ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3223/2021 от 19.10.2021 Кировского областного суда (Кировская область)

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 октября 2021 г. по делу № 33-4605/2021

Судья Куликова Л.Н. Дело № 2-3223/2021

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Дубровиной И.Л.

судей Костицыной О.М., Маркина В.А.,

при секретаре Страбыкине Д.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское делопо иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области о включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области на решение Ленинского районного суда города Кирова от 13 августа 2021 г., которым постановлено:

исковые требования ФИО1 удовлетворить частично. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области включить в специальный стаж ФИО1 периоды работы в качестве монтера пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, Кировской дистанции пути с 1 января 1999 г. по 23 июля 2002 г., с 25 июля 2002 г. по 19 ноября 2003 г., с 21 ноября 2003 г. по 1 апреля 2005 г., с 4 апреля 2005 г. по 17 декабря 2008 г., с 19 декабря 2008 г. по 25 февраля 2010 г., с 27 февраля 2010 г. по 30 июня 2010 г., с 1 апреля 2015 г. по 20 июля 2015 г., с 22 июля 2015 г. по 16 декабря 2015 г., с 1 января 2017 г. по 14 июня 2017 г., с 17 июня 2017 г. по 17 июня 2018 г., с 20 июня 2018 г. по 9 августа 2018 г. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 11 августа 2018 г.

Заслушав доклад судьи областного суда Маркина В.А., судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области (по тексту также – ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области, ГУ УПФР в г.Кирове) о включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии. В обоснование исковых требований указал, что по достижении <дата>. 55 лет он обратился к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости. Решением ГУ УПФР в г.Кирове от 3 сентября 2018 г. ему отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа. С учетом уточнения исковых требований просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости, периоды его работы в качестве монтера пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, Кировской дистанции пути с 1 декабря 1993 г. по 31 декабря 2017 г., с 1 января 2018 г. по 9 августа 2018 г., за исключением отпусков без сохранения заработной платы. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области назначить ему досрочную страховую пенсию с 11 августа 2018 г. (л.д.19)

Решением Ленинского районного суда города Кирова от 13 августа 2021 г. исковые требования удовлетворены частично, резолютивная часть решения приведена выше.

В апелляционной жалобе ГУ УПФР в г.Кирове просит решение суда отменить в части включения в специальный стаж вышеуказанных периодов работы истца в качестве монтера пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, Кировской дистанции пути, а также в части назначения досрочной страховой пенсии по старости и принять в этой части новое решения об отказе в иске в полном объеме. Полагает, что суд без документального подтверждения пришел к незаконному и необоснованному выводу о занятости ФИО1 в спорный период в качестве монтера пути на участках железных дорог с интенсивным движением поездов, положив в основу решения сведения индивидуального лицевого счета ФИО1 При этом не установил, являются ли эти сведения с кодом льготы достоверными. Согласно записям в трудовой книжки истца, карточкам расчетов заработной платы, в спорые периоды ФИО1 осуществлял работу на втором линейном участке, который, согласно документам административного деления, не относится к участкам с интенсивным движением поездов. Ни один из документов, представленных в материалы дела, не свидетельствует о переводе ФИО1 на участок с интенсивным движением поездов. Эти документы подтверждают лишь общую информацию о принадлежности железнодорожных путей к интенсивным и не интенсивным участкам, но не раскрывают индивидуальный характер работы ФИО1 Данное обстоятельство требует документального подтверждения, с четким разграничением периодов постоянной занятости в зависимости от переводов на участок с интенсивным движением поездов. В том числе должны быть представлены документы, содержащие информацию о поименованном списочном составе бригад, о днях, месяцах, годах, датах, когда бригады монтеров пути направлялись для выполнении работ по текущему содержанию пути на участки с интенсивным движением поездов. Документы об административном делении, представленные в материалы наблюдательного дела и материалы гражданского дела, не содержат информации, указанной в справке от 27 января 2020 г. № 45/ПЧ-10, что в обслуживание второго линейного участка, на котором работал ФИО1 в 1998 -2006 г., был включен участок с 918 по 944 км, путь 1Д, перегон ФИО2 главного хода. Напротив, из административного деления следует, что этот участок находится в обслуживании других линейных участков, а второй линейный участок никогда не относился к участкам с интенсивным движением поездов. Этот участок обслуживал пути ст. Лянагсово, горловины и посты станции, для которых интенсивность движения поездов не устанавливается. Кроме того, за период с 2007 г. по 2008 г. работодателем не представлена информация о характере выполняемой ФИО1 работы.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель филиала ОАО «РЖД» - Кировской дистанции пути Горьковской дистанции пути Центральной дирекции инфраструктуры, по доверенности, ФИО3 решение суда просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что с 1 декабря 1993 г. по настоящее время ФИО1 работал и был постоянно занят на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов (2,6 линейный участок). За период с декабря 1993 г. по 31 декабря 2011 г. ФИО1 выплачивалась надбавка за работу на участках с интенсивным движением поездов в размере 15 %, а с 1 января 2012 г. - в размере 4 %. Документы за указанный период частично уничтожены, но на дату предоставления индивидуальных сведений в органы Пенсионного фонда РФ имелись в наличии. Перечни льготных профессий были проверены сотрудникам пенсионного фонда. Какие-либо судебные акты о признании индивидуальных сведений на ФИО1 недействительными отсутствуют.

В связи с прекращением с 1 октября 2021 г. деятельности ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области в связи реорганизацией в форме присоединения, определением суда апелляционной инстанции допущена процессуальная замена ответчика на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области (далее – ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области по доверенности ФИО4 требования и доводы апелляционной жалобы поддержал. Пояснил, что документы, которые сданы работодателем в архив, противоречат индивидуальным сведениям персонифицированного учета в отношении ФИО1, эти сведения документально работодателем не подтверждены. Полагает, что органы Пенсионного фонда не могут самостоятельно внести корректировку сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица, когда работодатель является действующим, могут это сделать только по заявлению, а с 2019 года – только в отношении ликвидированного страхователя. Они обращались с просьбой к работодателю скорректировать эти сведения или представить документы, которые будут указывать на работу истца на участках с интенсивным движением поездов. Однако работодатель не представил в суд первой инстанции данные документы. По-прежнему в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица ФИО1 содержаться сведения об особом характере работы в спорные периоды. Пенсионный фонд не обращался в суд с заявлением о признании индивидуальных сведений в отношении ФИО1 недостоверными.

Представитель ФИО1 по доверенности ФИО5 в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Полагает, что специальный стаж истца должен рассматриваться с учетом сведений индивидуального персонифицированного учета. Представитель ответчика правильно говорит о том, что было деление по бригадам. Работодатель им сообщил, что, исходя из их внутреннего учета, они подавали сведения в Пенсионный фонд не по всем монтерам, а только по тем, которые работали на участках с интенсивным движением поездов. Но работодатель сообщил, что внутренняя документация, исходя из номенклатуры срока хранения данных документов, не сохранилась, а сохранилась только архивная справка. Поэтому они не могут представить развернутый расчет. Вместе с тем, на момент подачи индивидуальных сведений, эти документы были, сведения являются достоверными, проверялись Пенсионным фондом, в судебном порядке не признаны недостоверными.

Истец ФИО1 и представитель Кировской дистанции пути Горьковской дистанции пути Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» в судебное заседание, о времени и месте проведения которого были извещены надлежащим образом, не явились, о причинах неявки не сообщили.

Выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).

Согласно пункту 1 «г» постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».

Согласно Списку профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», правом выхода на досрочную трудовую пенсию пользуются бригадиры, монтеры пути, дорожные мастера, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.

Судом установлено и материалами подтверждается, что ФИО1, <дата>, по достижении 55 лет, обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предоставив, в том числе сведения и документы, согласно которым он в период с 1 декабря 1993 г. и по день обращения за установлением пенсии работал в качестве монтера пути Кировской дистанции пути Горьковской железной дороги (позднее - филиала ОАО «РЖД» - Кировской дистанции пути Горьковской дистанции пути Центральной дирекции инфраструктуры) (л.д. 9-12).

Решением ГУ УПФР в г. Кирове от 3 сентября 2018 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого специального стажа.

Указанным решением в специальный стаж ФИО1 не был засчитан период работы с 1 декабря 1993 г. по 7 августа 2018 г. в качестве монтера пути, так как документально не подтверждена занятость истца по данной профессии на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. Кроме того, установлены периоды отвлечений (л.д. 8).

Рассматривая требования истца о включении указанного период в специальный стаж, суд первой инстанции пришел к выводу, что доказательств осуществления ФИО1 трудовой деятельности в период с 1 декабря 1993 г. по 31 декабря 1998 г. на участке пути с интенсивным движением поездов, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, им в материалы дела не представлено. На основании этого суд отказал в удовлетворении исковых требований в указанной части.

Решение суда об отказе в удовлетворении данного требования не обжаловано, следовательно, в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предметом апелляционной проверки в этой части не является.

Суд пришел к выводу о включении в специальный стаж периодов работы истца в качестве монтера пути: с 1 января 1999 г. по 23 июля 2002 г., с 25 июля 2002 г. по 19 ноября 2003 г., с 21 ноября 2003 г. по 1 апреля 2005 г., с 4 апреля 2005 г. по 17 декабря 2008 г., с 19 декабря 2008 г. по 25 февраля 2010 г., с 27 февраля 2010 г. по 30 июня 2010 г., с 1 апреля 2015 г. по 20 июля 2015 г., с 22 июля 2015 г. по 16 декабря 2015 г., с 1 января 2017 г. по 14 июня 2017 г., с 17 июня 2017 г. по 17 июня 2018 г., с 20 июня 2018 г. по 9 августа 2018 г.

При этом сослался в решении на то, что согласно выписке из индивидуального лицевого счета (ИЛС) ФИО1 эти периоды работодателем закодированы как работа, дающая право на досрочное назначение пенсии, достоверность этих сведений, внесенных в ИЛС, ответчиком не опровергнута (л.д. 109-115).

С учетом вышеуказанных периодов, включенных в специальный стаж судом, периода, который зачтен ответчиком ранее, специальный стаж на соответствующих видах работ составляет 16 лет 06 месяцев 23 дня, что достаточно для назначения ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости в 55 лет, т.е. с 11 августа 2018 г. (л.д. 103).

Поэтому и в данной части суд удовлетворил исковые требования.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняет.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. № 258н.

Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзацы второй и третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации на основании, в том числе проведенной проверки достоверности сведений, представленных страхователями, вправе осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу, а также требовать правильного представления сведений.

В последнем случае, если в индивидуальный лицевой счет в результате корректировки внесены сведения, с которыми не согласен застрахованный гражданин, в случае возникновении спора о периодах его работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В противном случае обязанность доказывания несоответствия сведений индивидуального (персонифицированного) учета о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, фактическим условиям труда ложится на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Суд первой инстанции, разрешая спор, исходил именно из такой правовой позиции. Установив, что ФИО1 зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 7 сентября 1999 г., сведения о трудовой деятельности внесены в его индивидуальный лицевой счет с 1 января 1999 г., спорные периоды, включенные в специальный стаж, имели место после этой даты, представлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации с указанием кода льготных условий и уплатой работодателем дополнительного тарифа страхового взноса, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что эти периоды подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Специалисты ГУ УПФР в г. Кирове, проведя на основании обращения ФИО1 за досрочной пенсией проверку работодателя, ни в акте проверки от 7 августа 2018 г., ни в справке от 8 августа 2018 г. не отразили предъявление к нему каких-либо требований о необходимости правильного предоставления сведений для отражения индивидуального лицевого счета ФИО1 (л.д. 116-117, 120-122).

Также ответчиком не принято самостоятельное решение о корректировке сведений индивидуального лицевого счета ФИО1 в соответствии с Порядком осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 г. № 519п, что давало бы истцу право оспорить эти сведения, возлагало бы на него обязанность доказывания наличия специального стажа.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что судом правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, в соответствии с которыми распределено бремя доказывания, дана оценка представленным сторонами по делу доказательствам.

Процессуальных нарушений, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения в обжалуемой части, или являлись бы безусловным основанием к его отмене в целом, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда города Кирова от 13 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 22 октября 2021 г.