ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3222/19 от 10.02.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья- Бурдина И.А.

Дело № 33-1363\2020 ( № 2-3222\2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего Ворониной Е.И.,

судей Казанцевой Е.С., Заривчацкой Т.А.

при секретаре Косогоровой К.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании 10 февраля 2020 г. гражданское дело по апелляционной жалобе МАУ «Загородный лагерь отдыха и оздоровления детей «Дружба» на решение Березниковского городского суда Пермского края от 15 ноября 2019 года, которым постановлено:

Иск Березниковского межрайонного природоохранного прокурора г.Березники в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному учреждению «Загородный лагерь отдыха и оздоровления детей «Дружба» о возложении обязанности разработать паспорта на образующиеся в результате деятельности учреждения отходы, организовать ведение в установленном порядке учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходах, удовлетворить.

Возложить на Муниципальное автономное учреждение «Загородный лагерь отдыха и оздоровления детей «Дружба» обязанность разработать паспорта на образующиеся в результате деятельности учреждения отходы I-IV классов опасности, организовать ведение в установленном порядке учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходах.

Установить срок исполнения указанной обязанности - 3 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., объяснения предствителя ответчика – ФИО1, прокурора Пермской краевой прокуратуры Третьяковой О.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Березниковский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МАУ «Загородный лагерь отдыха и оздоровления детей «Дружба» о возложении обязанности разработать паспорта на образующиеся в результате деятельности учреждения отходы, организовать ведение в установленном порядке учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходах. В обоснование иска указано, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства в деятельности МАУ «Загородный лагерь отдыха и оздоровления детей «Дружба» (далее - Учреждение). Согласно п.2.4 Устава МАУ «Загородный лагерь отдыха и оздоровления детей «Дружба» основным видом деятельности Учреждения является деятельность по оказанию услуг отдыха и оздоровления детей. В результате деятельности лагеря образуются отходы потребления, в том числе мусор от офисных и бытовых помещений несортированный (код по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242 (далее ФККО), 7 333 100 01 72 4) и отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (код ФККО 7 32 101 01 30 4). Указанные виды отходов в соответствии с ФККО отнесены к 4 классу опасности. Учреждение учет образовавшихся, утилизированных или переданных другим лицам отходов в соответствии с требованиями законодательства не осуществляет.

В силу ет.14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица в процессе деятельности которых образуются отходы классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности. В нарушение указанных требований Учреждение до настоящего времени не разработало и не утвердило паспорта на отходы I-IV классов опасности, образуемые в результате деятельности лагеря.

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика требования не признала.

Треть лицо – администрация г.Березники представителя в судебное заседание не направила.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого ставится вопрос в апелляционной жалобе МАУ «ЗЛООД «Дружба». Выражая несогласие с постановленным по делу решением суда, ответчик указывает, что суд не принял во внимание доводы ответчика о том, что нормы Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года не распространяются на учреждение, поскольку деятельность ответчика не связана со сбором, накоплением, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов. Во исполнение предписания прокурора 23.08.2019 года МАУ ЗЛООД «Дружба» была подана заявка в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования для регистрации в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Заявка была переадресована в Департамент Росприроднадзора по ПФО с комментарием «объект не подлежит федеральному экологическому надзору в соответствии со ст.65 ФЗ «Об охране окружающей среды». 29.08.2019 года в рассмотрении заявки было отказано. Ответчику во всех уполномоченных органах было отказано в постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с соответственно, обязанности, установленные ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ на учреждение не распространяются.

Кроме того, по мнению ответчика, судом без достаточных оснований приняты во внимание доводы прокурора о том, что в результате деятельности лагеря образуются отходы отнесенные именно к 4 классу опасности, никаких доказательств этому не представлено. Полномочиями по отнесению отходов 1-4 класса опасности к конкретному классу в соответствии с действующими законодательством наделены лишь территориальные органы Росприроднадзора.

Далее приведены доводы о заключении между ООО «Верхнекамский центр промышленной экспертизы» и ООО «Новогор Прикамья» договора от отпуск воды и приема сточных вод.

В деле представлены письменные возражения прокурора по доводам апелляционной жалобы ответчика.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика – ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Третьяковой О.В., возражавшей против отмены решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

При этом решение суда в соответствии со ст.327-1 ГПК РФ проверяется в пределах доводов жалобы.

Как видно из материалов дела, основным видом деятельности МАУ «Загородный лагерь отдыха и оздоровления детей «Дружба» является деятельность по оказанию услуг отдыха и оздоровления детей. Данную деятельность Учреждение осуществляет на основании постановления администрации города Березники от 12.02.2018 № 341 «О принятии и предоставлении МАУ ЗЛООД «Дружба» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с южной стороны городского пруда № 1 г.Березники».

В ходе проведенной Березниковской природоохранной прокуратурой проверки установлено, что в результате деятельности лагеря «Дружба» образуются отходы потребления, в том числе мусор от офисных и бытовых помещений несортированный (код по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242 (далее ФККО), 7 333 100 01 72 4) и отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (код ФККО 7 32 101 01 30 4). Указанные виды отходов в соответствии с ФККО отнесены к 4 классу опасности.

Факт образования указанного вида отходов ответчиком не оспаривается.

Судом достоверно установлено и не опровергнуто ответчиком, Учреждение учет образовавшихся, утилизированных или переданных другим лицам отходов не осуществляет.

Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту ФЗ N 89-ФЗ) предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьей 14 ФЗ N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 20 указанного Федерального закона государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Порядок ведения региональных кадастров отходов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 1 приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" (далее - Порядок), порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Пунктами 3 и 5 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов.

Согласно части 1 статьи 19 ФЗ N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Руководствуясь вышеприведенными нормами права, исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора обоснованно удовлетворены судом первой инстанции, а отсутствие у ответчика, в деятельности которого образуются опасные отходы 4 класса опасности, учета отходов, паспорта отходов, непредставление отчетности в области обращения с отходами, свидетельствуют о несоблюдении ответчиком, являющимся самостоятельным юридическим лицом, экологических требований при обращении с отходами.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика о том, что Учреждение не осуществляет деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, тем самым, по мнению ответчика Закон № 89-ФЗ на него не распространяется, следует указать, что согласно ч.1 ст.14 указанного закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 г. N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности", паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности, то есть, паспорт отходов обязано иметь юридическое лицо, у которого образовались отходы.

Согласно п. 7 указанных Правил, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712.

Согласно п. 10 указанных Правил, на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

На отходы, включенные в федеральный классификационный каталог отходов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица оформляют паспорт в порядке, установленном пунктом 7 настоящих Правил.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242 тип «отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению», в том числе отнесен мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный с кодом 7 33 100 01 72 4, где последней цифрой обозначается класс опасности отхода. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы ответчика о том, прокурор неправомочен устанавливать класс опасности отходов, следует признать ошибочными.

Доводы ответчика с изложением обстоятельств отказа Учреждению в постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, применительно к предмету заявленных требований правового значения не имеют.

Судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Поскольку приведенные при обжаловании доводы ответчика не подтверждают существенных нарушений норм материального и норм процессуального права, повлиявших на вынесение судебного решения, то оснований для отмены оспариваемого судебного решения судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Березниковского городского суда Пермского края от 15 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МАУ «Загородный лагерь отдыха и оздоровления детей «Дружба» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: