Судья Булатова Р.Р. (Смакова) УИД 16RS0036-01-2022-008142-39
Дело № 2-323/2023
33-10502/2023
учёт № 151г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 августа 2023 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Митрофановой Л.Ф. и Тазиева Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пономарёвым К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тазиева Н.Д. гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета города Альметьевска на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 21 апреля 2023 года, которым постановлено:
Исковое заявление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в лице Юго-Восточного территориального управления (ИНН ....) к Исполнительному комитету города Альметьевска (ИНН ....) о возложении обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации бесхозяйных систем водоотведения удовлетворить частично.
Возложить на Исполнительный комитет города Альметьевска обязанность по признанию бесхозяйными (постановке из на учет) сетей ливневой канализации проходящих от географической точки .... (улица <адрес>) до .... (выпуск на <адрес>) в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу.
Возложить на Исполнительный комитет города Альметьевска обязанность по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения – бесхозяйную ливневую канализацию, колодца с географическими координатами: А) ...."; Б) .... В) ....".
Возложить на Исполнительный комитет города Альметьевска обязанность обеспечить надлежащую эксплуатацию бесхозяйных систем водоотведения (ливневой канализации), а также принять меры по недопущению сброса неочищенных сточных вод с наружной канализационной сети, предназначенной для отведения атмосферных сточных вод в водный объект р.Безымянный (каскад прудов) без надлежащей очистки на выпуске в географической точке ...." в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представитель ответчика Исполнительного комитета города Альметьевска ФИО1, представителя третьего лица Комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей истца Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов ФИО3 и ФИО4, возражавших доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство экологии и природных ресурсов РТ обратилось в суд с исковым заявлением к Исполнительному Комитету города Альметьевск Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, указывая, что 12 октября 2022 года в городе Альметьевск выявлен сброс неочищенных сточных вод с наружной канализационной сети предназначенной для отведения атмосферных сточных вод, в водный объект <адрес> (каскад прудов), без надлежащей очистки. Органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обязаны обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения. Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан как специально уполномоченному государственному органу управления использованием и охраной окружающей среды и природных ресурсов законодательно представлено право предъявлять претензии и иски о возмещении вреда окружающей среде причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. В этой связи истец просил суд обязать исполнительный комитет Муниципального образования «Город Альметьевск» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, обеспечить надлежащую эксплуатацию бесхозяйных систем водоотведения (ливневой канализации), а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения, а также принять меры по недопущению сброса неочищенных сточных вод с наружной канализационной сети, предназначенной для отведения атмосферных сточных вод, в водный объект р. Безымянный (каскад прудов), без надлежащей очистки, и без разрешительной документации на сброс, в течении 90 суток (календарных дней) с момента вступления решения суда в законную силу.
После уточнения требований истец просил суд: обязать ответчика провести инвентаризацию бесхозных сетей ливневой канализации проходящих от географической точки .... (улица <адрес>) до ...." (выпуск на <адрес>) в течение 60 дней с момента вступления решения в законную силу; обязать ответчика взять на баланс (признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения) бесхозяйную ливневую канализацию, проходящую через три (минимум, установленные Министерством экологии, на местности, без исследования подземных коммуникаций колодца с географическими координатами: А) ...."; Б) ....) .... в течение 60 дней с момента вступления решения в законную силу; обязать ответчика обеспечить надлежащую эксплуатацию бесхозяйных систем водоотведения (ливневой канализации), а также принять меры по недопущению сброса неочищенных сточных вод с наружной канализационной сети, предназначенной для отведения атмосферных сточных вод в водный объект <адрес> (каскад прудов) без надлежащей очистки на выпуске в географической точке ...." в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу; обязать ответчика обеспечить получение разрешительной документации на сброс в водный объект в географической точке ...." в течение 60 дней с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представители истца требования поддержали, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика требования истца не признала.
Представитель третьего лица Комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан против удовлетворения требований возражал.
Судом принято решение о частичном удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Исполнительного комитета города Альметьевска просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований, указывая, что исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику. В полномочия Исполкома города Альметьевска не входит владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, ведение реестра муниципальной собственности, выявление и постановка на учет бесхозных объектов, расположенных на территории города Альметьевска, организация в границах города Альметьевска водоснабжения населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Данные полномочия соглашением о передаче Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан части полномочий Исполнительного комитета города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан по решению отдельных вопросов местного значения от 29 сентября 2021 года на основании решения Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 28 сентября 2021 года №79 переданы Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан. Истцом доказательств того, что сети ливневой канализации проходящих от географической точки ...." (улица <адрес> до ...." (выпуск на <адрес>) являются бесхозными, не представлено.
Представители МАУ «Департамент Развития», АО «Альметьевск-Водоканал», МУП «ГУАД», МБУ «Департмент экологии и благоустройства» участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. Поскольку участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, а также с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу положений пунктов 1 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Юго-восточным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан 12 октября 2022 года в населенном пункте Республики Татарстан городе Альметьевске, выявлен сброс неочищенных сточных вод с наружной канализационной сети, предназначенной для отведения атмосферных сточных вод, в водный объект реки Безымянный (каскад прудов) без надлежащей очистки.
Как следует из заключений выездных обследований, проведенных 26 февраля 2023 года, 01 апреля 2023 года, 06 апреля 2023 года, с выведенной от городской ливневой канализации в каскад прудов осуществляется поток сточной воды с пеной. К заключениям приложены фотоиллюстрации.
Указанные нарушения выявлены в координатах, перечисленных в исковом заявлении и уточнении к нему.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что сведения о зарегистрированных правах относительно спорных объектов отсутствуют, а орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Длительное необращение администрации города Альметьевска в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения требований истца является ошибочным, а доводы апелляционной жалобы ответчика заслуживают внимания.
В силу пункта 3 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и впоследствии признать на него право муниципальной собственности и обеспечить его эксплуатацию.
По правилам пункта 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть -комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу части 5 статьи 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
По смыслу приведенных правовых положений муниципальное образование в случае выявления бесхозяйного имущества должно принять предусмотренные законом меры к постановке такого имущества на учет, в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить его эксплуатацию ввиду отсутствия собственника имущества. Для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.
При этом закон не предусматривает передачу бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность помимо воли муниципальных образований; бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет регистрирующим органом по заявлению органа местного самоуправления, при этом специальным субъектом, обладающим правом обращения как в регистрирующий орган, так и в суд, является муниципальный орган, поскольку в случае установления у вещи признаков бесхозяйной может возникнуть лишь право муниципальной собственности, в связи с чем у иных лиц указанное право отсутствует.
Вместе с этим для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи должны быть представлены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, отсутствуют притязания на объект либо фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
При этом, суду не представлено достоверных сведений о том, что сети канализации проходящих от географической точки ...." (улица <адрес>) до ...." (выпуск на р<адрес>) являются бесхозными и являются только ливневой канализацией.
Представитель ответчика в ходе судебного заседания пояснил, что по запросу истца был предоставлен ответ, что по запрашиваемым координатам ливневая канализация принадлежит водоканалу.
При этом в исковом заявлении указывается географические точки канализации, по которым не возможно проверить о зарегистрированных правах на спорное имущество, поскольку при учете в государственном кадастре недвижимости используется иной каталог координат.
Судебная коллегия также отмечает, что отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. При этом не принятое на учет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств: правопритязание на объект недвижимого имущества; фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
В апелляционной жалобе указано, что представитель истца в ходе судебного заседания пояснил, что сброс сточной воды с пеной от канализации в каскад прудов осуществляет автомойка «АКМАЛЬ-СЕРВИС», расположенная по адресу: г. <адрес> но поскольку правительство РФ продлило действующий в 2022 году запрет на проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (постановление Правительства РФ от 9 декабря 2022 г. № 2516), не представляется возможным проверить деятельность указанного юридического лица.
Истцом не представлено доказательств на каком основании пользуется спорной канализацией автомойка.
При этом спорная канализация не поставлена на учет в качестве бесхозяйного имущества в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931, пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Соответственно истцом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих, что спорный объект обладает всеми необходимыми признаками бесхозяйного имущества, в связи с чем требования об обязании органа местного самоуправления по осуществлению действий, направленных на принятие канализации на учет в качестве бесхозяйных, в данном случае преждевременны, учитывая также, что требования о признании сети канализации бесхозяйным имуществом не предъявлялись.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
29 сентября 2021 года заключено соглашением о передаче Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан части полномочий Исполнительного комитета города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан по решению отдельных вопросов местного значения, в числе которых были переданы полномочия по выявлению, постановки на учет бесхозяйных объектов, расположенных на территории города Альметьевск, а также полномочия, установленных Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику и Исполнительному комитету города Альметьевска, в полномочия которого не входят вопросы по выявлению, постановки на учет бесхозяйных объектов, а также вопросы водоснабжения и водоотведения, ввиду их передачи Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан на основании соглашения.
Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан к участию в деле не привлекалось.
С учётом изложенного оснований для удовлетворения иска к Исполнительному комитету города Альметьевска у суда первой инстанции не имелось.
При указанных обстоятельствах оспариваемое решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 21 апреля 2023 года по данному делу отменить и вынести новое решение, которым исковые требования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в лице Юго-Восточного территориального управления к Исполнительному комитету города Альметьевска о возложении обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации бесхозяйных систем водоотведения оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 04 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи