ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3247/19 от 03.03.2020 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Зобова Н.А. Дело № 2-3247/2019

33-1106/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 марта 2020 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Шевченко С.В.

судей Мариной С.В., Гарматовской Ю.В.

при ведении протокола

помощником судьи Протас И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 и ФИО2 на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 04 декабря 2019 года, которым постановлено:

Взыскать с ФИО1, ФИО2 в солидарном порядке в местный бюджет администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» денежные средства в размере 1473327 (один миллион четыреста семьдесят три тысячи триста двадцать семь) рублей 00 копеек.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 7783,32 (семь тысяч семьсот восемьдесят три) рубля 32 копейки.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 7783,32 (семь тысяч семьсот восемьдесят три) рубля 32 копейки.

Заслушав доклад судьи Мариной С.В., объяснения представителя ФИО2 и ФИО1 – ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления сельского хозяйства администрации МО «Зеленоградский городской округ» – ФИО4, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» обратилось в суд с иском к ФИО1, ФИО2 о взыскании денежных средств, указав в его обоснование, что 06 октября 2015 года между главой крестьянско-фермерского хозяйства О. и Управлением сельского хозяйства и социально-экономического развития администрации муниципального образования «Зеленоградский район» было заключено соглашение № 4 об участии в реализации мероприятия «Поддержка начинающих фермеров» государственной программы Калининградской области «Развитие сельского хозяйства». Протоколом заседания конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора участников мероприятия «Поддержка начинающих фермеров» государственной программы Калининградской области «Развитие сельского хозяйства» от 28 сентября 2015 года О. был признан победителем конкурсного отбора и приобрел право на получение гранта в сумме 1473327 рублей и единовременной помощи в сумме 50000 рублей. Данные денежные средства были перечислены на лицевой счет О. За средства гранта в сумме 1473327 рублей, а также за собственные средства в размере 163703 рубля, предусмотренные условиями получения гранта, О. были приобретены сельскохозяйственная техника и семенной картофель. 27 июня 2017 года О. умер. Наследниками по закону к его имуществу являются его супруга - М. и дочери ФИО1 и ФИО2 М. отказалась от причитающейся ей по закону доли наследства в пользу ФИО5 и ФИО2 Ответчикам выданы свидетельства о праве на наследство по закону на трактор и полуприцеп. Информация о местонахождении остального имущества, приобретенного за счет средств гранта, отсутствует. 06 октября 2015 года О. принял на себя обязательства о предоставлении отчетности согласно приложению № 9 к приказу Министерства сельского хозяйства Калининградской области от 22 мая 2015 года № 71. Отчетность об использовании гранта и осуществлении производственной деятельности последний раз была предоставлена им на 01 января 2017 года за 2016 год. В дальнейшем отчетность наследниками не предоставлялась. Кроме того, О. принял на себя обязательство об осуществлении хозяйственной деятельности в течение не менее пяти лет с даты получения гранта, однако в настоящее время деятельность крестьянским (фермерским) хозяйством не ведется. Между тем, обязательства О. являются предметом наследования и должны исполняться наследниками главы крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии с пунктами 12, 13 Приложения № 4 к Постановлению Правительства Калининградской области от 23 апреля 2015 года № 233, в случае невыполнения обязательств, бюджетные средства в полном объеме подлежат возврату на счет уполномоченного органа для возврата в областной бюджет. Ответчики были уведомлены о необходимости добровольного возврата бюджетных средств, однако ответа от них не последовало, денежные средства ими не возвращены, деятельность крестьянским (фермерским) хозяйством не ведется, принятые на себя О. обязательства не исполняются.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил взыскать с ответчиков в солидарном порядке денежные средства в сумме 1473327 рублей для возврата их в бюджет.

Разрешив эти требования, суд постановил изложенное выше решение.

В своей апелляционной жалобе ФИО2 и ФИО1 в лице своего представителя ФИО3, полагая решение суда незаконным и необоснованным, просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Управления сельского хозяйства администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ»в полном объеме. Ссылаются на то, что выводы суда в оспариваемом судебном постановлении не основаны на нормах материального права, считают, что правоотношения между истцом и О., связанные с предоставлением ему в рамках целевой программы гранта в форме безвозмездной и невозвратной субсидии на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, неразрывно связаны с личностью наследодателя, вытекающие из них обязательства не являются долгом наследодателя в том смысле, который заложен в положениях статьи 1175 ГК РФ.

Настаивают на том, что стоимость принятого ответчиками в порядке наследования имущества значительно ниже суммы, заявленной истцом к взысканию, что необоснованно, по их мнению, не было принято судом во внимание.

Считают, что поскольку грант наследодателю был предоставлен Правительством Калининградской области, Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» является ненадлежащим истцом.

Управлением сельского хозяйства администрации МО «Зеленоградский городской округ» на апелляционную жалобу принесены письменные возражения, в которых, полагая решение суда законным и обоснованным, истец просит оставить его без изменения.

Проверив законность и обоснованность вынесенного судом решения в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив поданную апелляционную жалобу и возражения на неё, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

В силу положений статьи 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Согласно статье 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323).

Возможность наследования фермерского хозяйства в случае смерти его главы, даже если он был его единственным членом, помимо общих норм, предусмотрена также положениями пункта 1 статьи 21 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и пункта 3 статьи 1179 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1179 Гражданского кодекса РФ, в случае, когда после смерти члена крестьянского (фермерского) хозяйства это хозяйство прекращается, в том числе в связи с тем, что наследодатель был единственным членом хозяйства, а среди его наследников лиц, желающих, чтобы осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности продолжалось, не имеется, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит разделу между наследниками по правилам статьи 258 и статьи 1182 Гражданского кодекса РФ.

Статьей 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что субсидии производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.

В силу положений статьи 21 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» смерть членов фермерского хозяйства является основанием для его прекращения только тогда, когда нет наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства.

Правоотношения по использованию средств грантов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами урегулированы специальными нормами права.

Так, согласно статьям 4 и 6 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого предпринимательства, в отношении которых осуществляется государственная политика, направленная на обеспечение благоприятных условий для их развития, оказание им содействия, обеспечение самозанятости. Эти цели и принципы государственной политики достигаются, в том числе, путем оказания им финансовой поддержки за счет средств бюджета, выделяемых в форме субсидий и грантов.

Постановлением Правительства Калининградской области от 23 апреля 2015 года № 233 «О реализации мероприятия «Поддержка начинающих фермеров» государственной программы Калининградской области «Развитие сельского хозяйства», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, были утверждены: состав конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора участников мероприятия «Поддержка начинающих фермеров» государственной программы Калининградской области «Развитие сельского хозяйства», Положение о конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора участников мероприятия «Поддержка начинающих фермеров» государственной программы Калининградской области «Развитие сельского хозяйства», Порядок проведения конкурсного отбора участников мероприятия «Поддержка начинающих фермеров» государственной программы Калининградской области «Развитие сельского хозяйства», Правила предоставления субсидий главам крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках реализации мероприятия «Поддержка начинающих фермеров» государственной программы Калининградской области «Развитие сельского хозяйства».

Как следует из материалов дела, решением Конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора участников мероприятия «Поддержка начинающих фермеров» государственной программы Калининградской области «развитие сельского хозяйства» от 23 сентября 2015 года О. был признан победителем конкурсного отбора участников данного мероприятия. Данным решением также был утвержден представленный О.план расходов и установлен размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства – 1 473 327 рублей.

06 октября 2015 года между Управлением сельского хозяйства администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» и главой крестьянского (фермерского) хозяйства О. было заключено соглашение № 4 об участии в реализации мероприятия «Поддержка начинающих фермеров» государственной программы Калининградской области «Развитие сельского хозяйства», согласно которому О. предоставлен грант в форме субсидии на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 1473327 рублей.

В свою очередь О. обязался осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет с даты получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, обеспечить целевое использование полученных бюджетных денежных средств, предоставлять отчетность, а также возвратить денежные средства в добровольном порядке в случаях и в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Калининградской области от 23 апреля 2015 года № 233 «О реализации мероприятия «Поддержка начинающих фермеров» государственной программы Калининградской области «Развитие сельского хозяйства».

Денежные средства в общей сумме 1 473 327 рублей были перечислены на лицевой счет главы крестьянского фермерского хозяйства О. 30 октября 2015 года и были использованы им по целевому назначению – на приобретение сельскохозяйственной техники и семенного картофеля.

Таким образом, денежные средства в форме субсидии были предоставлены О. строго целевым назначением - исключительно на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства с условием осуществления им хозяйственной деятельности в течение не менее 5 лет с даты получения гранта.

27 июня 2017 года О. умер. Отчетность об использовании гранта и осуществлении производственной деятельности по установленным формам была им предоставлена только за 2016 год.

Его наследниками по закону, принявшими наследство, являются его дочери - ФИО1 и ФИО2 (по 1/2 доли каждая).

Также судом установлено и подтверждается материалами дела, что наследодатель О. являлся единственным членом крестьянского (фермерского) хозяйства и его главой и был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

После его смерти ФИО1 и ФИО2, принявшие наследство, в том числе имущество, использовавшееся наследодателем для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, включая приобретенное за счет бюджетных денежных средств, не выразили желание продолжить эту деятельность.

Ответчики в ходе рассмотрения дела не оспаривали факт того, что после 2016 года хозяйственная деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства не осуществлялась, имущество, приобретенное за счет гранта после этого для развития К(Ф)Х не использовалось, отчеты об использовании гранта и осуществлении производственной деятельности по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Калининградской области, в уполномоченный орган не представлялись. Доказательств обратного в материалы дела ими не представлено.

Между тем, невыполнение данных обязательств в силу положений пункта 12 Правил предоставления субсидий главам крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках реализации мероприятия «Поддержка начинающих фермеров» государственной программы Калининградской области «Развитие сельского хозяйства», утвержденных постановлением Правительства Калининградской области от 23 апреля 2015 года № 233, влечет безусловное возвращение денежных средств в полном объеме (вне зависимости от причин такого неисполнения и периода фактического осуществления деятельности К(Ф)Х) на счет уполномоченного органа для возврата в областной бюджет.

С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку наследники О. не выразили желание продолжить деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, не выполняют его обязательства по использованию средств гранта исключительно для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта, у ответчиков возникла обязанность по возвращению в бюджет денежных средств, полученных О. в качестве гранта.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, правильно руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о том, что обязательства наследодателя по целевому использованию средств гранта не относятся к личным неимущественным правам, неразрывно связанным с личностью О., не подлежащим включению в состав наследства.

При этом суд обоснованно указал на то, что действующее правовое регулирование не содержат запрета на переход спорных имущественных обязательств главы крестьянского (фермерского) хозяйства в случае его смерти к наследникам.

К наследникам главы крестьянского (фермерского) хозяйства переходят его права, к числу которых, относится и право на продолжение деятельности фермерского хозяйства, а значит и право на использование средств господдержки, предоставленных для развития этого хозяйства, и соответственно обязанность по их использованию строго по целевому назначению в соответствии с требованиями законодательства и условиями соглашения, а при несоблюдении этого требования – по их возврату в бюджет.

Такие выводы в решении суда подробно мотивированы, оснований не согласиться с ними не имеется.

Принимая во внимание характер заявленных истцом требований, установленные по делу обстоятельства, а также имеющиеся в деле доказательства, не могут быть признаны состоятельными и ссылки в апелляционной жалобе на то, что размер взыскания превышает стоимость приобретенного на средства гранта имущества.

Не основано на положениях действующего законодательства и утверждение в жалобе о том, что поскольку грант был предоставлен Правительством Калининградской области, истец не вправе заявлять требование об их возврате.

Такое право истца, как уполномоченного органа, было прямо предусмотрено положениями пунктов 12, 13 вышеназванных Правил предоставления субсидий главам крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках реализации мероприятия «Поддержка начинающих фермеров» государственной программы Калининградской области «Развитие сельского хозяйства», утвержденных постановлением Правительства Калининградской области от 23 апреля 2015 года № 233, согласно которым денежные средства подлежат возврату на счет уполномоченного органа для последующего возврата в областной бюджет, а при неурегулировании вопроса о возврате бюджетных средств в добровольном порядке, уполномоченный орган обеспечивает возврат средств в судебном порядке.

В настоящее время такими полномочиями истец наделен Законом Калининградской области от 25 апреля 2013 года № 226 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отдельными государственными полномочиями Калининградской области по поддержке сельского хозяйства» и постановлением администрации МО «Зеленоградский городской округ» от 22 июля 2015 года № 1196.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы по существу выводы суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с ними, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.

Решение вынесено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 04 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: