Судья Сажина Н.Б. 33-3478/2020
№ 2-319/2020
67RS0019-01-2020-000753-72
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 декабря 2020 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Никоненко Т.П.,
судей: Мацкив Л.Ю., Чеченкиной Е.А.,
при секретаре (помощнике судьи) Коротиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Починковского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Починковский район» Смоленской области о понуждении к совершению действий
по апелляционной жалобе ответчика Администрации МО «Починковский район» Смоленской области на решение Починковского районного суда Смоленской области от 17 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Чеченкиной Е.А., объяснения прокурора Заболоцкой И.В., представителя третьего лица – ФИО1, возражавших в удовлетворении апелляционной жалобы,
у с т а н о в и л а :
Прокурор Починковского района Смоленской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МО «Починковский район» Смоленской области (далее - Администрация) о понуждении к совершению действий, указав, что в ходе проверки исполнения законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны установлено, что по адресу: ... расположено защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие с инвентарным номером №. Сооружение принято в эксплуатацию в 1980 году и находится на балансе Администрации, как и здание, в котором она расположена, однако в реестре имущества МО «Починковский район» Смоленской области оно не числится. Просил суд обязать Администрацию включить в реестр имущества МО «Починковский район» Смоленской области защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие с инвентарным номером № расположенное в административном здании по адресу: ... в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании суда первой инстанции старший помощник прокурора Починковского района - Старовойтова Н.Н. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации – ФИО2 в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Смоленской области - ФИО1 указала на обоснованность заявленных прокурором требований.
Решением Починковского районного суда Смоленской области от 17 августа 2020 года заявленные прокурором требования удовлетворены. Суд постановил: обязать Администрацию МО «Починковский район» Смоленской
области включить в реестр имущества МО «Починковский район» Смоленской области защитное сооружение гражданской обороны противорадиационное укрытие с инвентарным номером №, расположенное в административном здании по адресу: ..., в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение – об отказе в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, представитель третьего лица ГУ МЧС России по Смоленской области указывают на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, отсутствие оснований для его отмены.
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, извещены надлежаще. Руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по адресу: ... расположено защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие с инвентарным номером № (складское помещение), вместимостью <данные изъяты> человек, которое принято в эксплуатацию в 1980 году. Организацией, эксплуатирующей противорадиационное укрытие, указана Администрация МО «Починковский район» Смоленской области (л.д. 4).
Согласно инвентаризационной карточке, защитное сооружение находится на балансе Администрации МО «Починковский район» Смоленской области, однако значится как федеральная собственность (л.д. 5-6).
Здание с кадастровым номером №, в котором расположено вышеуказанное защитное сооружение, находится в собственности МО «Починковский район» Смоленской области, включено в реестр муниципальной собственности. Вместе с тем, само защитное сооружение, как самостоятельный объект гражданской обороны, в реестре имущества МО «Починковский район» Смоленской области не числится (л.д.9,10, 27,28).
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что противорадиационное укрытие с инвентарным номером № имеет статус защитного сооружения гражданской обороны, находится в фактическом владении ответчика, которое осуществляет его эксплуатацию, в связи с чем Администрация МО «Починковский район» Смоленской области обязана обеспечить его надлежащий учет, как объекта муниципальной собственности.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу нижеизложенного.
Правовое регулирование в области защитных сооружений гражданской обороны осуществляется: Федеральным законом № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне» (далее Закон о гражданской обороне), Постановлением Правительства Российской Федерации № 1309 от 29.11.1999 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее- Порядок), Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России № 583 от 15.12.2002 (далее- Правила).
В соответствии со ст.1 Закона о гражданской обороне, гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п.2 Порядка, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта (п.1.2 Правил).
Согласно п.п. 1, 5 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии с п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Поскольку защитные сооружения гражданской обороны в Приложениях 1-3 к указанному Постановлению не указаны, следовательно, со дня вступления в силу Постановления спорное сооружение стало относиться к федеральной собственности.
Данное обстоятельство также подтверждается инвентаризационной карточкой защитного сооружения гражданской обороны противорадиационного укрытия № №, согласно которой указанное отнесено к федеральной собственности (л.д. 5).
При этом, на чьем балансе и в чьем фактическом владении находится данное защитное сооружение гражданской обороны, правового значения в силу вышеприведенных положений не имеет.
Сведений о том, что данный объект передавался в муниципальную собственность не имеется.
То обстоятельство, что имеется вступившее в законную силу решение суда, которым прокурору отказано в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным бездействия межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях по необеспечению учета защитных сооружений гражданской обороны - противорадиационных укрытий (в том числе спорного по настоящему делу) как объектов, находящихся в федеральной собственности, и обязании их обеспечить соответствующий учет, не могло являться основанием для удовлетворения заявленных требований ввиду отсутствия преюдициального характера принятого судебного акта (л.д.20-24).
Выводы суда первой инстанции о том, что спорный объект является муниципальной собственностью ввиду компетенции органов местного самоуправления в вопросах организации и осуществления мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и возможности нахождения в муниципальной собственности имущества для реализации соответствующих задач со ссылкой на положения Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.21 ч.1 ст.15, п.1 ч.1 ст.50, ст.51), являются ошибочными, поскольку противорадиационное укрытие № №, которое является самостоятельным объектом права, принято в эксплуатацию в 1980 году, в муниципальную собственность из федеральной не передавалось, несмотря на то, что расположено в административном здании, являющимся муниципальной собственностью.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении обязанности на Администрацию включить в реестр имущества муниципального образования защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие с инвентарным номером № у суда первой инстанции не имелось.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора субъективного права на обращение в суд с настоящим иском ввиду ограниченности круга лиц, права и интересы которых могут быть затронуты реализацией рассматриваемых правоотношений, являются несостоятельными.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение суда подлежит отмене на основании п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Починковского районного суда Смоленской области от 17 августа 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Прокурору Починковского района Смоленской области отказать.
Председательствующий:
Судьи: