ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3249/19 от 03.10.2019 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Свиридова Ж.А.

дело № 2-3249/2019

№ 33-2959-2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

3 октября 2019 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

Брандиной Н.В.

ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское по иску ФИО4 к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Мурманска о включении периодов деятельности в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в льготном исчислении, обязании назначить пенсию

по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 6 мая 2019 г.,которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО4 к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Мурманска о включении периодов деятельности в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в льготном исчислении и обязании назначить пенсию - отказать».

Заслушав доклад судьи Брандиной Н.В., выслушав объяснения ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске ФИО5, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

ФИО4 обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Мурманска (после реорганизации в форме присоединения - ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске, далее ГУ – УПФ РФ в г. Мурманске) о включении периодов деятельности в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении, обязании назначить пенсию.

В обоснование иска и в дополнениях к нему истец указал, что 12 декабря 2018 г. он обратился в ГУ – УПФ РФ в Октябрьском округе г. Мурманска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако пенсионный орган отказал в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа.

При исчислении страхового стажа периоды его работы с 1 марта 1983 г. по 31 августа 1985 г. и с 9 сентября 1985 г. по 20 февраля 1989 г. учтены ответчиком в календарном порядке, поскольку не представлены срочные трудовые договоры о работе в районе Крайнего Севера, в связи с чем страховой стаж составил 22 года 06 месяцев 06 дней, с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера до 1 января 2002 г., при требуемом не менее 25 лет.

Полагал решение ГУ – УПФ РФ в Октябрьском округе г. Мурманска незаконным по причине неправильного определения страхового стажа, так как спорные периоды его работы (трудовой деятельности) подлежали исчислению по ранее действовавшему пенсионному законодательству в льготном исчислении (год за полтора года). Также указал на необоснованное невключение пенсионным органом в страховой стаж периода его работы в 2018 году.

Уточнив исковые требования, истец просил признать незаконным и отменить решение пенсионного органа от 12 марта 2019 г., признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии, обязать ответчика включить в стаж для назначения пенсии периоды работы с 1 марта 1983 г. по 31 августа 1985 г. и с 9 сентября 1985 г. по 20 февраля 1989 г. в льготном исчислении, период работы в 2018 году, назначить пенсию с 12 декабря 2018 г.

Истец ФИО4 в судебном заседании просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в Октябрьском округе г. Мурманска ФИО5 иск не признала.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ФИО4 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о неправильном применении судом норм пенсионного законодательства.

Полагает, при разрешении спора суд должен был руководствоваться нормативными правовыми актами, действующими в период осуществления им трудовой деятельности, в частности Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 г. № 530/П-28 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Постановлением Совмина СССР от 29 мая 1948 г. № 1840 «Об упорядочении распределения и использования молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения», Приказом Минвуза СССР от 30 июля 1980 г. № 870 «О введении в действие Положения о межреспубликанском, межведомственном и персональном распределении молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения».

По мнению подателя жалобы, полученное им как молодым специалистом после окончания среднего специального учебного заведения направление по распределению в организацию с обязанностью отработки сроком три года, на что указано в приказе *** от 3 марта 1983 г. № *, является подтверждением заключения между ним и государством, в лице Министерства рыбного хозяйства СССР, срочного трудового договора сроком на три года и, следовательно, отвечает требованиям Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 г. № 530/П-28.

Настаивает на том, что имеющиеся в материалах дела копии трудовой книжки, приказов о принятии на работу, подтверждают его доводы о том, что в спорном периоде он работал по срочному трудовому договору.

Указывает, что в соответствии со статьей 18 КЗоТ РСФСР до октября 1992 года заключение договора в письменной форме не являлось обязательным, трудоустройство осуществлялось на основании заявления, приказа и внесения записи в трудовую книжку.

Обращает внимание, что при разрешении спора суд руководствовался нормой пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в редакции, которая не действовала на момент его обращения в пенсионный орган.

Ссылаясь на то, что его мать приехала в город Мурманск из ... области в порядке общественного призыва, применительно к положениям Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 11 марта 1960 г. № 342/П-7 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», которым предусмотрено предоставление льгот работникам, прибывшим в порядке общественного призыва на работу в районы Крайнего Севера, и членам их семей, без заключения с ними срочных трудовых договоров, в том числе при назначении пенсии, исчисленной за работу в районах Крайнего Севера за период с 1 марта 1960 г., полагает, данное обстоятельство являлось основанием для подсчета спорного стажа в льготном исчислении - один год работы как один год и шесть месяцев.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ГУ – УПФ РФ в г. Мурманске просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Поскольку решение суда не обжалуется в части периода работы истца с 1 января по 31 декабря 2018 г., который на дату рассмотрения судом дела ответчиком включен как в страховой стаж, так и в стаж работы в районах Крайнего Севера, в соответствии с частью 1, абзацем первым части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции лишь в обжалуемой части, в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО4, _ _ года рождения, с 3 октября 2006 г. является получателем пенсии за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

12 декабря 2018 г. ФИО4 обратился в ГУ – УПФ РФ в Октябрьском округе г. Мурманска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Решением ГУ – УПФ РФ в Октябрьском округе г. Мурманска от 12 марта 2019 г. № 304712 ФИО4 отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа.

При определения права на страховую пенсию пенсионный орган установил, что документально подтвержденный стаж, учтенный по состоянию на 31 декабря 2017 г., составил: страховой стаж – 22 года 06 месяцев 06 дней (с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера до 1 января 2002 г.), при требуемом не менее 25 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера - 19 лет 07 месяцев 12 дней, при требуемом не менее 15 лет.

