ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3274/2021 от 28.02.2022 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Скрябина О.Г. Дело № 33-383/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«28» февраля 2022 года

г. Кострома

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Демьяновой Н.Н.

судей Дедюевой М.В., Жукова И.П.,

при секретаре Филатовой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №44RS0001-01-2021-005976-13 ( №2-3274/2021 ) по апелляционной жалобе Федерального дорожного агентства (Росавтодор) на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 23 ноября 2021 года, которым постановлено:

Исковые требования ФИО1 к Федеральному дорожному агентству о снятии обязанности председателя ликвидационной комиссии с 25.06.2021г., взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.

Снять со ФИО1 обязанности председателя ликвидационной комиссии федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Костромской центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства», созданной в соответствии с приказом Федерального дородного агентства от ДД.ММ.ГГГГ, с 26 июня 2021 года.

Взыскать с Федерального дорожного агентства (Росавтодор) в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., а так же судебные расходы в размере 10000 руб., всего взыскать сумму в размере 20000 (Двадцать тысяч) руб.

Взыскать с Федерального дорожного агентства (Росавтодор) в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома государственную пошлину в размере 300 (Триста) руб.

Заслушав доклад судьи Дедюевой М.В., выслушав объяснения истца ФИО1, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

06.08.2021г. ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному дорожному агентству о защите трудовых прав, мотивируя тем, что находился в должности заместителя директора ФГАОУ ДПО «Костромской ЦППК» по трудовому договору. После увольнения директора приказом Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ на истца было возложено исполнение обязанностей директора учреждения. Согласно распоряжению Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации федеральных государственных автономных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования» ФГАОУ ДПО «Костромской ЦППК» подлежит ликвидации, о чем издан соответствующий приказ ФДА от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден состав ликвидационной комиссии, председателем которой назначен он, ФИО1, исполняющий на тот момент обязанности директора учреждения. Распоряжение и приказ впервые были доведены до истца и учреждения посредством электронной почты 15 июня 2021 г. В этот же день ФИО1 направил электронной почтой в Федеральное дорожное агенство два заявления: об исключении его из состава ликвидационной комиссии и о снятии исполнения обязанностей директора с ДД.ММ.ГГГГг. Вопрос включения в ликвидационную комиссию с ним ранее не обсуждался, согласие на это он не давал, договоров или соглашений на исполнение обязанностей председателя ликвидационной комиссии с ним не подписывалось. Кроме того, истец включен в ликвидационную комиссию как директор ФГАОУ ДПО «Костромской ЦППК», но директором учреждения он никогда не являлся. Жалобы в Министерство транспорта РФ (от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) на решение о включении в состав ликвидационной комиссии и отказ от снятия с него исполнения обязанностей директора учреждения результатов не дали. С 15.06.2021г. он находится в стрессе от создавшейся ситуации, беспокойство не оставляет его круглосуточно, он испытывает значительные моральные страдания, вызванные неправомерными действиями работодателя, которым в настоящем случае выступает Федеральное дорожное агенство – учредитель учреждения.

Просил отменить действие приказа Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ. «О ликвидации Федерального государственного учреждения дополнительного профессионального образования «Костромской центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» с 03.06.2021г. как принятого с нарушением норм Конституции Российской Федерации и норм трудового права; обязать распорядительным документом Федеральное дорожное агентство снять с истца исполнение обязанностей директора ФГАОУ ДПО с 19 июня 2021 г.; взыскать с Федерального дорожного агентства компенсацию материального вреда в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб.

В ходе судебного разбирательства ФИО1 исковые требования неоднократно уточнял, 23 ноября 2021г. обратился с уточненным исковым заявлением, в котором окончательно просил прекратить полномочия ФИО1 в качестве председателя ликвидационной комиссии с 25 июня 2021 г., взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 руб., судебные расходы - в размере 10000 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Министерство транспорта Российской Федерации.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В краткой апелляционной жалобе, поданной 07.12.2021г., Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) указывает на несогласие с решением суда, которое считает незаконным, также указывает, что мотивированная апелляционная жалоба будет подана после получения решения суда.

В мотивированной апелляционной жалобе Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что приказом Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 – заместителя директора ФГАОУ ДПО «Костромской ЦППК» возложено исполнение обязанностей директора учреждения с 15.12.2020 г. с выплатой разницы в должностных окладах. В связи с постоянно ухудшающимся финансовым состоянием учреждения, в том числе ростом кредиторской задолженности и в особенности задолженности по заработной плате работникам учреждения, а также систематическим непринятием руководством учреждения мер, достаточных для улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и погашения задолженности, в целях недопущения дальнейшего ухудшения ситуации, было принято решение о ликвидации учреждения и издано распоряжение Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ

Федеральное дорожное агентство в целях исполнения вышеуказанного распоряжения уведомило Федеральную налоговую службу и ее территориальные органы письмом от ДД.ММ.ГГГГ о принятии решения о ликвидации федеральных государственных автономных образовательных учреждений. Приказом Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ утверждены состав и полномочия ликвидационной комиссии учреждения ( приказ доведен до учреждения письмом от ДД.ММ.ГГГГ). В целях обеспечения преемственности при передаче дел и документов ликвидационной комиссии учреждения Росавтодор в рамках имеющихся полномочий было принято решение назначить председателем ликвидационной комиссии ФИО1, исполнявшего обязанности директора учреждения, что нормам права не противоречит.

Считает, что законодательство не устанавливает обязанность получать согласие на участие в ликвидационной комиссии до момента ее назначения, а избрание действующего руководителя (и.о. руководителя) председателем ликвидационной комиссии является широко распространенной практикой и поэтому может рассматриваться как существующий обычай делового оборота. Судом не установлено, что ФИО1 назначен председателем ликвидационной комиссии помимо его воли, сам истец не оспаривал, что исполнял обязанности председателя ликвидационной комиссии. Выводы суда о том, что ФИО1 своего согласия на назначение председателем ликвидационной комиссии не давал, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и опровергаются представленными доказательствами.

Также указывает, что в связи с поступившим в Росавтодор от ДД.ММ.ГГГГ № бн (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) , от ДД.ММ.ГГГГ) отказом ФИО1 от исполнения обязанностей председателя ликвидационной комиссии учреждения в состав ликвидационной комиссии учреждения приказом Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ внесены соответствующие изменения в части назначения нового председателя ликвидационной комиссии, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ. Информация о смене председателя ликвидационной комиссии доведена до ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ путем направления приказа Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ на адрес электронной почты: paritet35@mail.ru. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Костромской центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» за подписью председателя ликвидационной комиссии ФИО7 трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ со ФИО1 прекращен, ФИО1 уволен ДД.ММ.ГГГГ Полагает, что правовые основания для отмены действия приказа Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют. Отмечает, что приказом утвержден состав и полномочия ликвидационной комиссии учреждения, а решение о назначении председателя ликвидационной комиссии ФИО1 – это мера, носившая временный характер, необходимая для осуществления нормальной деятельности учреждения. Считает, что нарушений трудовых прав истца не имеется, поэтому требования о взыскании компенсации удовлетворению не подлежат, а отказ в удовлетворении основных требований влечет за собой отказ в удовлетворении производных требований о компенсации морального вреда.

Указывает, что в силу положений ст. 2 ГПК РФ судебные акты гражданских судов не могут подменять собой решения органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, поскольку это противоречит принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, установленному ст. 10 Конституции РФ. Суд не вправе обязать учредителя федерального автономного учреждения реализовать принадлежащие ему права определенным образом, ограничить свободное волеизъявление сторон гражданского оборота, обязав их принять определенное решение. Решение суда по требованиям в данной редакции не отвечает требованиям исполнимости.

Считает, что поведение ФИО1 нельзя признать добросовестным. Действия ФИО1 подлежат квалификации как злоупотребление правом. Истец не исполнил приказ Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации федерального профессионального образования «Костромской центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства», которым утвержден состав ликвидационной комиссии ФГАОУ ДПО «Костромской ЦППК». Неисполнение приведенного выше приказа выражается в следующем: - не проведено уведомление всех работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией учреждения; - в ЕГРЮЛ не внесена запись о том, что учреждение находится в стадии ликвидации (указанные мероприятия выполнены ФИО7); - в Вестнике государственной регистрации не опубликовано сообщение о ликвидации учреждения. ФИО1 являлся директором учреждения ( в период с 11.07.2017 г. по 25.05.2018г.), заместителем директора (с 10.12.2020 г. по 20.09.2021 г.), председателем ликвидационной комиссии ( с 03.06.2021 г. по 14.07.2021 г.), знал о финансовом положении учреждения. По состоянию на дату составления настоящего заявления в адрес ликвидационной комиссии ФГАОУ ДПО «Костромской ЦППК» поступили требования кредиторов на общую сумму 15 039 935,34 руб. ФИО1 намеренно ввел в заблуждение ликвидационную комиссию, не предоставив сведения об увольнении работников, не передав документацию ФГАОУ ДПО «Костромской ЦППК». Фактически ФИО1 скрыл сведения и документы, необходимые для надлежащего исполнения обязанностей ликвидационной комиссии ФГАОУ ДПО «Костромской ЦППК». Действия ФИО1 влекут убытки для ФГАОУ ДПО «Костромской ЦППК» и его многочисленных кредиторов.

В суде апелляционной инстанции истец ФИО1 апелляционную жалобу просил отклонить. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей остальных участников процесса, которые надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного решения, вынесенного в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.

Федеральное дорожное агентство осуществляет полномочия компетентного органа в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства по реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом (п.1 постановления Правительства РФ от 23.7.2004 г. №374 «Об утверждении положения о Федеральном дорожном агентстве»).

Федеральное дорожное агентство, являясь учредителем ФГАОУ ДПО «Костромской ЦППК», согласно распоряжению Правительства РФ от 28.04.2005 г. №503-р «Об утверждении перечня федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Росавтодора», осуществляет полномочия, определенные постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 г. №662 «Об утверждении положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения».

10.12.2020г. приказом на ФИО1 – заместителя директора федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Костромской центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» возложено исполнение обязанностей директора федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Костромской центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» с 15.12.2020г. с выплатой разницы в должностных окладах. Срок окончания действия совмещения в указанном приказе не определен.

12.05.2021г. распоряжением №АК-93-р Министерства транспорта РФ предписано осуществить ликвидацию, в том числе федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Костромской центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства».

Приказом Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ утверждены состав и полномочия ликвидационной комиссии учреждения. Согласно Приложению к указанному приказу Росавтодора в качестве председателя ликвидационной комиссии назначен ФИО1, как директор федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Костромской центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства».

15.06.2021г. ФИО1 обратился к руководителю Федерального дорожного агентства с заявлением о снятии с него (ФИО1) исполнения обязанности директора федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Костромской центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» с 19.06.2021г., также 15.06.2021г. ФИО1 обратился к руководителю Федерального дорожного агентства с заявлением об исключении его (ФИО1) из состава ликвидационной комиссии, при этом указал, что никаких соглашений, договоров об исполнении функций председателя ликвидационной комиссии с ним не подписано.

23.06.2021 ФИО1 обратился с жалобой в Министерство транспорта РФ на решение о включении в состав ликвидационной комиссии и отказ от снятия с него обязанностей директора учреждения.

23.06.2021г. ФИО1 от Минтранса России направлен промежуточный ответ о том, что его заявление от 23.06.2021г. зарегистрировано и направлено на рассмотрение в Федеральное дорожное агентство.

28.07.2021г. ФИО1, как заместитель директора ФГАОУ ДПО «Костромской ЦППК», повторно обращался с жалобой в Министерство транспорта РФ на решение о включении в состав ликвидационной комиссии и отказ от снятия с него обязанностей директора учреждения.

15.07.2021г. приказом Федерального дорожного агентства (Росавтодор) в целях обеспечения деятельности ликвидационной комиссии федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Костромской центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства», созданной в соответствии с приказом Федерального дорожного агентства от 03.06.2021г. изменен состав ликвидационной комиссии, председателем комиссии назначен ФИО7

Приказом от 20.09.2021г. федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Костромской центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства за подписью председателя ликвидационной комиссии ФИО7 трудовой договор от 01.09.2016г. со ФИО1 прекращен, ФИО1 уволен 20.09.2021г.

Разрешая спор, суд правомерно руководствовался ч.4 ст. 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Установив, что повторное предупреждение от ФИО1 об отказе от исполнения обязанностей председателя ликвидационной комиссии имело место 23.06.2021г., при этом доказательств выполнения ФИО1 не предусмотренной трудовым договором работы не имеется после 18.06.2021г., т.е. уже после первого предупреждения от 15.06.2021г., суд обоснованно посчитал, что с 26.06.2021г. данные дополнительные обязанности не могут быть сохранены и в силу закона считаются прекращенными.

Ссылки в апелляционной жалобе на обычаи делового оборота, в силу которых избрание действующего руководителя (и.о. руководителя) председателем ликвидационной комиссии является широко распространенной практикой и поэтому письменного согласия истца не требовалось, судебной коллегией отвергаются, поскольку возложение дополнительных обязанностей на работника урегулировано нормами закона.

В силу ч.1 ст. 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации дополнительная работа может быть поручена работнику с письменного согласия работника.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ФИО1 письменного согласия на назначение его председателем ликвидационной комиссии учреждения не давал, его возражения против такого назначения отражены в его последующих заявлениях в Росавтодор и Минтранс России.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО8 злоупотребляет правом, несостоятельны. Последовательно отказываясь от исполнения обязанностей председателя ликвидационной комиссии, истец реализует закрепленное в законе право работника отказаться от выполнения дополнительной работы. Указание в жалобе на недобросовестность ФИО1, не исполнившего приказ Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ, не уведомившего всех работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией учреждения; не внесшего в ЕГРЮЛ запись о том, что учреждение находится в стадии ликвидации, не опубликовавшего в Вестнике сообщение о ликвидации учреждения и т.д., обусловлено позицией ответчика в споре касаемого того, что обязанности председателя ликвидационной комиссии были возложены на истца с соблюдением норм закона, однако с такой позицией суд не согласился.

При этом судебная коллегия считает необходимым уточнить второй абзац резолютивной части решения, изложив его в следующей редакции: « Считать прекращенными обязанности ФИО1 как председателя ликвидационной комиссии федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Костромской центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» с 26 июня 2021 года».

Такое уточнение связано с формулировкой исковых требований ФИО1, который в уточненном исковом заявлении просил прекратить его полномочия в качестве председателя ликвидационной комиссии, а не снять их.

Вопреки доводам жалобы суд вправе указать в решении на то, что согласно закону дополнительно возложенные на работника обязанности считаются прекращенными. При этом совершение каких-либо действий по исполнению данной части судебного решения не требуется.

Проанализировав правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения в связи с заявленными истцом требованиями о компенсации морального вреда, причиненного работнику в рамках трудовых правоотношений ( ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 150-151, 1064, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации), суд правомерно исходил из того, что для возложения обязанности по возмещению морального вреда необходимо установить факт противоправных действий (бездействия) Росавтодор, причинение истцу вреда и его размер, причинную связь между действиями (бездействием) и причинением истцу вреда, вину причинителя вреда.

Частично удовлетворяя заявленные требования о возмещении морального вреда с ответчика Росавтодор, суд правильно посчитал, что неправомерное и виновное поведение Росавтодор в отношении ФИО1 доказано, как и причинение истцу ФИО1 этим поведением морального вреда.

Суд верно учел, что Росавтодор 03.06.2021г. возложил на ФИО1 исполнение обязанностей председателя ликвидационной комиссии учреждения при отсутствии его письменного заявления об этом и при несогласии ФИО1 с этим, что видно из последующих обращений ФИО1 в Росавтодор и Минтранс России. Изменен состав ликвидационной комиссии учреждения с назначением нового председателя ликвидационной комиссии был лишь 15.07.2021г. Указание ФИО1 в исковом заявлении и в судебном заседании на то, что с 15.06.2021г., т.е. после того, как он узнал о назначении его председателем ликвидационной комиссии, он нервничал и переживал, не опровергнуты.

Определяя размер компенсации морального вреда в сумме 10 тысяч рублей, суд учел предусмотренные законом критерии. Выводы суда касаемо компенсации морального вреда в решении мотивированы, чрезмерной присужденная сумма компенсации не является. Судебная коллегия с размером присужденной компенсации морального вреда соглашается и считает, что присужденный размер компенсации морального вреда является справедливым, разумным, позволяет восстановить нарушенные права стороны истца.

Руководствуясь ст.ст. 98,100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд произвел взыскание с ответчика в пользу истца, как стороны, в пользу которой состоялось судебное решение, расходов на представителя в сумме 10 тысяч рублей, исходя из того, что данные расходы подтверждены документально, их связь с рассматриваемым делом установлена, требованиям разумности данная сумма отвечает с учетом сложности дела и объема проделанной представителем истца работы.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы оснований для отмены или изменения решения суда не создают, судебное решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Росавтодор - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 23 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального дорожного агентства (Росавтодор) - без удовлетворения.

Уточнить второй абзац резолютивной части решения, изложив его в следующей редакции: «Считать прекращенными обязанности ФИО1 как председателя ликвидационной комиссии федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Костромской центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» с 26 июня 2021 года».

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 3-х месяцев со дня вынесения во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.03.2022г.