ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-31/20 от 10.08.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

УИД 03RS0040-01-2019-001153-22

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2-31/2020 (№ 33-11641/2020)

г. Уфа 10 августа 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Прониной Л.Г.,

судей Науширбановой З.А., Фроловой Т.Е.,

при секретаре судебного заседания Фатхлисламовой А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 5 марта 2020 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, администрации городского поселения г. Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о признании не исполненным распоряжения Совета Министров Республики Башкортостан от 20.07.1993 №933-р по проведению инвентаризации земельных участков, об обязании провести инвентаризацию и поставить на кадастровый учет земельные участки, о восстановлении положения, существовавшего до нарушения прав.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником квартиры №... в многоквартирном жилом адрес Республики Башкортостан (кадастровый номер земельного участка №... Проезд к дому №... осуществляется по земельному участку шириной 410 см между домами №... При проведении инвентаризации земель кадастрового квартала №... указанный участок проезжей части кадастровый учет не прошел, кадастровые инженеры его не учли. Данный земельный участок находится в собственности жителей МКД №... по адрес Республики Башкортостан. Этим пользуются жители дома №..., нарушая границы общего пользования данным участком: установили ворота, за счет территории проезжей части расширили веранды, направив входные группы на проезжую часть, что сузило проезжую часть. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, наличие права собственности на спорный земельный участок общего пользования может привести к затруднению проезда по нему транспортным средствам спецслужб и, как следствие, к человеческим жертвам.

В связи с чем, просит признать недействительными и отменить результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами №... и постановку их на кадастровый учет, по результатам проведения сплошной инвентаризации, выполненной научно-производственным Аэрогеодезическим предприятием «Меридиан» г.Москвы на основании договора №... от 07.08.2000г., в соответствии с техническим заданием, Руководством по инвентаризации земель населенных пунктов Республики Башкортостан, по распоряжению Совета Министров Республики Башкортостан от 20.07.1993 г. № 933-р., утвержденной постановлением администрации г. Дюртюли и Дюртюлинского района №... от 30.12.2002г. Обязать адрес Республики Башкортостан и Администрацию городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан повторно провести соответствующие кадастровые работы, межевание и постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами №..., с учетом фактического землепользования, градостроительных нормативов и правил, определив территорию общего пользования в соответствии с нормами действующего законодательства, с устранением препятствий (расположенных на проезжей части ворот, забора с калитками которые все открываются на проезжую часть, частей веранды и бани, построенных без разрешительных документов) для свободного доступа к МКД и земельному участку по адресу: адрес, с кадастровым номером №... и внести изменения в Единый Государственный Реестр недвижимости. Восстановить положения, существовавшие до нарушения прав, и пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения путем признания недействительным сделки, в судебном порядке не соответствующего законодательству, нарушающего порядок перевода земель из одной категории в другую по результатам проведения сплошной инвентаризации, утвержденной постановлением администрации г. Дюртюли и адрес№... от 30.12.2002 года в части перевода земель населённых пунктов, с разрешенным использованием: для общего пользования (уличная сеть - в состав жилых зон) в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес, с кадастровым номером 02:70:011702:85.

В судебном заседании суда первой инстанции ФИО1 и его представитель ФИО2 уточнили исковые требования, просили признать неисполненным распоряжение Совета Министром Республики Башкортостан от 20.07.1993 г. №933-р по проведению инвентаризации земельных участков с кадастровыми номерами №... недействительными постановку их на кадастровый учет по результатам проведения инвентаризации; обязать администрацию муниципального района и администрацию городского поселения провести соответствующие кадастровые работы, межевание и постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами №..., определив на момент проведения сплошной инвентаризации территорию общего пользования (улицы) в соответствии с нормами действующего законодательства, с устранением препятствий (расположенных на проезжей части ворот, забора с калитками которые все открываются на проезжую часть, частей веранды и бани, построенных без разрешительных документов) для свободного доступа к МКД и земельному участку по адресу: адрес, с кадастровым номером №... уточнив местоположение границ вышеуказанных земельных участков; восстановить положения, существовавшие до нарушения прав, и пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения путем признания недействительным сделки, в судебном порядке не соответствующего законодательству, нарушающего порядок перевода земель из одной категории в другую по результатам проведения сплошной инвентаризации, утвержденной постановлением администрации адрес и адрес№... от 30.12.2002 года в части перевода земель населённых пунктов, с разрешенным использованием: для общего пользования (уличная сеть - в состав жилых зон) в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес, с кадастровым номером №.... В части исковых требований о внесении изменений в Единый Государственный Реестр недвижимости отказались.

Решением Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 5 марта 2020 года в удовлетворении искового заявления ФИО1 к администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, администрации городского поселения г. Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о признании не исполненным распоряжения Совета Министров Республики Башкортостан от 20.07.1993 №933-р по проведению инвентаризации земельных участков, об обязании провести инвентаризацию и поставить на кадастровый учет земельные участки, о восстановлении положения, существовавшего до нарушения прав, отказано.

С апелляционной жалобой обращается ФИО1, просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав ФИО1, его представителя ФИО2, поддержавших доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1, п. п. 1, 4 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях (ч. 1 ст. 60). Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: 1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п. п. 1, 4 ч. 2 ст. 60).

В соответствии со ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

В силу ст. 13 ФЗ РФ от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ (в редакции от 18.07.2011 г.) «О землеустройстве» инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.Инвентаризация земельных участков проводится комиссиями с участием землепользователей, и материалы инвентаризации направляются в органы исполнительной власти для утверждения и принятия решения о дальнейшем использовании этих земель Утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.

Как следует из материалов дела, ФИО1 на основании решения Исполкома Дюртюлинского городского Совета народных депутатов №660 от 25 сентября 1992 года выдан ордер на жилое помещение, расположение по адресу: адрес. Договором от 27 декабря 1993 года указанное жилое помещение передано в совместную собственность ФИО1 и членов его семьи.

На основании договора аренды земельного участка, со множественностью лиц со стороны арендатора №... зем от 12 мая 2011 года, ФИО1 и ФИО3 в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 02:70:011702:84, общей площадью 2308 кв.м., предназначенный для строительства и обслуживания четырехквартирного жилого дома и надворных построек, расположенный по адресу: адрес.

ФИО1 для проезда к своему дому по адресу: адрес использует часть земельного участка с кадастровым номером №..., который расположен по адресу: адрес, принадлежащий на праве общей собственности сособственникам многоквартирного дома (МКД №...).

В 1993 году проведена инвентаризация земельных участков в квартале (массиве) №... с согласованием границ землепользования, результаты которой применены в ГКН при постановке на кадастровый учет земельных участков истца, третьих лиц и собственников МКД №...

В силу постановления Совета Министров Республики Башкортостан от 24.05.1993 № 210 «Об организации работ по инвентаризации земель населенных пунктов» во исполнение которого Советом Министров Республики Башкортостан распоряжением от 20 июля 1993 г. № 933-р утверждено Руководство по инвентаризации земель населенных пунктов Республики Башкортостан и план выполнения инвентаризации земель населенных пунктов Республики согласно приложениям №№1,2, инвентаризация земель республики была проведена в целях упорядочения и эффективного использования земель, получения необходимых сведений для правильного налогообложения за земельные ресурсы, обеспечения ведения земельного кадастра городов и других населенных пунктов.

Материалы инвентаризации земель кадастрового квартала №... массива 17 г. Дюртюли, утверждены постановлением администрации г.Дюртюли и Дюртюлинского района №... от 30 декабря 2002 года.

В соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации земель, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 12 июля 1993 г. № 659 инвентаризация земель проводилась во исполнение Указа Президента Российской Федерации 23 апреля 1993 года № 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» с целью определения возможности предоставления их гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей (пункт 1 Положения).

При проведении инвентаризации выявлялись: соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам; неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки. В ходе инвентаризации земель устанавливались их местоположение, площадь, качественное состояние, а также причины, приведшие к выявленным изменениям состояния земель (пункт 4 Положения).

На основании проведенных работ комиссией разрабатывались предложения по дальнейшему использованию выявленных в ходе инвентаризации земель, при этом устанавливались возможность и условия: использования земель гражданами для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, личного подсобного и дачного хозяйства, организации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов и других целей; дальнейшего использования всех или части земель прежними собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами, а также перераспределения земель между ними; восстановления мелиоративно неустроенных, нарушенных и деградированных земель; обмена в установленном порядке пригодных для сельскохозяйственного использования, но не используемых в этих целях земель промышленности, транспорта, связи, обороны, лесного фонда и иного несельскохозяйственного назначения на менее продуктивные или с нарушенным почвенным покровом земли сельскохозяйственного назначения; передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса (пункт 5 Положения).

Обобщенные комиссией материалы инвентаризации земель с предложениями по их дальнейшему использованию и установлению правового режима земельных участков рассматривались местной администрацией с участием представителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству субъекта Российской Федерации и направлялись в органы исполнительной власти республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа для утверждения и принятия решения о дальнейшем использовании этих земель (пункт7 Положения). Утвержденные материалы инвентаризации земель являлись основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию (пункт 8 Положения).

С учетом приведенных положений инвентаризация земель имела своей задачей проверку рационального использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием, выявление качественного состояния земель, установление правового режима, перераспределение. Установление границ земельных участков не являлось предметом инвентаризации земель. Что и было выполнено органом местного самоуправления.

Вышеприведенные требования при проведении инвентаризации в оспариваемый период соблюдены, установлено фактическое использование, как ФИО4, так и третьими лицами спорного земельного участка, права сособственников МКД №... на принадлежащий им земельный участок при инвентаризации не были нарушены и не могут быть оспорены с возложением на ответчиков обязанности провести межевание земельных участков, принадлежащих как истцу, так и сособственникам МКД №..., поскольку, как в силу ранее действовавшего, так и в силу действующего законодательства уточнение сведений о земельных участках, их границ является правом правообладателей таких земельных участков, но не их обязанностью.

ФИО1 полагает, что при проведении инвентаризации земель в 2000 специалистами научно-производственным Аэрогеодезическим предприятием «Меридиан» г. Москвы на основании договора №... неправильно определены границы земельных участков, в одном из которых находится принадлежащая ему на праве собственности квартира, на другом –многоквартирный жилой дом, обеспечивающую возможность проезда к его месту жительства, ошибочно включив проезжую часть в конфигурацию границ земельного участка с кадастровым номером №... В связи с чем нарушено его право на свободное перемещение, сужение проезжей части, затруднению проезда спецслужб, на котором расположены ворота и веранды собственников МКД №....

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что не имеется оснований для признания неисполненным распоряжение Совета Министром Республики Башкортостан от 20.07.1993 г. № 933-р, недействительными постановку земельных участков на кадастровый учет по результатам проведения инвентаризации, обязании администрации муниципального района и администрацию городского поселения провести соответствующие кадастровые работы, межевание и постановку на кадастровый учет, так как землеустроительные работы проведены в соответствии с требованием законодательства.

Судебная коллегия считает выводы суда законными и обоснованными.

Кроме того, границы использования земельного участка по адресу: адрес согласованы между жителями дома, в том числе с ФИО1, что подтверждается актом согласования границ земельного участка с кадастровым номером №... от 8 февраля 2006 г.

Из ответа ФИО1 от УНД ГУ МЧС России по РБ от 12 марта 2013 года следует, что ширина ворот к жилым домам №адрес составляет 2,88 м. При этом указано, что согласно Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» ширину проезда следует предусматривать 3.5 м. (л.д.107). Кроме того, летом 2019 года ликвидирован пожар бани, принадлежащей ФИО5 - соседям ФИО4, проживающим в этом же доме и пользующихся этим же проездом. В связи с чем, довод о невозможности проезда автомобилям спецслужб стороной истца ничем не подтвержден.

Как правильно установил суд первой инстанции, проезд используется жителями домов адрес

адрес, поскольку ему было известно об инвентаризации земель.

Как следует из возражения администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район РБ ФИО1 заключал договора аренды земельного участка, со множественностью лиц со стороны арендатора №... зем от 12 мая 2011 года, ФИО1 и ФИО3 в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером №... общей площадью 2308 кв.м., расположенного по адресу: адрес. Из письма заместителя начальника ОНД по адрес и адрес от 12.03.2013 следует, что истец был ознакомлен с границами земельного участка по адресу: адрес, поскольку по его запросу предоставлен кадастровый паспорт на указанный земельный участок. В связи с многочисленными жалобами ему также были известны границы и площадь смежного земельного участка по адресу: адрес.

Согласно ч. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Из материалов дела усматривается, что истец обратился в суд с указанным иском в октября 2019 года, между тем он ведет длительную переписку с различными органами, следовательно с 2012 – 2013 года знал о проведенной инвентаризации земель и нарушении своего права. Материалы инвентаризации земель кадастрового квартала №... массива 17 города Дюртюли, утверждены постановлением администрации г. Дюртюли и Дюртюлинского района №... от 30.12.2002.

При таких обстоятельствах вывод суда о пропуске срока исковой давности основан на законе.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, также являются несостоятельными, так как фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции, в связи с чем, они не могут являться основанием к отмене судебного акта. Суд установил значимые для правильного разрешения спора обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку.

Таким образом, неправильного применения норм материального права или толкования его, грубых процессуальных нарушений, судом не допущено. Судебное постановление принято в пределах заявленных требований, представленных сторонами и исследованных доказательств, соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.

Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 5 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Справка: судья 1-ой инстанции ФИО6