Судья Куликова Е.А.
Дело № 33-534/2021
Дело № 2-321/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 июля 2021 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей Тараника В.Ю., Коневой О.А.,
при секретаре Князь Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области Балаева В.В. на решение Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 27.07.2020, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области, обществу с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» о понуждении к совершению определённых действий удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение мероприятий по ремонту сетей теплоснабжения, а именно проведение мероприятий по замене водопроводной трубы в двухтрубном исполнении диаметром 50 мм, 488,2 метров погонных, проходящей от дома № 10 по ул. 30 лет Победы в п. Смидович до котельной № 5, расположенной по адресу: п. Смидович, ул. 30 лет Победы, 9 и от дома № 5 по ул. Кирова в п. Смидович до котельной № 5, расположенной по адресу: п. Смидович, ул. 30 лет Победы, 9.
Исковое требование прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» о понуждении к совершению определённых действий оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Тараника В.Ю., пояснения прокурора Кишкуновой Л.Е., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Смидовичского района ЕАО обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО (далее – администрация Смидовичского городского поселения), обществу с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» (далее – ООО «Южное жкх») о понуждении к совершению определённых действий.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой Смидовичского района ЕАО проверки исполнения администрацией Смидовичского городского поселения и ООО «Южное жкх» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что муниципальное имущество теплоснабжения (котельные, тепловые сети) администрацией Смидовичского городского поселения переданы в аренду ресурсоснабжающей организации ООО «Южное жкх» для целей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Письмом в администрацию поселения от 14.02.2020 ООО «Южное жкх» указало на необходимость проведения работ по замене водопроводной трубы в двухтрубном исполнении диаметром 50 мм, 488,2 метров погонных, проходящей по адресу от дома по ул. 30 лет Победы, д. 10 до котельной № 5 п. Смидович, от дома по ул. Кирова, д. 5 до котельной № 5 п. Смидович. В рамках подготовки к отопительному периоду 2019-2020 гг. указанные мероприятия не проведены.
С учётом уточнения исковых требований, просил обязать администрацию Смидовичского городского поселения в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение мероприятий по ремонту сетей теплоснабжения Смидовичского городского поселения, а именно проведение мероприятий по замене водопроводной трубы в двухтрубном исполнении диаметром 50 мм, 488,2 метров погонных, проходящей по адресу от дома № 10 по ул. 30 лет Победы до котельной № 5 п. Смидович, от дома № 5 по ул. Кирова до котельной № 5 п. Смидович. Обязать ООО «Южное жкх» в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по ремонту сетей теплоснабжения Смидовичского городского поселения, а именно провести мероприятия по замене водопроводной трубы в двухтрубном исполнении диаметром 50 мм, 488,2 метров погонных, проходящей по адресу от дома № 10 по ул. 30 лет Победы до котельной № 5 п. Смидович, от дома № 5 по ул. Кирова до котельной № 5 п. Смидович.
Определением суда от 28.05.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены общество с ограниченной ответственностью «Единые Коммунальные Системы» (далее – ООО «ЕКС»), товарищество собственников жилья «Комфорт» (далее – ТСЖ «Комфорт»), комитет тарифов и цен правительства ЕАО.
В судебном заседании прокурор Киндич А.Ю. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ООО «Южное жкх» Овчинников В.М. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Указал, что обязанность по ремонту сетей горячего водоснабжения не может быть возложена на ООО «Южное жкх» ввиду отсутствия инвестиционной программы. Кроме того, сети горячего водоснабжения многоквартирных домов, расположенных по адресам: п. Смидович, ул. Кирова, д. 5 и п. Смидович, ул. 30 лет Победы, д. 10, ООО «Южное жкх» не передавались. Договор аренды от 15.09.2017 № 5/1/17 заключён в соответствии с решением комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности от 15.09.2017 № 5, а не в результате конкурса. Полагал, что действие Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ в части капитального ремонта переданного в аренду имущества на правоотношения сторон в настоящем случае не распространяется.
Представители ответчика администрации Смидовичского городского поселения, третьих лиц ООО «ЕКС», ТСЖ «Комфорт», комитета тарифов и цен правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционном представлении прокурор Балаев В.В. с ним не согласился, просил его отменить в части отказа в удовлетворении требований к ООО «Южное жкх» и удовлетворить требования к данному ответчику.
Мотивируя представление со ссылкой на положения договора аренды, заключённого между ООО «Южное жкх» и администрацией Смидовичского городского поселения, на нормы Гражданского кодекса РФ, а также Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», указал, что в нарушение требований действующего законодательства на ООО «Южное жкх» судом не возложена обязанность по проведению работ по замене водопроводной трубы.
Суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что ООО «Южное жкх» представило документы об утверждении тарифов на 2020 – 2021 гг. с учётом включения затрат организации на содержание указанных труб.
В возражениях на апелляционное представление представитель ответчика ООО «Южное жкх» Латыпов К.Е. с ним не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
В письменном отзыве представитель ответчика администрации Смидовичского городского поселения Новикова С.С. просила удовлетворить апелляционное представление прокурора. Указала, что на момент рассмотрения дела договор аренды имущества с ООО «Южное жкх» расторгнут не был, организация фактически использует данное имущество, в связи с чем должна нести расходы по капитальному ремонту.
Постановлением правительства ЕАО от 22.12.2020 № 511-пп комитет тарифов и цен правительства Еврейской автономной области переименован в департамент тарифов и цен правительства Еврейской автономной области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Кишкунова Л.Е. доводы апелляционного представления поддержала. Пояснила, что исковое требование к ООО «Южное жкх» заявлено в связи с заключением указанным лицом и администрацией Смидовичского городского поселения договора аренды муниципального имущества от 15.09.2017 № 5/1/17.
Представители ответчиков администрации Смидовичского городского поселения, ООО «Южное жкх», третьих лиц ООО «ЕКС», ТСЖ «Комфорт», департамента тарифов и цен правительства ЕАО в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело без участия указанных лиц.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13).
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционного представления и возражений на него, выслушав пояснения прокурора Кишкуновой Л.Е., судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на основании решения комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности от 15.09.2017 № 5 и постановления администрации Смидовичского городского поселения от 15.09.2017 № 458 администрация Смидовичского городского поселения (арендодатель) и ООО «Южное жкх» (арендатор) 15.09.2017 заключили договор аренды муниципального имущества № 5/1/17, согласно которому арендодатель предоставил во временное пользование ООО «Южное жкх» имущество казны городского поселения, расположенного по адресу: ЕАО, Смидовичский район, п. Смидович, для оказания населению Смидовичского городского поселения жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению.
Данный договор действует до подведения итогов открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении систем централизованного теплоснабжения, являющихся собственностью Смидовичского городского поселения (пункт 2.1).
Пунктом 3.2.2 договора определена обязанность арендатора содержать арендуемое имущество в исправном состоянии (техническом, санитарном, противопожарном, др.), производить за свой счёт текущий ремонт и нести расходы за текущее содержание имущества.
В пункте 7.1 договора указано, что капитальный ремонт имущества осуществляется арендатором по согласованию с арендодателем. Расходы арендатора на капитальный ремонт являются основанием для зачёта указанных расходов в счёт арендной платы по настоящему договору.
Необходимость проведения капитального ремонта (замены) трубы горячего водоснабжения в двухтрубном исполнении диаметром 50 мм, 488,2 погонных метра, в связи с её физическим износом, на участке, расположенном от дома № 10 по ул. 30 лет Победы до котельной № 5 и от дома № 5 по ул. Кирова до котельной № 5, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Разрешая настоящий иск, суд первой инстанции возложил обязанность по организации проведения мероприятий по замене водопроводной трубы на администрацию Смидовичского городского поселения, как на собственника указанного имущества.
Разрешая требование прокурора о возложении на ООО «Южное жкх» обязанности по замене водопроводной трубы, суд первой инстанции, принимая во внимание, что по договору аренды на ООО «Южное жкх» не была возложена обязанность по проведению капитального ремонта арендованного имущества, исходя из того, что поскольку договор аренды заключён на основании решения комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, а не по результатам проведения открытого конкурса, в связи с чем положения пункта 2 части 1 статьи 28.3 Федерального закона «О теплоснабжении», пункта 3 части 1 статьи 41.3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» не могут быть распространены на отношения, связанные с заключением договора аренды от 15.09.2017, в удовлетворении иска в указанной части отказал.
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку договор аренды между администрацией Смидовичского городского поселения и ООО «Южное жкх» заключён на основании решения комиссии по чрезвычайным ситуациям, то положения пункта 2 части 1 статьи 28.3 Федерального закона «О теплоснабжении», пункта 3 части 1 статьи 41.3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» не подлежат применению, по следующим основаниям.
Статьёй 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) предусмотрено, что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утверждёнными Приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168 определено, что перекладка или реновация участков трубопроводов с заменой труб или их санация отнесены к капитальному ремонту водопроводной сети.
Пунктом 1 статьи 616 ГК РФ предусмотрено, что арендодатель обязан производить за свой счёт капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определён договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.
Нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта даёт арендатору право по своему выбору:
произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть её в счёт арендной платы;
потребовать соответственного уменьшения арендной платы;
потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
Согласно пункту 2 статьи 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счёт текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В силу части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учётом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключённым в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Частью 5 статьи 28.1 указанного закона предусмотрено, что договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учётом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры, за исключением случая, предусмотренного статьёй 28.5 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 28.3 вышеприведённого закона арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан: 1) эксплуатировать данные объекты теплоснабжения в целях и в порядке, которые установлены договором аренды, предоставлять потребителям товары, оказывать услуги в сфере теплоснабжения, обеспечивать при осуществлении деятельности с использованием данных объектов возможность получения потребителями соответствующих товаров, услуг, а также подключать потребителей к данным объектам и (или) новым объектам теплоснабжения; 2) поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учётом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключённым в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 41.1 вышеприведённого закона осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учётом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1).
В соответствии с частью 1 статьи 41.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ арендатор по договору аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, обязан:
1) эксплуатировать указанные системы и (или) объекты в целях и в порядке, которые установлены договором аренды, поставлять абонентам товары, оказывать услуги в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, при осуществлении деятельности с использованием указанных систем и (или) объектов обеспечивать возможность получения абонентами соответствующих товаров, услуг, а также подключать абонентов к указанным системам, отдельным объектам указанных систем и (или) новым централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельным объектам указанных систем;
2) достигнуть плановые значения показателей надёжности, качества, энергетической эффективности;
3) поддерживать системы и (или) объекты, указанные в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.
Таким образом, принимая во внимание положения пункта 2 части 1 статьи 28.3 Федерального закона «О теплоснабжении», пункта 3 части 1 статьи 41.3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» обязанность по проведению капитального ремонта переданного по договору аренды муниципального имущества (в данном случае ремонта водопроводной трубы) законом возложена на арендатора.
Заключение договора аренды в связи с предотвращением чрезвычайной ситуации, а не по результатам проведения открытого конкурса, не является основанием для освобождения арендатора от выполнения обязанностей по договору аренды, предусмотренных статьёй 28.3 Федерального закона «О теплоснабжении», статьёй 41.3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», поскольку в указанных правовых нормах не содержится никаких исключений, связанных с порядком заключения договора аренды.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения исковых требований прокурора к ООО «Южное жкх» в данном случае не имеется.
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 29.09.2020 по иску прокуратуры Еврейской автономной области в защиту интересов Смидовичского городского поселения в лице его администрации к ООО «Южное жкх», администрации Смидовичского городского поселения признаны недействительными договор аренды муниципального имущества от 15.09.2017 № 5/1/17 и дополнительные соглашения к нему от 14.09.2018 № 1, от 01.12.2018 № 2, применены последствия недействительности сделки, на ООО «Южное жкх» возложена обязанность возвратить администрации Смидовичского городского поселения имущество, переданное согласно дополнительному соглашению от 01.12.2018 № 2 к договору аренды муниципального имущества от 15.09.2017 № 5/1/17.
На момент рассмотрения дела судом первой инстанции решение арбитражного суда вынесено не было.
При производстве в суде апелляционной инстанции установлено, что постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021 решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 29.09.2020 оставлено без изменения. Таким образом, указанное решение Арбитражного суда ЕАО вступило в законную силу.
Согласно акту от 07.06.2021 приёма-передачи имущества по договору аренды от 15.09.2017 № 5/1/17, ООО «Южное жкх» передало администрации Смидовичского городского поселения имущество котельной № 5 п. Смидович и тепловые сети от данной котельной.
В силу пункта 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения.
Принимая во внимание, что иск прокурора основан на заключении между администрацией Смидовичского городского поселения и ООО «Южное жкх» договора аренды от 15.09.2017 № 5/1/17, на основании которого во временное пользование обществу было передано имущество котельных и тепловые сети, а также на неисполнении ООО «Южное жкх» указанного договора аренды в части ремонта водопроводной трубы, учитывая положения статьи 167 ГК РФ, предусмотренных законом оснований для возложения на ООО «Южное жкх» обязанности по проведению требуемых прокурором мероприятий в отношении имущества, арендованного для оказания населению услуг по теплоснабжению, не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда отмене в обжалуемой части не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Смидовичского районного суда ЕАО от 27.07.2020 оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области Балаева В.В. – без удовлетворения.
Председательствующий Н.С. Серга
Судьи В.Ю. Тараник
О.А. Конева