ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-324/2021 от 26.10.2021 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Степаненко О.М. УИД39RUS0007-01-2021-000266-72

Дело № 2-324/2021

№ 33-5145/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2021 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Поникаровской Н.В.,

судей Ивановой О.В., Ткач Е.И.

при секретаре Глодян В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 4 августа 2021 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к МУП «ЖКС- г.Багратионовска» о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за потребленную подкачивающими насосами электроэнергию, взыскании уплаченной платы за потребленную подкачивающими насосами электроэнергию, возложении обязанности внести изменения в ведомость электропотребления.

Заслушав доклад судьи Ивановой О.В., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя МУП «ЖКС- г.Багратионовска» - ФИО2, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к МУП «ЖКС-г.Багратионовска», ссылаясь в его обоснование на те обстоятельства, что в связи с изношенностью водопроводных сетей в г.Багратионовске Калининградской области для исключения аварийных ситуаций много лет назад в водопроводной системе было снижено давление воды, в результате чего давление воды в квартирах, расположенных на нижних этажах многоквартирных домов, было ниже установленных требований, а в квартирах на верхних этажах отсутствовало. Для решения этой проблемы в многоквартирном доме <адрес> был установлен подкачивающий насос воды. Плату за потребленную подкачивающим насосом электроэнергию управляющая организация МУП «ЖКС-г.Багратионовска» взыскивает с собственников жилых помещений. Кроме того, в 2019 г. ответчиком был установлен подкачивающий насос в системе отопления, плата за потребленную им электроэнергию также взимается с собственников жилых помещений. Таким образом, помимо оплаты коммунальных услуг по водоснабжению и отоплению собственники жилых помещений вносят плату за потребленную вышеназванными подкачивающими насосами электроэнергию, то есть дважды оплачивают один коммунальный ресурс, что в силу требований действующего законодательства недопустимо.

В этой связи он просит признать незаконными действия МУП «ЖКС-г.Багратионовска» по начислению и взиманию платы за потребленную подкачивающими насосами электроэнергию, взыскать уплаченную плату за потребленную подкачивающими насосами электроэнергию за 2019-2020 гг. в размере 548 руб., возложить на управляющую организацию обязанность внести изменения в ведомость электропотребления, предоставляемую в АО «Янтарьэнергосбыт», внести дополнительно две графы учета расхода электроэнергии на водоснабжение и отопление для вычета объема электроэнергии потребленной на эти нужды из объема электроэнергии потребленной на освещение мест общего пользования.

Решением Багратионовского районного суда Калининградской области от 4 августа 2021 года исковые требования ФИО1 улдовлетрены частично.

Признаны действия МУП «ЖКС-г.Багратионовска» по возложению платы за электроэнергию, потребленную при использовании насоса системы отопления, на собственников помещений многоквартирного дома <адрес> незаконными.

На МУП «ЖКС-г.Багратионовска» возложена обязанность произвести перерасчет платы за 2019-2020 г. за электроэнергию, потребленную при использовании насоса системы отопления, рассчитанную на квартиру <адрес>, и зачесть данные платежи в счет будущей оплаты электроэнергии мест общего пользования, рассчитанной на эту квартиру.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить в части отказа в признании незаконными действий ответчика по начислению и взиманию платы за потребленную подкачивающим насосом холодной воды электроэнергию и принять в указанное части новое решение, которым данные исковые требования удовлетворить. Выражая несогласие с выводами суда, продолжает настаивать на приведенных в иске доводах об обязанности ответчика вернуть истцу плату за электроэнергию, потребленную насосным оборудованием холодного водоснабжения, ссылаясь на аналогичные изложенным в исковом заявлении обстоятельства. Считает незаконным отнесение подкачивающего насоса холодной воды к общему имуществу многоквартирного дома в отсутствие соответствующего решения общего собрания. Полагает, что поскольку управляющая организация обязана предоставить собственникам жилых помещений коммунальную услугу по холодному водоснабжению установленного качества и необходимого объема, при этом в силу условий договора обязана устранять за свой счет все выявленные недостатки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, то возложение на собственников жилых помещений многоквартирного дома платы за потребленную насосом холодного водоснабжения электроэнергию не отвечает требованиям закона. Указывает на то, что в обжалуемой части суд неправильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, неправильно применил нормы материального права, в связи с чем суд пришел к необоснованным выводам, изложенным в решении.

Привлеченные к участию в деле третьи лица, не заявляющие самостоятельные исковые требования, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заявлений об отложении судебного заседания не поступило, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – только в обжалуемой части и в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда в обжалуемой его части, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что многоквартирный дом <адрес> находится в управлении управляющей организации - МУП «ЖКС-г.Багратионовска» на основании договора от 4 сентября 2015 г.

Энергоснабжение данного дома осуществляется в рамках договора энергоснабжения от 1 января 2017 г., заключенного между АО «Янтарьэнергосбыт» и управляющей организацией МУП «ЖКС-г.Багратионовска», которая является исполнителем коммунальных услуг.

По условиям договора МУП «ЖКС-г.Багратионовска» приобретает у гарантирующего поставщика электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества МКД, а объем электроэнергии на индивидуальное потребление граждане оплачивают самостоятельно непосредственно в АО «Янтарьэнергосбыт».

Квартира расположенная на 5-м этаже многоквартирного дома <адрес>, находится в долевой собственности (по 1/3 доле в праве общей долевой собственности) ФИО3 и его несовершеннолетних детей <данные изъяты> В данном жилом помещении зарегистрирован и проживает отец собственника ФИО3 - истец ФИО1, который вносил плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Также из объяснений участвующих в деле лиц и материалов дела судом установлено, что для решения возникшей в многоквартирном доме проблемы, связанной со снижением давления воды в водопроводной системе в г.Багратионовске Калининградской области, в указанном многоквартирном доме был установлен подкачивающий насос воды, который с момента установки и до принятия многоквартирного дома <адрес> в управление МУП «ЖКС-г.Багратионовска» периодически подвергался ремонту, в 2018 г. в связи с ненадлежащим техническим состоянием насоса потребовалась его замена, которая была произведена ответчиком.

Указанные обстоятельства объективно подтверждаются материалами дела и не оспариваются самим истцом.

В обоснование заявленных исковых требований, истец ссылается на незаконность действий управляющей организации по начислению и взиманию платы за потребленную подкачивающим насосом воды электроэнергию, в связи с чем также просит взыскать в свою пользу уплаченные денежные средства за потребленную подкачивающим насосом воды электроэнергию.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными в решении нормами жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, обоснованно пришел к выводу о том, что взимание ответчиком платы за потребленную подкачивающим насосом воды электроэнергию является правомерным.

Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается, поскольку он основан на требованиях закона и соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Разрешая в указанной части спор по существу, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, а также закона подлежащего применению по данному делу, обоснованно исходил из положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой собственник несет бремя содержании имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, пункта 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой, плата за содержание жилого помещения, включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно подпункту "а" пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

Расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 29 Правил).

В силу вышеприведенных положений закона и подзаконных актов, собственник жилого помещения в многоквартирном доме, обязан нести ежемесячные расходы по содержанию принадлежащего ему жилого помещения и общего имущества дома, в том числе за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы истец обязан вносить плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды исходя из объема коммунального ресурса, потребленного при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, к которому относится насосное оборудование холодного водоснабжения.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы правильность вывода суда не исключают.

По правилам части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя: плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме); плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2, часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, содержание общего имущества включает в себя, помимо прочего, приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменены положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ в части включения в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанные изменения согласно части 9 статьи 12 закона применяются с 1 января 2017 г.

Пунктом 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, установлено, что норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме представляет собой количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

С 1 января 2017 г. согласно пунктам 13, 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 "Формулы, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" к Правилам №306.

Пунктом 37 приложения № 1 к Правилам № 306 утверждена формула расчета норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - формула 34 (в которой суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт.ч) соответствующей группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах, является делимым, а общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, - делителем), а также перечень групп оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, по которым рассчитывается расход электрической энергии, к которым относятся, в том числе, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения.

Из положений части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что по общему правилу размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов. Размер такой платы может рассчитываться исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, в том случае, если на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме о таком размере платы.

Из материалов дела следует и не оспаривается истцом, что собственниками помещений в многоквартирном доме по результатам заочного голосования общего собрания 16 августа 2017 г. принято решение о расчете объема потребления коммунального ресурса (электроэнергии) исходя из объема потребления, определяемого по показаниям общедомового прибора учета, (т. 1 л.д. 56-60), соответственно, с этой даты управляющая организация обязана осуществлять расчет размера такой платы на основании указанного решения собственников, при этом как следует из объяснений сторон до указанной даты расчет платы осуществлялся исходя из норматива потребления.

В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Таким образом, поскольку потребляющий электроэнергию насос холодного водоснабжения, обслуживающий более одного помещения, отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме, то его содержание, в том числе оплата электроэнергии на его функционирование, относится именно на собственников помещений многоквартирного дома, а не на управляющую организацию, как ошибочно полагает истец. При этом будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, указанные расходы подлежат возмещению потребителями услуг (собственниками помещений многоквартирного жилого дома) не ресурсоснабжающей организации, а исключительно управляющей организации.

Изложенная истцом правовая позиция о том, что такие расходы по оплате электроэнергии на функционирование установленного в многоквартирном доме насосного оборудования холодного водоснабжения должна нести управляющая организация за счет собственных средств, признается судебной коллегией несостоятельной как основанная на ошибочном толковании приведенных выше положений действующего законодательства применительно к установленным по делу фактическим обстоятельствам дела.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы на оценку законности состоявшегося судебного постановления в обжалуемой части не влияют и правильность выводов суда не исключают.

Нормы материального права применены судом верно. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного по делу решения, судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 4 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи