Дело № 33-1170/2022 (№ 2-3245/2021)
УИД 59OS0000-01-2021-000358-80
Судья Манько А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Варовой Л.Н., судей Хузяхралова Д.О., Смирновой М.А. при секретаре Синицыной А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 09 февраля 2022 года дело по апелляционной жалобе Данилова Александра Владимировича на решение Ленинского районного суда города Перми от 17 августа 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении искового заявления Данилова Александра Владимировича к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании недействительным (ничтожным) соглашения о перераспределении земель от 15 мая 2020 г., заключенного между Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края и Департаментом земельных отношений администрации г. Перми, на основании распоряжения Правительства Пермского края от 6 марта 2020 г. № 42-рп и проекта межевания территории, утвержденной постановлением администрации г. Перми от 28 декабря 2005 г. № 1126 «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной ул. Швецова, ул. Газеты «Звезда», ул. Тимирязева, проспектом Комсомольским в Свердловским районе»; применении последствий недействительности сделки в виде возложения обязанности на Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края возвратить земельный участок, полученный по соглашению Департаменту земельных отношений администрации г. Перми, а также аннулировать и исключить записи о регистрации права № ** от 26 августа 2020 г. (постоянное (бессрочное) пользование) и № ** от 17 августа 2020 г. (собственность); аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером: ** отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Смирновой М.А., пояснения представителя ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Кудиновой Е.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Данилов А.В. обратился в суд с иском к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о:
- признании недействительным (ничтожным) соглашения о перераспределении земель от 15 мая 2020 г., заключенного между Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края и Департаментом земельных отношений администрации г. Перми, на основании распоряжения Правительства Пермского края от 6 марта 2020 г. № 42-рп и проекта межевания территории, утвержденной постановлением администрации г. Перми от 28 декабря 2005 г. №1126 «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной ул. Швецова, ул. Газеты «Звезда», ул. Тимирязева, проспектом Комсомольским в Свердловским районе»;
- применении последствий недействительности сделки в виде возложения обязанности на Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края возвратить земельный участок, полученный по соглашению, Департаменту земельных отношений администрации г. Перми, а также аннулировать и исключить запись о регистрации права №** от 26 августа 2020 г. (постоянное (бессрочное) пользование) и № ** от 17 августа 2020 г. (собственность);
- аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером: **:542.
В обоснование исковых требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества – сооружение связи, расположенное по адресу: ****. Строительство данного объекта недвижимости осуществлено на земельном участке площадью 72 кв.м. в соответствии с решением Департамента земельных отношений администрации г. Перми № 1220 от 20.11.2017г. о размещении объекта (сооружения связи) на основании п. 11 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 03.12.2014г. № 1300, постановления Правительства Пермского края от 22.07.2015г. №478-П «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов». Письмом от 17.05.2018г. № 21-01-07-И-3568 Департамент земельных отношений администрации г. Перми уведомил истца о том, что в соответствии с п.8.1.5 постановления Правительства Пермского края № 478-п действие решения о размещении объекта прекращено в связи с предоставлением участка с кадастровым номером: **:84679 МКУ «Пермблагоустройство» в постоянное (бессрочное) пользование под территории общего пользования. На момент получения письма сооружение связи было установлено, на нем размещено и введено в эксплуатацию оборудование базовой станции сотовой связи оператора сотовой связи ПАО «МТС» на основании ранее заключенного договора аренды. При этом сооружение связи не находится в границах земельного участка: **:84679, предоставленного МКУ «Пермблагоустройство», а фактически в границы земельного участка попадает только часть установленного им ограждения, которое в последующем перенесено за пределы этого земельного участка.
Истцом подано заявление о размещении сооружения связи на земельном участке площадью 48 кв.м., на котором фактически расположен объект. Решением от 09.12.2019г. № 21-01-07-И-8784 Департамент земельных отношений администрации г. Перми отказал в размещении объекта по причине наличия утвержденного проекта межевания территории или утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровым плане территории, в границах которых предполагается размещение объектов инфраструктуры федерального, регионального или муниципального значения.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 14.05.2020г. по делу №2а-950/2020 вышеуказанное решение признано незаконным, на Департамент земельных отношений администрации г. Перми возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Данилова А.В. о выдаче решения о размещении объекта на землях меньшей площади с учетом границ земельного участка, отведенного МУП «Пермблагоустройство». Таким образом, судом установлено его право на размещение объекта.
В ходе судебных разбирательств истцу стало известно о готовящемся перераспределении земельного участка с кадастровым номером: **:6, используемого ГБУЗ ПК ДКБ им. Пичугина П.А., и земельного участка, на котором расположено сооружение связи, на основании распоряжения временно исполняющего обязанности Губернатора Пермского края от 06.03.2020 г. № 42-рп и проекта межевания территории, утвержденного постановлением администрации г. Перми от 28 декабря 2005 г. № 1126 «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной ул. Швецова, ул. Газеты «Звезда», ул. Тимирязева, проспектом Комсомольским в Свердловском районе». После завершения процедуры образован земельный участок с кадастровым номером: **:542, право собственности на который зарегистрировано за Пермским краем, а право постоянного (бессрочного) пользования за ГБУЗ ПК ДКБ им. Пичугина П.И. Указанные действия ДЗО администрации г. Перми осуществлены с целью неисполнения решения Ленинского районного суда г. Перми по делу № 2а-950/2020.
Истец повторно обратился в ДЗО администрации г. Перми с требованием о предоставлении информации об исполнении вышеуказанного решения суда. ДЗО администрации г. Перми принято решение № 21-01-07-И-4905 от 14.09.2020г. об отказе в размещении объекта по причине того, что испрашиваемые земли расположены в границах земельного участка с кадастровым номером: **:542. В обращении к председателю Правительства Пермского края, и.о Губернатора Пермского края об отмене распоряжения от 06.03.2020г. №42-р письмом Министра по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 04.09.2020 г. № СЭД-31-02-1-18-501 истцу отказано.
Соглашение о перераспределении нарушает законные права и интересы истца, заключено с нарушением установленного порядка его принятия, формирование земельного участка произведено с нарушением закона. На момент выдачи ДЗО администрации г. Перми решения о размещении объекта от 20.11.2017г. № 1220 земельный участок являлся земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. Исходя из положений пунктов 2, 4 ст. 3.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2.1, 3.1.5, абз.7 п. 5.2.12 Положения о департаменте земельных отношений администрации г. Перми основными целью и задачами Департамента являются распоряжение и осуществление полномочий собственника земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, реализация единой политики в области земельных отношений и предоставление интересов г. Перми; Департамент принимает решения о перераспределении земель и (или) земельных участков, а также заключает соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством; издает муниципальные правовые акты в форме распоряжений о перераспределении земель и (или) земельных участков. Таким образом, Губернатор Пермского края, Правительство Пермского края, Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края не являются уполномоченными органами, осуществляющими функции по перераспределению земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Уполномоченным органом является Департамент земельных отношений администрации г. Перми.
Действия ДЗО администрации г. Перми и Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края должны соответствовать Административному регламенту предоставления ДЗО администрации г. Перми муниципальной услуги «Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности», утверждённого постановлением администрации г. Перми от 12.10.2015 г. Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края с заявлением о предоставлении земельных участков не обращалось. ДЗО администрации г. Перми распоряжение о согласии с перераспределением земельного участка в соответствии с проектом межевания территории не принимало. Таким образом, Соглашение о перераспределение земельных участков заключено с нарушением для этого заявительного порядка.
В нарушение п. 1 ст. 11.2, п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ земельный участок с кадастровым номером: **:542 образован в границах, имеющих изломанность, а также произошло его вклинивание между земельными участками с кадастровыми номерами: **:3 и **:84679, то есть ухудшилось ранее установленные характеристики границ исходного земельного участка: **:6.
Исходя из положений п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения. Таким образом, если проектом межевания территории предусмотрено формирование земельного участка с вклиниванием, вкраплением, изломанностью его границ, чересполосицы, то это обстоятельство должно являться причиной для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Интерес ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница им. Пичугина П.И.» к земельному участку, в пределах которого расположен объект, отсутствует.
Соглашение нарушает право истца на получение в установленном порядке решения о размещении объекта на земельном участке по адресу: ****.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе истец Данилов А.В. просит решение суда отменить по мотиву нарушения судом норм материального права. По мнению апеллянта, распоряжение о перераспределении земельных участков подписано неуполномоченным лицом. Земельный участок, ранее предоставленный истцу для размещения сооружения сотовой связи, является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. В силу положений ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» предоставление таких земельных участков, расположенных на территории поселения, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения. Органом, осуществляющим управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности г. Перми, и участками, государственная собственность на которые не разграничена, является Департамент земельных отношений администрации г. Перми. В силу п. 3.1.5. Положения о ДЗО орган принимает решения о перераспределении земель, заключает соответствующие договоры. Губернатор Пермского края, Правительство Пермского края и Минимущество не являются уполномоченными органами, осуществляющими функции по перераспределению земельных участков, расположенных в границах муниципального образования г. Пермь. Земельным кодексом РФ не предусмотрен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой. Административный регламент такую услугу не предусматривает. По общему правилу, предоставление земельных участков носит заявительный характер. Минимущество с соответствующим заявлением не обращалось, распоряжения о согласии с перераспределением земельного участка в соответствии с проектом межевания территории ДЗО не принимал. Земельный участок с кадастровым номером **:542 незаконно сформирован. Используемый истцом под объект сотовой связи земельный участок полностью расположен в границах земельного участка ЗУ:5, предусмотренного для образования по проекту межевания территории. Индивидуализация земельных участков осуществляется посредством кадастрового учета. Вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, черезполосица является недостатком землепользования, наличие которого препятствует образованию и рациональному использованию земельных участков. Перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предполагает исключение данных недостатков. Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером **:542 имеет изломанность, характеристики исходного земельного участка ухудшились. При указанных обстоятельствах в заключении соглашения о перераспределении земельного участка должно было быть отказано. ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница им. Пичугина» не имеет интереса к спорному участку, что следует из пояснений представителя учреждения в гражданских делах № 2а-49/2019, № 2а-950/2020. Учреждение не обращалось с заявлением в ДЗО о перераспределении земельного участка. Характер и последовательность действий ДЗО и Минимущества по заключению соглашения о перераспределении апеллянт расценивает как заранее спланированные, с целью создания невозможности исполнения решения суда от 14.05.2020г. По мнению апеллянта оспариваемое соглашение является недействительным в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края полагает решение суда законным, в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что данные лица были надлежащим образом извещены о дате времени и месте рассмотрения дела, в силу ч. 2 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена заблаговременно на интернет-сайте Пермского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, как установлено частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, и обсудив их, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что на основании постановления администрации г. Перми № 1126 от 28 декабря 2015 г. «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной ул. Швецова, ул. Газеты «Звезда», ул. Тимирязева, проспектом Комсомольский в Свердловском районе г.Перми» утвержден проект межевания территории, ограниченной ул. Швецова, ул. Газеты «Звезда», ул. Тимирязева, проспектом Комсомольским в Свердловском районе г. Перми.
Экспликацией земельных участков по проекту межевания предусмотрено образование земельного участка № 5 площадью 6427 кв.м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером **:6 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с разрешенным использованием – под амбулаторно-поликлиническое учреждение.
Согласно пояснительной записки к проекту межевания территории, ограниченной ул. Швецова, ул. Газеты «Звезда», ул. Тимирязева, проспектом Комсомольским в Свердловском районе г. Перми для земельного участка № 5 под жилые амбулаторно-поликлинические учреждения по ул. **** проектом межевания предложено изменить границы и площадь путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: **:6 и городской земли с учетом границы территориальной зоны и красной линии. Площадь обременения для обеспечения доступа к земельным участкам №№ 6, 17-478 кв.м.
В соответствии с п.3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ, Положением о порядке и условиях размещения объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства пермского края от 22 июля 2015 г. № 478-п, 20 ноября 2017 г. Департаментом земельных отношений администрации г. Перми принято решение № 1220 о разрешении Данилову А.В. размещения объекта - сооружения связи, для размещения которого не требуется разрешения на строительство, на земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена, расположенном по адресу: ****.
17.05.2018г. Департамент земельных отношений администрации г. Перми уведомил Данилова А.В. в письме № 21-01-07-И-3568 о том, что земельный участок с кадастровым номером: **:84679 предоставлен МКУ «Пермблагоустройство» в постоянное (бессрочное) пользование под территории общего пользования, предназначенные для формирования земельных участков в целях размещении линейных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, в связи с чем Департамент прекращает действие решения о размещении объектов от 20.11.2017г. № 1120.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 14.11.2018г., вступившим в законную силу, удовлетворены требования Департамента земельных отношений администрации г. Перми к Данилову А.В. о демонтаже объектов, расположенных на земельном участке. На основании определения Свердловского районного суда г. Перми от 07.02.2020г. изменен порядок исполнения решения Свердловского районного уда г. Перми от 14 ноября 2018 г., Департаменту предоставлено право совершить за Данилова А.В. действия по демонтажу объектов на земельном участке.
Заместитель главы администрации г. Перми – начальник Департамента земельных отношений администрации г. Перми 21.05.2019г. обратился к первому заместителю Правительства – Министру строительства и архитектуры Пермского края с просьбой организовать работы по образованию земельного участка площадью 6427 кв.м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: **:6, расположенного по ул. **** в Свердловском районе г. Перми со свободными городскими землями согласно проекту межевания территории.
На обращение Данилова А.В. о выдаче решения о размещении объектов на землях площадью 48 кв.м, расположенных по адресу: ****, а именно для размещения линии связи, линейно-кабельных сооружений связи и иных сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство Департаментом земельных отношений администрации г. Перми 09.12.2019г. принято решение № 21-01-07-И-8784 об отказе в размещении объектов на основании п. 2.11.6 административного регламента предоставления Департаментом муниципальной услуги «Выдача решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности на территории г. Перми, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», утвержденного постановлением администрации г. Перми от 10.07.2017 г. № 517, по причине того, что по информации, имеющейся в администрации г. Перми, земли, испрашиваемые для размещения объекта, полностью расположены в границах земельного участка № 5, предусмотренного для формирования в целях размещения объектов инфраструктуры регионального значения (амбулаторно-поликлинических учреждений), согласно экспликации проекта межевания территории, утверждённого постановлением администрации г. Перми от 28.12.2015 г. № 1126 «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной ул. Швецова, ул. Газеты «Звезда», ул. Тимирязева, проспектом Комсомольским в Свердловском районе г. Перми».
Решением Ленинского районного суда г. Перми №2а-950/2020 от 14.05.2020г. вышеуказанное решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми признано незаконным. На Департамент земельных отношений администрации г. Перми возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Данилова А.В. от 25.11.2019г. о размещении объектов (сооружение связи) на землях, расположенных по адресу: ****. В содержании решении суда указано на наличие у Департамента земельных отношений администрации г. Перми права в случае заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ** и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на принятие решения о прекращении действия решения о размещении объектов.
Заместителем главы города Перми-начальником Департаментом земельных отношений администрации г. Перми 17.12.2019г. направлено в адрес Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края предложение об организации в соответствии с утверждённым проектом межевания территории, а также исключения вкрапливания и чересполосицы с существующей красной линией организовать работы по образованию проектируемого земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земельного участка.
Временно исполняющим обязанности губернатора Пермского края Д.Н. Махониным 06.03.2020 г. в соответствии со ст. 39.27 Земельного кодекса РФ, ч.1 ст. 26.12 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», ст. 3 Закона Пермского края от 01.07.2009г. № 463-ПК «О полномочиях органов государственной власти в сфере земельных отношений», постановлением администрации г. Перми от 28.12.2015г. № 1126 «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной ул. Швецова, ул. Газеты «Звезда», ул. Тимирязева, проспектом Комсомольским в Свердловском районе г. Перми» издано распоряжение Правительства Пермского края № 42-р «О перераспределении земель», которым поручено заключить с муниципальным образованием «Город Пермь» соглашение о перераспределении земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации-Пермского края, с кадастровым номером: ** площадью 6261 кв.м., распложенного по адресу: ****, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: под амбулаторно-поликлинические учреждения, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с проектом межевания территории, утверждённым постановлением администрации г. Перми от 28 декабря 2015 г. № 1126 «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной ул. Швецова, ул. Газеты «Звезда», ул.Тимирязева, проспектом Комсомольский в Свердловском районе г. Перми» (строка 5 экспликации).
Пунктом 2 данного распоряжения на Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края возложена обязанность от имени субъекта Российской Федерации - Пермского края подписать соглашения, указанные в п.1 настоящего соглашения.
Как следует из пояснительной записки Министра по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Н.Н. Гончарова к проекту распоряжения Правительства Пермского края «О перераспределении земель», земельный участок с кадастровым номером: ** площадью 6261 кв.м. по адресу: **** находится в собственности субъекта Российской Федерации-Пермского края, данный земельный участок включен в проект межевания территории, утверждённый постановлением администрации г. Перми от 28 декабря 2015 г., указанным проектом межевания территории предполагается образование земельного участка площадью 6427 кв.м. путем перераспределения земельного участка с землями, государственная собственность на которые не разграничена, с целью исключения вкрапления и чересполосицы земельного участка с существующей красной линией. Таким образом, настоящим проектом предлагается принять решение о перераспределение земельного участка с землями, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с утверждённым проектом межевания территории.
25.03.2020г. Министерством управления имуществом и градостроительной деятельности Пермского края главе администрации г. Перми Самойлову Д.И. направлен проект соглашения о перераспределении земель. Между Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края и Департаментом земельных отношений администрации г. Перми заключено 15.05.2020г. соглашение о перераспределении земель № 059-21-01-27/3-18, по условиям которого в соответствии с распоряжением Правительства Пермского края от 06.032020г. № 42-рп «О перераспределении земель» стороны достигли соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: ** площадью 6261 кв.м, расположенного по адресу: ****, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под амбулаторно-поликлинические учреждения, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации - Пермского края с землями, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с проектом межевания территории (строка № 5 экспликации земельных участков), утверждённым постановлением администрации г. Перми от 28 декабря 2015 г. № 1126 «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной ул. Швецова, ул. Газеты «Звезда», ул. Тимирязева, проспектом Комсомольским в Свердловском районе г. Перми».
Согласно п. 1.2 данного соглашения Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края обеспечивает образование земельного участка общей площадью 6427 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов, находящегося по адресу: **** с видом разрешенного использования: под амбулаторно-поликлинические учреждения в соответствии с документацией по планировке территории.
В соответствии с п. 1.3 оспариваемого соглашения в результате перераспределения право собственности на вновь образованный земельный участок возникает у Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края с момента государственной регистрации права собственности на него в органе, осуществляющем государственный кадастровый учета и государственную регистрацию прав.
Департамент земельных отношений администрации г. Перми 03.06.2020 г. направил в адрес Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края подписанные сторонами соглашение о перераспределении земель от 15.05.2020г. для обеспечения исполнения условий данного соглашения.
Департаментом земельных отношений администрации г. Перми во исполнение решения Ленинского районного суда г. Перми от 14.05.2020г. и апелляционного определения Пермского краевого суда от 10.08.2020г. рассмотрено повторно заявление Данилова А.В. о выдаче решения о размещении линии связи, линейно-кабельных сооружений связи и иных сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, по результатам которого 14.09.2020 г. принято решение № 21-01-07-И-4905 об отказе в размещении данных объектов на основании пунктов 2.11.1, 2.11.2 административного регламента предоставления Департаментом муниципальной услуги «Выдача решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности на территории г. Перми, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», утвержденного постановлением администрации г. Перми, поскольку испрашиваемые земли расположены в границах земельного участка с кадастровым номером: ** площадью 6427 кв.м. Согласно данным из ЕГРН от 12 сентября 2020 г. № ** в отношении земельного участка с кадастровым номером: ** зарегистрировано право собственности субъекта РФ - Пермский край право постоянного (бессрочного) пользования ГБУЗ ПК «ДКБ им. Пичугина П.И.».
В результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером: ** образовался земельный участок с кадастровым номером: **, в котором располагаются земли площадью 48 кв.м., истребованные Давыдовым А.В. по заявлению о выдаче решения о размещении объектов от 29.11.2019 г. № 21-01-07-П9498, что подтверждается заключением кадастрового инженера М. от 12.04.2021г. и приложенными к нему схемами границ земельных участков до перераспределения и после перераспределения.
03..03.2021г. Данилов А.В. обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ему информации об исполнении решения Ленинского районного суда г. Перми от 14.05.2020г. по делу № 2а-950/2020 и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 10.08.2020г. по делу № 33а-6831/2020, в ответ на которое Департамент сообщил о том, что его заявление от 29.11.2019г. вх № 21-01-07-П9498 о выдаче решения о размещении линий связи, линейно-кабельных сооружений связи и иных сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, на землях 48 кв.м, распложённых севернее дома по ул. **** в Свердловском районе г. Перми, рассмотрено. По результатам принято решение об отказе в размещении объекта, поскольку испрашиваемые им земли распложены в границах земельного участка с кадастровым номером: **:542 площадью 6 427 кв.м., на которые зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Пермский край и право постоянного (бессрочного) пользования ГБУЗ ПК «ДКБ им Пичугина П.И.», о чем ему сообщено письмом Департамента от 14.09.2020 г. № 21-01-07-И4905.
Разрешая спор, руководствуясь положения Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края является уполномоченным органом на заключение с Департаментом земельных отношений администрации г. Перми соглашения о перераспределении земельных участков. Нарушений порядка и процедуры заключения оспариваемого соглашения о перераспределении земельных участков судом не установлено. Проект межевания истцом в установленном законом порядке не оспорен. При формировании земельного участка с кадастровым номером: **:542 нарушений п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допущено. Нарушение прав Данилова А.В. в результате заключения оспариваемого соглашения о перераспределении земельных участков также не установлено. Решением Ленинского районного суда г. Перми от 14.05.2020г. на Департамент земельных отношений администрации г. Перми не возлагалась обязанность выдать Данилову А.В. решение о размещении объекта сооружения связи на вышеуказанном земельном участке. До обращения Данилова А.В. в ноябре 2019 г. в Департамент с заявлением о выдачи решения на размещение сооружения связи Департаментом земельных отношений администрации г. Перми не скрывался тот факт, что ведутся работы по заключению соглашения о перераспределении земельных участков на основании проекта межевания, что также являлось предметом оценки Ленинского районного суда г. Перми. Сооружение сотовой связи не является объектом недвижимости, такая конструкция представляет собой сборно-разборную металлическую конструкцию, предназначенную для крепления радиопередающих устройств сотовой связи, сооружения связи, предусматривающую возможность ее демонтажа и перемещения без несоразмерного ущерба ее назначению. Металлическая конструкция объекта сооружения связи после разбора находится у истца, в связи чем он не лишен возможности просить разрешение на размещение сооружения связи на другом земельном участке.
Судебная коллегия считает правовую позицию суда первой инстанции правильной, отвечающей установленным по делу обстоятельствам и материалам дела, выводы суда - мотивированными, не противоречащими нормам материального права, регулирующим спорные правовые отношения, постановленными в отсутствие существенных нарушений норм процессуального права. Доводы жалобы не являются основанием к отмене оспариваемого решения в силу следующего.
Истец, оспаривая вышеуказанное соглашение о перераспределении земельных участков, ссылается на положения ст. 168 ГК РФ, наличие в действиях ответчиков злоупотребление правом.
В соответствии с п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2).
В силу п. 3 ст. 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания соглашения о перераспределении земельных участков в силу п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ основаны на верном толковании норм материального права.
На основании п. 4 ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Согласно ст. 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 26.12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии сКонституциейРоссийской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 15 декабря 2006 г. № 88-п, Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, преимущественно осуществляющим функции: по управлению и распоряжению государственным имуществом (за исключением жилых помещений) Пермского края, в том числе в области земельных отношений и интеллектуальной собственности.
Распоряжением Правительства Пермского края № 42-р «О перераспределении земель» от 6 мая 2020 г. Министерству поручено заключить с муниципальным образованием «Город Пермь» соглашение о перераспределении земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации-Пермского края, с кадастровым номером: ** площадью 6261 кв.м, распложенного по адресу: ****, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: под амбулаторно-поликлинические учреждения, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с проектом межевания территории, утверждённым постановлением администрации г. Перми от 28 декабря 2015 г. № 1126 «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной ул. Швецова, ул. Газеты «Звезда», ул.Тимирязева, проспектом Комсомольский в Свердловском районе г.Перми» (строка 5 экспликации).
Выводы суда первой инстанции о том, что Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края является уполномоченным органом на заключение с Департаментом земельных отношений администрации г. Перми соглашения о перераспределении земельных участков, являются правильными, в связи с чем доводы жалобы, что Департамент земельных отношений администрации г. Перми является единственным уполномоченным органом, осуществляющим управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, несостоятельны.
Доводы жалобы о том, что поскольку земельным законодательством РФ не предусмотрен специальный порядок заключения соглашения о перераспределения земель, следует руководствоваться административным регламентом представления Департаментом земельных отношений администрации г. Перми муниципальной услуги «Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утверждённым постановлением администрации г. Перми от 12 октября 2015 г. № 744, несостоятельны, в данном случае административный регламент не может применяться, поскольку регулирует вопросы перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной и частной собственности.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с ГрадостроительнымкодексомРоссийской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ проект межевания территории должен включать в себя перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования.
Согласно пунктам 1, 2 ч. 1 ст. 39.27 Земельного кодекса РФперераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в случае, если:
- все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута.
-земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута.
Проектом межевания, утвержденным постановлением администрации г. Перми № 1126 от 28.12.2015г., предусмотрено образование земельного участка № 5 площадью 6427 кв.м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером **:6 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с разрешенным использованием – под амбулаторно-поликлиническое учреждение. Согласно пояснительной записки к проекту межевания территории, ограниченной ул. Швецова, ул. Газеты «Звезда», ул. Тимирязева, проспектом Комсомольским в Свердловском районе г. Перми для земельного участка № 5 под жилые амбулаторно-поликлинические учреждения по ул. **** проектом межевания предложено изменить границы и площадь путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: **:6 и городской земли с учетом границы территориальной законы и красной линии. Площадь обременения для обеспечения доступа к земельным участкам №№ 6, 17-478 кв.м. Целью данного перераспределения земельных участков являлось исключение вкрапления и чересполосицы земельного участка с существующей красной линией.
Проект межевания истцом в установленном законом порядке не оспорен. Относимых и допустимых доказательств, подтверждающих нарушение положений ст. 11.9 Земельного кодекса РФ при формировании земельного участка с кадастровым номером **:542, ухудшения характеристик исходного земельного участка, истцом суду не представлено.
Из доводов жалобы следует, что в результате перераспределения земель истец лишился, как он считает, того, на что был вправе справедливо рассчитывать – предоставление земельного участка, вошедшего в состав вновь образованного, под размещение сооружения сотовой связи. Вывод суда первой инстанции о том, что истцом не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемой сделкой, является правильным. Гражданское и гражданское процессуальное законодательство, конкретизирующие положения статьи 46 Конституции РФ, исходят, по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Из материалов дела следует, что сооружение сотовой связи возводилось истцом на земельном участке без разрешения на его строительство, без предоставления земельного участка и установления сервитута, то есть без возникновения исключительных прав истца на земельный участок. Действие решения о размещении объектов № 1120 от 20.11.2017г. прекращено в 2018 году. На основании вступившего в законную силу решения суда сооружение связи на земельном участке, расположенном по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Газеты Звезда, севернее дома № **, снесено. Решением Ленинского районного суда г. Перми от 14.05.2020г. на Департамент земельных отношений администрации г. Перми не возлагалась обязанность выдать Данилову А.В. решение о размещении объекта сооружения связи на вышеуказанном земельном участке. Проект межевания территории, ограниченной ул. Швецова, ул. Газеты «Звезда», ул. Тимирязева, проспектом Комсомольским в Свердловском районе г. Перми был утвержден задолго до выдачи истцу разрешения на размещение сооружения, постановление администрации г. Перми № 1126 от 28 декабря 2015 г. «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной ул. Швецова, ул. Газеты «Звезда», ул. Тимирязева, проспектом Комсомольский в Свердловском районе г. Перми» истцом не оспорено, недействительным не признано.
При таких обстоятельствах, никаких прав и охраняемых законом интересов истца в результате совершения оспариваемой сделки нарушено не было.
В нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каких-либо относимых, допустимых доказательств, подтверждающих намерение ответчиков не исполнять решение суда, что является, по мнению апеллянта, основанием для признания сделки недействительной (ничтожной) по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ, Даниловым А.В. суду не представлено.
Под злоупотреблением правом понимается поведение управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему права, сопряженное с нарушением установленных в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации пределов осуществления гражданских прав, осуществляемое с незаконной целью или незаконными средствами, нарушающее при этом права и законные интересы других лиц и причиняющее им вред или создающее для этого условия.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 1 постановления Пленума от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" добросовестным поведением, является поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Статья 10 ГК РФ возлагает обязанность доказывания неразумности и недобросовестности действий участника гражданских правоотношений на лицо, заявившее требования.
Между тем, ссылаясь на обстоятельства злоупотребления правами со стороны ответчиков при заключении оспариваемого соглашения, истец в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ достаточных и достоверных доказательств этим доводам не представил, тогда как по общему правилу, приведенному в п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Оценивая представленные сторонами доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для признания оспариваемого соглашения о перераспределении земель от 15.05.2020г. недействительным не имеется.
Доводы жалобы о том, что судом неверно дана оценка доказательствам, не являются основанием к отмене решения суда, так как право оценки доказательств в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принадлежит не сторонам, а суду первой инстанции, который вправе оценивать представленные сторонами доказательства по своему внутреннему убеждению.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 199,328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Перми от 17 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Данилова Александра Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.02.2022 года.