ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3256/2021 от 08.12.2021 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Пираева Е.А. дело №2-3256/2021 №33-4175/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 8 декабря 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего судьи Белякова А.А.,

судей областного суда Егоровой И.В., Тимофеевой И.П.,

при ведении протокола помощником судьи Суфиомаровой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 30 сентября 2021 года по иску ФИО1 к ООО «Астраханские тепловые сети» о перерасчете коммунальных услуг, взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском, указав, что является собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>

ООО «РЦ Астрахани» формирует и направляет по указанному адресу платежные документы по оплате коммунальных услуг, в том числе, горячая вода, повышающий коэффициент ГВС ФИО2 0.5.

В жилом помещении отсутствует прибор учета горячей воды.

В 2018, 2019 и 2020 годах ответчик допустил превышение максимально допустимой ежегодной продолжительности перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ремонтных и профилактических работ, составлявшей в указанные годы в соответствии с п.4 Приложения № 1 к Правилам 354 и п.3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 - 14 суток.

Вследствие имевших место перерывов в горячем водоснабжении, вызванных действиями ответчика, ответчик регулярно производит перерасчеты по услуге горячая вода в размере платы за объем непредставленной в оплачиваемом периоде горячей воды, рассчитанный исходя из норматива потребления и количества проживающих граждан.

Однако такие перерасчеты необоснованно не включают в себя соответствующее снижение платы за услугу «ГВС ФИО2 0.5» (повышающий коэффициент).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 направила в адрес ответчика обращение о пропорциональном перерасчете по услуге «ГВС ФИО2 0.5» по лицевому счету <***> в сторону уменьшения в соответствии с имевшими место в предыдущих отчетных периодах перерывах в горячем водоснабжении, а также уведомление о превышении в 2018, 2019 и 2020 годах ответчиком максимально допустимой ежегодной продолжительности перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ремонтных и профилактических работ и требование о проведении перерасчета по услуге «горячая вода», предусмотренного п.101 Правил 354 и п.4 Приложения №к Правилам 354.

Возникшие между сторонами разногласия в досудебном порядке не устранены.

При указанных обстоятельствах с учетом уточненных в ходе судебного разбирательства исковых требований ФИО1 просила суд обязать ООО «Астраханские тепловые сети» произвести перерасчет в сторону уменьшения по услуге «ГВС ФИО2 0.5» в соответствии с имевшими место в предыдущих отчетных периодах перерывах в горячем водоснабжении по лицевому счету <***> в жилом помещении по адресу: <адрес>; обязать ООО «Астрахан-ские тепловые сети» произвести перерасчет в сторону уменьшения по услуге «горячая вода» за 2020 год, предусмотренный пунктом 4 Приложения к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, согласно которому за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной за расчетный период, размер платы за коммунальную услугу снижается на 0,15% от размера платы за такой расчетный период, по лицевому счету <***> в жилом помещении по адресу: <адрес>; взыскать с ООО «Астраханские тепловые сети» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., штраф.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала.

Представитель ООО «Астраханские тепловые сети» ФИО3 в судебном заседании исковые треборвания не признал.

Представители ООО «РЦ Астрахани», ООО УК «Союз» в судебном заседании участия не принимали.

Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 30 сентября 2021 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения, как незаконного и необоснованного.

Считает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 и сделал ошибочный вывод о том, что в силу действующего законодательства установленный 14-дневный срок для проведения ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, носит рекомендательный характер, а периоды отключения подачи горячего водоснабжения должны суммироваться.

По мнению подателя жалобы ссылка на СанПиН 2.1.4.2496-09 прямо закреплена в Правилах 354, согласно которым продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

Указанный СанПиН регламентирует отключение горячей воды в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ только в летний период. Ответчик же проводит такие работы в осенний и весенний период и считает, что каждое такое отключение горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. Однако законодателем установлен предельный срок - 14 суток в год, в течение которого ресурсоснабжающая организация вправе отключать горячее водоснабжение в связи с проведением ремонтных и профилактических работ.

Отключение в 2020 году системы горячего водоснабжения на срок более длительный, чем регламентировано в СанПиН 2.1.4.2496-09, является противоправным.

На заседании судебной коллегии ФИО1, представители ООО «РЦ Астрахани», ООО УК «Союз», извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не присутствовали, ФИО1 заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие.

Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц, в том числе, путем размещения информации на сайте Астраханского областного суда, в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав докладчика по делу, выслушав представителя ООО «Астраханские тепловые сети» ФИО3, возражавшего против удовлеторения апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не находит.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливает Правительство РФ.

Постановлением Правительства РФ 6 мая 2011 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах № 354, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.

Согласно части 4 статьи 157 Жилищного кодекса РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с абзацем 3 пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах № 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.

В соответствии с пунктом 98 вышеуказанных Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем не предоставленной коммунальной услуги (пункт 99 Правил).

В силу пункта 100 вышеуказанных Правил объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги потребителю в жилом помещении при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается, исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги.

Согласно пункту 150 вышеуказанных Правил исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

В соответствии с пунктом 4 приложения № 1 к Правилам № 354 продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

Согласно пункту 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, действовавшему до 1 марта 2021 года, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Пунктом 5.1.5. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 года предусмотрено, что ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, составляет 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Прибор учета горячей воды в вышеуказанной квартире не установлен, в связи с чем начисление платы за горячую воду происходит по нормативу с учетом повышающего коэффициента.

В связи с имевшими место в 2018, 2019, 2020 годах перерывами в предоставлении коммунальной услуги «горячее водоснабжение» в многоквартирном доме истца для проведения ремонтных и профилактических работ ответчиком производился перерасчет платы за данную коммунальную услугу.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в ООО «Астраханские тепловые сети» с заявлением о перерасчете платы по услуге «ГВС ФИО2 0,5» по лицевому счету <***> в сторону уменьшения, указав, что вследствие имеющих место перерывов в горячем водоснабжении ей регулярно производятся перерасчеты по услуге «горячая вода» в размере платы за объем не предоставленной в оплачиваемом периоде горячей воды, рассчитанный, исходя из норматива потребления и количества проживающих граждан. Такие перерасчеты не обоснованно не включают в себя соответствующее снижение платы за услугу «ГВС ФИО2 0,5». Кроме этого, в 2018, 2019, 2020 годах ООО «Астраханские тепловые сети» допустило превышение максимально допустимой ежегодной продолжитель-ности перерыва в горячем водоснабжении, в связи с чем просила дать указания ООО «РЦ Астрахань» произвести перерасчет, предусмотренный пунктом 4 Приложения к Правилам .

На указанное обращение ФИО1 был направлен ответ с приложениями по перерасчету платы за горячее водоснабжение по периодам, в которых оно отсутствовало в течение 2018-2021 годов, с указанием сумм перерасчета.

Осуществление ответчиком перерасчета платы за имевшие место в 2018 - 2020 годах перерывы в горячем водоснабжении истцом не отрицается.

Установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь статьей 157 Жилищного кодекса РФ, пунктами 42, 150 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, Приложениями 1 и 2 к указанным Правилам, СанПиН 2.1.4.2496-09, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по перерасчету стоимости оказанных ФИО1 услуг по услуге «ГВС ФИО2 0,5» и «горячее водоснабжение», поскольку ответчиком требования Правил № 354 от 6 мая 2011 года при расчете платы по коммунальной услуге за 2018 - 2020 годы были выполнены.

Судебная коллегия с данными выводами соглашается, так как они основаны на нормах действующего законодательства и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Поскольку судом не установлено нарушений прав истца действиями ответчика, вывод суда об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда и штрафа также является обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что запрет на пропорциональное снижение платы по услуге «ГВС ФИО2 0,5» в связи с перерывами в горячем водоснабжении нормами действующего законодательства не установлен, основанием для отмены решения являться не могут, поскольку выводов суда об отсутствии у ответчика такой обязанности не опровергают.

Доводы апелляционной жалобы о том, что законодателем установлен предельный срок - 14 суток в год, в течение которого ресурсоснабжающая организация вправе отключать горячее водоснабжение в связи с проведением ремонтных и профилактических работ, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку согласно пункту 4 приложения № 1 к Правилам № 354 продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.2496-09. Согласно п. 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, действовавшему до 1 марта 2021 года, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. В пункте 5.1.5. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 года, также указано, что рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, составляет 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.

Указания на то, что срок, в течение которого ресурсоснабжающая организация вправе отключать горячее водоснабжение в связи с проведением ремонтных и профилактических работ, составляет 14 суток в год, действующее законодательство не содержит.

Принимая во внимание, что доводы апелляционной жалобы правильность выво­дов суда не опровергают, нарушение норм процессуального права или неправильное применение норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлены, оснований для отмены решения по доводам жалобы и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, у судебной коллегии не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 30 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.