СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
89RS0007-01-2021-000771-23
1 инст. №2-325/2021
Апелл. дело №33-1856/2021
Судья Козлова М.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего Долматова М.В.
судей коллегии Зотиной Е.Г. и Нех Т.М.
при ведении протокола помощником судьи Хабибуллиной Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи с Пуровским районным судом ЯНАО, Тюменским областным судом гражданское дело по апелляционным жалобам представителей Управления социальной политики Администрации Пуровского района, Администрации Пуровского района на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать необоснованным прекращение выплаты ФИО1 ежемесячной доплаты к государственной пенсии как лицу, замещавшему выборную муниципальную должность с 01.01.2021.
Обязать Управление социальной политики Администрации Пуровского района возобновить с 01.01.2021 выплату ежемесячной доплаты к государственной пенсии ФИО1 как лицу, замещавшему выборную муниципальную должность.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотиной Е.Г., объяснения представителя Управления социальной политики Администрации Пуровского района, Администрации Пуровского района ФИО2 по доводам апелляционных жалоб, пояснения истца ФИО1 и его представителя ФИО3, возражавших против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению социальной политики Администрации Пуровского района, Администрации муниципального образования Пуровское о признании действий незаконными, возложении обязанности возобновить выплату ежемесячной доплаты к государственной пенсии, взыскании судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что решением избирательной комиссии муниципального образования Пуровское от 24 октября 2005 года он был избран главой муниципального образования Пуровское. 25 октября 2005 года принял присягу и с этой даты приступил к обязанностям, которые исполнял до избрания нового главы вплоть до 5 декабря 2007 года. Поскольку срок его полномочий в названной должности составил 2 года, что дает ему право на дополнительные гарантии, предусмотренные для лиц, замещавших выборную муниципальную должность, распоряжением главы муниципального образования Пуровское №197 от 17 декабря 2007 года ему установлена доплата к государственной пенсии. Между тем, с 1 января 2021 года выплата названной доплаты была прекращена по тем основаниям, что к исполнению полномочий главы МО Пуровское он приступил лишь с 1 января 2006 года, следовательно, срок замещения им выборной муниципальной должности составил 1 год 11 мес. 5 дней, вместо положенных двух лет. С указанным решением он не согласен, поскольку приступил к исполнению обязанностей главы с 25 октября 2005 года. Тем самым, просил признать действия ответчиков незаконными и обязать возобновить с 1 января 2021 года выплату ему ежемесячной доплаты к государственной пенсии как лицу, замещавшему выборную муниципальную должность, взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины.
Определением суда от 2 апреля 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Пуровского района.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО3, действующий на основании ордера, поддержали требования иска по его доводам. Пояснили, что 23 октября 2005 года истцу было выдано удостоверение главы муниципального образования Пуровское, а 24 октября 2005 года удостоверение председателя Собрания депутатов муниципального образования Пуровское. При этом, избрание на должность главы муниципального образования Пуровское совпало с переходным периодом, связанным с упразднением территориальных подразделений Администрации муниципального образования Пуровский район, в том числе Администрации поселка Пуровск, которую ФИО1 возглавлял с 22 мая 2002 года. Полагали, что запись в трудовой книжке об увольнении истца с должности главы Администрации поселка Пуровск с 30 декабря 2005 года не опровергает фактическое вступление в должность главы муниципального образования Пуровское именно с 25 октября 2005 года.
Представитель Управления социальной политики Администрации Пуровского района ФИО2, действующий на основании доверенности, возражал против иска. Пояснил, что Устав муниципального образования Пуровское, где и приведен текст присяги главы, был утвержден решением Собрания депутатов муниципального образования Пуровское №4 от 13 декабря 2005 года, а от муниципальной должности главы Администрации поселка Пуровск истец освобожден 30 декабря 2005 года.
Представитель Администрации Пуровского района ФИО4, действующий по доверенности, поддержал позицию Управления социальной политики Администрации Пуровского района.
Представитель Администрации поселка Пуровск, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С данным решением не согласны представители Управления социальной политики Администрации Пуровского района, Администрации Пуровского района. В апелляционных жалобах просят постановленный судебный акт отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывают на отсутствие у истца права на назначение спорной доплаты к пенсии, так как срок пребывания последнего в выборной муниципальной должности составил менее двух лет. Приводят доводы, аналогичные возражениям на иск, поддержанным в судебном заседании суда первой инстанции.
В возражениях на апелляционную жалобу Управления социальной политики Администрации Пуровского района ФИО1, глава Администрации п. Пуровск ФИО5 полагают обжалуемое решение законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Представитель ответчика Администрации поселка Пуровск в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен, о рассмотрении дела в свое отсутствие не возражал. В связи с чем, судебная коллегия находит его надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб и возможным рассмотрение дела в его отсутствие на основании ст.327 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как видно из дела, на основании распоряжения главы муниципального образования Пуровский район №107 от 23 мая 2002 года ФИО1 с 22 мая 2002 года принят на должность главы Администрации поселка Пуровск в порядке перевода из Администрации п. Тарко-Сале с должности первого заместителя главы Администрации, трудовой договор с ним был заключен 9 марта 2005 года (том 1 л.д.83, 84-86).
Во исполнение Закона Ямало-Ненецкого автономного округа №114-ЗАО от 20 декабря 2004 года «Об установлении даты выборов представительных органов глав вновь образованных муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе» решением Собрания представителей Пуровской Районной Думы от 4 августа 2005 года №220 назначены выборы депутатов представительных органов и глав вновь образованных муниципальных образований городских и сельских поселений Пуровского района на 23 октября 2005 года (том 1 л.д.63).
По результатам выборов главой муниципального образования Пуровское был избран ФИО1 Данный факт оформлен решением избирательной комиссии муниципального образования Пуровское №35 от 24 октября 2005 года «Об установлении итогов голосования и определении результатов выборов главы муниципального образования Пуровское» (том 1 л.д.11).
В тоже время, 26 октября 2005 года и.о. главы муниципального образования Пуровский район ФИО6 издано распоряжение №1083-р об упразднении (ликвидации) в структуре Администрации муниципального образования Пуровский район с 1 января 2006 года территориальных подразделений, в том числе Администрации поселка Пуровск (том 1 л.д.87-96).
Решением Собрания депутатов муниципального образования поселение Пуровское №6 от 13 декабря 2005 года учреждена Администрация муниципального образования Пуровское с правами юридического лица, утверждено Положение об Администрации и ее организационная структура (том 1 л.д.67).
Решением избирательной комиссии муниципального образования Пуровское №85 от 3 декабря 2007 года «Об установлении итогов голосования и определения результатов выборов главы муниципального образования Пуровское» главой муниципального образования Пуровское избран ФИО7 (том 1 л.д. 164-165).
Распоряжением Администрации муниципального образования Пуровское №174-к от 4 декабря 2007 года ФИО1 уволен с должности главы муниципального образования Пуровское с 5 декабря 2007 года (том 1 л.д.166).
Распоряжением главы муниципального образования Пуровское №197 от 17 декабря 2007 года ФИО1 установлена доплата к государственной пенсии (том 1 л.д.9).
Письмом Управления социальной политики Администрации Пуровского района №01-19/169 от 19 февраля 2021 года ФИО1 уведомлен о том, что по результатам проведенной прокуратурой Пуровского района проверки внесено представление о незаконном установлении доплаты к государственной пенсии, выплата доплаты ему прекращена с 1 января 2021 года (том 1 л.д.26).
Согласно ч.2 ст.130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.23 Федерального закона №131-ФЗ в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся муниципальные выборы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В силу п.1 ч.2 ст.36 Федерального закона №131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
Согласно абз.2 п.3 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Пункт 5.1 статьи 40 Федерального закона N131-ФЗ предусматривает, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии депутатам, членам выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
В соответствии со ст.4 Закона ЯНАО №13-3AO от 10 января 2007 года «О гарантиях лицам, замещающим муниципальные должности в Ямало-Ненецком автономном округе» (действовавшим на момент возникновения спорных отношений) лица, замещающие муниципальные должности в Ямало-Ненецком автономном округе, имеют право на доплату к государственной пенсии при увольнении в связи с прекращением полномочий, если они имеют стаж муниципальной службы в автономном округе, исчисляемый в порядке, установленном соответствующим законом автономного округа, не менее 15 лет; замещали муниципальные должности в автономном округе в течение полного срока полномочий; замещали муниципальные должности в автономном округе не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.
Ежемесячная доплата к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в автономном округе, устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячная доплата к ней составляла 55 процентов их месячного денежного вознаграждения при замещении муниципальной должности в автономном округе в течение полного срока полномочий (ст.3 Закона ЯНАО №13-ЗАО от 10 января 2007 года).
Аналогичные дополнительные гарантии в виде пенсионного обеспечения для лиц, замещавших муниципальные должности в ЯНАО в течение полного срока полномочий предусмотрены в ст.2 Закона ЯНАО от 25 декабря 2007 года №123-ЗАО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления, члена избирательной комиссии муниципального образования в Ямало-Ненецком автономном округе».
Решением Собрания депутатов муниципального образования Пуровское №22 от 16 мая 2006 года утверждено Положение «О денежном вознаграждении и пенсионном обеспечении главы муниципального образования Пуровское» (том 1 л.д.216-218).
В соответствии с п.4.1 указанного Положения глава поселения, осуществлявший свою деятельность в течение полного срока полномочий, имеет право на получение доплаты к государственной пенсии. Ежемесячная доплата к государственной пенсии устанавливается по заявлению лица, исполнявшего полномочия главы поселения.
Такие же гарантии предусмотрены п.1.2 Положения о порядке и условиях назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании Пуровское, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования Пуровское №87 от 31 октября 2007 года (том 1 л.д.223-229).
При этом, согласно ст.2 Закона ЯНАО от 18 октября 2004 года №46-ЗАО «Об осуществлении местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях в Ямало-Ненецком автономном округе», срок полномочий представительных органов первого созыва и глав вновь образованных муниципальных образований составляет 2 года.
В соответствии со ст.3.1 Закона ЯНАО от 18 октября 2004 года №46-ЗАО главы вновь образованных муниципальных образований, имеющих статус сельского поселения, на первый срок полномочий избираются на муниципальных выборах, возглавляют местные администрации и исполняют полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Устав муниципального образования Пуровское утвержден решением Собрания депутатов муниципального образования Пуровское №4 от 3 декабря 2005 года (том 1 л.д.97-127, л.д.128).
В соответствии со ст.29 Устава глава поселения является выборным высшим должностным лицом муниципального образования, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава поселения исполняет полномочия председателя Собрания депутатов и возглавляет администрацию поселения на принципах единоначалия.
Глава поселения избирается на муниципальных выборах сроком на 2 года.
Полномочия главы поселения начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы поселения.
В рассматриваемом случае ФИО8 23 октября 2005 года было выдано удостоверение главы муниципального образования Пуровское, 24 октября 2005 года удостоверение председателя Собрания депутатов муниципального образования Пуровское (том 2 л.д.3). При этом 10 ноября 2005 года истец председательствовал на первом заседании Собрания депутатов муниципального образования Пуровское 1 созыва, то есть возглавлял администрацию поселения, как о том предписывает ст.29 Устава муниципального образования Пуровское. О чем свидетельствует протокол №1 первого заседания Собрания депутатов муниципального образования Пуровское 1 созыва и решение Собрания депутатов муниципального образования Пуровское 1 созыва №1 от 10 ноября 2005 года, подписанное главой муниципального образования Пуровское ФИО1 (том 1 л.д.60, 61-62).
В тоже время относимых и допустимых данных, обуславливающих в своей совокупности о проведении выборов главы муниципального образования Пуровское, по результатам которых был избран главой муниципального образования Пуровское ФИО7, до истечения срока, установленного в ст.29 Устава для избрания главы поселения, не добыто и из материалов настоящего дела не следует.
В связи с чем, сведения о работе, внесенные в трудовую книжку истца, на квалификацию сложившихся правоотношений не влияет и установленные судом обстоятельства не опровергают.
Применительно п.5.7 Положения о порядке и условиях назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании Пуровское, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования Пуровское №87 от 31 октября 2007 года, выплата ежемесячной доплаты к пенсии прекращается в случаях: назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсии за выслугу лет, или ежемесячного пожизненного содержания, или установления дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения, или в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной доплаты к пенсии; смерти получателя.
Однако, таких обстоятельств при разрешении настоящего спора не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для применения заявленных истцом последствий.
Результаты судебного контроля в контексте примененных средств правовой квалификации, предусмотренных действующим законодательством, не демонстрируют об обратном.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы относительно определения срока полномочий истца повторяют правовую позицию ответчиков, изложенную в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, были предметом проверки и оценки суда.
Переоценка установленных судом фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений гл.39 ГПК РФ в полномочия суда апелляционной инстанции не входит.
При таком положении решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб заявителей не имеется.
Истец вправе обратиться в суд первой инстанции по вопросу о распределении судебных расходов в порядке ст.ст.103.1, 223 ГПК РФ после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления его заявления о взыскании таковых без рассмотрения судом вынесшим обжалуемое решение.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационной суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня его вынесения через суд первой инстанции.
Судья (подпись) Е.Г. Зотина