ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3214/2021 от 08.07.2022 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Николаева И.П.

№ дела в суде 1-ой инстанции 2-3214/2021

УИД: 04RS0007-01-2021-008043-23

пост. 08.07.2022 г.

дело № 33-2677/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 августа 2022 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Вагановой Е.С.,

судей коллегии Болдонова А.И., Чупошева Е.Н.

при секретаре Гетмановой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия об обязании обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов установтьи границы зон затопления, подтопления в населенных пунктах Нижний Саянтуй, Возневеновка, Саратовка, Солонцы, КардонТарбагатайского района, об обязании обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов с предложением об определении границ зон затопления, подтопления на территории МО «Тарбагатайский район» указанных в распоряжении Правительства Республики Бурятия № 377-р от 01.07.2014 г., по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия Гармаевой Л.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 15 декабря 2021 года, которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов с предложением установить границы зон затопления, подтопления в населенных пунктах Нижний Саянтуй, Вознесеновка, Саратовка, Солонцы, КардонТарбагатайского района Республики Бурятия в срок до 31.12.2022г.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов с предложением определить границы зон затопления, подтопления на территории МО «Тарбагатайский район» указанных в распоряжении Правительства Республики Бурятия № 377-р от 01.07.2014г. в срок до 31.12.2022 г.

Заслушав доклад судьи Вагановой Е.С., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия, обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия (далее – Минприроды РБ) обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов с предложением установить границы зон затопления, подтопления в населенных пунктах Нижний Саянтуй, Зознесеновка, Саратовка, Солонцы, КардонТарбагатайского района, обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов с предложением определить границы зон затопления, подтопления на территории МО «Тарбагатайский район», указанных в распоряжении Правительства РБ №377-р от 01.07.2014.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Тарбагатайского района проведена проверка по факту подтопления жилых домов в с.НижнийСаянтуй Тарбагатайского района подземными водами. В ходе проверки установлено, что Тарбагатайский район (населенные пункты Нижний Саянтуй, Вознесеновка, Саратовка, Солонцы, Кардон) относится к населенным пунктам, подверженным возможному затопления и подтоплению р. Селенга, р. Саянтуй.

Границы зон затопления, подтопления на территории МО «Тарбагатайский район» в государственный кадастр недвижимости в установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» порядке не внесены, то есть не являются определенными.

Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, совместно с администрацией муниципального образования «Тарбагатайский район» в силу приведенных норм должны подготовить предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон, а Федеральное агентство водных ресурсов рассматривает данные предложения и направляет в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документы, необходимые для внесения о границах зон затопления, подтопления в Единый государственный реестр недвижимости. В ходе проверки установлено, что такие предложения в адрес Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) в лице Енисейского бассейнового водного управления не направлялись.Непринятие действенных мер органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации указанных мероприятий нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку оставляет в неведении относительно риска возникновения чрезвычайной ситуации при приобретении недвижимости и земельных участков и регистрации прав на них.

Определением от 26.10.2021 года по делу привлечено Федеральное агентство водных ресурсов в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия Соковикова Е.В., действующая на основании доверенности от 30.11.2021 года уточнила исковые требования, а именно просила: обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов с предложением установить границы зон затопления, подтопления в населенных пунктах Нижний Саянтуй, Вознесеновка, Саратовка, Солонцы, КардонТарбагатайского района в срок до 31.12.2022 г.Обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов с предложением определить границы зон затопления, подтопления на территории МО «Тарбагатайский район», указанных в распоряженииПравительства РБ № 377-рот 01.07.2014 в срок до 31.12.2022 г., просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятии Гармаева Л.В., действующая на основании доверенности от 18.02.2021 года, исковые требования не признала, по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

В судебное заседание Федеральное агентство водных ресурсов не явилось, извещен надлежаще, представитель по доверенности от 03.11.2020 года №ДК-01-47/8544 Гунин В.В. направил письменные пояснения, в котором оставление разрешение дела на усмотрение суда, при этом пояснило, что при соблюдении Министерством природных ресурсов и экологии РБ сроков направления в Енисейское БВУ согласованных и надлежаще оформленных в соответствии с Положением о зонах затопления, подтопления предложений по установлению границ зон затопления, подтопления согласно графика, территориальный орган Росводресурсов в соответствии со своей компетенцией и полномочиями примет соответствующее решение об установлении (утверждении) зон затопления, подтопления до конца 2022 года.

Третье лицо Администрация МО "Тарбагатайский район" не явилось в судебное заседание, извещены надлежаще, направило ходатайство в лице представителя по доверенности главного специалиста-юриста Чебуниной И.М. о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования прокурора Тарбагатайского района полностью поддерживает.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Гармаева Л.В. просит отменить решение суда. Указывает, что в рассматриваемом деле спорные правоотношения не основаны на равенстве их участников, поскольку административный ответчик как орган исполнительной власти Республики Бурятия, осуществляет публично-властные полномочия по участию в реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды и водных отношений. Заявленные требования подлежат рассмотрению по правилам административного судопроизводства, а не по правилам искового. Также указывали на отсутствие оснований для понуждения к исполнению истребуемых прокурором действий, поскольку таковые исполняются согласно утвержденному графику.

В заседание судебной коллегии не явились представители третьих лиц Администрации МО «Тарбагатайский район», Федерального агентства водных ресурсов - о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, посчитала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

В судебном заседании представитель ответчика Минприроды РБ Гармаева Л.В.поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель истца Бадмацыренова Ю.С. полагала, что апелляционная жалоба является необоснованной.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции, из письма И.О. Первого заместителя Руководителя Администрации МО «Тарбагатайский район» от 20.09.2021 года №2445 установлено, что по состоянию на 20.09.2021 года на территории Тарбагатайского района установлена зона затопления, подтопления р. Селенга в с. Нижний Саянтуй (Приказ ЕнБВУ № 46 от 02.03.2017г. «Об определении границ зон затопления водами рек Селенга, Уда и Иволга») и поставлена на кадастровый учет 14.06.2017г. реестровый номер 03:00-6.57. Согласно графику установления границ зон затопления, подтопления, определение и установление границ зон затопления,подтопления водами р. Селенга в населенных пунктах Нижний Саянтуй,Вознесеновка, Саратовка, Солонцы, Кардон запланировано на 4 квартал2022 года.

08.08.2019 года Прокурором Тарбагатайского района РБ внесено представление Главе администрации муниципального образования «Тарбагатайский район» Максимову В.Л. об устранении нарушений законодательства в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций природного характера.

Согласно письма №1893 от 03.09.2019 года И.О. главы МО «Тарбагатайского района» представлено прокурора рассмотрено, главой МО СП «Саянтуйское» провидится работа с кадастровыми инженерами по выделению зон подтопления (затопления) в границах сельского поселения и дальнейшей их постановки на кадастровый учет с целью прогнозирования финансирования на выполнение указанных работ при принятии решения о бюджете на 2020-2021 г.г. Администрацией МО «Тарбагатайский район» 27.08.2019 заключен муниципальный контракт №19 на выполнение работ по описанию границ территориальных зон в населенных пунктах Тарбагатайского района Республики Бурятия, в который входят МО СП «Шалутское» и МО СП «Саянтуйское», соответственно. В соответствии с п.1.3 раздела 1 контракта – сведения о границах территориальных зон в населенных пунктах Тарбагатайского района должны быть внесены в Единый государственный кадастр недвижимости, что ускорит работу сельских поселений о постановке границ зон подтопленния (затопления) на кадастровый учет.

Согласно графика установления границ зон затопления, подтопления стр.7 Тарбагатайский район, населенный пункт Нижний Саянтуй, наименование водного объекта Селенга, срок подготовки, предложений, квартал года 2016, срок завершения согласований: согласованы, срок направления согласованных предложений в БВУ: 28.12.2016 г., срок установления (утверждения) зон затопления, подтопления БВУ №46 о 02.03.2017 г. «Об определении границ зон».

Согласно государственного контракта №00037 от 28.06.2019 года между Министерством природных ресурсов РБ (Заказчик) и ООО «Уралводпроект» (Порядчик), Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по определению границ зон затопления и подтопления в границах населенных пунктов с.Вознесеновка, с.Нижний Саянтуй (Вахмистрово) Тарбагатайского района; пгт. Наушки, с.Усть-Кяхта Кяхтинского района, с.Петропавловка, с.Тэнгэрэк, с.Желтура, с.Енхор Джидинского района (далее работы, а Заказчик обязуется принять и оплатить в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств выполненные в соответствии с условиями настоящего Контракта.

Согласно бюджетной заявки Министерства природных ресурсов Республики Бурятия на 2020 г. Первому заместителю Председателю правительства РБ общая потребность в финансировании работ по определению границ зон затопления, подтопления на территориях населенных пунктов и т.д., общая потребность в финансировании указанных мероприятий в 2020 г. составляет 75886,64 руб. в т.ч. на определение зон затопления и подтопления -67884,97 руб.

Согласно государственного контракта №00065 от 07.04.2021 года между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Бурятия (заказчик) и ООО «ВостСибземкадастрсъемка» (подрядчик), по которому Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по корректировке работ по определению границ зон затопления, подтопления в границах населенных пунктов с.Вознесеновка, с.Нижний Саянтуй (вахмистрово) Тарбагатайского район; пгт Наушки, с.Усть-Кяхта Кяхтинского района; с.Большая Речка, п.прист.Посольской Кабанского района; с.Гусиное Озеро Селенгинского района; с.Петропавловка, с.Тэнгэрэк, с.Желтура, с.Енхор Джидинского района на территории Республики Бурятия, а Заказчик обязуется принять и оплатить в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств выполненные в соответствии с условиями настоящего контракта Работы.

Согласно письма Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия от 09.09.2021 года 308-04-47-И5864/21 Главе Республики Бурятия – Председателю Правительства Республики Бурятия в котором предложено направить экономию в размере 15325,5 руб. по 2022 г. на определение границ зон затопления и подтопления по населенным пунктам, в соответствии с графиком, согласно пояснений.

Согласно письма Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия№02-07-2021 г. от 08.12.2021 г. Прокурору Тарбагатайского района Гуслякову А.Е. в связи с тяжелой гидрологической обстановкой на территории Кяхтинского и Тарбагатайского районов Республики были затоплены и подтоплены населенные пункты: пгт.Наушки, с.Усть-Кяхта, с.Вознесеновка, с.Нижний Саянтуй (Вахмистрово). По причине форс- мажорной ситуации срок выполнения 2 этапа инженерных изысканий увеличился, что привело к сдвигу сроков выполнения Государственного контракта №00065 от 07.04.2021 г. и сдачи итогового отчета на согласование в уполномоченные органы. По информации исполнителя материалы будут представлены для отправки на согласование в уполномоченные органы в срок доя 15 декабря 2021 года.

Согласно материалов проверки и справки о результатах проверки исполнения законодательства по факту подтопления жилых домов в с.Нижний Саянтуй Тарбагатайского района подземными водами от 22.09.2021 года установлено, что Тарбагатайский район (населенные пункты Нижний Саянтуй, Вознесеновка, Саратовка, Солонцы, Кардон) относятся к населенным пунктам, подверженным возможному затопления и подтоплению р. Селенга, р. Саянтуй. Границы зон затопления, подтопления на территории МО «Тарбагатайский район» в государственный кадастр недвижимости в установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» порядке не внесены, то есть не являются определенными. Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, совместно с администрацией муниципального образования «Тарбагатайский район» в силу приведенных норм должны подготовить предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон, а Федеральное агентство водных ресурсов рассматривает данные предложения и направляет в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документы, необходимые для внесения о границах зон затопления, подтопления в Единый государственный реестр недвижимости. В ходе проверки установлено, что такие предложения в адрес Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) в лице Енисейского бассейнового водного управления не направлялись.

Суд первой инстанции, разрешая спор по делу, установив вышеприведенные обстоятельства, пришел к выводу о том, что истцом представлены допустимые доказательства того, что предложения об установлении границы зон затопления, подтопления в населенных пунктах Нижний Саянтуй, Вознесеновка, Саратовка, Солонцы, Кардон Тарбагатайского района Республики Бурятия в адрес Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) в лице Енисейского бассейнового водного управления не направлялись, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор фактически оспаривает бездействие ответчика, поэтому иск подлежал рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Согласно положениям статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно части 1 статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают, в том числе исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку по настоящему делу истцом не оспаривалось бездействие ответчика, такие требования прокурором не заявлялись, то заявленные исковые требования правомерно разрешение по правилам гражданского судопроизводства.

В соответствии с абзацем 8 статьи 12 ГПК РФ одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Между тем, судебная коллегия полагает, что основания для понуждения ответчика к исполнению обязанности в натуре отсутствовали.

Частью 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 названного кодекса.

В соответствии с пунктами 1 и 17 статьи 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют полномочия по владению, пользованию, распоряжению, а также осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации, обязанность своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании возложена на собственников таких объектов, водопользователей.

Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года N 360 "О зонах затопления, подтопления" утверждено Положение о зонах затопления, подтопления.

Пунктом 3 названного Положения предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости (п. 5 Положения).

Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 282, (далее также - Положение) установлено, что Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

В соответствии с пунктом 4 Положения Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Приказом Федерального агентства водных ресурсов N 66 от 11 марта 2014 г. "Об утверждении Положений о территориальных органах Федерального агентства водных ресурсов" утверждено Положение о Енисейском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов.

Как усматривается из материалов дела, 23.12.2020 г. между Министерством природных ресурсов РБ и Енисейским бассейновым водным управлением утвержден график установления границ зон затопления и подтопления, которым согласованы сроки проведения работ о населенным пунктам Тарбагатайского района: срок подготовки предложений – 2 квартал 2022 г.; срок завершения согласований 3 квартал 2022 г.; срок направления согласованных предложений в БВУ 4 квартал 2022 г.

Также из материалов дела усматривается, что Минприроды РБ осуществляется необходимый комплекс мер для установления границ зон затопления и подтопления.

Требуя возложить на ответчика совершить истребуемые действия до 31.12.2022 г. прокурор фактически дублирует действия и сроки, установленные в утвержденном графике, в связи с чем на момент прокурорской проверки и принятия оспариваемого решения, отсутствовали основания полагать, что ответчик уклоняется от исполнения возложенных на него обязанностей.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 15 декабря 2021 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия о возложении обязанностей.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Апелляционное определение в мотивированном виде изготовлено 17.08.2022 г.

Председательствующий судья:

Судьи коллегии: