ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-328/2021 от 30.09.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 2-328/2021 (№ 33-17710/2021)

г.Уфа 30 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Вахитовой Г.Д.,

судей Индан И.Я.,

ФИО1,

при секретаре Хабировой Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альшеевском районе Республики Башкортостан о включении в специальный страховой стаж отдельных периодов об изменении даты возникновения права на досрочную страховую пенсию о назначении досрочной страховой пенсии по старости,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 07 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альшеевском районе Республики Башкортостан (далее ГУ - УПФ РФ в Альшеевском районе РБ, пенсионный орган) о включении в специальный страховой стаж отдельных периодов об изменении даты возникновения права на досрочную страховую пенсию о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование предъявленных требований ФИО2 указала на то, что 23.11.2020 года она обратилась к ГУ - УПФ РФ в Альшеевском районе РБ с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ). Решением ГУ - УПФ РФ в Альшеевском районе РБ № 280 от 26 ноября 2020 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, со ссылкой на то, что на отсутствие требуемой продолжительности стажа педагогической деятельности. При этом, пенсионный орган не засчитал в такой стаж период работы преподавателем в Уфимском филиале Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта» (Уфимское командное речное училище) с 01.05.2006г. по 27.08.2012г., время нахождения на курсах повышения квалификации и республиканские нерабочие праздничные дни. Стаж работы на соответствующих видах работ пенсионным органом был определен 18 лет 6 месяцев 26 дней.

По мнению ФИО2, решение пенсионного органа не основано на законе и нарушает ее право на пенсионное обеспечение.

С учетом уточнения требований, просила отменить решение ГУ - УПФ РФ в Альшеевском районе РБ от 26.11.2020г. за № 280, обязать пенсионный орган включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы преподавателем в Уфимском филиале Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта» (Уфимское командное речное училище) с 01.05.2006г. по 27.08.2012г., время нахождения на курсах повышения квалификации с 14.09.2015 по 19.09.2015г.г., с 23.04.2018 по 25.04.2018г.г., республиканские нерабочие праздничные дни 11.10.2019, 04.06.2019, 11.08.2019, 15.06.2018, 21.08.2018, 11.10.2018, 25.06.2017, 01.09.2017, 11.10.2017, 05.07.2016, 12.09.2016, 11.10.2016, 17.07.2015, 24.09.2015, 11.10.2015, 28.07.2014, 04.10.2014, 11.10.2014, 08.08.2013, 11.10.2013, 15.10.2013, 11.10.2012, 25.10.2012 г.г., признать, что 28.11.2020 года ФИО2 выработан специальный 25-летний педагогический стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости; обязать ГУ - УПФ РФ в Альшеевском районе РБ назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в 2022 году согласно требованиям части 3 статьи 10 Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ, а именно с 28.05.2022г.; обязать ГУ - УПФ РФ в Альшеевском районе РБ возместить ФИО2 государственную пошлину в размере 300 рублей.

Определением Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 24 июня 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан.

Решением Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 08 июля 2021 года исковые требования ФИО2 удовлетворены частично, постановлено обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан включить в педагогический стаж ФИО2 в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» периоды: работа преподавателем в Уфимском филиале Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта» (Уфимское командное речное училище) с 01.05.2006г. по 27.08.2012г.; периоды курсов повышения квалификации с 14.09.2015г. по 19.09.2015г., с 23.04.2018г. по 25.04.2018г.; республиканские нерабочие праздничные дни 11.10.2019г., 04.06.2019г., 11.08.2019г., 15.06.2018г., 21.08.2018г., 11.10.2018г., 25.06.2017г., 01.09.2017г., 11.10.2017г., 05.07.2016г., 12.09.2016г., 11.10.2016г., 17.07.2015г., 24.09.2015г., 11.10.2015г., 28.07.2014г., 04.10.2014г., 11.10.2014г., 08.08.2013г., 11.10.2013г., 15.10.2013г., 11.10.2012г., 25.10.2012г.

Признать право ФИО2 на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» с 28.11.2020г.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан в пользу ФИО2 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

В апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда в части включения в педагогический стаж периода работы ФИО2 в Уфимском филиале Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта» (Уфимское командное речное училище) с 01.05.2006г. по 27.08.2012г. Указывают, что к спорному периоду работы могут применяться Списки № 781. Списки № 781 не предусматривают возможность включения в педагогический стаж работы в высших учебных заведениях. Полагают несостоятельной ссылку суда на пункт 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, поскольку доказательств того, что в указанной организации в спорный период проходили обучение не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет, в материалы дела не представлено. Кроме того, спорный период работы истицы имел место после ее регистрации в системе государственного пенсионного страхования, между тем, согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения за спорные периоды предоставлены работодателями в Пенсионный фонд Российской Федерации без кода особых условий труда.

Иными участвующими в деле лицами постановленное решение не обжалуется.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан – ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Как следует из материалов дела, 23.11.2020 года ФИО2 обратилась в ГУ-УПФ РФ в Альшеевском районе РБ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением ГУ – УПФ РФ в Альшеевском районе РБ от 26.11.2020 года № 280 ФИО2 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием у нее требуемого стажа на соответствующих видах работ по осуществлению педагогической деятельности в учреждениях для детей не менее 25 лет. При этом, в стаж ФИО2 дающий право назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью не были включены, в том числе периоды работы преподавателем английского языка в Уфимском филиале Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта» (Уфимское командное речное училище) с 01.05.2006г. по 27.08.2012г. со ссылкой на то, что наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением от 29 октября 2002 года № 781. Также из приведенного решения пенсионного органа видно, что в оспариваемый стаж истца не были включены время нахождения на курсах повышения квалификации с 14.09.2015г. по 19.09.2015г., с 23.04.2018г. по 25.04.2018г.; республиканские нерабочие праздничные дни 11.10.2019г., 04.06.2019г., 11.08.2019г., 15.06.2018г., 21.08.2018г., 11.10.2018г., 25.06.2017г., 01.09.2017г., 11.10.2017г., 05.07.2016г., 12.09.2016г., 11.10.2016г., 17.07.2015г., 24.09.2015г., 11.10.2015г., 28.07.2014г., 04.10.2014г., 11.10.2014г., 08.08.2013г., 11.10.2013г., 15.10.2013г., 11.10.2012г., 25.10.2012г.

На момент обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости пенсионным органом определен страховой стаж ФИО2 – 27 лет 1 месяц, страховой стаж (с учетом Постановления Конституционного суда от 29.01.2004г. №2-П) – 31 год 10 месяцев 16 дней, стаж педагогической деятельности 18 лет 6 месяцев 26 дней.

Будучи не согласной с приведенным выше решением пенсионного органа и полагая, что периоды ее работы с 01.05.2006г. по 27.08.2012г. преподавателем английского языка в Уфимском филиале Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта» (Уфимское командное речное училище), а также время нахождения на курсах повышения квалификации и республиканские нерабочие праздничные дни, подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи осуществлением педагогической деятельности, ФИО2 обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции обязал ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан включить в стаж ФИО2, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, оспариваемые периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства и сохранением заработной платы, и республиканские нерабочие праздничные дни.

Решение суда в части обязания ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан включить в стаж работы ФИО2, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периодов прохождения курсов повышения квалификации и республиканские нерабочие праздничные дни, сторонами не обжалуется.

Апеллятор ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан выражает несогласие с решением суда в части включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, оспариваемого периода работы истца с 01.05.2006г. по 27.08.2012г. преподавателем английского языка в Уфимском филиале Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта» (Уфимское командное речное училище).

Разрешая требования ФИО2 о включении в педагогический стаж, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, периода работы с 01.05.2006г. по 27.08.2012г. преподавателем английского языка в Уфимском филиале Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта» (Уфимское командное речное училище), и удовлетворяя указанные требования, суд первой инстанции исходил из того, что филиал Академии, где протекала профессиональная деятельность истца в спорный период, по своей направленности являлся образовательным учреждением не только высшего профессионального образования, но и среднего профессионального образования, одной из задач которых является подготовка специалистов со средним профессиональным образованием, и по образовательному учреждению в группах учащихся, получающих среднее профессиональное образование обучались студенты, среди которых более 50% являлись несовершеннолетними, следовательно условия работы истца в спорный период времени отвечают требованиям нормативных актов, предусматривающих возможность зачета в специальный трудовой стаж работы в названном образовательном учреждении при обучении не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет; характер трудовой деятельности истицы после переименования учебного учреждения не изменился, вхождение указанных групп обучающихся в структуру образовательного учреждения высшего профессионального образования не может повлиять на права истца на назначение досрочной пенсии по старости на льготных условиях.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено в пункте 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2015 г. и действующего на момент обращения 23.11.2020 года ФИО2 в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии со статей 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В порядке пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781).

Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Пунктом 13 Правил от 29.10.2002 г. N 781 предусмотрено, что в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): в общеобразовательных школах всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназии; межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школе-интернате; детском саду; яслях-саду (сад-ясли); детских яслях; техникуме колледже училище; лицее.

В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.

Аналогичные нормы содержались в абзаце втором пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в абзаце третьем пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Согласно пункту 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях), засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.

Указанный пункт 14 Правил, предусматривая зачет в специальный стаж работы за период с 1 ноября 1999 г. в определенных должностях в образовательных учреждениях среднего профессионального образования при условии обучения в них не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет, конкретизирует механизм реализации закрепленного законе права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем только тем лицам, чья педагогическая деятельность осуществляется в учреждениях для детей, то есть в учреждениях, в которых основной контингент обучающихся составляют лица в возрасте до 18 лет.

Из трудовой книжки истца следует, что с 25 августа 2005 года по 31 марта 2006 года ФИО2 работала в должности преподавателя английского языка в Федеральном государственном бюджетном учреждении среднего профессионального образования «Уфимское командное речное училище». Указанный период работы истца как видно из оспариваемого решения пенсионного органа был включен стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. С 01 апреля 2006 года ФИО2 переведена преподавателем математики в Уфимский филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта» и была уволена 27 августа 2012 года на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации № 1550-р от 30 сентября 2005 года постановлено реорганизовать федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московская государственная академия водного транспорта" и федеральные государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования "Уфимское командное речное училище" и "Велико-Устюгское речное училище имени З.А. Шашкова" путем присоединения училищ к академии, с образованием на их основе обособленных структурных подразделений (филиалов академии) по подготовке специалистов со средним профессиональным образованием.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации № 1550-р от 30 сентября 2005 года, распоряжения Федерального агентства морского и речного транспорта от 10 ноября 2005 года № АД-288-р и приказа по училищу от 31 марта 2006 года № 205 Уфимское командное училище с 01 апреля 2006 года было переименовано в Уфимский филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта» (Уфимское командное речное училище).

Распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 07 июня 2011 года № АД-195-р название «Уфимский филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта», переименовано в «Уфимский Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта».

В соответствии с распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта № АД-368-p от 22 сентября 2014 года филиал переименован в Уфимский филиал Федерального государств бюджетного образовательного учреждения высшего образования. «Московская государственная академия водного транспорта».

Согласно распоряжению Федерального агентства морского и речного транспорта № АД-481-р от 26 декабря 2014 года изменено сокращенное наименование филиала – Уфимский филиал ФГБОУ ВО «МГАВР».

На основании распоряжения Федерального агентства морского и речного транспорта № ВО-282-Р от 28 ноября 2016 года Уфимский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала О.Макарова».

В соответствии с распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 16 августа 2017 года № АП-193-Р от 01 декабря 2017 года, на базе Уфимского филиала ФГБОУ ВО «ГУМРФ» имени адмирала О.Макарова образован Уфимский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (Уфимский филиал ФГБОУ ВО «ВГУВТ».

Из справки Уфимского филиала ФГБОУ ВО «ВГУВТ» от 20 апреля 2020 года № 168 видно, что она работала в Уфимском командном училище с 25.08.2005г. по 27.08.2012г. в должности преподавателя, выполняла обязанности классного руководителя, ежегодно устанавливалась педагогическая нагрузка на основании приказов (далее в справке приведены за оспариваемый период реквизиты приказов на каждый учебный год устанавливающие количество часов педагогической нагрузки, данные по классному руководству, преподаваемые дисциплины).

В справке Уфимского филиала ФГБОУ ВО «ВГУВТ» № 110 от 12.03.2021 года на л.д. 46 о контингенте обучающихся указано, что на 01 октября 2005 года количество обучающихся 482, из них несовершеннолетние 274, в процентном соотношении количество несовершеннолетних 56,84; на 01 октября 2006 года количество обучающихся 443, из них несовершеннолетние 256, в процентном соотношении количество несовершеннолетних 57,78; на 01 октября 2007 года количество обучающихся 425, из них несовершеннолетние 256, в процентном соотношении количество несовершеннолетних 60,23; на 01 октября 2008 года количество обучающихся 469, из них несовершеннолетние 312, в процентном соотношении количество несовершеннолетних 66,52; на 01 октября 2009 года количество обучающихся 499, из них несовершеннолетние 332, в процентном соотношении количество несовершеннолетних 66,53; на 01 октября 2010 года количество обучающихся 494, из них несовершеннолетние 284, в процентном соотношении количество несовершеннолетних 57,48; на 01 октября 2011 года количество обучающихся 469, из них несовершеннолетние 256, в процентном соотношении количество несовершеннолетних 54,58; на 01 октября 2012 года количество обучающихся 483, из них несовершеннолетние 299, в процентном соотношении количество несовершеннолетних 61,90.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о не представлении в материалы дела доказательств того, что в Уфимском филиале ФГБОУ ВО «ВГУВТ» в спорный период проходили обучение не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет, такой документ (вышеприведённая справки Уфимского филиала ФГБОУ ВО «ВГУВТ» от 20 апреля 2020 года № 168) в материалы дела был представлен.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан не оспорил данные содержащиеся в указанной справке Уфимского филиала ФГБОУ ВО «ВГУВТ» от 20 апреля 2020 года № 168, указав, что дополнительную информацию из Уфимского филиала ФГБОУ ВО «ВГУВТ» нет необходимости истребовать.

Довод апелляционной жалобы о том, что работа преподавателем в высшем образовательном учреждении не дает права на льготное пенсионное обеспечение не влияет на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку судом установлено, что работа ФИО2 была связана с педагогической деятельностью с несовершеннолетними детьми в структурном подразделении образовательного учреждения, связанного с обучением по профессиям среднего профессионального образования.

Оценив в совокупности все исследованные доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Уфимский филиал Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта» (Уфимское командное речное училище), где протекала профессиональная деятельность истца в спорный период, по своей направленности являлся образовательным учреждением не только высшего профессионального образования, но и среднего профессионального образования, одной из задач которых является подготовка специалистов со средним профессиональным образованием.

На основании представленных в материалы дела доказательств, в том числе положений Уставов Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Уфимского командного речного училища», Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта, судебная коллегия приходит к выводу о том, что пенсионный орган необоснованно не включил в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы ФИО2 в Уфимском филиале Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта», в связи с чем данный период работы истца обоснованно включен в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Опровергающих доказательств этому в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено.

Доказательств, свидетельствующих о неполной занятости истца в спорный период работы, а также опровергающих характер и условия его работы, пенсионный орган в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.

Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд в силу части 2 статьи 12 и части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации осуществляет общее руководство процессом, в том числе определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, а также выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, что является необходимым условием для правильного разрешения гражданских дел.

Приведенные обоснования указывают на ошибочность доводов пенсионного органа при анализе пенсионных прав истца, охватываемых периодами работы в должности преподавателя английского языка 01.05.2006г. по 27.08.2012г. преподавателем английского языка в Уфимском филиале Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта» (Уфимское командное речное училище), поскольку не согласуются совокупностью представленных доказательств.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, согласуются с представленными доказательствами и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.

Оценка представленных сторонами доказательств по делу и добытых судом дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, обжалуемое решение следует признать соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность постановленного решения и не могут служить основанием к отмене решения, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию ответчика, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесено на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 07 июля 2021 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан без удовлетворения.

Председательствующий Г.Д.Вахитова

Судьи И.Я.Индан

ФИО1

мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 октября 2021 года

Справка:

судья ФИО10