ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-327/20 от 18.08.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело №2-327/2020 (№33-2684/2020) судья Долгинцева Т. Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2020 года г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе: председательствующего судьи Рязанцева В. О.,

судей Кондратьевой А. В., Василевского С. В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алексеевой А. В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери,

по докладу судьи Рязанцева В. О.,

дело по апелляционному представлению прокурора Калининского района Тверской области на решение Калининского районного суда Тверской области от 27 мая 2020 года, которым постановлено: «Исковые требования прокурора Калининского района Тверской области в защиту прав и законных интересов ФИО1 к администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район», Министерству социальной защиты населения Тверской области удовлетворить.

Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области в пределах компетенции обеспечить финансирование расходов администрации МО Тверской области «Калининский район», связанных с предоставлением ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 28 квадратных метров.

Обязать администрацию муниципального образования Тверской области «Калининский район» предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 28 квадратных метров.

Предоставить Министерству социальной защиты населения Тверской области и администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» отсрочку исполнения указанного решения в завершающей стадии предоставления истцу жилья на период не позднее 1 сентября 2021 года»,

установила:

прокурор Калининского района Тверской области, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» и Министерству социальной защиты населения Тверской области о возложении обязанности в пределах предоставленных полномочий принять меры, направленные на приобретение ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 2020 году благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, установленной в размере 28 квадратных метров общей площади.

В обоснование требований указано, что ФИО1 отнесена к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2015 года включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. Между тем, по настоящее время жилое помещение ей не предоставлено, чем нарушены жилищные права ФИО1, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Протокольным определением суда от 06.02.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Тверской области и ГКУ «ЦСПН» Калининского района Тверской области.

Определением суда от 04.03.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Тверской области.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Вершинская И. А. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснила, что из общежития, в котором проживала ФИО1 в период обучения, она выселена, поскольку условий для проживания в общежитии с ребенком не имеется.

Истец ФИО1 в судебном заседании подтвердила заинтересованность в удовлетворении требований. Пояснила, что после заключения в конце 2018 года брака, она переехала в г. Бежецк, где проживала в семье мужа в жилом помещении, принадлежащем отчиму мужа. Однако семейные отношения между ними в 2019 году расстроились, с августа 2019 года несколько месяцев она снимала жилье в г. Бежецке, затем с ноября 2019 года переехала к своей тете в г. Тверь, где проживала некоторое время. С мужем они разошлись окончательно, планируют подачу заявления о расторжении брака. Из-за стесненных условий проживания у тети, в настоящее время она вновь сменила место жительства, снимает с подругой квартиру <адрес>. Заявление об отсрочке предоставления жилья в связи с обучением она никому не писала. О неотложной необходимости получения жилья в связи с ожиданием появления ребенка и невозможностью проживания в общежитии, она уведомляла орган опеки в начале 2019 года. В настоящее время
ФИО1 не поддерживает свою просьбу о предоставлении жилья в
г. Бежецке, в связи с изменением семейной ситуации, готова проживать в Калининском районе. Постоянной регистрации у неё нет, временная регистрация в г. Бежецке истекла. Квартира <адрес>, где она первоначально проживала с матерью, раньше принадлежала бабушке, сейчас у данной квартиры новые собственники. С матерью она поддерживает отношения, но проживать с ней нет возможности, так как мать проживает с сожителем и четырьмя детьми. Заканчивать обучение не планирует, так как не с кем оставить ребенка.

Представитель ответчика администрации МО Тверской области «Калининский район» ФИО2, не оспаривая право ФИО1 на соответствующие социальные гарантии по обеспечению жильем, пояснила, что администрация района прав истца на обеспечение жильем не нарушало, так как данное право в соответствии с законодательством Тверской области реализовано может быть только за счет субвенций, выделенных на эти цели Министерством социальной защиты населения Тверской области. Своих средств на финансирование таких расходов, равно как и резервного жилищного фонда, в Калининском районе нет. Субвенции на покупку жилья для
ФИО1 из бюджета субъекта не перечислялись. Поддержала ходатайство представителя Министерства о предоставлении отсрочки исполнения решения по требованиям прокурора на 2021 год.

Представитель Министерства социальной защиты населения Тверской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, предоставил письменный отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В отзыве на иск Министерство, не оспаривая право истца на получение специализированного жилья, ссылается на порядок реализации данного права за счет средств бюджета Тверской области. При рассмотрении иска прокурора Министерство просит учесть реальные сроки исполнения заявленных требований, с учетом утвержденного Законом Тверской области от 30.12.2019 № 102-ЗО размера субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление подобных государственных полномочий, и просит удовлетворить требования прокурора, предоставив для ответчиков срок для их выполнения - 2021 год. Указанное ходатайство судом расценено как ходатайство об отсрочке исполнения решения суда.

Представители третьих лиц Министерства финансов Тверской области, ГКУ ТО «Центр социальной поддержки населения» Калининского района, Правительства Тверской области в судебном заседании участия не приняли, третьи лица о существе спора и судебном заседании информированы надлежащим образом.

Представители Правительства Тверской области, ГКУ ТО «Центр социальной поддержки населения» Калининского района представил в суд ходатайства о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Ранее в судебном заседании представитель ГКУ ТО «Центр социальной поддержки населения» Калининского района ФИО3, поддержав иск прокурора, пояснила, что в соответствии с действующим законодательством, право на получение жилья наступило у Ореховой в момент совершеннолетия 08.12.2018. Отсрочка предоставления жилья на период после окончания учебного заведения осуществляется в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ только в случае подачи такого заявления самим лицом, имеющим право на такую меру социальной поддержки. Список на предоставление жилья детям-сиротам формируется Министерством, орган опеки и попечительства является лишь промежуточным звеном в оформлении документации. Обновленные данные по Ореховой ГКУ в Министерство предоставляло в 2019 году. Причины, по которым истец не вошла в «бюджетный» список на 2020 год, им не известны, поскольку решение принимает комиссия, в состав которой представители органа опеки и попечительства не входят. В Калининском районе ФИО1 была поставлена на учет в соответствии с ранее действовавшим порядком, с учетом того, что присвоен был ФИО1 статус ребенка, оставшейся без попечения родителей, именно в Калининском районе, то есть по месту выявления (на момент присвоения статуса сироты ФИО1 находилась в Эммаусской школе-интернате).

Третьим лицом Министерством финансов Тверской области представлен письменный отзыв на иск, в котором не содержится возражений относительно исковых требований, изложен порядок реализации порядка предоставления и финансирования жилья рассматриваемой категории лиц.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционном представлении прокурор Калининского района Тверской области просит обжалуемое решение изменить, исключив из его резолютивной части слова «Предоставить Министерству социальной защиты населения Тверской области и администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» отсрочку исполнения указанного решения в завершающей стадии предоставления истцу жилья на период не позднее 1 сентября 2021 года».

По мнению апеллянта, предоставление ответчикам отсрочки исполнения решения, противоречит общим целям правосудия, так как нарушает права и интересы ФИО1, поскольку отдаляет их реальную защиту.

При решении вопроса о предоставлении отсрочки исполнения решения суд должен учитывать интересы сторон гражданского судопроизводства, в противном случае отсрочка может привести к затягиванию реального исполнения решения, что будет противоречить общим целям правосудия.

Основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

ФИО1 (до заключения брака - ФИО4) имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2015 году ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории Калининского района.

Основанием включения ее в список послужило то обстоятельство, что ФИО1 не является нанимателем, собственником жилого помещения.

С 02.10.2017 ФИО1 обучалась <данные изъяты>, проживала в общежитии колледжа. С 18.03.2019 находится в академическом отпуске в связи с рождением ребенка. В общежитии колледжа ФИО1 не проживает с момента предоставления академического отпуска, так как условий для проживания матери с ребенком в общежитии не имеется.

Факт рождения ребенка - О.Т.Д.ДД.ММ.ГГГГ подтвержден свидетельством о рождении, копия которого имеется в материалах дела.

Постоянной регистрации по месту жительства у ФИО1 нет, временная регистрация по адресу: <адрес>, истекла 10.04.2020. По указанному адресу ФИО1 проживала с мужем -О.Д.А.

В настоящее время ФИО1 с мужем не проживает, супруги планируют подачу заявления о расторжении брака.

В судебном заседании ФИО1 поясняла, что семейные отношения с супругом в 2019 году расстроились, с августа 2019 года несколько месяцев она снимала жилье в г. Бежецке, затем с ноября 2019 года переехала к своей тете в г. Тверь, где проживала некоторое время. Из-за стесненных условий проживания у тети, она вновь сменила место жительства, в настоящее время вынуждена снимать квартиру. Заявление об отсрочке предоставления жилья в связи с обучением не писала.

Ссылаясь на положения части 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указывает, что законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение гражданам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, обеспечение такого права необходимо осуществлять непосредственно после его возникновения.

В связи с изложенным, при удовлетворении его требований о предоставлении жилого помещения ФИО1, суд не должен определять срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение.

ФИО1 жилых помещений на праве собственности либо ином праве, пригодных для проживания, не имеет, нарушение ее жилищных прав со стороны ответчиков носит длящийся характер, в связи с чем, предоставление отсрочки исполнения решения суда не способствует восстановлению прав ФИО1, а напротив, является инструментом для безосновательного затягивания реализации указанной меры социальной поддержки.

Министерством социальной защиты населения Тверской области представлены письменные возражения на апелляционное представление, в которых указано, что решение суда является законным и обоснованным, а апелляционное представление не подлежащим удовлетворению в связи с тем, что протоколом от 12.12.2019 № 55 Комиссия по формированию списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, утвердила список на обеспечение жильем в 2020 году.

Включение в список подразумевает наличие необходимых средств в бюджете Тверской области, которые будут направлены администрации муниципального образования.

ФИО1 не вошла в список на 2020 год из-за недостаточности средств.

Поскольку список на обеспечение жильем в 2020 году сформирован в декабре 2019 года, а денежные средства в бюджете Тверской области заложены исходя из списка, внесение изменений в список в течение года не представляется возможным.

В настоящее время государственные казенные учреждения Тверской области-центры социальной поддержки населения проводят работу по проверке документов лиц, ранее включенных в список, с целью включения их в список на 2021 год.

Включение в список на очередной год подразумевает и предоставление жилого помещения в очередном году. Список лиц из числа детей-сирот, которым будет приобретено жилье, составляется на весь год и не ограничивается датами, кроме 31 декабря соответствующего года.

Ссылаясь на установленный законодательством порядок приобретения и предоставления органами самоуправления муниципальных образований Тверской области жилых помещений для детей-сирот указывает, что такие мероприятия требуют временных затрат, в связи с чем, предоставление отсрочки исполнения решения суда законно и обоснованно.

Правительством Тверской области представлены письменные возражения на апелляционное представление, в которых соглашаясь с доводами жалобы Министерства социальной защиты населения Тверской области указывается, что решение суда является законным и обоснованным, а апелляционное представление не подлежащим удовлетворению, поскольку внеочередное предоставление ФИО1 жилого помещения нарушит право иных лиц, включенных в список на предоставление жилых помещений в 2020 год.

Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, доказательств уважительности причин неявки суду не представили.

Руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав судью докладчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления

В апелляционном представлении прокурором обжалуется решение в части предоставлении отсрочки его исполнения, оснований, для выхода за пределы доводов представления и проверки решения в полном объеме у судебной коллегии не имеется.

Перечень оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке установлены установлен статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таких оснований, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.

Из материалов дела следует, что ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, по основанию, предусмотренному частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Собственником или нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма ФИО1 не является, в связи с чем имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

В 2015 году в установленном законом порядке ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, вынуждена снимать жилье.

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются, ответчики в процессе рассмотрения дела заявленные требования прокурора признали.

Установив, что ФИО1, достигшая совершеннолетия, заблаговременно выразила волю на получение жилья в установленном законом и локальными нормативными актами порядке, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что со стороны ответчиков имело место нарушение установленного законом порядка реализации в отношении материального истца меры социальной поддержки в сфере защиты жилищных прав, в связи с чем удовлетворил заявленные прокурором исковые требования.

Разрешая заявленное ходатайство о предоставлении отсрочки исполнения постановленного решения, в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, констатируя законное право истца на получение специализированного жилья без учета очередности учитывал тот факт, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом требований действующего законодательства связано с его приобретением путем проведения аукциона, регистрацией права на данное жилое помещение и отнесением его к специализированному жилищному фонду.

Как указал суд первой инстанции, установление данного срока позволит Министерству социальной защиты Тверской области в соответствии с законодательством Тверской области в году включить истца в «бюджетный» список на предоставление жилья в 2020 году, а администрации района осуществить действия по подысканию и приобретению соответствующего жилого помещения для ФИО1

Судебная коллегия соглашается с такими выводами, считает их соответствующими обстоятельствам дела.

Согласно утвержденному постановлением Правительства Тверской области от 26.02.2013 № 62-пп Порядку предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, государственные казенные учреждения Тверской области - центры социальной поддержки населения, осуществляющие полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, за 3 месяца до утверждения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в очередном году (далее - «бюджетный» список), проводят проверку документов лиц, ранее включенных в список, а также устанавливают их фактическое место жительства. Результаты проверок направляются в Министерство социальной защиты населения Тверской области не позднее чем за 20 рабочих дней до утверждения списка комиссией по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - комиссия), которая формируется в порядке, утвержденном Правительством Тверской области.

Ежегодно в срок до 15 сентября текущего года комиссия формирует список указанных категорий граждан, которым в очередном финансовом году будут приобретаться жилые помещения (пункт 6 Порядка).

Министерство направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области список, сформированный комиссией (пункт 7 Порядка).

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Согласно пункту 8 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения по стоимости в пределах средств из областного бюджета Тверской области, предоставляемых в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилые помещения приобретаются органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть в соответствии с процедурой, предполагающей определенные временные затраты.

После определения победителя аукциона, в течение 10 дней подписывается муниципальный контракт, который в дальнейшем направляется в Министерство социальной защиты населения Тверской области для перечисления денежных средств на счет органа местного самоуправления. Затем денежные средства направляются продавцу жилого помещения. По завершению процедуры оплаты по муниципальному контракту, документы на приобретенное жилое помещение сдаются на регистрацию права собственности за муниципальным образованием.

По окончании процедур связанны с приобретением жилого помещения документы выносятся на заседание жилищной комиссии, на которой принимается решение о предоставлении жилого помещения, после чего осуществляется подготовка и подписание договора найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, предоставление жилого помещения лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом требований действующего законодательства, связано с его приобретением путем проведения аукциона, регистрацией права на данное жилое помещение и отнесением его к специализированному жилищному фонду.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, субвенции на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2020 год выделены без учета приобретения жилого помещения для ФИО1, что в свою очередь, с учетом вышеприведенных законоположений, исключает возможность исполнения решения суда в текущем году.

Объем финансирования на приобретение жилых помещений в 2021 года будет определен в сентябре 2020 года, в связи с чем, предоставление отсрочки исполнения решения суда до 01.09.2021 признается разумным и обоснованным.

При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционного представления и отмены судебного постановления – судебная коллегия не усматривает.

Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием к отмене решения, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Калининского районного суда Тверской области от 27 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Калининского района Тверской области – без удовлетворения.

Председательствующий В. О. Рязанцев

Судьи А. В. Кондратьева

С. В. Василевский