При этом периоды работы истца с 1 марта 1983 г. по 31 августа 1985 г., с 9 сентября 1985 г. по 20 февраля 1989 г. учтены пенсионным органом в стаж в календарном порядке, с указанием на то, что льготное исчисление периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (год за полтора года) применялось только при заключении срочного трудового договора, тогда как заявителем срочные трудовые договоры не представлены.

Кроме того, в соответствии со статьями 11, 14, частью 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г., утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, из подсчета страхового стажа исключены период службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет с 1 сентября 1978 г. по 29 декабря 1982 г., с 30 декабря 1992 г. по 2 октября 2006 г.; из подсчета страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера исключены периоды нахождения в резервах без оплаты с 14 по 17 апреля 1984 г., с 28 августа по 3 сентября 1988 г., с 9 по 17 мая 1991 г., с 19 по 25 июня 1991 г.

Судом также установлено, что с учетом включения пенсионным органом в период рассмотрения дела в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периода работы истца с 1 января по 31 декабря 2018 г., страховой стаж ФИО4 на дату подачи заявления о назначении пенсии составил 23 года 05 месяцев 19 дней (с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера до 1 января 2002 г.), при требуемом не менее 25 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера более 20 лет, при требуемом, не менее 15 лет.

Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении требования о включении периодов работы с 1 марта 1983 г. по 31 августа 1985 г. и с 9 сентября 1985 г. по 20 февраля 1989 г. в страховой стаж в льготном исчислении, правильно применив законодательство, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения, исследовав собранные по делу доказательства, суд обоснованно исходил из того, что действовавшее в спорном периоде законодательство предусматривало возможность подсчета стажа работы в льготном исчислении (год за полтора года) лишь для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям по срочному трудовому договору.

Установив, что истцом не представлены срочные трудовые договоры, на основании которых он работал в спорном периоде, суд пришел к верному выводу о том, что периоды работы истца с 1 марта 1983 г. по 31 августа 1985 г. и с 9 сентября 1985 г. по 20 февраля 1989 г. правильно засчитаны пенсионным органом в страховой стаж в календарном порядке.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на установленных по делу обстоятельствах, представленных суду доказательствах, которым в совокупности дана оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильном применении норм материального права.

На основании части 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

В соответствии со статьями 8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), вступившего в силу с 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», Законом СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» (в период до 1 января 1992 г.), Законом РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (в период с 1 января 1992 г. по 31 декабря 2001 г.), Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г.) и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 (данный документ применяется в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации с учетом постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665) (действовавшего в период работы истца), работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

В соответствии с пунктом «д» статьи 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставлены дополнительно льготы, в том числе, один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.

Льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.

Порядок предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностям, был установлен также Инструкцией, утвержденной постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 г. № 530/П-28, которой предусматривалось, что льготы по исчислению общего стажа предоставлялись работникам переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года.

При разрешении спора суд первой инстанции, проанализировав приведенные правовые нормы, пришел к правильному выводу о том, что юридически значимыми обстоятельствами, дающими основания для исчисления работнику, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, трудового стажа в льготном порядке, являются обстоятельства заключения с такими работниками трудовых договоров в зависимости от того, по какому основанию работник прибыл в районы Крайнего Севера и местности, приравненные к таким районам.

Как следует из записей в трудовой книжке ФИО4, 1 марта 1983 г. истец принят на должность матроса в Мурманскую группу Беломорской базы гослова, 7 апреля 1983 г. – 3 помощником капитана, 13 мая 1983 г. – 4 помощником капитана, 10 ноября 1983 г. – 3 помощником капитана, 11 января 1984 г. откомандирован временно на 1 рейс в Мурманский биологический институт, 1 февраля 1984 г. возвратился в базу – 3 помощником капитана, 31 августа 1985 г. уволен по собственному желанию в связи с направлением в Мурманское высшее инженерное морское училище на ускоренный срок обучения (статья 31 КЗоТ РСФСР); 9 сентября 1985 г. принят 3 помощником капитана временно в Мурманскую группу Беломорской базы гослова, 10 мая 1988 г. - матрос 1 класса, 20 февраля 1989 г. уволен в распоряжение училища для продолжения учебы.

При этом срочные трудовые договоры истцом не представлены. Трудовая книжка не содержит сведений о работе ФИО4 в Мурманской группе Беломорской базы гослова в спорные периоды на основании срочных трудовых договоров.

Отсутствуют сведения о заключении с истцом в спорный период срочных трудовых договоров и в представленных им личной карточке, архивной справке с выписками из приказов, справке, уточняющей особый характер работы, которые, вопреки доводам в жалобе, исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

В связи с тем, что срочные трудовые договоры истцом суду представлены не были и в материалах дела отсутствуют доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости в соответствии с положениями статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждающие его право на предоставление льгот, установленных статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г., суд первой инстанции обоснованно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требований ФИО4 о включении спорных периодов работы в Мурманской группе Беломорской базы гослова в страховой стаж в льготном исчислении.

Необходимо также отметить, что при установлении льготных условий приобретения права на назначение пенсии по старости законодатель вправе вводить особые правила исчисления стажа, что само по себе не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства.

Правовых доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, апелляционная жалоба истца не содержит.

Довод в жалобе о том, что прибытие матери истца в город Мурманск в порядке общественного призыва на работу в районы Крайнего Севера предусматривает предоставление льгот работникам и членам их семей, без заключения с ними срочных трудовых договоров, в том числе при назначении пенсии, исчисленной за работу в районах Крайнего Севера за период с 1 марта 1960 г., подлежит отклонению, поскольку в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции таких доводов истец не приводил, они не вошли в предмет обсуждения судом первой инстанции, в связи с чем не могут быть предметом оценки суда апелляционной инстанции.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 6 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: