Судья Сломова И.В. дело № 33-12563/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 октября 2020 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Филиппова А.Е.
судей Ковалева А.М., Мельник Н.И.
при секретаре ФИО24 Н.А
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-325/2020 по иску ФИО7 ФИО17, ФИО1 ФИО18, Авакян ФИО19, ФИО2 ФИО20, ФИО3 ФИО21, ФИО4 ФИО22, ФИО5 ФИО23 к Администрации Аксайского городского поселения, НКО «Ростовкий областной фонд содействия капитальному ремонту», третьи лица ООО «Феникс и К», Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, об обязании провести мероприятия, направленные на проведение работ по усилению грунтов основания фундаментов и несущих конструкций многоквартирного дома, по апелляционной жалобе Администрации Аксайского городского поселения на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 04 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Мельник Н.И., судебная коллегия,
установила:
Истцы обратились в суд с настоящим исковым заявлением, в обоснование заявленных требований сослались на то, что они являются собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. В настоящее время многоквартирный дом, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, не отвечает характеристиками надежности и безопасности. В 1993 году Производственная фирма "Диамант" произвела техническое и инструментальное обследование и диагностику состояния надземных строительных конструкций здания общежития, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
В целях сохранения здания ПФ "Диамант" были даны рекомендации, в том числе произвести работы по усиление конструкции. Однако, в нарушении действующего законодательства, Администрацией Аксайского городского поселения не были произведены работы по усилению конструкции многоквартирного дома.
Первая приватизация жилого помещения в многоквартирном доме была произведена в 2010 году. Таким образом, на дату приватизации первого жилого помещения, многоквартирный дом нуждался в усилении конструкций. Но, в связи с тем, что проблема многоэтажного дома так и не была устранена, в 2014 году по заказу управляющей организации ООО "Феникс и К" ООО "Новочеркасская архитектурно-планировочная мастерская Ростоблжилпроект" изготовило техническое заключение, согласно которому общее имущество многоквартирного дома не находиться в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома.
Экспертами ООО "Новочеркасская архитектурно-планировочная мастерская Ростоблжилпроект" по результатам обследования была дана рекомендация в соответствии с которой для дальнейшей эксплуатации здания при стабилизации деформаций необходимо выполнить капитальный ремонт с усилением конструкций, указав перечень этих работ.
В связи с чем, жители многоквартирного дома и управляющая организация неоднократно обращались к ответчикам с просьбой осуществить содействие для проведения работ по усилению грунтов основания фундаментов и несущих конструкций многоквартирного дома, однако действий со стороны Администрацию Аксайского городского поселения не последовало.
На основании изложенного с учетом уточненных исковых требований просили суд обязать Администрацию Аксайского городского поселения провести мероприятия, предусмотренные действующим законодательством, направленные на проведения работ по усилению грунтов основания фундаментов и несущих конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН; обязать Администрацию Аксайского городского поселения заключить с министерством ХКХ АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, Фондом капитального ремонта соглашение о предоставлении субсидии некоммерческой организации «АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН фонд содействия капитальному ремонту» на проведение работ по усилению грунтов оснований фундаментов и (или) несущих конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в том числе разработка проектной документации и проведение ее экспертизы за счет средств областного бюджета.
Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 04 июня 2020 года исковые требования истцов удовлетворены частично.
Суд обязал Администрацию Аксайского городского поселения провести мероприятия, предусмотренные Областным законом Ростовской области от 11.06.2013 № 1101-ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области», Постановлением Правительства Ростовской области от 18.03.2019 № 160 «О порядках предоставления субсидии некоммерческой организации «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту», направленные на проведение работ по усилению грунтов основания фундаментов и несущих конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.В удовлетворении остальной части исковых требований судом отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрации Аксайского городского поселения подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт просит решение суда отменить и принять по делу новое решение которым отказать удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Податель жалобы указывает о том, что обязанность по устранению нарушений по усилению грунтов основания фундаментов и несущих конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН должна быть возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. Указывает на то, что суд не указал, какие мероприятия необходимо осуществить за счет бюджета Муниципального образования. Считает, что Администрация выполнила свои обязанности и направило письмо в Министерство ЖКХ РО, на которое был получен ответ о том, что капитальный ремонт жилого дома, в котором проживают истцы, планируется по ремонту фасада, фундамента на 2023год.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации Аксайского городского поселения – ФИО6, ФИО7, ее представителя – ФИО8, представителя ООО «Феникс и К» – ФИО9, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Разрешая исковые требования суд принял во внимание технические заключения, согласно которым общее имущество многоквартирного дома не находится в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истцов в части обязании Администрации Аксайского городского поселения провести мероприятия, предусмотренные Областным законом Ростовской области от 11.06.2013 № 1101-ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области», Постановлением Правительства Ростовской области от 18.03.2019 № 160 «О порядках предоставления субсидии некоммерческой организации «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту», направленные на проведение работ по усилению грунтов основания фундаментов и несущих конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Судебная коллегия считает, что судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, представленные доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы являются собственниками квартир в многоквартирном доме, расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Истцы ссылаются на проведенные обследования ООО "Новочеркасская архитектурно-планировочная мастерская Ростоблжилпроект", которыми установлено, что с 1989 года многоквартирный дом находится в стадии разрушения.
В связи с чем, собственники квартир многоквартирного дома и управляющая организация неоднократно обращались к ответчику с просьбой осуществить содействие для проведения работ по усилению грунтов основания фундаментов и несущих конструкций многоквартирного дома, однако никаких действий со стороны Администрацию Аксайского городского поселения не последовало.
Также судом установлено, во исполнение требований Постановления Правительства Ростовской области "О порядках предоставления субсидии некоммерческой организации «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту» №160 от 18.03.2019г. собственниками многоквартирного дома было принято решение о проведении работ по усилению грунтов оснований фундамента и несущих конструкций, в том числе разработки проектной документации и проведения ее экспертизы, многоквартирного дома по адресу <...>, в соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области "О порядках предоставления субсидии некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" №160 от 18.03.2019г.
Протокол общего собрания был предоставлен Администрации Аксайского городского поселения. В голосовании участвовал представитель Администрации Аксайского городского поселения, который также проголосовал за проведения работ.
Согласно пункту 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В силу пункта 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Таким образом, федеральный законодатель определил основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт (в том числе его дифференциацию в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, типа и этажности такого дома, иных факторов) и другими полномочиями. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений помимо прямо перечисленных в части 1 данной статьи могут быть отнесены иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
П.11.2 ч.3 ст.11 Областного закона Ростовской области от 11.06.2013 N 1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области" закрепил функции регионального оператора в участие в реализации государственной программы Ростовской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе осуществление функций технического заказчика работ по усилению грунтов основания фундаментов и (или) несущих конструкций многоквартирных домов, финансирование расходов на выполнение которых осуществляется за счет средств областного бюджета и (или) местных бюджетов.
В главе 2.2. Постановления Правительства Ростовской области "О порядках предоставления субсидии некоммерческой организации «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту» №160 от 18.03.2019г. описан порядок предоставления субсидии на осуществлении работ по усиление грунтов оснований фундаментов и (или) несущих конструкций, в том числе разработка проектной документации и проведение ее экспертизы.
Согласно абз.2 п.2.2.2 вышеуказанного постановления между министерством, органами местного самоуправления и Фондом заключаются соглашения о предоставлении субсидии некоммерческой организации «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту» на проведение работ по усилению грунтов оснований фундаментов и (или) несущих конструкций, в том числе разработка проектной документации и проведение ее экспертизы за счет средств областного бюджета (далее –соглашение).
При этом для заключения такого соглашения в силу п.2.2.4 постановления должны быть предоставлены исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления копии документов, заверенных данными органами местного самоуправления. Перечень этих документов приведен в этом пункте.
Поэтому суд обоснованно обязал Администрацию Аксайского городского поселения провести мероприятия, предусмотренные Областным законом Ростовской области от 11.06.2013 № 1101-ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области», Постановлением Правительства Ростовской области от 18.03.2019 № 160 «О порядках предоставления субсидии некоммерческой организации «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту».
Доводы, приведенные Администрацией Аксайского городского поселения в апелляционной жалобе о том, что обязанность по устранению нарушений по усилению грунтов основания фундаментов и несущих конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН должна быть возложена на собственников помещений в многоквартирном доме, являются несостоятельными, поскольку они прямо противоречат П.11.2 ч.3 ст.11 Областного закона Ростовской области от 11.06.2013 N 1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области", которым закреплены функции регионального оператора в участии в реализации государственной программы Ростовской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе осуществление функций технического заказчика работ по усилению грунтов основания фундаментов и (или) несущих конструкций многоквартирных домов, финансирование расходов на выполнение которых осуществляется за счет средств областного бюджета и (или) местных бюджетов.
Доводы жалобы о том, что решение неисполнимо, так как не указано в решении суда, что должен выполнить ответчик, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о разъяснении решения. Сам факт того, что жилой дом, в котором проживают ответчики, включен в региональную программу только на 2023год не освобождают Администрацию Аксайского городского поселения от выполнения обязанностей возложенных на нее как Федеральным законодательством, так и Областным законом Ростовской области от 11.06.2013 № 1101-ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области».
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, судом первой инстанции допущено не было, в связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия,
определила:
решение Аксайского районного суда Ростовской области от 04 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Аксайского городского поселения - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированный тест апелляционного определения составлен 10 ноября 2020г.