Председательствующий по делу Дело № 33-4007/2021
Судья Епифанцева С.Ю. (номер дела в суде первой инстанции № 2-3206-2021)
УИН 75RS0001-02-2021-003461-40
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Кардаша В.В.
судей Комковой С.В., Куклиной И.В.
при секретаре Печеревиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 07 декабря 2021 года гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Акционерному обществу «Забайкальская топливно-энергетическая компания» о признании услуг несоответствующими законодательству Российской Федерации, возложении обязанности произвести перерасчет оказанных услуг, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 - ФИО6
на решение Центрального районного суда г. Читы от <Дата>, которым постановлено:
В удовлетворении иска ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Акционерному обществу «Забайкальская топливно-энергетическая компания» о признании услуг несоответствующими законодательству Российской Федерации, возложении обязанности произвести перерасчет оказанных услуг, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Заслушав доклад судьи Куклиной И.В., судебная коллегия
установила:
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с данным иском, ссылаясь на следующее. ФИО10 являются собственниками <адрес>, ФИО3 является собственником <адрес>, ФИО4 является собственником <адрес>, ФИО5 является собственником <адрес>, расположенных в <адрес> в <адрес>, З. края. Гарантированным поставщиком тепловой энергии в данные жилые помещения является Акционерное общество «Забайкальская топливно-энергетическая компания» (далее - АО «ЗабТЭК»). На протяжении нескольких лет в жилых помещениях, расположенных по вышеуказанным адресам в отопительный сезон, температура воздуха поднимается и составляет от + 28? до + 30? С при открытых оконных проемах. Собственники жилых помещений неоднократно обращались в компетентные органы для решения вопроса о снижении температуры теплоносителя, так как в жилых помещениях в отопительный сезон очень жарко, а из крана холодной воды поступает горячая вода (кипяток). Истцы считают, что АО «ЗабТЭК» производит завышенную подачу теплового ресурса отопления в жилые помещения, создает, так называемый «перетоп», в результате чего ответчик предоставляет услуги, не соответствующие качеству и требованиям технических регламентов, нормативов и стандартов, санитарных правил и норм в отопительный период. Кроме того, указанные обстоятельства приводят к увеличению стоимости потребленной тепловой энергии. Просили, с учетом уточнений, признать услуги АО «ЗабТЭК» несоответствующими законодательству Российской Федерации; взыскать с АО «ЗабТЭК» компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей в пользу каждого из истцов; обязать АО «ЗабТЭК» произвести перерасчет оказанных услуг за отопительные сезоны 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 годы ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 (т.1 л.д. 8-15, 178-179).
Определением суда от <Дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная инспекция З. края (т.1 л.д. 76-78).
Определением суда от <Дата> производство по делу по исковым требованиям ФИО5 к Акционерному обществу «Забайкальская топливно-энергетическая компания» о признании услуг несоответствующими законодательству Российской Федерации, возложении обязанности произвести перерасчет оказанных услуг, взыскании компенсации морального вреда прекращено, в связи с отказом истца ФИО5 от исковых требований (т.1 л.д. 191, т.2 л.д.202-204).
Судом постановлено приведенное выше решение (т.2 л.д. 205-213).
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 - ФИО6, выражает несогласие с принятым решением, ссылаясь на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата>№, указывает, что АО «ЗабТЭК» является единственной теплоснабжающей организацией на территории <адрес> и отвечает за поставку ресурсов отопления надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома. Именно об этом и говорилось на судебных заседаниях в суде первой инстанции. На всем протяжении теплоносителя от Центральной котельной до балансовой принадлежности многоквартирного жилого дома температура данного теплоносителя не соответствует температурному графику 95/70 градусов Центральной котельной городского поселения «<адрес>», что подтверждается фотографиями общедомового прибора учета, которые были представлены суду. В судебное заседание <Дата> стороной истца были представлены порядка 700 фотографий общедомового прибора учета за три отопительных сезона, однако, в нарушение части 1 статьи 55 ГПК РФ суд не дал должную оценку данным доказательствам, которые подтверждают доводы истцов. Также истцы неоднократно обращались к специалистам АО «ЗабТЭК» с просьбой выдать им температурный график работы Центральной котельной <адрес>, утвержденный администрацией городского поселения «<адрес>», однако каждый раз получали отрицательный ответ, ссылаясь на то, что температурный график является внутрипроизводственным документом. Не был данный график истребован и судом первой инстанции для полного и всестороннего рассмотрения гражданского дела. Из материалов дела следует, что жильцы многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> неоднократно обращались в компетентные органы с целью урегулирования вопроса предоставления качественных услуг со стороны теплоснабжающей организации, писали статьи в средства массовой информации. Суд первой инстанции, по мнению истцов, не дал соответствующую оценку данному факту. Просит решение отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования истцов (т.2 л.д. 224-228).
В отзыве на апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 – ФИО6 представитель ответчика АО «ЗабТЭК» ФИО7 считает решение суда законным и обоснованным, доводы жалобы не подлежащими удовлетворению (т.2 л.д. 247-249).
Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, представитель третьего лица Государственной инспекции З. края в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, заслушав пояснения истца ФИО1 и ее представителя ФИО6, поддержавших доводы апелляционной жалобы, просивших решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, представителя ответчика АО «ЗабТЭК» ФИО7, полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с положениями п. 1 статей 539Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 1 ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Постановлением Правительства РФ от <Дата>№ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Указанные Правила, в том числе регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
В силу п. 2 Правил «исполнитель» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «потребитель» - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно пп. «а» п.п. 31, 33 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В силу п. 98 Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или в нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148 (53) настоящих Правил, условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период в ценовых зонах теплоснабжения ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении №.
Пунктом 15 приложения № к Правилам предусмотрено, что качество коммунальной услуги по теплоснабжению должно соответствовать следующим требованиям: температура воздуха в жилых помещениях – не ниже + 18? С (в угловых комнатах + 20? С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0, 92) – 31? С и ниже - в жилых помещениях – не ниже + 20? С (в угловых комнатах - + 22? С). Допустимое превышение нормативной температуры – не более 4? С.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190 – ФЗ «О теплоснабжении», местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к тепловой сети, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения.
В соответствии с ч.ч. 1, 2.1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее – обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством РФ правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ч. 1 ст. 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в доме по адресу: <адрес>: ФИО1 и ФИО2 – <адрес>, ФИО3 – <адрес>, ФИО4 – <адрес>, ФИО5 – <адрес> (т.1 л.д. 16-21).
Управление указанным многоквартирным домом осуществляется путем непосредственного управления собственниками помещений в МКД, что подтверждается протоколом общего собрания № от <Дата> (т.1 л.д. 95-97).
Многоквартирный дом по адресу: <адрес> оборудован централизованной системой отопления. Теплоснабжающей организацией, осуществляющей отпуск и поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в указанный дом является АО «ЗабТЭК».
В ноябре 2020 года ФИО1 в адреса Губернатора З. края, начальника Государственной инспекции З. края, главы <адрес> «<адрес>», начальника АО «ЗабТЭК», Управления Роспотребнадзора по городу Балей, главного редактора газеты «Вечорка», главного редактора газеты «Балейская Новь» направлено обращение, в котором указано о том, что температура воздуха в жилом помещении в отопительный период выше нормативной, что не соответствует установленным требованиям (т.1 л.д. 23, 25, 27, 29, 31).
Также в январе и марте 2021 года обращение по данному вопросу ФИО1 направлено в адрес Балейского межрайонного прокурора и заместителя Председателя П. З. края (т.1 л.д. 33, 35).
По обращению ФИО1 о соблюдении температурного режима АО «ЗабТЭК» <Дата> был проведен технический осмотр тепловых сетей и теплоэнергетических установок, с участием председателя совета многоквартирного дома ФИО8, о чем составлен акт и был дан ответ от <Дата> (т.1 л.д. 32, 64).
Согласно акту технического осмотра тепловых сетей и теплоэнергетических установок от <Дата> по результатам проведенного обследования тепловых сетей и теплоэнергетических установок теплоснабжение жилого дома в <адрес> осуществляется Центральной котельной, произведены замеры температуры теплоносителей на границе эксплуатационной ответственности.
Из ответа АО «ЗабТЭК» от <Дата> по обращению ФИО1 следует, что показатели качества теплоснабжения напрямую зависят от параметров котельной, которая в свою очередь ориентируется на среднесуточную температуру воздуха на улице. В результате замеров по адресу: <адрес> температура теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности соответствует температурному графику, согласованному и утвержденному администрацией городского поселения «<адрес>» муниципального района «<адрес>». Жалоб на качество коммунальной услуги по отоплению от потребителей, проживающих в многоквартирном доме по адресу: <адрес> с начала отопительного сезона не поступало.
В ответе от <Дата> на обращение ФИО1 Государственная инспекция З. края указала, что поскольку дом находится в непосредственном управлении жильцов, то собственники жилых помещений сами заключают договоры с обслуживающими организациями (без помощи управляющей компании и создания ТСЖ), в том числе договоры на оказание услуг с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (т.1 л.д. 28).
Из ответа Министра жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи З. края от <Дата>, на обращение ФИО1 о некачественном предоставлении коммунальных услуг следует, что нарушений в работе центральной котельной в <адрес> не установлено, периодические нарушения температурного режима помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес> возникают из-за неравномерного распределения теплоносителя по стоякам отопления, обусловленного особенностями их разводки и качеством подготовки внутридомовых систем отопления. Промывке и гидравлическим испытаниям подвергался только узел учета тепловой энергии, внутридомовые инженерные сети подготовку к отопительному периоду не проходили, что и является причиной разрегулированности внутридомовых систем отопления. Принятие технического узла учета тепловой энергии и гидравлическое испытание проводится совместно с представителями АО «ЗабТЭК. В ходе проведения обследования жилых помещений при подготовке к отопительному периоду было выявлено отсутствие кранов двойной регулировки и перемычек на приборах отопления, что препятствует внутридомовой регулировке температурного режима. В целях устранения проблемы собственникам жилых помещений администрацией городского поселения «<адрес>» было предложено установить на внутридомовых приборах отопления (радиаторах) перемычки и краны двойной регулировки, а также рассмотреть возможность и обратиться в специализированную организацию для изготовления проекта на реконструкцию системы теплоснабжения для установки индивидуальных приборов учета. Относительно высокой температуры холодного водоснабжения в письме указано, что в целях недопущения перемерзания централизованной системы холодного водоснабжения в зимний период, система ХВС проложена параллельно с системой теплоснабжения, в связи с длительной эксплуатацией теплоизоляционные свойства снижены, в связи с чем, в отопительный период происходит нагрев трубопровода ХВС. Собственникам помещений рекомендовано провести мероприятия по изысканию организации с целью заключения договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. После выбора организации и заключения с ней договоров выбранная организация обязана будет провести работы по устранению неисправностей, регулировке внутридомовой системы теплоснабжения, приборов учета тепловой энергии, приведения температуры воздуха в жилых помещениях квартир к нормативным параметрам (т.1 л.д. 92-94).
Из представленного журнала регистрации обращений и жалоб в ООО «ЗабТЭК» установлено, что жалоб на качество коммунальной услуги по отоплению от потребителей, проживающих в многоквартирном <адрес>, в спорный период в АО «ЗабТЭК» не поступало (т.1 л.д. 99-103).
Также из материалов дела следует, что ранее в декабре 2016 года ФИО1 по факту ненадлежащего оказания услуг обращалась к начальнику ООО «Коммунальник», администрацию городского поселения «<адрес>», Государственную инспекцию З. края, Губернатору З. края, Управление Роспотребнадзора по З. краю (т.1 л.д. 146-150).
Согласно ответа главы городского поселения «<адрес>» от <Дата> по обращению ФИО1 проведена беседа со старшим по дому ФИО8, рекомендовано установить запорную арматуру на каждый отопительный прибор (т.1 л.д. 154).
Из ответа Государственной инспекции З. края от <Дата> следует, что по обращению гражданки ФИО1 проведена проверка в отношении АО «ЗабТЭК» по предоставлению коммунальной услуги по теплоснабжению в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что на момент проверки температура воздуха в <адрес> составила + 27° С, приборы отопления прогреты равномерно. В <адрес> под потолком, по периметру квартиры проходит розлив системы отопления дома диаметром 50 мм. Указано на необходимость выполнить работы по изоляции трубопровода. Во втором подъезде температура воздуха в квартирах составила от + 18° С до +20° С. В доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. Температура теплоносителя на вводе в дом на подающем трубопроводе составила + 58° С, температура на обратном трубопроводе составила + 47° С, что соответствует температурному графику. По итогам проверки, собственникам указанного многоквартирного дома указано на необходимость инициирования общего собрания по вопросу принятия решения о привлечении специалистов для проведения регулировки внутридомовой системы отопления, а также принятия решения о заключении договора на обслуживание внутридомовых инженерных сетей с любой специализированной организацией (т.1 л.д.165).
<Дата> в адреса Федеральной службы по тарифам, Государственной инспекции З. края, ООО «Коммунальник», территориального отдела Роспотребнадзора по З. краю ФИО1 направлено обращение о предоставлении данных по фактическому расходу теплоэнергии и воды, а в адрес Федеральной службы по тарифам и Государственной инспекции З. края направлено обращение о проведении расчета нормативного расхода теплоэнергии на обогрев дома (т.1 л.д. 166, 158).
<Дата> Государственной инспекцией З. края на обращение ФИО1 направлен ответ о том, что расчет размера платы за коммунальную услугу по теплоснабжению производится в соответствии с нормативами при отсутствии общедомового прибора учета, поскольку в доме установлен общедомовой прибор учета, оплата производится по фактическому потреблению коммунальной услуги по теплоснабжению (т.1 л.д. 161).
<Дата> ООО «Коммунальник» на обращение ФИО1 дан ответ с предоставлением соответствующих данных (т. 1 л.д. 167-168).
На основании заявления АО «ЗабТЭК» и.о. мирового судьи судебного участка № Балейского судебного района З. края от <Дата> выдан судебный приказ о взыскании с должников ФИО1 и ФИО2 солидарно в пользу ООО «ЗабТЭК» задолженности по оплате коммунальных услуг (отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение) за период с <Дата> по <Дата> в размере 11010, 64 руб. (т.1 л.д. 129, 131, 140).
Отказывая в удовлетворении исковых требований истцов, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период времени, АО «ЗабТЭК», являясь ресурсоснабжающей организацией по поставке коммунальной услуги – отопления, оказывает данную услугу в многоквартирный дом по адресу: <адрес> надлежащего качества, а нарушение теплового режима в квартирах истцов произошло за границей эксплуатационной ответственности ответчика, в связи с чем, оснований для признания услуг несоответствующими законодательству РФ, перерасчета платы, начисленной за отопление и взыскании морального вреда в пользу истцов не имеется.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Согласно п. 103 Правил, если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.
Судом первой инстанции установлено, что собственниками многоквартирного дома по адресу: <адрес> выбран способ управления домом – непосредственное управление, следовательно, содержание общего имущества возложено на собственников данного дома.
Согласно п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением П. РФ от <Дата>№, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно температурного графика Центральной котельной (<адрес>) утвержденного на 2020 год, при температуре наружного воздуха - – 15? С, температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна составлять 65? С, температура теплоносителя в обратном трубопроводе должна составлять 52? С (т.1 л.д. 63).
Актом осмотра от <Дата>, проведенного АО «ЗабТЭК» на основании обращения ФИО1 и в присутствии председателя совета многоквартирного дома ФИО8, установлено, что <Дата> температура наружного воздуха составила - – 15? С. Показания в Центральной котельной на момент проверки составили: температура теплоносителя в подающем трубопроводе - 61,5? С, температура теплоносителя в обратном трубопроводе – 53,7? С. Показания узла учета многоквартирного дома составили: температура в подающем трубопроводе - 61,2? С, температура теплоносителя в обратном трубопроводе - 51,1? С (т.1 л.д. 64).
Таким образом, по обращению ФИО1 направленному в ноябре 2020 года, ответчиком проведена соответствующая проверка, по результатам которой было установлено, что температура теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности ответчика, а именно в месте соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом по показаниям узла учета в спорном доме, соответствует температурному графику, что подтверждает отсутствие факта нарушения качества коммунальной услуги со стороны АО «ЗабТЭК».
Иных обращений истцов по факту несоблюдения температурного режима в жилых помещениях многоквартирного дома в ресурсоснабжающую организацию АО «ЗабТЭК» не поступало, также как и не поступало иных обращений по факту ненадлежащего оказания услуг, что не оспаривалось последней в суде апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что причиной разрегулированности внутридомовых систем отопления, является отсутствие кранов регулировки и перемычек на приборах отопления. Вместе с тем, данное обстоятельство не является основанием для возложения ответственности на ответчика, поскольку за состояние внутренних систем отопления отвечают собственники помещений многоквартирного дома.
При этом, ссылки в апелляционной жалобе на неоднократные обращения ФИО1 в различные инстанции о некачественном предоставлении услуги теплоснабжения АО «ЗабТЭК», судебная коллегия не может принять во внимание по следующим основаниям.
В силу п. 105 Правил при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.
В соответствии с п. 108 Правил в случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных сетей, обязан незамедлительно после согласования с потребителем даты и времени проведения проверки довести эту информацию до сведения такого лица. Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
Факт нарушения качества коммунальной услуги, подтвердившийся в ходе проверки, оформляется актом соответствии с п. 15, 109 Правил.
Судом первой инстанции верно установлено, что по обращению ФИО1 АО «ЗабТЭК» проведена проверка, по результатам которой составлен акт и дан ответ на обращение истца, что подтверждает соблюдение ответчиком вышеуказанного установленного Правилами порядка проведения проверки.
Несогласие с результатами проверки в соответствии с п. 110 Правил является основанием для проведения экспертизы качества коммунальной услуги либо для проведения повторной проверки качества коммунальной услуги, однако истцами указанные мероприятия инициированы не были.
Обращения истца ФИО1 в иные инстанции, в том числе в средства массовой информации, при установленном Правилами порядке уведомления аварийно-диспетчерской службы исполнителя услуги при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги, правого значения при разрешении данного спора не имеют.
Представленные истцом ФИО1 измерения теплоносителя с октября 2020 года по февраль 2021 года, фотоматериалы (т.1 л.д. 36-47, т.2 л.д. 1-193) правомерно были отвергнуты судом первой инстанции, поскольку данные показания истцом ФИО1 были сняты без уведомления АО «ЗабТЭК», кроме того, из данных документов невозможно установить с какого прибора учета были сняты данные показания и произведены фотографии.
Также судебная коллегия находит, что представленный истцом акт замера теплоотдачи батарей в квартирах, произведенный <Дата> и <Дата>ФИО1, ФИО9, ФИО3 также не может быть принят в качестве доказательства ненадлежащего оказания услуг АО «ЗабТЭК», поскольку ответчик о проведении данных замеров уведомлен не был, и при их осуществлении в акте отсутствуют сведения о температуре наружного воздуха, температуре теплоносителя на подающем и обратном трубопроводе теплового узла установленного в многоквартирном доме (т.1 л.д. 48).
Имеющиеся в материалах дела обращения ФИО1, датированные 2016 и 2017 годами, обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции, поскольку предметом исковых требований являлся период с 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 года (отопительный период), а за указанный период от ФИО1 в адрес ответчика поступало лишь одно обращение по факту оказания услуг ненадлежащего качества.
Ссылки в апелляционной жалобе о том, что судом первой инстанции не был истребован температурный график Центральной котельной <адрес>, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку температурный график за 2020 год (на дату проведения проверки по обращению истца ФИО1) имеется в материалах дела и при вынесении решения судом первой инстанции ему была дана оценка в совокупности с иными представленными доказательствами.
Вопреки доводам жалобы все юридически значимые для разрешения настоящего спора обстоятельства судом первой инстанции установлены.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает, в связи с чем, решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата> подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 – ФИО6 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <Дата>.