Судья Трифанов В.В. Дело № 33-5487/2023
1-я инстанция № 2-318/2023
УИД 86RS0008-01-2022-003033-65
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 августа 2023 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Ишимова А.А.,
судей Ковалёва А.А., Галкиной Н.Б.,
при секретаре Бессарабове Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре о признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки,
по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 15.05.2023, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по ХМАО-Югре о признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки, удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 03 октября 2022 года № 0001.001524/2022-0129370 об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет незаконным.
Признать за ФИО1, (дата) года рождения, (номер) право на получение (предоставление) мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет и возложить обязанность на Отделение Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре назначить ФИО1, (дата) года рождения, (номер) ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет начиная с 01 апреля 2022 года».
Заслушав доклад судьи Галкиной Н.Б.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском и просила признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Фонд, ответчик) от 03.10.2022 № 0001.001524/2022-0129370 об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет и возложить на Фонд обязанность назначить (предоставить) ей меры социальной поддержки – ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, начиная с 01.04.2022.
В обосновании заявленных требований указала, что разведена, является матерью троих несовершеннолетних детей, ее семья признана многодетной в связи с чем, получает компенсационные выплаты, с 14.03.220 она является пенсионером по старости. До марта 2022 года она осуществляла предпринимательскую деятельность, но в связи с кризисом и финансовыми сложностями с 28.03.2022 прекратила эту деятельность, после чего ее доход значительно сократился. В настоящее время совокупный доход ее семьи, с учетом алиментов, составляет около 45 000 - 47 000 рублей в месяц, что не достаточно на содержание семьи, оплату коммунальных и текущих расходов. В связи с этим, она в августе 2022 года и 30.09.2022 обращалась к ответчику с заявлениями на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 8 до 17 лет, однако решением ответчика от 03.10.2022 в назначении указанной выплаты ей отказано по причине превышения размера среднедушевого дохода ее семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения. Данный отказ считает неправомерным, поскольку среднедушевой доход семьи считается из дохода за 12 месяцев, предшествующий 4 месяцам до обращения за выплатой, то есть фактически за то время, когда она осуществляла предпринимательскую деятельность, при этом ее расходы по осуществлению данной деятельности к учету не принимались, принимались только доходы. Считает, что после подачи заявления на спорную выплату, она в течение 10 дней имела право на подачу дополнительных документов, подтверждающих ее расходы, но ответчик не стал дожидаться и вынес решение об отказе в выплате (л.д. 4 - 5).
Судом постановлено изложенное выше решение (л.д. 127 - 134).
В апелляционной жалобе ответчик - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции неверно сделан вывод о тождественности подачи документов через «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» и «ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». При этом отмечает, что истцом заявление о назначении выплаты подано посредством услуг МФЦ без сведений, подтверждающих понесенные расходы, вместе с этим, указанный способ, не предусматривает донесение дополнительных документов, а также срок их предоставления. На основании изложенного полагают, что право заявителя нарушено не было, решение об отказе в назначении выплаты принято правомерно, в связи с чем, назначение ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет с апреля 2022 года необоснованно, поскольку корректное заявление с предоставлением всех необходимых документов истцом было подано при повторном обращении после 01.10.2022 (л.д. 143 - 145).
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
С 01.01.2023 ответчик ГУ - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу сменил наименование на Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО1 29.09.2022 через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки – ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 лет до 17 лет, приложив к нему документы, при этом документы, подтверждающие понесенные ею в связи с предпринимательской деятельностью расходы, истцом не предоставлялись (л.д. 100-116).
Решением ответчика от 03.10.2022 № 0001.001524/2022-0129370 в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки отказано, ввиду превышения размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты (л.д. 7).
31.10.2022 ФИО1 вновь обратилась с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, предоставив, в том числе книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (л.д. 83-99).
Решением ответчика от 21.11.2022 ФИО1 назначена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет на троих несовершеннолетних детей с 01.10.2022 (л.д. 55).
Оспаривая законность решения ответчика от 03.10.2022, и настаивая на назначении ей спорной меры социальной поддержки с 01.04.2022, истец указывает на то, что с заявлением обратилась 29.09.2022, решение ответчиком принято без учета ее права предоставить в течение десяти дней с момента подачи заявления дополнительные документы, также ссылаясь на то, что принимая решение 03.10.2022 ответчик учел только ее доходы от предпринимательской деятельности, расходы учтены не были.
В силу ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Статьей 10.1 Федерального закона № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (действующий на момент сложившихся правоотношений) было предусмотрено, что право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет имеет единственный родитель такого ребенка или родитель (иной законный представитель) такого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением указанного пособия.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2022 № 175 «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», Постановлением Правительством Российской Федерации от 09.04.2022 № 630 утверждены основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет «Об утверждении основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (далее по тексту – Требования).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Требований право на получение ежемесячной денежной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации и постоянно проживает на территории Российской Федерации. Право на получение ежемесячной денежной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и постоянно проживающий на территории Российской Федерации (далее - заявитель).
В соответствии с пунктом 5 Требований, ежемесячная денежная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты по месту жительства (пребывания) или фактического проживания (далее - величина прожиточного минимума для детей), - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты по месту жительства (пребывания) или фактического проживания (далее - величина прожиточного минимума на душу населения), 75 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной денежной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, 100 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной денежной выплаты в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.
Из пункта 8 Требований следует, что ежемесячная денежная выплата осуществляется с месяца достижения ребенком возраста 8 лет, но не ранее 01.04.2022, до достижения ребенком возраста 17 лет.
По заявлениям о назначении ежемесячной денежной выплаты, поданным до 01.10.2022, ежемесячная денежная выплата осуществляется за прошедший период начиная с 01.04.2022, но не ранее месяца достижения ребенком возраста 8 лет.
По заявлениям о назначении ежемесячной денежной выплаты, поданным начиная с 01.10.2022, ежемесячная денежная выплата осуществляется начиная с месяца достижения ребенком возраста 8 лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее 6 месяцев с этого месяца. В остальных случаях ежемесячная денежная выплата осуществляется с месяца обращения заявителя за ее назначением.
Согласно пункту 9 Требований, в случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от 8 до 17 лет ежемесячная денежная выплата осуществляется на каждого ребенка.
Согласно пунктам 11 и 13 Требований, заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты подается начиная с 01.05.2022. Заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, а также заявление об изменении способа доставки ежемесячной денежной выплаты подаются в орган, осуществляющий ежемесячную денежную выплату, по месту жительства (пребывания) или в случае отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания) - по месту фактического проживания: а) в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал), а также с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг в случае, если ежемесячная денежная выплата осуществляется уполномоченным органом, б) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг при наличии заключенного соглашения о взаимодействии между органом, осуществляющим ежемесячную денежную выплату, и многофункциональным центром, уполномоченным на заключение указанного соглашения на основании Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; в) лично.
При этом, исходя из положений Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных услуг в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг являются разными способами предоставления этих услуг и не тождественны.
В случае если заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты подано с использованием единого портала или регионального портала государственных и муниципальных услуг, заявитель в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты органом, осуществляющим ежемесячную денежную выплату, представляет документы (сведения) (п. 19 Требований).
В случае если при личном обращении за назначением ежемесячной денежной выплаты заявителем представлен неполный комплект документов (сведений), заявитель вправе представить в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты органом, осуществляющим ежемесячную денежную выплату, недостающие документы (сведения) (п. 20 Требований).
Пунктом 21 Требований предусмотрено, что заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность документов (сведений), указанных в заявлении о назначении ежемесячной денежной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 23 Требований основанием для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты является, в том числе превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения.
В пункте 25 Требований установлено, что решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты принимается органом, осуществляющим ежемесячную денежную выплату, в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты продлевается на 20 рабочих дней в случае непоступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного электронного взаимодействия, или недостающих документов (сведений), представленных позднее 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами права, установив, что истец имела право на получение ежемесячной выплаты на ребенка от 8 до 17 лет на момент первоначального обращения - 29.09.2023, то есть до 01.10.2022, ответчиком решение об отказе истцу в назначении спорной выплаты принято 03.10.2022, то есть до истечения 10 дней с момента регистрации заявления, в связи с чем, истец была лишена возможности в полной мере реализовать права, предусмотренные п. 19 Требований, и представить дополнительные документы, подтверждающие понесенные расходы – книгу учета доходов и расходов, пришел к выводу о незаконности принятого ответчиком решения и возложении на ответчика обязанности назначить истцу спорную меру социальной поддержки с 01.04.2022.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского округа – Югры согласиться не может по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 29.09.2022 с заявлением о назначении спорной меры социальной поддержки истец обратилась через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Данный способ обращения не предусматривал донесение заявителем каких-либо документов, а также не предусматривал срок их предоставления, при этом в соответствии с п. 21 Требований ответственность за неполноту представленных документов (сведений) была возложена на заявителя. Оспариваемое решение ответчикам принято в течение десяти рабочих дней со дня приема заявления (п. 25 Требований), по информации, предоставленной заявителем, Федеральной налоговой службой, а также сведениям, находящимся в распоряжении ответчика, согласно которым доход семьи истца за период с 01.05.2021 по 30.04.2022 составил 1 484 903,49 рубля, то есть по 30 935, 50 рублей (1 484 903,49 : 12 : 4) на каждого члена семьи, что превышало величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в ХМАО-Югре на дату обращения - 18 625 рублей.
Таким образом, оспариваемое решение ответчиком было принято в установленные сроки, по предоставленным истцом и полученным ответчиком в рамках межведомственного электронного взаимодействия документам, в пределах компетенции ответчика, а учитывая, что Требования не предусматривали возможности при подаче заявления через МФЦ донесения заявителем каких-либо документов, а также не предусматривали срока их предоставления, то прав истца на предоставление в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления недостающих документов, не нарушило и соответственно является законным.
Исходя из положений пункта 8 Требований и учитывая, что заявление с предоставлением всех необходимых документов для принятия решения о назначении спорной меры социальной поддержки истцом было подано после 01.10.2022, то соответственно права на получение этой меры у истца с 01.04.2022 не возникло.
Указанные обстоятельства и приведенные нормы права судом первой инстанции при принятии решения учтены не были, в связи с чем, решение суда подлежит отмене как постановленное не в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона (ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), а заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Когалымского городского суда ХМАО-Югры от 15.05.2023 отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре о признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки оставить без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение 3-х месяцев через суд первой инстанции.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 24.08.2023.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи Галкина Н.Б.
Ковалёв А.А.