Судья Бивол Е.А. Дело № 33-7458/2021
(№ 2-3190/2021)
64RS0045-01-2021-006358-12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 сентября 2021 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Негласона А.А., Сугробовой К.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Молодых Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Саратову о включении в выслугу лет периодов службы в льготном исчислении и перерасчете пенсии
по апелляционной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел России по Саратовской области на решение Кировского районного суда г. Саратова от 12 июля 2021 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителя ответчика ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, истца ФИО1, возражавшего по доводам жалобы, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее ГУ МВД России) по Саратовской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее УМВД России) по г. Саратову о включении в выслугу лет периодов службы в льготном исчислении и перерасчете пенсии.
Требования мотивировал тем, что с 07 августа 2000 года по 08 апреля 2002 года, с 24 июня 2003 года по 28 декабря 2020 года он проходил службу в органах внутренних дел. Приказом УМВД России по г. Саратову № 146 л/с от 25 декабря 2020 года был уволен с должности старшего оперативного дежурного дежурной части отдела полиции № 7 в составе УМВД России по г. Саратову. В соответствии с содержанием данного приказа размер выслуги лет составил на 28 декабря 2020 года в календарном исчислении 22 года 06 месяцев 04 дня, в льготном исчислении 22 года 11 месяцев 06 дней, в связи с чем, с 29 декабря 2020 года ему назначена пенсия за выслугу лет в размере 16182 рубля 61 копейка без ежемесячных доплат и дополнительного ежемесячного обеспечения.
Вместе с тем, истец считает установленный ответчиком размер его стажа неправильным, поскольку период службы в должности заместителя командира взвода полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Саратову с 05 ноября 2009 года по 28 февраля 2011 года не включен в выслугу лет в льготном исчислении, что не соответствует положениям Приказа № от 22 июня 2009 года «Об утверждении перечня подразделений и должностей начальствующего состава государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет».
Считая свои пенсионные права нарушенными истец просил возложить на ответчика обязанность включить в выслугу лет в льготном исчислении период службы в должности заместителя командира взвода полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Саратову с 05 ноября 2009 года по 28 февраля 2011 года из расчета один месяц службы за полтора месяца и произвести соответствующий перерасчет пенсии.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 12 июля 2021 года исковые требования удовлетворены. На ГУ МВД России по Саратовской области возложена обязанность включить ФИО1 в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора периоды его службы в органах внутренних дел в должности заместителя командира взвода полка ДПС ГИБДД УМВД РФ по г. Саратову с 05 ноября 2009 года по 28 февраля 2011 года и произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом включения указанных периодов в стаж.
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Саратовской области просит решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права, выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении суда, приводит доводы, аналогичные изложенным в суде первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство). При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел с 07 августа 2000 года по 08 апреля 2002 года и с 24 июня 2003 года по18 июля 2007 года в должности инспектора дорожно-патрульной службы отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД УВД г. Саратова, с 18 июля 2007 г. по 05 ноября 2009 года в должности старшего инспектора дорожно-патрульной службы отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД УВД г. Саратова, с 05 ноября 2009 года по 28 февраля 2011 года в должности заместителя командира взвода полка дорожно-патрульной службы ГИБДД УВД г. Саратова, с 28 февраля 2011 года по 05 июля 2011 года в должности старшего инспектора дорожно-патрульной службы отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД УВД г. Саратова, с 05 июля 2011 года по 26 мая 2017 года в должности оперативного дежурного (по управлению нарядами) дежурной смены дежурной части УМВД России по г. Саратову, с 26 мая 2017 года по 17 апреля 2020 года в должности старшего оперативного дежурного дежурной части УМВД России по г. Саратову, с 17 апреля 2020 года по 28 декабря 2020 года в должности старшего оперативного дежурного дежурной части отдела полиции № 7 в составе УМВ России по г. Саратову (л.д. 5-6, 8-12).
Приказом УМВД РФ по г. Саратову № л/с от 25 декабря 2020 года ФИО1 уволен со службы из органов внутренних дел с должности старшего оперативного дежурной части отдела полиции № 7 в составе УМВД РФ по г. Саратову (л.д.17).
Как следует из данного приказа размер выслуги лет у ФИО1 на 28 декабря 2020 года составил в календарном исчислении 22 года 06 месяцев 04 дня, в льготном исчислении 22 года 11 месяцев 06 дней (л.д. 5-7).
С 29 декабря 2020 года ФИО1 назначена пенсия за выслугу лет в размере 16182 рубля 61 копейка без ежемесячных доплат и дополнительного ежемесячного обеспечения.
Как следует из расчета выслуги лет, период службы ФИО1 в должности заместителя командира взвода полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Саратову с 05 ноября 2009 года по 28 февраля 2011 года не включен ответчиком в выслугу лет ФИО1 в льготном исчислении.
Разрешая заявленные исковые требования о зачете периода службы в должности заместителя командира взвода полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Саратову с 05 ноября 2009 года по 28 февраля 2011 года в льготном исчислении, суд первой инстанции исходил из того, что истец в спорный период проходил службу в подразделении и должности, поименованными в Перечне, в связи с чем возложил на ГУ МВД России по Саратовской области обязанность включить спорный период службы истца в выслугу лет в льготном исчислении: один месяц службы как полтора месяца службы.
При этом судом первой инстанции установлено, что из должностного регламента заместителя командира взвода полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Саратову от 07 октября 2013 года, следует, что в должностные обязанности заместителя командира взвода полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Саратову входили следующие обязанности: участие в предупреждении и пресечении преступлений, а также раскрытии преступлений и административных правонарушений, принятие мер к организации безопасного движения транспорта, контроль за несением службы инспекторов дорожно-патрульной службы, контроль за наличием и работой видеорегистраторов на патрульных автомобилях нарядов, контроль за несением службы нарядами дорожно-патрульной службы (л.д. 26).
Судебная коллегия считает возможным согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
Согласно абз. 4 п. «а» ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в п. «б» настоящей статьи, и их семей).
В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от
12 февраля 1993 года № 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей.
Пунктом «а» ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года
№ 4468-1 установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года
№ 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «г» п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - с 1 января 2009 года по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации;
Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях был утвержден Приказом МВД РФ от 22 июня 2009 года № 472.
Приказом МВД России от 22 июня 2009 года № 472 утвержден перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, в котором указана, в том числе, и должность командира взвода (дорожно-патрульной службы, специализированного (ДПС ГИБДД оперативного реагирования) полка (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный батальон (рота, взвод) дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования.
В соответствии с настоящим Перечнем, сотрудникам Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях засчитывается служба с 01 января 2009 года из расчета один месяц службы за полтора месяца.
В соответствии с примечанием 2 к Перечню подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденному Приказом МВД России от 22 июня 2009 года № 472, исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях лицам, замещающим должности, указанные в Перечне, осуществляется при условии исполнения ими функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 02 марта 2009 года № 185 (утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 23 августа 2017 года № 664, вступившего в силу 09 октября 2017 года) определено, что исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения.
В соответствии с п. 35 указанного Административного регламента исполнение сотрудниками административных процедур (административных действий) осуществляется на постах, в том числе стационарных, маршрутах патрулирования, административных участках, а также в ходе передвижения сотрудника на патрульном транспортном средстве.
Как следует из п. 31 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 02 марта 2009 года № 185, исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: контроль за дорожным движением; контроль за дорожным движением с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи регулирование дорожного движения; остановка транспортного средства; остановка пешехода; проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства; опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля; составление протокола об административном правонарушении; вынесение постановления по делу об административном правонарушении; отстранение от управления транспортным средством; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; изъятие водительского удостоверения; запрещение эксплуатации транспортного средства; задержание транспортного средства; осмотр транспортного средства и груза; досмотр транспортного средства; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов; арест вещей; доставление; административное задержание, задержание; вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; выезд на место дорожно-транспортного происшествия; составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения.
При этом основанием для начала исполнения государственной функции и для осуществления контроля за дорожным движением является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу (п. 32 Административного регламента).
В соответствие с п. 31 Административного регламента № 664, действующего с 09 октября 2017 года, исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения включает в себя следующие административные процедуры: надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме; остановка транспортного средства; остановка пешехода; проверка документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства; применение мер административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; выезд на место дорожно-транспортного происшествия.
В соответствии с п. 58 Административного регламента № 664, основанием для осуществления сотрудниками надзора за дорожным движением является принятое руководителем соответствующего подразделения ДПС, территориального органа МВД России на районном уровне, подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне решение о заступлении их на службу.
Указанным регламентом установлено, что к должностным лицам, уполномоченным исполнять государственную функцию по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, относятся, в том числе командиры полков (батальонов, рот) дорожно-патрульной службы (их заместители); сотрудники Госавтоинспекции, имеющие специальное звание.
Результатом исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения является обеспечение соблюдения участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, предупреждение и пресечение правонарушений в данной области, сокращение количества ДТП, числа погибших и раненых в них людей, максимально возможное обеспечение бесперебойного движения транспортных средств (п. 13 Административного регламента № 664).
Таким образом, льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии возможно в случае наличия у сотрудников Госавтоинспекции, замещающих должности, поименованные в Перечне, соответствующих полномочий по исполнению функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Из имеющейся в материалах дела должностной инструкции заместителя командира взвода полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Саратову следует, что ФИО1 в процессе служебной деятельности осуществлял функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, а именно: участие в предупреждении и пресечении преступлений, а также раскрытии преступлений и административных правонарушений, задержание лиц совершивших, совершающих либо готовящихся к совершению преступления, лиц находившихся в розыске; изучение и анализ состояния безопасности дорожного движения на обслуживаемой территории и принятие мер к организации безопасного и беспрепятственного движения транспорта (л.д. 51-55).
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь за собой отмену состоявшегося решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, опровергаются исследованными судом доказательствами, сводятся к их иной оценке, направлены на переоценку выводов суда, что не является основанием для отмены решения.
Нарушений норм процессуального права, повлекших неправильное разрешение спора, а также процессуальных нарушений, которые в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ являются безусловным основанием для отмены решения суда, по материалам дела судебной коллегией не усматривается.
На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 12 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи