РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дуденков В.В. Дело № 2-325/2019
33 - 4882/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Калининград 09 октября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Михальчик С.А.
судей Филатовой Н.В., Алексенко Л.В.
с участием военного прокурора Топорова Я.А.
при помощнике судьи Мещеряковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению военного прокурора Балтийского гарнизона на решение Балтийского городского суда Калининградской области от 22 июля 2019 г., которым суд отказал военному прокурору Балтийского гарнизона в удовлетворении иска в интересах неопределённого круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному казённому учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Калининградской области» и военному комиссариату (городов Балтийск и Светлый Калининградской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по оборудованию здания военного комиссариата (городов Балтийск и Светлый Калининградской области), расположенного по адресу: <...>, пандусами или другими средствами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения военного комиссариата, оборудованием и носителями информации, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в военный комиссариат с учётом ограничений их жизнедеятельности, и об обязании оборудовать вход в указанное здание пандусами или другими средствами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения военного комиссариата, оборудованием и носителями информации, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в военный комиссариат с учётом ограничений их жизнедеятельности.
Заслушав доклад судьи Филатовой Н.В., объяснения военного прокурора Топорова Я.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Балтийского гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга о признании незаконным бездействия Минобороны России, военного комиссариата Калининградской области и военного комиссариата (городов Балтийск и Светлый Калининградской области), выразившегося в непринятии мер по оборудованию здания военного комиссариата (городов Балтийск и Светлый Калининградской области), расположенного по адресу: <...>, пандусами или другими средствами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения военного комиссариата, оборудованием и носителями информации, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в военный комиссариат с учётом ограничений их жизнедеятельности, и об обязании Минобороны России, военного комиссариата Калининградской области и военного комиссариата (городов Балтийск и Светлый Калининградской области) оборудовать вход в указанное здание пандусами или другими средствами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения военного комиссариата, оборудованием и носителями информации, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в военный комиссариат с учётом ограничений их жизнедеятельности. В обоснование указал, что проведённой в ноябре 2017 года прокурорской проверкой выявлены нарушения требований статьи 15 ФЗ РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Свода правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» при эксплуатации объектов военного комиссариата (городов Балтийск и Светлый Калининградской области), препятствующие свободному доступу инвалидов в общественное здание: объекты военного комиссариата и их санитарно-бытовые помещения общего пользования не оборудованы техническими средствами, создающими доступность для инвалидов, автостоянки не обозначены знаками и разметками мест для инвалидов, визуальная, тактильная, акустическая информация не обеспечивает возможность получения сведений о деятельности военного комиссариата и расположений путей для эвакуации. В адрес военного комиссариата (городов Балтийск и Светлый Калининградской области) военным прокурором Балтийского гарнизона внесено представление от 09.11.2017 № 6730 об устранении нарушений закона, однако контрольная проверка показала, что ранее обнаруженные нарушения действующего законодательства в области социальной защиты инвалидов до сих пор не устранены.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении военный прокурор Балтийского гарнизона, в целом повторяя доводы иска, просит решение суда отменить и принять новое – об удовлетворении заявленных требований.
Военный комиссариат Калининградской области в письменных возражениях на апелляционное представление полагает его необоснованной и просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, за исключением военного прокурора, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежаще, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным в силу статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения – об удовлетворении иска прокурора.
Как следует из материалов дела, военный комиссариат (городов Балтийск и Светлый Калининградской области) находится в отдельном двухэтажном здании, расположенном по адресу: <...>. Указанное здание построено и введено в эксплуатацию в 1978 году, находится в ведении Минобороны России и закреплено за ФГУ «МИС БВМБ» (войсковой частью 95013).
Проведённой в ноябре 2017 года прокурорской проверкой выявлены нарушения при эксплуатации объектов военного комиссариата (городов Балтийск и Светлый Калининградской области), препятствующие свободному доступу инвалидов в общественное здание: объекты военного комиссариата и их санитарно-бытовые помещения общего пользования не оборудованы техническими средствами, создающими доступность для инвалидов, автостоянки не обозначены знаками и разметками мест для инвалидов, визуальная, тактильная, акустическая информация не обеспечивает возможность получения сведений о деятельности военного комиссариата и расположений путей для эвакуации.
В адрес военного комиссариата (городов Балтийск и Светлый Калининградской области) военным прокурором Балтийского гарнизона внесено представление от 09.11.2017 № 6730 об устранении нарушений закона, однако выявленные нарушения действующего законодательства в области социальной защиты инвалидов до настоящего времени не устранены.
В этой связи прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных военным прокурором исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в силу действующего законодательства с 01 июля 2016 года обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур может быть возложена на организацию исключительно в отношении тех объектов, которые вновь вводятся в эксплуатацию или проходят реконструкцию, модернизацию. Учитывая, что здание военного комиссариата (городов Балтийск и Светлый Калининградской области) введено в эксплуатацию в 1978 году и не проходило реконструкцию или модернизацию после 01 июля 2016 года, то предписания, содержащиеся в ч.1 ст. 15 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на спорные правоотношения не распространяются.
Однако судебная коллегия такие суждения и выводы суда считает ошибочными.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно статье 7 Конституции России Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Как следует из преамбулы ФЗ РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ), настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 вышеуказанного Федерального закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу статьи 15 Закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. При этом в случае, когда существующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Перечисленные в статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
При этом исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
В пункте 3 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07 декабря 2012 года № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» определено, что Военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов, актами федеральных органов исполнительной власти, актами федеральных государственных органов и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также настоящим Положением.
Пунктом 4 Положения, определено, что военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Как следует из материалов дела, вход в помещение военного комиссариата (городов Балтийск и Светлый Калининградской области), расположенного по адресу: <...>, пандусами или другими средствами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения военного комиссариата не оборудован, также как отсутствуют оборудование и носители информации, необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в военные комиссариаты с учетом ограничений их жизнедеятельности.
В паспорте условий доступности для инвалидов здания отдела ВККО по г.г. Балтийск и Светлый, утвержденном начальником отдела (военного комиссариата Калининградской области по городам Балтийск и Светлый) отражено, что пандусы, поручни, подъемные платформы, раздвижные двери доступные входные группы и доступные санитарно-гигиенические помещения отсутствуют, указано на необходимость проведения реконструкции.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что доступ граждан, относящихся к категории маломобильных, в здание военного комиссариата городов Балтийска и Светлого Калининградской области затруднен, что, безусловно, влечет нарушение их прав по обеспечению условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Вывод суда о том, что в соответствии с п. 3 ст. 26 ФЗ РФ от 01.12.2014 N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения ч. 1 ст. 15 ФЗ РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, не является основанием к отказу в иске, т.к. публичная обязанность собственников зданий и сооружений по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 3, 8, 12, 15, 30).
Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: Своде правил «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденном приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605, постановлении Госстроя России и Министерства труда и социального развития России от 22 декабря 1999 года № 74/51 «Об утверждении Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», в соответствии с которыми планирование и застройка населенных пунктов, разработка проектной документации для строительства, реконструкции зданий, строений, сооружений и их комплексов, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры без учета обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и использования таких объектов инвалидами не допускается.
Согласно пунктам 4.1.14, 5.1.1, 5.1.2 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Между тем, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения указанных работ ввиду конструктивной особенности здания военного комиссариата.
Пунктом 12 статьи 1 ФЗ РФ от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах, в которых находятся в федеральной собственности (имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным бездействия Министерства обороны РФ, военного комиссариата Калининградской области, выразившегося в непринятии мер по оборудованию здания военного комиссариата (городов Балтийск и Светлый Калининградской области), расположенного по адресу: <...>, пандусами или другими средствами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения военного комиссариата, оборудованием и носителями информации, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в военный комиссариат с учётом ограничений их жизнедеятельности, и возложения на данных ответчиков обязанности оборудовать вход в указанное здание пандусами или другими средствами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения военного комиссариата, оборудованием и носителями информации, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в военный комиссариат с учётом ограничений их жизнедеятельности.
Ссылку суда на неконкретность формулировки заявленных прокурором требований судебная коллегия признает неправомерной, поскольку данное обстоятельство основанием к отказу в иске не является.
Удовлетворяя заявленные прокурором исковые требования, судебная коллегия отмечает, что в случае возникновения неясностей при исполнении судебного акта лица, участвующие в деле, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд за разъяснением решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Балтийского городского суда Калининградской области от 22 июля 2019 г., отменить и вынести новое решение, которым иск военного прокурора Балтийского гарнизона удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ, Военного комиссариата Калининградской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию здания военного комиссариата (городов Балтийск и Светлый Калининградской области), расположенного по адресу: <...>, пандусами или другими средствами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения военного комиссариата, оборудованием и носителями информации, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в военный комиссариат с учётом ограничений их жизнедеятельности.
Обязать Министерство обороны РФ, Военный комиссариат Калининградской области оборудовать вход в указанное здание пандусами или другими средствами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения военного комиссариата, оборудованием и носителями информации, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в военный комиссариат с учётом ограничений их жизнедеятельности.
Председательствующий:
Судьи: