгоградской области находится МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок». В ходе проведенной прокуратурой Октябрьского района Волгоградской области, проверки об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления в деятельности МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок» Октябрьского муниципального района Волгоградской области, осуществляющего деятельность в здание по адресу: <адрес>А установлено, что на территории детского сада имеется 1 контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов, на которой расположен контейнер, однако, вышеуказанная площадка, требованиям санитарно- эпидемиологического законодательства не соответствует, поскольку не оборудована твердым покрытием и ограждающими элементами, что подтверждается ответом от 25 апреля 2022 года отдела образования администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области.

В соответствии с положениями устава Учреждения, учредителем МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок» Октябрьского муниципального района Волгоградской области является муниципальное образование – Октябрьский муниципальный район Волгоградской области. Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования осуществляет администрация Октябрьского муниципального района Волгоградской области в лице отдела по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что расположение на территории детского сада места сбора твердых коммунальных отходов, которое не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, может повлечь нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинению вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией РФ, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения, в связи с чем пришел к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения иска.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства. По настоящему делу бремя доказывания судом распределено в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, оценка доказательств судом осуществлена в соответствии с требованиями ст. 59, 60, 61, 67 ГПК РФ, оснований не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор поданным исковым заявлением и суд постановленным по делу решением осуществили фактическое вмешательство в компетенцию органов местного самоуправления в области муниципального управления, утверждения и исполнения бюджета, несостоятельны, поскольку принятое судом решение направлено на защиту жизни и здоровья, в том числе несовершеннолетних детей, находящихся в образовательном учреждении, с возложением на ответчиков обязанности по исполнению положений закона, обуславливающих их деятельность, поскольку осуществление деятельности учреждения с выявленными нарушениями создает опасные условия для несовершеннолетних воспитанников и неопределенного круга лиц.

Апелляционная жалоба иных доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, не содержит, в связи с чем изложенные доводы не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда. Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 8 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области в лице главы администрации Клыкова Андрея Михайловича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: