ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3191/2023 от 13.12.2023 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Компанеец А.Г. № 33-7535/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 13 декабря 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Магденко И.Ю.,

судей Мезенцевой О.П., Савчук А.Л.,

при секретаре Речута Я.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3191/2023

по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области.

на заочное решение Центрального районного суда г. Омска от 7 августа 2023 года

по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Савчук А.Л., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 с учетом утонения требований обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области, указав в обоснование (далее – ОСФР по Омской области), что 4 ноября 2022 года обратился в территориальный орган пенсионного обеспечения через личный кабинет портала «Госуслуги» с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений в индивидуальный лицевой счет в отношении периода работы с 27 марта 1995 года по 27 октября 1998 года в должности моториста-рулевого теплохода БТМ-420 в плавсоставе на судах речного флота, подлежащего включению в специальный в стажа на основании п.9 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В подтверждение предоставил трудовую книжку и справку, уточняющую особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающие постоянную занятость на льготной работе, выданную ЗАО СП «Омсктранснефтепродукт» 21 января 2002 года. 16 декабря 2022 года им получено решение об отказе в удовлетворении заявления, поскольку согласно сведениям, имеющимся в распоряжении ГУ ОПФР по Омской области, страхователь ЗАО СП «Омсктранснефтепродукт» в отдел оценки пенсионных прав как организация, работники которой пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение, не обращался. Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, общество не подавало. ЗАО СП «Омсктранснефтепродукт» ликвидировано по решению суда 8 августа 2002 года. Согласно записям в трудовой книжке 27 марта 1995 года он принят мотористом-рулевым на теплоход БТМ-420. 01 марта 1999 года уволен по собственному желанию. Полагает, что данный период должен быть отнесен к Списку 2 «Морской и речной флот» (плавающий состав, мотористы всех наименований). Просил обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пении по старости, период работы с 27 марта 1995 года по 25 февраля 1999 года в должности моториста-рулевого ЗАО СП «Омсктранснефтепродукт».

В судебное заседание истец ФИО1 при надлежащем извещении не явился, направил представителя.

Представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования уточнила, просила включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пении по старости, работу ФИО1 в ЗАО СП «Омсктранснефтепродукт» в период с 27 марта 1995 года по 27 октября 1998 года.

Ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области о дате слушания дела уведомлено, своего представителя в суд не направило.

С учетом мнения стороны истца суд рассмотрел дело в соответствии со статьей 233 ГПК РФ в прядке заочного судопроизводства.

Судом постановлено заочное решение об удовлетворении заявленных требований: на ОСФР по Омской области возложена обязанность включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», период его работы в ЗАО СП «Омсктранснефтепродукт» с 27 марта 1995 года по 27 октября 1998 года.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО3 выражает несогласие с постановленным заочным решением, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неверно определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на отсутствие правовых оснований для зачета в специальный стаж при установлении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» спорного периода работы в ЗАО СП «Омскнефтепродукт», поскольку документально льготный характер работы не подтвержден. Обращает внимание, что документы по личному составу ЗАО СП «Омскнефтепродукт» на хранение в БУ Омской области «Исторический архив Омской области» не поступали. При этом ЗАО СП «Омскнефтепродукт», как организация, имеющая работников по профессии, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в ПФР не заявлялось, наблюдательное дело по данной организации не заводилось, что подтверждается сведениями из Акта документальной проверки представленных индивидуальных сведений в отношении застрахованного лица ФИО1 за период работы с 27 марта 1995 года по 25 февраля 1999 года. Указывает, что решением Арбитражного суда Омской области от 29 марта 2000 года ЗАО СП «Омскнефтепродукт» признано несостоятельным (банкротом), определением суда от 23 апреля 2002 года конкурсное производство завершено. Ответчик также полагает, что выданная конкурсным управляющим Г.С.А. справка, уточняющая особый характер работы, от 21 января 2002 года не может быть принята во внимание в качестве допустимого доказательства, так как конкурсный управляющий в нарушение действующего законодательства не сдал документы общества на хранение в архив, что ставит под сомнение сведения, содержащиеся в выданной справке, в том числе то, что конкурсный управляющий осуществлял расчет рабочих дней, в течение которых работник был постоянно в течение полного рабочего дня занят на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца по доверенности ФИО2 постановленное решение считает законным и обоснованным. Довод апелляционной жалобы о нарушении законодательства конкурсным управляющим полагает несостоятельным, поскольку в материалы дела в качестве доказательства периода и характера работы предоставлены архивные справки, выданные Казенным учреждением города Омска «Муниципальный архив города Омска», о начислении заработной платы и отработанном времени, копия устава предприятия и архивная опись №1004 дел по личному составу за 1994-2002 года ЗАО СП «Омсктранснефтепродукт». Также истец отмечает, что ответчиком были допущены описки в тексте апелляционной жалобы при указании отчества истца и наименования организации работодателя.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ОСФР по Омской области ФИО4, действующая по доверенности, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала в полном объеме. Пояснила, что работодатель обязан предоставлять сведения персонифицированного учета в отношении своих работников и согласовывать список должностей, позволяющий определять период работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение с ОСФР по Омской области. По сведениям, которые имеются в ОСФР по Омской области, перечень должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии, не согласовывался, наблюдательное дело в отношении работодателя не заводилось. Организация-работодатель объявлена банкротом, в связи с чем назначен конкурсный управляющий, в обязанности которого входило сдать в архив на хранение всю имеющуюся документацию. На запрос ОСФР по Омской области архив сообщил, что документы на хранение не поступали. Ставит под сомнение справку, выданную истцу, поскольку неизвестно на основании каких документов она составлялась.

Истец в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика ФИО4, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Такие нарушения судом первой инстанции допущены не были.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее - Пенсионный фонд Российской Федерации).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается лицам, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 30 (с учетом переходных положений, закрепленных в ст. 35 названного закона, на 2022 год ИПК составляет 23,4) мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Установление пенсии со снижением возраста при неполном стаже работы в плавсоставе не предусмотрено.

В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Как следует из материалов дела, 30 марта 2022 года истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением ОПФР по Омской области № 119796/22 от 2022 года (дата не указана) в установлении пенсии на основании п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» ФИО1 отказано по причине подачи заявления ранее установленного срока. По имеющимся в распоряжении органа пенсионного обеспечения документам специальный стаж на соответствующих видах работ составил 9 лет 1 месяц 25 дней, страховой стаж 20 лет 11 месяцев 27 дней (л.д.136). При этом в специальный стаж не включен период работы с 27 марта 1995 года по 1 марта 1999 года (л.д. 137,139).

Решением ОПФР по Омской области от 16 декабря 2022 года в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет отказано, поскольку согласно сведениям, имеющимся в распоряжении ГУ ОПФР по Омской области, страхователь ЗАО СП «Омсктранснефтепродукт» в отдел оценки пенсионных прав как организация, работники которой пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение, не обращалось. Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, не заявлялся (л.д.22).

Также 16 декабря 2022 года ОПФР по Омской области принято решение о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесений уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет в отношении сведений о периоде работы с 27 марта 1995 года по 25 февраля 1999 года в части даты увольнения (л.д.23).

Обращаясь в суд, ФИО1 настаивал на включении спорного периода в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, указывая, что работал мотористом-рулевым на теплоходе БТМ-420 («Чулым»), являющимся буксиром-толкачом с разрешением буксировки и толкания сухогрузных и наливных судом с нефтепродуктами.

Исходя из положений п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ, от наименования их профессий и должностей, не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца, необходимо только документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

В соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

Разрешая заявленные требования, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе сведений о спорном периоде работы, отраженные в трудовой книжке истца, архивные справки, справку конкурсного управляющего Г.С.А., уточняющую особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающую постоянную занятость на льготной работе, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для включения в стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии периодов работы истца с 27 марта 1995 года по 27 октября 1998 года в должности моториста-рулевого ЗАО СП «Омсктранснефтепродукт», поскольку в указанные годы истец отрабатывал полную навигацию, в навигационный период работал полный рабочий день в должности предусмотренной списком.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для зачета в специальный стаж при установлении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» спорного периода работы в ЗАО СП «Омсктранснефтепродукт» и документального подтверждения льготного характера работы истца в спорный период судебной коллегией отклоняются, поскольку опровергаются имеющимися в материалах дела документами.

Согласно записям в трудовой книжке ФИО1, 27 марта 1995 года истец принят на работу в ЗАО СП «Омсктранснефтепродукт» на должность моторист-рулевой на теплоход БТМ-420 на основании приказа №3-к от 31 марта 1995 года, 1 марта 1999 года уволен по собственному желанию на основании приказа №14-к от 15 февраля 1999 года (л.д. 17).

По сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, спорный период имел место до регистрации ФИО1 в системе обязательного пенсионного страхования.

Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие наблюдательного дела в отношении организации-работодателя, а также непредставление ЗАО СП «Омсктранснефтепродукт» в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации Перечня должностей, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не является самостоятельным основанием для отказа во выключения в специальный стаж периода работы, имевшего место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее – Пенсионный фонда РФ) по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

В пункте 3 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" определено, что при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее Пенсионный фонд Российской Федерации) осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Органы Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее Пенсионного фонда Российской Федерации) имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в пенсионный орган о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых пенсионный орган вносит их в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно Порядку подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 марта 2011 года № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 3 Порядка).

В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 Порядка).

Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Согласно п. 6.3, 9 Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 20 апреля 1992 года № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР», действовавших в спорный период работы и утратившего силу 10 мая 2017 года, для решения вопроса о праве на назначение пенсии в соответствии с пунктом «и» статьи 12 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме судов портовых, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного внутригородского сообщения) также не требуется перечня соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом выполнения которых пенсия назначается в связи с особыми условиями труда.

Наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу (т.е. не изменяющие характера и условий труда). В справке судовладельца, уточняющей характер и периоды работы в составе экипажей судов, также указывается назначение судов и виды флота.

В обоснование заявленных требований истцом представлена справка конкурсного управляющего ЗАО СП «Омсктранснефтепродукт» Г.С.А., уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе (л.д. 107).

В указанной справке конкурсный управляющий подтвердил, что в период с 27 марта 1995 года по 1 марта 1999 года ФИО1 работал в ЗАО СП «Омсктранснефтепродукт» в должности моториста-рулевого теплохода «БТМ-420» в плавсоставе на судах речного флота за исключением портовых судов, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного и внутригородского сообщения. Теплоход «БТМ-420» - это буксир-толкач, постоянно занятый на транспортировке нефтеналивных барж. В справке отражены период работы с 20 апреля 1995 года по 30 ноября 1995 года, с 15 мая 1996 года по 20 ноября 1996 года, с 10 июня 1997 года по 15 ноября 1997 года и с 10 мая 1998 года по 27 октября 1998 года, в которые истец отработал полную навигацию, указано, то в навигационный период он работал полный рабочий день.

Ссылки подателя жалобы на то, что названная справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, выданная конкурсным управляющим, является ненадлежащим доказательном не могут быть признаны обоснованными.

Доказательств выдачи справки неуполномоченным лицом в материалы дела не представлено.

В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Арбитражного суда Омской области от 29 марта 2000 года ЗАО СП «Омсктранснефтепродукт» признано несостоятельным (банкротом), конкурсное производство завершено от 23 апреля 2002 года. В указанный период лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, являлся конкурсный управляющий Г.С.А. (л.д. 108-109).

Представленная справка выдана Г.С.А. 21 января 2022 года в период осуществления полномочий конкурсного управляющего ЗАО СП «Омсктранснефтепродукт», удостоверена печатью организации. Основанием для выдачи справки являлись приказы по личному составу, штатное расписание, приказы о приписке флота, приказы о вводе и выводе судов из эксплуатации, журналы диспетчерских распоряжений, табели учета рабочего времени, ведомости начисления заработной платы.

При этом сведения, приведенные в данной справке, подтверждаются иными представленными в материалы дела доказательствами.

Согласно архивной справке от 22 мая 2023 года №19-08/1022, выданной федеральным бюджетным учреждением «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей», самоходное судно буксир-тягач «БТМ-420» поставлено на регистрационный учет Омским линейным отделом Государственной речной судоходной инспекции Обь-Иртышского бассейна 16 сентября 1993 года, в дальнейшем сменило название на «Чулым», с 13 февраля 1996 года правообладателем судна являлось АОЗТ СП «Омсктранснефтепродукт» (л.д.26-27).

Как следует из ответа казенного учреждения города Омска «Муниципальный архив города Омска» на запрос суда в архивном фонде ЗАО «Совместное предприятие «Омсктранснефтепродукт» имеются сведения о трудовом стаже ФИО1, а именно приказ от 30 марта 1995 года № 3-К о приеме на работу на должность моториста-рулевого т/х «БТМ-420» с 27 марта 1995 года и приказ от 15 февраля 1999 года № 14-К об увольнении по собственному желанию как моториста-рулевого т/х «Чулым» с 25 февраля 1999 года, а также ведомости о начислении заработной платы работникам, в которых значится ФИО1 как моторист-рулевой. В архивных справках приведены сведения о выплате заработной платы с апреля 1995 года по март 1996 года, с мая 1996 года по ноябрь 1996 года, с февраля 1997 года по ноябрь 1997 года, с апреля 1998 года по ноябрь 1998 года с указанием количества отработанных дней и часов, а также сумм удержаных страховых взносов в пенсионный фонд (л.д. 82-85).

При этом из представленного в материалы дела предисловия к архивной описи фонда № 1004 Закрытого акционерного общества «Совместное предприятие «Омсктранснефтепродукт» следует, что общество было создано 22 сентября 1994 года и зарегистрировано 30 декабря 1994 года. Основной вид деятельности перевозка нефтепродуктов речным транспортом, коммерческая и посредническая деятельность. Перевозка грузов осуществлялась несколькими теплоходами, в том числе теплоходом «Чулым». В октябре 2002 года в муниципальный архив поступили на хранение документы по личному составу за 1994 -2002 год: копии учредительных документов, приказы по личному составу, ведомости начисления заработной платы. Ведомости начисления заработной платы сформированы раздельно по работникам теплоходов за период осуществления финансовой деятельности. Вместе с ведомостями о начислении заработной платы в дела подшиты табели учета рабочего времени, так как данные специальности входят в разряд льготников. С мая 2000 года заработная плата не начислялась, предприятие финансовую деятельность прекратило (л.д. 35-36).

Таким образом, представленные в материалы дела документы являются допустимыми и достаточными доказательствами того, что в спорный период времени истец работал в должности, относящейся к плавсоставу, а судно, на котором он работал, не относится к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. При этом в спорные годы истцом отработаны периоды полной навигации, что дает основания для определения продолжительности стажа в соответствующем календарном году как полного года.

Довод подателя жалобы о том, что конкурным управляющим не исполнена обязанность по передаче документов по личному составу ЗАО СП «Омскнефтепродукт» на хранение в архив, состоятельными не являются, поскольку территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при оценке пенсионных прав истца истребованы только сведения из бюджетного учреждения Омской области «Исторический архив Омской области», в то время как документы по личному составу Закрытого акционерного общества «Совместное предприятие «Омсктранснефтепродукт» за 1994-2002 год переданы на хранение в казенное учреждение города Омска «Муниципальный архив города Омска», которым представлены необходимые архивные справки.

С учетом вышеуказанного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о включению в специальный стаж периодов работы ФИО1 в должности моториста-рулевого в ЗАО СП «Омсктранснефтепродукт» с 27 марта 1995 года по 27 октября 1998 года.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ являются основанием для отмены или изменения решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г. Омска от 7 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2023 года.