Судья Манкевич Н.И.
дело № 2-3191/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-1346/2021
04 февраля 2021 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,
судей Андрусенко И.Д., Жуковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Шаламовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда города Челябинска от 15 октября 2020 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Челябинска о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии с момента достижения пенсионного возраста.
Заслушав доклад судьи Андрусенко И.Д. об обстоятельствах дела, доводах, изложенных в апелляционной жалобе, объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Челябинска (далее - УПФР в Ленинском районе г. Челябинска, пенсионный орган), в котором после уточнения исковых требований просил признать незаконным решение от 27 февраля 2020 года № 1045314/19, назначить пенсию с даты наступления пенсионного возраста и подачи заявления о назначении трудовой пенсии.
В обоснование иска указал, что является получателем страховой пенсии с 25 мая 2020 года. 27 ноября 2019 года обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости; решением ответчика от 27 февраля 2020 года № 1045314/19 ему отказано в установлении страховой пенсии по старости. Решением Ленинского районного суда г.Челябинска от 26 марта 2020 года установлен факт принадлежности ему архивных справок. Решением УПФР в Ленинском районе г. Челябинска от 05 июня 2020 года ему установлена страховая пенсия по старости с 25 мая 2020 года. Считает отказ в установлении страховой пенсии с 27 ноября 2019 года незаконным, в связи с чем на ответчика должна быть возложена обязанность по перерасчету размера пенсии с первоначальной даты обращения.
Истец ФИО1 в судебном заседании суда первой инстанции настаивал на удовлетворении иска.
Представитель ответчика УПФР в Ленинском районе г. Челябинска по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Решением суда в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит отменить решение суда. В обоснование доводов жалобы указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. Судом не применены положения части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Ответчик УПФР в Ленинском районе г. Челябинска о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещен заказной почтовой корреспонденцией с обратным уведомлением о вручении, в суд апелляционной инстанции представитель не явился, просил о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца, исследовав приобщенные в суде апелляционной инстанции дополнительные (новые) доказательства – справки из материалов гражданского дела №, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, и неправильным применением норм материального права (пункты 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону) (часть 1).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3).
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, указанным в части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 6 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Статьей 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (часть 1).
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 данного Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к данному Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона (часть 2).
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (часть 3).
В силу части 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2 и 6 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»; б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Согласно частям 7, 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях» необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27 ноября 2019 года ФИО1 обратился в УПФР в Ленинском районе г. Челябинска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (л.д. 35-37).
Условиями назначения страховой пенсии по старости для ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются: достижение возраста 60 лет 06 месяцев; наличие страхового стажа продолжительностью не менее 10 лет; наличие величины ИПК не ниже 16,2.
Решением пенсионного органа от 27 февраля 2020 года № 1045314/19 в установлении страховой пенсии по старости ФИО1 отказано по причине отсутствия страхового стажа продолжительностью 10 лет и величины ИПК не ниже 16,2.
Как следует из указанного решения, продолжительность страхового стажа ФИО1 установлена в размере 05 лет 02 месяца 11 дней, величина ИПК – 7,577.
В страховой стаж истца не включены периоды работы на территории Республики Казахстан: с 20 июля 1977 года по 10 ноября 1977 года, с 14 января 1980 года по 03 сентября 1980 года, с 01 октября 1980 года по 08 сентября 1982 года, с 03 мая 1983 года по 25 апреля 1985 года, с 22 мая 1985 года по 01 июня 1990 года, поскольку факт принадлежности архивных справок от 12 ноября 2019 года № С-17 (3 штуки) заявителю вызывает сомнения; период военной службы по призыву с 26 ноября 1977 года по 04 декабря 1979 года, поскольку факт принадлежности справки от 12 ноября 2019 года № 1/23 заявителю вызывает сомнения. Представленные трудовые книжки (от 30 июля 1977 года, без даты выдачи) не приняты к зачету и не могут являться документами, подтверждающими страховой стаж заявителя, поскольку оформлены с нарушением Инструкции «О порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, организациях и в учреждениях». Военный билет НС № (без даты выдачи) не принят к зачету, поскольку принадлежность его заявителю вызывает сомнения (л.д. 8-9).
27 ноября 2019 года ФИО1 разъяснена обязанность в срок до 04 марта 2020 года представить справку о заработной плате, справку работодателя о периодах работы, перевод поступивших документов (л.д. 38-39).
23 декабря 2019 года ФИО1 уведомлен пенсионным органом о необходимости обращения в суд для установления факта принадлежности архивных справок № С-17 от 12 ноября 2019 года (л.д.43).
Вступившим в законную силу 28 апреля 2020 года решением Ленинского районного суда г. Челябинска от 26 марта 2020 года установлен факт принадлежности ФИО1 архивной справки № С-05 от 23 декабря 2019 года, архивной справки № С-17 от 12 ноября 2019 года, архивной копии личной карточки формы Т-2, выданных филиалом Коммунального государственного учреждения «Государственный архив Костанайской области», области», справки № 1/23 от 12 ноября 2019 года о прохождении военной службы по призыву, выданной ГУ «Отдел по делам обороны Житикаринского района Костанайской области» (л.д. 11).
25 мая 2020 года ФИО1 вновь обратился в УПФР в Ленинском районе г. Челябинска с заявлением о назначении пенсии на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с приложением копии решения Ленинского районного суда г. Челябинска от 26 марта 2020 года (л.д. 23-25).
Решением УПФР в Ленинском районе г. Челябинска от 05 марта 2020 года № 200000033481/418023/20 ФИО1 бессрочно назначена страховая пенсия по старости с 25 мая 2020 года в соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ (л.д. 20).
Разрешая спор и отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения УПФР в Ленинском районе г.Челябинска от 27 февраля 2020 года № 1045314/19 об отказе в установлении страховой пенсии по старости и возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с 27 декабря 2019 года, суд первой инстанции исходил из того, что на момент первоначального обращения с заявлением в пенсионный орган 27 ноября 2019 года ФИО1 не были представлены все необходимые документы, а представленные документы имели недостатки, на которые было указано в оспариваемом решении УПФР в Ленинском районе г. Челябинска, соответственно действия пенсионного органа, который предложил истцу представить дополнительные доказательства в подтверждение спорных периодов работы и периода военной службы по призыву в соответствующий срок, являются законными, а поскольку в установленный трехмесячный срок документы, подтверждающие право на пенсию, представлены не были, доказательств невозможности их представления по не зависящим от истца причинам также не представлено, то оснований для признания незаконным решения пенсионного органа не имеется.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22).
Положения статьи 22 действующего в настоящее время Федерального закона «О страховых пенсиях» тождественны положениям статьи 19 действовавшего до 1 января 2015 года Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», толкование которой дано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 года (Раздел «Вопросы применения пенсионного законодательства», вопрос 18).
Согласно этому толкованию, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
В связи с этим для правильного разрешения спора следует установить причины непредставления истцом требуемых для назначения пенсии документов, а также судебного решения об установлении факта принадлежности ему правоустанавливающих документов (архивных справок, личной карточки формы Т-2) до истечения срока рассмотрения его заявления о назначении пенсии.
В соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и назначения страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
Как следует из материалов дела, с заявлением о назначении страховой пенсии по старости истец обратился в пенсионный орган 27 ноября 2019 года, то есть за месяц до достижения возраста 60 лет 06 месяцев, приложив ряд документов, которые, по его мнению, подтверждали его право на назначение данной пенсии.
Из материалов пенсионного дела ФИО1 усматривается, что для подтверждения страхового стажа пенсионным органом через компетентные учреждения были запрошены документы, подтверждающие факт работы заявителя и период прохождения военной службы по призыву а Республике Казахстан.
На запрос пенсионного органа в декабре 2019 года поступили: архивная справка от 13 ноября 2019 года № 29-18-12/1-13ЗТ-Д-74, справка (вх. № 01/14819 от 16 декабря 2019 года), архивные справки в количестве 3-х штук от 12 ноября 2019 года № С-17 о периодах работы и заработной плате, а также справка от 12 ноября 2019 года № 1/23 о прохождении военной службы по призыву, однако в поступивших справках также были допущены разночтения в фамилии, имени, отчестве ФИО1 (л.д. 58-80).
23 декабря 2019 года ФИО1 разъяснено право предоставления дополнительных документов (решения суда по факту принадлежности архивных справок от 12 ноября 2019 года).
10 февраля 2020 года ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г. Челябинска с заявлением об установлении факта принадлежности архивных справок, личной карточки формы Т-2.
27 февраля 2020 года ответчиком вынесено решение об отказе ФИО1 в установлении страховой пенсии по старости.
Принимая во внимание, что срок рассмотрения судом заявления ФИО1 об установлении юридического факта от него не зависел, после получения разъяснений пенсионного органа ФИО1 своевременно обратился в суд с заявлением об установлении юридического факта, с учетом двухмесячного срока рассмотрения такого заявления судом (статьи 263, 154 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и месячного срока для обжалования (часть 2 статьи 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), ФИО1 также не имел бы возможности в трехмесячный срок рассмотрения его заявления о назначении пенсии от 27 ноября 2019 года представить ответчику необходимые документы.
При таких установленных обстоятельствах, а также с учетом ограничения доступа граждан в суд в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и проводимых ограничительных мероприятий (на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, вступления решения суда в законную силу и получения истцом копии вступившего в законную силу судебного акта), на что ссылался истец в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к выводу, что непредставление ФИО1 в пенсионный орган судебного решения об установлении факта принадлежности ему архивных справок, карточки формы Т-2, произошло по причинам, не зависящим от него, а формальное истечение срока устранения недостатков не влечет отказ в назначении ФИО1 страховой пенсии с момента возникновения права, учитывая, что заявительный порядок обращения за назначением пенсии истцом соблюден, при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии были приложены все необходимые документы, в том числе архивные справки, факт принадлежности которых ФИО1 установлен вступившим в законную силу решением суда.
Данные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции.
Оснований для отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения ответчика от 27 февраля 2020 года № 1045314/19 об отказе в установлении страховой пенсии по старости и возложении обязанности назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 27 декабря 2019 года, когда истец достиг возраста 60 лет 06 месяцев, у суда первой инстанции не имелось. В связи с чем решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Челябинска от 15 октября 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Челябинска от 27 февраля 2020 года № 1045314/19 об отказе в установлении страховой пенсии по старости.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Челябинска обязанность назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 27 декабря 2019 года.
Председательствующий:
Судьи: