Председательствующий по делусудья Ходукина Л.В. | Дело № 33-488/2022(дело в суде 1-й инстанции № 2-328/2021)УИД 75RS0022-01-2021-000425-34 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Погореловой Е.А.
судей краевого суда Казакевич Ю.А. и Малолыченко С.В.
при секретаре Балагуровой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 7 апреля 2022 г. гражданское дело по иску Кудрик В. А. к администрации городского поселения «Хилокское» о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности, взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации городского поселения «Хилокское» Пинаевой И.В.
на решение Хилокского районного суда Забайкальского края от 12 октября 2021 г., которым постановлено:
«Исковые требования Кудрик В. А. к Администрации городского поселения «Хилокское» о признании распоряжения Главы городского поселения «Хилокское» №10 от 11.02.2021 года «О перерасчете пенсии за выслугу лет В.А. Кудрик» не соответствующей законодательству, о возложении обязанности на Главу городского поселения «Хилокское» внести изменения в указанное распоряжение, о взыскании с администрации городского поселения «Хилокское» недоплаченную сумму за период с 01.10.2019 года по 01.10.2021 года, удовлетворить частично.
Признать распоряжение Главы городского поселения «Хилокское» №10 от 11.02.2021 года «О перерасчете пенсии за выслугу лет В.А. Кудрик» в части указания причитающихся к выплате денежные средства в размере 23348 рублей 76 копеек, не соответствующей законодательству.
Возложить обязанность на Главу городского поселения «Хилокское» внести изменения в указанное распоряжение, с указанием причитающихся к выплате денежных средств как доплаты к страховой пенсии по старости в размере 32291 рубль 52 копейки.
Взыскать с администрации городского поселения «Хилокское» невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет за период с 01.10.2019 года по 01.10.2021 года в сумме 154750 рублей 30 копеек».
Заслушав доклад судьи Погореловой Е.А., судебная коллегия
установила:
Кудрик В.А. 30 апреля 2021 г. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что распоряжением главы городского поселения «Хилокское» №10 от 11 февраля 2021 г. истцу назначена муниципальная пенсия за выслугу лет в размере 23 348,76 руб. Данное распоряжение, по мнению истца, не соответствует закону, поскольку причитающиеся денежные средства в распоряжении поименованы как муниципальная пенсия за выслугу лет, тогда как истцу полагается доплата к страховой пенсии по старости, как лицу, замещавшему муниципальные должности в городском поселении на постоянной основе. Размер установленной доплаты также не соответствует нормативным положениям. Решением Хилокского районного суда Забайкальского края от 4 февраля 2020 г. истцу установлена доплата к страховой пенсии в размере 69 %. Размер страховой пенсии истца составляет 18 849,40 руб. Среднемесячное денежное вознаграждение главы городского поселения «Хилокское» в период с 1 октября 2019 г. по 1 апреля 2021 г. составлял 75 076,42 руб. Таким образом, ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости с 01.10.2019 должна была составлять 32 953,33 руб. (51 802,73 (69%) – 18 849,40). Тогда как расчет доплаты произведен ответчиком исходя из размера денежного вознаграждения главы поселения 69 953,98 рублей, с вычетом суммы страховой пенсии по старости в размере 24 526,63 руб. С учетом уточнений истец просил суд признать распоряжение главы городского поселения «Хилокское» №10 от 11 февраля 2021г. в части указания причитающихся к выплате денежные средства как муниципальная пенсия за выслугу лет в размере 23 348,76 руб. не соответствующим законодательству, обязать главу городского поселения «Хилокское» внести изменения в указанное распоряжение с указанием причитающихся к выплате денежных средств как доплату к страховой пенсии по старости как лицу, замещавшему муниципальные должности в городском поселении «Хилокское» на постоянной основе не менее двух сроков полномочий либо одного срока полномочий в размере 32 953,33 руб., взыскать с ответчика недоплаченную сумму за период с 1 января 2020 г. по 1 октября 2021 г. в размере 179 964 руб. (том 1 л.д. 5-11, 154-155).
Решением Хилокского городского суда Забайкальского края от 12 октября 2021 г. иск Кудрик В.А. удовлетворен частично (том 1 л.д. 154 а - 186).
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней глава городского поселения «Хилокское» Пинаева И.В. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что глава городского поселения «Хилокское» вправе определять условия установления социальной доплаты к страховой пенсии, включая меры социальной поддержки, учитываемые при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, а также размер данной доплаты. Совет городского поселения «Хилокское» уполномочен принимать решения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих за выслугу лет. Поскольку финансирование данной пенсии производится за счет средств муниципального бюджета, то Совет вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты пенсии, исходя из бюджетных возможностей муниципального образования. Решение Совета городского поселения от 22.12.2016 № 77, которым утверждено Положение о порядке и условиях назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, соответствует всем требованиям, предъявляемым к форме, порядку принятия, введения в действие и опубликования муниципального правового акта. Данное положение до настоящего времени не отменено и является действующим. Полагает, что права истца в данном случае администрацией поселения не нарушены. Со ссылкой на определения Конституционного Суда РФ, апелляционное определение от 12 марта 2018г. №50-АПГ 17-25 указывает, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов РФ пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительной, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъектов РФ, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера, право на получение пенсии в установленных законом случаях не нарушается. Обладая достаточно широкими правами в указанной сфере, законодатель субъекта РФ при изменении правового регулирования не может действовать произвольно и должен, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта РФ, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, что предполагает сохранение разумной стабильности правого регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Из указанного следует, что органы местного самоуправления вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, пенсии за выслугу лет, установленной к страховой пенсии, в том числе корректировать правила назначения пенсии за выслугу лет и её расчета и не могут быть лишены такой возможности, исходя из имеющихся у них финансово - экономических возможностей. Со ссылкой на апелляционное определение от 6 июля 2016г. №83-АПГ16-3 указывает, что оспариваемое регулирование доплаты к пенсии Кудрика В.А. в сторону увеличения, как и в сторону уменьшения не противоречит взаимосвязанным установлениям Федерального закона №131-ФЗ и положениям Бюджетного кодекса РФ. Уменьшение размера выплат происходит в связи с изменением правового регулирования и не может рассматриваться как снижающее уровень гарантий в области пенсионного обеспечения. Пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, является по своей сути доплатой к страховой пенсии. Все выплаты производятся Кудрику В.А. ежемесячно за счет средств бюджета городского поселения и поэтому нет законных оснований для постановки вопроса о нарушении пенсионных прав истца, соответственно и повышений размера доплаты к пенсии. В период с 1 сентября 2018 г. по 31 августа 2019 г. общая сумма начислений Кудрику В.А. составила 848 664,85 руб. В данную сумму помимо заработной платы входят отпускные, материальная помощь к отпуску и командировочные. Комиссией по вопросу доплаты к страховой пенсии изначально была взята неверная сумма среднемесячного заработка в размере 69 953,98 руб., то есть были учтены отпускные, материальная помощь к отпуску и командировочные. Однако для расчета средней заработной платы эти выплаты учитываться не должны. В этой связи сумма начисленной заработной платы Кудрика В.А., за вычетом отпускных, материальной помощи к отпуску и командировочных на 9 сентября 2019 г. составила 52 275,26 руб. Таким образом, выплаты истцу выполнены в полном объеме, кроме этого, сложилась переплата в размере 168 195,76 руб. (том 1 л.д. 188-189, 206-207, том 2 л.д. 98-99).
В возражениях на апелляционную жалобу и дополнения к ней Кудрик В.А. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, расчет среднего заработка оставит без изменения (том 1 л.д.198-201, том 2 л.д. 156-158).
Стороны, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, ходатайств об отложении слушания дела не заявили, об отложении дела не просили.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, возражения на апелляционную жалобу истца Кудрик В.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Кудрик В.А. с 26 июня 2010 г. является получателем страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Истец с 17 декабря 2011 г. по 9 сентября 2019 г. занимал должность главы администрации городского поселения «Хилокское», что подтверждается записями в трудовой книжке (том 1 л.д. 249-250).
9 сентября 2019г. истец обратился к и.о. Главы городского поселения "Хилокское" с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости с 09.09.2019г. (т. 2 л.д. 42), которое было приобщено судебной коллегией к материалам дела в качестве нового доказательства.
Как следует из протокола заседания комиссии Администрации городского поселения "Хилокское" по назначению ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, а также ее размере от 1 ноября 2019г. заявление Кудрик В.А. было рассмотрено. Комиссией было принято решение о назначении истцу ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости в сумме 18925,75 руб. (69953,98 руб. * 54 % - 18849,04). При этом при назначении доплаты был учтен среднемесячный заработок истца за последние полных 12 месяцев муниципальной службы в размере 69953,98 руб., доплата определена в размере 54 % от среднемесячного денежного вознаграждения за вычетом страховой пенсии по старости в сумме 18849,04 руб., размер которой был определен комиссией из представленной истцом справки из Пенсионного органа (том 1 л.д. 146 - 148).
Распоряжением Главы администрации городского поселения «Хилокское» № 60 от 25 ноября 2019 г. Кудрику В.А. с 1 октября 2019 г. установлена доплата к страховой пенсии по старости лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе в размере 18925,75 руб. (том 1 л.д. 145).
Распоряжением главы городского поселения «Хилокское» Пинаевой И.В. от 18 ноября 2019 г. № 58 произведена индексация с 1 октября 2019 г. на 4,2% окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета городского поселения «Хилокское» (том 1 л.д. 175).
Решением Хилокского районного суда Забайкальского края от 4 февраля 2020 г. признано незаконным решение комиссии по назначению ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, а также её размере администрации городского поселения «Хилокское» от 1 ноября 2019 г. Судом в муниципальный стаж истца включен периоды работы в должности начальника пункта подменных локомотивных бригад с 15 ноября 1995 г. по 14 ноября 2000 г. Суд обязал администрацию городского поселения «Хилокское» назначить истцу доплату к страховой пенсии по старости с 1 сентября 2019 г., произвести перерасчет доплаты к страховой пенсии исходя доплаты к пенсии Кудрик В.А. в размере 69% от среднемесячного денежного вознаграждения. (том 1 л.д. 115-118).
С учетом вышеуказанного решения суда комиссией Администрации городского поселения "Хилокское" по назначению ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, а также ее размере 19 марта 2020 г. был произведен перерасчет ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости. По решению комиссии доплата составила 25198,58 (69953,98 руб. * 69 % - 18849,04). При этом при назначении доплаты был учтен среднемесячный заработок истца за последние полные 12 месяцев муниципальной службы в размере 69953,98 руб., доплата определена в размере 69 % от среднемесячного вознаграждения за вычетом страховой пенсии по старости в сумме 18849,04, размер которой был определен комиссией из представленной истцом справки из пенсионного фонда. Данные обстоятельства подтверждаются соответствующим протоколом комиссии, который был приобщен судебной коллегией в качестве нового доказательства (том 2 л.д. 45 - 46).
Распоряжением главы городского поселения «Хилокское» Пинаевой И.В. №14 от 19 марта 2020 г. истцу назначена муниципальная пенсия за выслугу лет с 10 сентября 2019 г. по 30 сентября 2019г. в размере 16928,03 руб. С 1 октября 2019г. пенсия за выслугу лет в учетом индексации была назначена в размере 25198,58 рублей. С 1 января 2020 г. с учетом изменения размера страховой пенсии по старости пенсия за выслугу лет была назначена в размере 19522, 35 руб. (том 2 л.д. 44).
Распоряжением Главы городского поселения «Хилокское» Пинаевой И.В. №35 от 19 октября 2020 г. произведена индексация с 1 октября 2020 г. на 3% окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета городского поселения «Хилокское» (том 1 л.д. 173-174).
С связи с произведенной индексацией должностных окладов работников муниципальных учреждений на 3 % Главой городского поселения было издано распоряжение № 06 от 29 января 2021 г., которым был произведен перерасчет назначенной Кудрик В.А. доплаты к муниципальной пенсии за выслугу лет. Так данным Распоряжением Кудрик В.А. с 1 октября 2019 г. установлена доплата к муниципальной пенсии за выслугу лет в сумме 29418, 85 руб.; с 1 января 2020 г. установлена доплата к муниципальной пенсии за выслугу лет в сумме 23454,62 руб.; с 1 октября 2020 г. установлена доплата к муниципальной пенсии за выслугу лет в сумме 24454,90 руб. Постановлено произвести перерасчет муниципальной пенсии Кудрику В.А. с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2020 г. в связи с ошибкой в расчете при начислении пенсии за выслугу лет в размере 63 304,05 руб. (том 2 л.д. 49).
Распоряжением главы городского поселения «Хилокское» о перерасчете пенсии от 11 февраля 2021 г. № 10 с изменениями, от 16 февраля этого же года истцу с 1 января 2021 г. в связи с повышением страховой пенсии была назначена муниципальная пенсия за выслугу лет в размере 23348,76 руб. (том 2 л.д. 51).
За период с октября 2019 г. по 30 сентября 2021 г. истцу была выплачена доплата к страховой пенсии по старости в сумме 602371,70 рублей, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями (т. 1 л.д. 16- 36). Данное обстоятельство истцом не оспаривалось.
Выражая несогласие с расчетом ежемесячной доплаты к страховой пенсии и полагая, что она должна рассчитываться исходя из среднемесячного денежного вознаграждения главы городского поселения «Хилокское» в период с 1 октября 2019 г. по 1 апреля 2021 г. в сумме 75 076,42 руб. за вычетом установленной ему страховой пенсии по старости на момент назначения спорной доплаты в сумме 18849 рублей, размер которой не должен в последующем изменятся, истец обратился в суд с требованием о признании распоряжения Главы городского поселения «Хилокское» от 11 февраля 2021г. № 10 незаконным и взыскании недополученной доплаты к страховой пенсии.
Разрешая спор, руководствуясь нормами Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Закона Забайкальского края от 10.06.2020 года №1826-ЗЗК «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Забайкальском крае», Закон Забайкальского края от 27.02.2009 N 145-ЗЗК «О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным распоряжения Главы городского поселения «Хилокское» №10 от 11.02.2021 года «О перерасчете пенсии за выслугу лет В.А. Кудрик» в части установленного истцу размера спорной доплаты и возложении обязанности на ответчика внести изменения в указанное распоряжение, с указанием причитающихся к выплате денежных средств как доплаты к страховой пенсии по старости в размере 32291,52 руб.
Судебная коллегия с выводом суда о незаконности распоряжения Главы городского поселения «Хилокское» соглашается. Вместе с тем не может согласиться с расчетом доплаты к пенсии, который был представлен ответчиком на основании доводов истца о неизменности размера страховой пенсии, подлежащей учету при определении ежемесячной спорной доплаты, и принятого судом первой инстанции в качестве допустимого доказательства по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Статьей 11 данного Закона определено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законом края. Определение размера пенсии за выслугу лет муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным настоящим Законом края соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Забайкальского края. Максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать максимальный размер пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Забайкальского края по соответствующей должности государственной гражданской службы Забайкальского края с учетом продолжительности стажа муниципальной или гражданской службы соответственно. Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет, порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет определяются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10 октября 2013 года N 1591-О указал, что законоположение, содержащееся в части 1 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" и находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 этого же федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней. Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к данному федеральному закону.
Частью 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Таким образом, нормы федерального законодательства определяют границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации устанавливают уровень пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций регулируются только отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций.
Право на доплату к страховой пенсии по старости лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе было предусмотрено Законом Забайкальского края от 24 декабря 2010 года N 455-ФЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" (действующим на момент обращения истица с заявлением о назначении ему доплаты к пенсии, т.е. 9 сентября 2019г.). Так согласно ст. 6 вышеназванного закона лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, за счет средств местного бюджета может быть предусмотрена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности). Ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) устанавливается в отношении лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяется в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Порядок и условия назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), а также ее размер определяются муниципальным нормативным правовым актом в соответствии с Уставом муниципального образования.
Кроме того, основания возникновения права на пенсию за выслугу лет и порядок ее назначения государственным гражданским служащим Забайкальского края установлены Законом Забайкальского края от 27 февраля 2009 года N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края", статьей 2 которого регламентированы условия назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Забайкальского края, а статьей 4 - размеры пенсии за выслугу лет.
Согласно абзацам первому и второму части 1 статьи 4 указанного закона Забайкальского края размер пенсии за выслугу лет исчисляется исходя из среднемесячного денежного содержания за последние полные 12 месяцев государственной службы, предшествующих по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, дню ее прекращения либо дню достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" (дававшего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), включая начисление надбавок за работу в местностях с особыми климатическими условиями, с учетом стажа государственной службы, за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" на момент вынесения решения о назначении пенсии за выслугу лет. При наличии стажа государственной службы не менее стажа, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пенсия за выслугу лет устанавливается в размере 45 процентов от среднемесячного денежного содержания за стаж государственной службы. За каждый полный год стажа государственной службы сверх указанного стажа пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента от среднемесячного денежного содержания за стаж государственной службы. При этом размер пенсии за выслугу лет за стаж государственной службы не может превышать 75 процентов от среднемесячного денежного содержания.
Пунктом 5 ст. 8 данного закона предусмотрено, что размер пенсии за выслугу лет пересчитывается с соблюдением правил, предусмотренных настоящим Законом края, при индексации или повышении в централизованном порядке окладов месячного денежного содержания по соответствующей должности государственной гражданской службы.
Порядок и условия назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе в городском поселении «Хилокское» регулируется Положением, утвержденным решением Совета городского поселения «Хилокское» №77 от 22.12.2016 года.
Согласно п.1 Положения о порядке и условиях назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (далее Положение) право на доплату к страховой пенсии по старости независимо от времени приобретения права на страховую пенсию по старости имеют лица, замещавшие муниципальные должности в городском поселении «Хилокское» на постоянной основе не менее двух сроков полномочий, либо одного срока полномочий, и имеющие стаж муниципальной службы не менее 10 лет, получившие денежное содержание за счет средств местного бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий.
В соответствии с п.3 Положения доплата к пенсии устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо до назначении пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с указанной пенсией независимо от получения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года №424-ФЗ «О накопительной пенсии».
В силу п.8 Положения доплата к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, от четырех до восьми лет устанавливаются в размере 45 процентов от среднемесячного денежного вознаграждения, за вычетом страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». За каждый полный год замещения должности муниципальной службы свыше 8 лет доплата к пенсии увеличивается на 3 процента от среднемесячного денежного вознаграждения. При этом размер доплаты к пенсии не может превышать 75 процентов от среднемесячного денежного вознаграждения.
Размер доплаты к пенсии исчисляется по выбору лица, обратившегося за установлением доплаты, исходя из среднемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности не менее полных 12 месяцев должности, предшествовавших дню прекращения его полномочий либо дню достижения возраста, дающего права на страховую пенсию по старости (п. 9 Положения).
Решение о назначении доплаты к пенсии либо об отказе в ее назначении принимается администрацией городского поселения "Хилокское" в течение 20 дней. Доплата к пенсии назначается распоряжением администрации городского поселения «Хилокское» (пункт 15).
Согласно п.18 Размер доплаты к пенсии пересчитывается при индексации или повышении в централизованном порядке денежного вознаграждения по соответствующей муниципальной должности.
Таким образом из анализа приведенных выше норм следует, что условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих городского поселения «Хилокское» по своим основным параметрам являются сходными (определенными с учетом возможности местного бюджета) с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации - Забайкальского края.
В пункте 16 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом ВС РФ 22.06.2016) разъяснено, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления, которые с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок, условия и размеры выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Как следует из имеющегося в материалах дела протокола заседания комиссии по назначению ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости Администрации городского поселения "Хилокское" от 1 ноября 2019г., Распоряжения главы городского поселения "Хилокское" Пинаевой И.В. № 60 от 25 ноября 2019г. порядок назначения спорной доплаты к страховой пенсии, механизм ее расчета, установленный муниципальным нормативным правовым актом городского поселения "Хилокское", ответчиком был соблюден.
Впоследствии установленный истцу размер доплаты к страховой пенсии по старости в связи с индексацией должностных окладов муниципальных служащих городского поселения "Хилокское" был ответчиком пересчитан путем издания соответствующих распоряжений, что истцом в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
11 февраля 2021 г. ответчиком в связи с повышением размера выплачиваемой Кудрик В.А. страховой пенсии по старости доплата к страховой пенсии по старости, ошибочно поименованная в Распоряжении главы городского поселения "Хилокское" № 10 как муниципальная пенсия по выслуге лет, была пересчитана и назначена истцу к выплате в сумме 23348 рублей 76 копеек.
Вопреки возражениям истца, судебная коллегия приходит к выводу о том, что предусмотренные законом основания для перерасчета размера назначенной истцу спорной доплаты к страховой пенсии по старости в связи с изменением размера данной пенсии у ответчика имелись.
Действительно, ни Законом Забайкальского края от 27 февраля 2009 года N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края", ни Положением о порядке и условиях назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе в городском поселении «Хилокское», утвержденным решением Совета городского поселения «Хилокское» №77 от 22.12.2016 года прямо не предусмотрено таких оснований для перерасчета назначенной лицу доплаты к страховой пенсии, как изменение размера выплачиваемой лицу, получающему муниципальную доплату, страховой пенсии по старости.
Вместе с тем, статьей 10 Закона Забайкальского края от 27 февраля 2009 года N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края", предусмотрено, что вопросы, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет, не урегулированные настоящим Законом края, разрешаются в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.
Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 г. Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации приказом от 22 мая 2017 года N 436н утвердило Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления( далее по тексту Правила).
Согласно пп. "а" п. 19 данных Правил перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится также в случае изменения размера страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии - со дня изменения размера указанных пенсий или выплат, территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
Предусмотренная данными Правилами возможность изменения размера пенсии за выслугу лет (доплаты к страховой пенсии) в случае изменения размера страховой пенсии по старости согласуется с правовой природой дополнительного материального обеспечения, реализуемого в рамках пенсионных отношений и предполагающих предоставление денежных выплат в целях компенсации лицу утраченного заработка (дохода) в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости.
Вместе с тем, определяя положенный истцу с 1 октября 2020 г. размер доплаты к пенсии по старости в размере 32291 руб. 52 коп, возлагая на ответчика обязанность внести в распоряжение Главы городского поселения «Хилокское» №10 от 11.02.2021 года «О перерасчете пенсии за выслугу лет В.А. Кудрик» изменения, указав размер причитающейся истцу доплаты в сумме 32291 рубль 52 копейки, суд первой инстанции не учел вышеназванное правовое регулирование в области действующего пенсионного законодательства.
Определяя размер доплаты к страховой пенсии с 1 января 2021 г., ответчик обоснованно принял во внимание то, что истцу была с 1 января 2021г. назначена страховая пенсия по старости в сумме 26367 руб. 52 копейки, что следует из приложенной к распоряжению справки пенсионного органа о выплатах и приведенного к указанному документу расчета (т. 2 л.д. 52).
Вместе с тем, проверяя доводы истца о правильности произведенного ему размера доплаты к пенсии по старости с момента ее назначения и до 30 сентября 2021 г., судебная коллегия не может согласится с определенным ответчиком и учтенным для расчета доплаты к страховой пенсии по старости среднемесячным заработком в сумме 69953, 98 рублей, поскольку при его расчете и последующей индексации ответчиком была допущена ошибка.
Так п. 9 Положения о порядке и условиях назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе в городском поселении «Хилокское» предусмотрено, что при исчислении среднемесячного денежного вознаграждения из расчетного периода исключается время нахождения лица, замещавшего муниципальную должность в отпусках без сохранения денежного вознаграждения, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста, а также период временной нетрудоспособности. Начисленные за это время суммы соответствующих пособий не учитываются.
Размер среднемесячного денежного вознаграждения при отсутствии в расчетном периоде исключаемых из него в соответствии с абзацем вторым данного пункта времени нахождения лица, замещающего муниципальную должность в соответствующих отпусках и периода временной нетрудоспособности определяется делением общей суммы денежного вознаграждения начисленного в расчетном периоде, который составляет 12 полных месяцев по должности, предшествующий дню прекращения полномочий лица, на 12.
В случае если из расчетного периода исключается в соответствии с абзацем вторым данного пункта время нахождения лица, замещавшего муниципальную должность в соответствующих отпусках и в период временной нетрудоспособности размер среднемесячного денежного вознаграждения определяется путем деления указанной суммы на количество фактически отработанных дней в расчетном периоде и умножения на 21 (среднемесячное количество рабочих дней в году).
В соответствии с частью 1 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных названным кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат (часть 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации).
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале по 28-е (29-е) число включительно) (часть 3 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации).
Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 7 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, которым в том числе определены виды выплат, применяемых у работодателя, которые учитываются для расчета среднего заработка, порядок и механизм расчета среднего заработка.
В соответствии с пп. "а" п. 5 данного Положения при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации.
Таким образом при определении среднего заработка в соответствии с пп. "а" п. 5 Положения из расчетного периода подлежит исключению время нахождения истца в отпуске, а также начисленные за это время суммы.
Как следует из представленных ответчиком и приятных судебной коллегией в качестве новых доказательств карточки-справки за 2018 г. и за 2019 г., а также расчетных листков, истцу за 12 месяцев предшествующих дню увольнения было начислено денежное вознаграждение: в сентябре 2018 г. - 79392,28 рублей, в октябре 2018 г. - нет начислений в связи с нахождением истца в очередном отпуске, в ноябре 2018г. за фактически отработанные 10 дней было начислено 27867,57 рублей, в декабре 2018 г. - 67266,28 рублей, в январе 2019 г. - 69953,98 рублей, в феврале 2019 г. - 69953,98 рублей, в марте 2019 г. - 69953,98 рублей, в апреле 2019 г. - 69953,98 рублей, в мае 2019 г. - 69953,98 рублей, в июне 2019 г. - 69953,98 рублей, в июле 2019 г. - 69953,98 рублей, в августе 2019 г. - 69953,98 рублей. Итого за 10 полных месяцев истцу было начислено 706290,40 рубля (69953,98 * 8 + 79392,28 + 67266,28 рублей). Размер среднемесячной заработной платы за ноябрь 2018г. будет согласно Положения составлять 58521,96 (27867,57 / 10 * 21). Итого размер среднемесячного денежного содержания за 12 месяцев предшествующих дню увольнения истца будет составлять 69528,40 рублей (706290,40 + 58521,96) / 11 месяцев (за минусом 1 месяца, в котором истец находился в очередном отпуске, и этот период времени и начисленные за это время суммы также не могут быть включен в расчет).
Доводы апелляционной жалобы о том, что при расчете доплаты к пенсии ответчиком была неверно рассчитана сумма среднемесячного заработка Кудрик В.А., в которую вошли отпускные, материальная помощь к отпуску, которые учитываться не должны, судебная коллегия считает необоснованными по следующим основаниям.
Согласно части второй статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации, пункту 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922 (далее - Положение), для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).
В соответствии со статьями 22, 26 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22).
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 22).
Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26).
Статьей 9 Закона Забайкальского края от 29 декабря 2008 года N 108-ЗЗК "О муниципальной службе в Забайкальском крае" предусмотрено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). К дополнительным выплатам в числе прочих относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих.
Положением о денежном содержании муниципальных служащих городского поселения "Хилокское", утвержденным Решением Совета городского поселения "Хилокское" от 30 августа 2019 г. № 212 предусмотрены дополнительные выплаты, к которым в том числе, относятся единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих и материальная помощь.
Пунктом 8 данного Положения предусмотрено, что выплата единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска производится муниципальному служащему один раз в год в размере двух должностных окладов. На сумму единовременной выплаты начисляются надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
Пунктом 10 данного Положения определено, что материальная помощь выплачивается один раз в год муниципальному служащему, замещающему должность муниципальной службы не менее 6 месяцев в размере одного должностного оклада. На сумму материальной помощи начисляются надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
Из приведенных нормативных положений следует, что единовременная выплата при предоставлении очередного отпуска и материальная помощь являются мерами материального поощрения служащего, зависят от размера заработной платы, являются частью системы оплаты труда и включены в фонд оплаты труда.
При таких обстоятельствах данные выплаты подлежат учету при расчете среднего заработка (определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.05.2018 N 307-КГ18-918 по делу N А66-13705/2016).
Ссылка в дополнениях к апелляционной жалобе на то, что при расчете доплаты к пенсии ответчиком была неверно рассчитана сумма среднемесячного заработка Кудрик В.А., в которую вошли суммы заработной платы, начисленные истцу в дни нахождения его в командировках, отклоняется судебной коллегий как несостоятельные.
Действительно, пп. "а" п. 5 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Вместе с тем, как следует из представленных в дело расчетных листков по заработной плате дни нахождения истца в расчетном периоде в служебных командировках не оплачивались ему по среднему заработку. Оплата производилась за эти дни исходя из установленного истцу размера должностного оклада.
При таком положении дни командировки истца и начисленные ему за эти дни суммы денежного вознаграждения подлежат учету при расчете среднемесячного заработка.
Учитывая вышеприведенные нормативные положения судебная коллегия не может принять в качестве верного расчет среднемесячного денежного вознаграждения истца, представленный ответчиком в суд апелляционной инстанции.
С учетом произведенных в городском поселении "Хилокское" индексаций должностных окладов муниципальных служащих, среднемесячное денежное вознаграждение по замещаемой должности не менее полных 12 месяцев, предшествовавших дню прекращения полномочий истца с 1 октября 2019 г. будет составлять 72448,95 рублей (69528,40 + 4,2%). Из этой суммы 69 % будет составлять 49989,55 рубля. Именно эта сумма должна быть учтена при расчете муниципальной доплаты к страховой пенсии по старости.
Среднемесячное денежное вознаграждение по замещаемой должности не менее полных 12 месяцев, предшествовавших дню прекращения его полномочий с 1 октября 2020 г. будет составлять 74622,42 рубля (72448,95 + 3 %). Из этой суммы 69 % будет составлять 51489,47 рублей. Именно эта сумма должна быть учтена при расчете муниципальной доплаты к страховой пенсии по старости.
Поскольку размер доплаты к пенсии определяется за вычетом страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", то юридически значимым для дела обстоятельством является размер установленной истцу страховой пенсии по старости.
Вместе с тем, разрешая настоящий спор, суд первой инстанции данные юридически значимые для дела обстоятельства не установил.
Если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств. Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) (пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Учитывая положения п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующего производство в суде апелляционной инстанции", определив юридически значимые обстоятельства, истребовав и приобщив к материалам дела дополнительные доказательства: ответ на судебный запрос из пенсионного орана распоряжения пенсионного органа о перерасчете пенсий от 18.12.2019г., от 20.07.2020 г., от 15.12.2020 г. и от 21.07.2021, а также решения пенсионного органа о выплате истцу сумм страховых пенсий от 13.12.2019 г., 13.12.2020, от 16.07.2021г. (т. 2 л.д. 10 -11, 86 -89) судебной коллегией установлено, что истцу с в октябре 2019 г. была установлена пенсия в сумме 23006,75 рублей. С 1 января 2020 г. истцу установлена страховая пенсия по старости в размере 24525,63 рубля (из них страховая пенсия 18839, 38 руб. и фиксированная выплата 5686,25 руб.). С 1 августа 2020 г. истцу установлена страховая пенсия по старости в размере 24804, руб. (из них страховая пенсия 19118, 38 руб. и фиксированная выплата 5686,25 руб.). С 1 января 2021 г. истцу установлена страховая пенсия по старости в размере 26367,53 руб. (из них страховая пенсия 20323,05 руб. и фиксированная выплата 5686,25 руб.). С 1 августа 2021 г. истцу установлена страховая пенсия по старости в размере 26460,36 руб. (из них страховая пенсия 20415,88 руб. и фиксированная выплата 6044, 48 руб.).
Таким образом при установлении истцу доплаты к страховой пенсии по старости с 1 октября 2019 г. должна была быть учтена установленная истцу страховая по старости в сумме 23006,75 рублей, а не сумма 18849,40 рублей которая истцу фактически выплачивалась до сентября 2019г., как работающему пенсионеру. Как следует из представленного по запросу судебной коллегии пенсионным органом ответа на судебный запрос, истцу в октябре, ноябре и декабре 2019 года выплачивалась пенсия в размере 18849,40 рублей. В январе 2020 г. пенсионным органом был сделан перерасчет пенсии и истцу была произведена доплата до назначенной ему пенсии в размере 23006,75 рублей.
Таким образом судебной коллегией в учетом определенного размера среднемесячного денежного вознаграждения и установленной истцу страховой пенсии по старости произведен расчет причитающейся Кудрик В.А. с 1 октября 2019 по 30 сентября 2021 г. доплаты к страховой пенсии по старости.
Расчет произведен следующим образом:
Месяц, год | Сумма 69% от среднемесячного ден. содер. | Установл. истцу страховая пенсия | Размер доплаты к страховой пенсии | Фак. выплачено доплаты к страховой пенсии | Переплата -Недоплата + |
Октябрь 2019 | |||||
Ноябрь 2019 | |||||
Декабрь 2019 | |||||
Январь 2020 | |||||
Февраль 2020 | |||||
Март 2020 | |||||
Апрель 2020 | |||||
Май 2020 | |||||
Июнь 2020 | |||||
Июль 2020 | |||||
Август 2020 | |||||
Сентябрь 2020 | |||||
Октябрь 2020 | |||||
Ноябрь 2020 | |||||
Декабрь 2020 | |||||
Январь 2021 | |||||
Февраль 2021 | |||||
Март 2021 | |||||
Апрель 2021 | |||||
Май 2021 | |||||
Июнь 2021 | |||||
Июль 2021 | |||||
Август 2021 | |||||
Сентябрь 2021 | |||||
Итого |
Таким образом исходя их данного расчета размер доплаты к страховой пенсии по старости с 1 января 2021 г. будет составлять 25121,94 рубля. Согласно данному расчету у ответчика имеется перед истцом задолженность по доплате к страховой пенсии по старости в сумме 13160, 18 рублей.
Учитывая изложенное, решение суда в части возложения на ответчика обязанности внести изменения в распоряжение Главы Администрации городского поселения «Хилокское» №10 от 11.02.2021 года «О перерасчете пенсии за выслугу лет В.А. Кудрик», а также в части размера подлежащей взысканию недоплаты к страховой пенсии по старости в пользу Кудрик В.А. подлежит изменению.
В остальной части решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене или изменению не подлежит. Администрацией городского поселения «Хилокское» не представлено достаточных и допустимых доказательств, которые свидетельствовали бы об отсутствии у ответчика перед истцом задолженности по спорной доплате.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Хилокского районного суда Забайкальского края от 12 октября 2021 г. изменить.
Возложить на администрацию городского поселения «Хилокское» обязанность внести в распоряжение Главы Администрации городского поселения «Хилокское» №10 от 11.02.2021 года «О перерасчете пенсии за выслугу лет В.А. Кудрик» изменения, указав о назначении Кудрик В. А. доплаты к страховой пенсии по старости с 1 января 2021 г. в размере 25121 рубль 94 копейки.
Взыскать с администрации городского поселения «Хилокское» за счет средств бюджета городского поселения "Хилокское" в пользу Кудрик В. А. невыплаченную сумму доплаты к страховой пенсии по старости с 1 октября 2019 года по 30 сентября 2021 года в сумме 13160 рублей 18 копеек.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Хилокский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 апреля 2022г.