ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
дело №2-32/2011 председательствующий судья суда первой инстанции Синицына О.П.
№33-5217/2022 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Басараб Д.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22.06.2022 судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Басараба Д.В.,
судей Паниной П.Е.,
Подобедовой М.И.,
при секретаре Александровой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Республики Крым гражданское дело по иску Марахина Л.В. к Званцева Л.П., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора администрация города Джанкоя Республики Крым, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крым-Фармация» о признании жилого дома самовольным строением, понуждении к совершению определённых действий, по встречному иску Званцева Л.П. к Марахина Л.В., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора администрация города Джанкоя Республики Крым, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крым-Фармация» о признании жилого дома самовольным строением, понуждении к совершению определённых действий,
по апелляционной жалобе Марахина Л.В. на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 08.12.2021,
по апелляционной жалобе Званцева Л.П. на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 08.12.2021,
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Марахина Л.В. обратилась в суд к Званцевой Л.П. с исковым заявлением, в котором просила признать принадлежащий Званцевой Л.П. жилой дом, кадастровый №, общей площадью №.м, находящийся по адресу: самовольным строением и обязать Званцеву Л.П. снести указанную самовольную постройку.
Исковые требования мотивированы тем, что Марахина Л.В. является собственником жилого дома с кадастровым номером № и земельного участка под ним с кадастровым номером № расположенных по адресу: . Званцева Л.П. является собственником жилого дома и земельного участка под домом с кадастровым номером №, расположенных по адресу: с кадастровым номером Согласно публично-кадастровой карте Республики Крым жилой дом, принадлежащий ответчику на основании свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом, располагается за пределами земельного участка, отведённого для его строительства и обслуживания. По мнению Марахиной Л.В. расположение жилого дома за пределами земельного участка с кадастровым номером №, на момент выдачи ответчику свидетельства о государственной регистрации жилого дома и регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации, свидетельствует о том, что он является самовольной постройки, а приобретение ответчиком дополнительного земельного участка с кадастровым номером №, граница которого состоит из двух контуров и который был ранее безосновательно занят частями жилого с кадастровым номером №, не устраняет признака самовольности постройки. Несоответствие минимально допустимых расстояний между строениями создаёт угрозу жизни и здоровью истца в случае возникновения пожара.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с соответствующим исковым заявлением.
Из отзыва ГУП РК «Крым-Фармация» на исковое заявление следует, что жилой дом, принадлежащий Званцевой Л.П. не препятствует в пользовании помещением аптеки №110 Центральной районной аптеки №52, находящимся по адресу: , а также земельным участком, относящимся к нему (т.1 л.д.34).
Из возражений Званцевой Л.П. на исковое заявление следует, что принадлежащее ей домовладение никогда не занимало земельного участка Марахиной Л.В., соответственно какие-либо права и законные интересы Марахиной Л.В. при его возведении и существовании не нарушались и не нарушаются в настоящее время. Сокращение расстояния между их домами обусловлено тем, что при выделении ей в собственность земельного участка и регистрации права собственности на него, расстояние между земельным участком Званцевой Л.П. и земельным участком выделенным, но не оформленным в собственность Марахиной Л.В. составляло не менее 5 метров. Впоследствии Марахиной Л.В. незаконно была возведена пристройка на не принадлежащем ей земельном участке, в связи с чем, расстояние между домами сторон существенно сократилось.
Званцева Л.П. подала встречное исковое заявлении к Марахиной Л.В., в котором просит признать жилой дом, находящийся по адресу: с кадастровым номером №, площадью №.м, принадлежащий Марахиной Л.В. самовольной постройкой и обязать последнюю снести указанную самовольную постройку.
Встречные исковые требования Званцевой Л.П. мотивированы тем, что она является собственником земельного участка площадью №, с кадастровым номером №, земельного участка с кадастровым номером № и жилого дома с кадастровым номером №, площадью №.м, которые расположены по адресу: . Ответчик Марахина Л.В. является собственником земельного участка площадью № с кадастровым номером № и жилого дома с кадастровым номером №, расположенных по адресу: . Домовладение, принадлежащее Марахиной Л.В. возведено без получения на это необходимых в силу закона согласований и разрешений, без надлежащего утверждения проекта, в связи с чем, является самовольной постройкой. В связи с незаконным возведением Марахиной Л.В. частного жилого дома на не принадлежащем ей земельном участке, расстояние между жилыми домами, принадлежащими истцу и ответчику составляет менее 3 метров.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с соответствующим встречным исковым заявлением.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 08.12.2021 исковое заявление Марахина Л.В. и встречное исковое заявление Званцева Л.П. оставлены без удовлетворения (т.3 л.д.136-149).
Указанным решением суда с Марахиной Л.В. в пользу ООО «Крымский республиканский центр судебной экспертизы» взысканы расходы за проведение экспертизы в размере 40 000 рублей (т.3 л.д.135-149).
Не согласившись с указанным решением, Марахина Л.В. подала апелляционную жалобу, в которой просила решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 08.12.2021 отменить в части отказа в признании жилого дома, находящегося по адресу: . Принять новое решение, которым исковые требования Марахиной Л.В. в части признания строения, находящегося по адресу: самовольным удовлетворить (т.3 л.д.154-157).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несоответствию выводов, сделанных судом первой инстанции в резолютивной и мотивировочной части решения.
Также, не согласившись с указанным решением, Званцева Л.П. подала апелляционную жалобу, в которой просила решение Джанкойского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым признать жилой дом, находящийся по адресу: -а с кадастровым номером № принадлежащий Марахиной Л.В., самовольной постройкой и обязать Марахину Л.В. снести указанную самовольную постройку (т.3 л.д.184-187).
Доводы апелляционной жалобы Званцевой Л.П. сводятся к несогласию данной судом первой инстанции оценки доказательствам, в частности, проведённой по делу судебной строительно-технической экспертизе. Кроме того, Званцева Л.П. в апелляционной жалобе отмечает, что при обращении в суд Марахиной Л.В. был пропущен срок исковой давности.
В связи с допущенными судом первой инстанции нарушениям норм процессуального права, определением от 08.06.2022 суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению в дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик по первоначальному иску (апеллянт) Званцева Л.П. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы. На вопросы судебной коллегии пояснила, что фактически Марахина Л.В. не нарушает её прав, обращение со встречным иском, как и подача апелляционной жалобы было вызвано обращением с иском и подачей апелляционной жалобы со стороны Марахиной Л.В.
Представитель-адвокат Званцевой Л.П. – Званцев Е.В. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и пояснения своего доверителя.
Представитель третьего лица ГУП РК «Крым-Фармация» Каминский С.И. в судебном заседании пояснил, что данным спором права ГУП РК «Крым-Фармация» не нарушаются.
Иные лица, участвующий в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), с учётом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание при данной явке.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Басараба Д.В., пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснения, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимым случаях аналогии закона или права (ч.2 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решения являются обоснованными тогда, когда имеющие значения для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст.55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нём здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своём участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нём данного объекта, либо возведённые или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешённое использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Из материалов дела следует, что Марахина Л.В. решением 16 сессии 5-го созыва Джанкойского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ передан в собственность земельный участок площадью 0,0186га, для обслуживания жилого дома и хозяйственных построек по , что подтверждается архивной выпиской администрации от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.68).
Также, Марахина Л.В., решением 33 сессии 5-го созыва Джанкойского городского совета АР РК от ДД.ММ.ГГГГ№, был выделен в собственность земельный участок площадью №, расположенный по адресу: , что подтверждается архивной выпиской от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.173).
Так, Марахина Л.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью №, кадастровый №, расположенный по адресу: , что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.182-183).
С целью изменения целевого назначения земельного участка, расположенного по адресу: , для осуществления коммерческой деятельности (сауна), Марахиной Л.В. был разработан проект землеустройства по отводу земельного участка, который был утверждён решением Джанкойского городского совета АР РК от ДД.ММ.ГГГГ№ (т.1 л.д.175).
Для обеспечения по указанному адресу водоснабжением и канализацией был разработан рабочий проект сети водоснабжения и канализации, копия которого имеется в материалах дела (т.1 л.д.201-237).
Согласно акту готовности объекта к эксплуатации, ДД.ММ.ГГГГ окончено строительство двухэтажного одноквартирного жилого дома, находящегося по адресу: , что подтверждается актом готовности объекта к эксплуатации (т.1 л.д.192-194).
Так, Марахина Л.В. на праве собственности принадлежит жилой дом, находящийся по адресу: , что подтверждается свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество серии САС № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.9).
Указанный жилой дом площадью №.м поставлен на кадастровый учёт и ему присвоен кадастровый №, что подтверждается кадастровым паспортом здания и выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.11, 40-42).
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГЗванцева Л.П. на праве собственности принадлежит жилой дом площадью №м, кадастровый №, находящийся по адресу: -б (т.1 л.д.37-39).
Званцева Л.П. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью №, находящийся по адресу: -б, что подтверждается государственным актом на право собственности на земельный участок (т.1 л.д.103).
Решением 18-й сессии 5 созыва Джанкойского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ№Званцева Л.П. дано разрешение на подготовку материалов предварительного согласования возможности размещения объектов градостроительства – жилого дома на месте хозяйственных построек лит. по в (т.1 л.д.85).
Решением 19-й сессии 5 созыва Джанкойского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены материалы предварительного согласования выбора и обследования земельного участка для строительства жилого дома на месте хозяйственных построек лит. «Г», «Е», «Ж» по (заказчик Званцева Л.П.), дано разрешение на подготовку технической документации по землеустройству земельных участков с целью оформления правоустанавливающих документов, для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек на месте хозяйственных построек лит. «Г», «Е», «Ж» по . Земельному участку присвоен почтовый адрес: (т.1 л.д.174).
Из акта выбора и обследования земельного участка по от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для согласования возможности предоставления земельного участка для строительства жилого дома на месте хозяйственных построек лит. «Г», «Е», «Ж» было произведено обследование земельного участка по (т.1 л.д.86-87).
Так, решением 21 сессии пятого созыва Джанкойского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№ Званцевой ФИО13. передан в собственность земельный участок, расположенный по адресу: (т.1 л.д.88).
ДД.ММ.ГГГГ утверждено архитектурно-планировочное задание № на проектирование объекта архитектуры для нового строительства двухэтажного одноквартирного жилого дома, находящегося по адресу: (т.1 л.д.90-92).
Так, ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля АР Крым Званцева Л.П. дано разрешение № на строительство двухэтажного одноквартирного жилого дома по адресу: (т.1 л.д.110).
Согласно декларации о готовности объекта к эксплуатации двухэтажного одноквартирного жилого дома, зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ в Службе государственного строительного надзора Республики Крым, строительство двухэтажного одноквартирного жилого дома, находящегося по адресу: завершено ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.248-253).
В соответствии с положениями ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст.304 ГК РФ).
Исходя из необходимости установления по делу юридически значимых обстоятельств, с учётом предмета первоначального и встречного исковых заявлений, в ходе рассмотрения дела судом назначалась комплексная судебная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза.
Так, согласно выводам заключения от ДД.ММ.ГГГГ№:
Соответствует ли фактическое расположение границы (межи) земельных участков № и №а по в границе (меже) установленной технической документацией на домовладения, если нет, то где должна она располагаться?
Определить, соответствует ли фактическое расположение границы (межи) земельных участков №б и №а по в границе (меже) установленной технической документацией на домовладения, не представляется возможным, в связи с отсутствием технической документации.
Допущены ли Марахина Л.В. нарушения строительных норм и правил Российской Федерации и противопожарных правил Российской Федерации при строительстве домовладения на земельном участке по адресу: ?
Марахина Л.В. при строительстве домовладения на земельном участке по адресу: допущены нарушения строительных норм и правил Российской Федерации в части:
На момент проведения осмотра, общая площадь жилого дома по адресу: , в результате реконструкции с учётом площади мансардного этажа и площади жилого дома по данным инвентарного дела БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, и без учёта перепланировки, составляет №см. исследовательскую часть стр.21-25), что не отвечает характеристикам здания 4а по в по данным правоустанавливающих документов и данным инвентарного дела БТИ.
Фактическое количество этажей после реконструкции, составляет – 3 этажа.
Сопоставляя графические данные материалов инвентарного дела БТИ, проведённые измерения на дату осмотра и данные полученные в результате геодезической съемки, выявлено изменение конфигурации контура здания (Рис. 4), за счёт переноса наружной стены жилого дома, что является реконструкцией.
Согласно проведённым замерам на момент осмотра, расстояние от жилого дома по до границы земельного участка с кадастровым номером №, согласно сведениям, внесенным в ЕГРН:
- с западной стороны от стены жилого дома от границы земельного участка с кадастровым номером №, составляет № меньше положенного; угол дома выступает на №.м за границу земельного участка, балкон (выступающая конструкция) с западной стороны выступает за границу земельного участка на №, с площадью застройки №, что не соответствует ч.8 статьи 45 Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики Крым, п.5.3.4 СП 30-102-99, п. 6.7 СП 53.13330.2019 на сегодняшний день (Приложение 1);
- с восточной стороны от стены жилого дома от границы земельного участка с кадастровым номером № составляет № меньше положенного, угол жилого дома выходит за границы земельного участка на №, площадью застройки 0,5кв.м, балкон выступает за границу земельного участка на 0,85-0,93м, с площадью застройки 2кв.м, что нарушает Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики Крым и п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019, на сегодняшний день (Приложение 1);
- с южной стороны от стены жилого дома то границы земельного участка с кадастровым номером 90:17:010101:341, составляет 1,12м, что на 1,88м меньше положенного, что не соответствует ч.8 статьи 45 Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики Крым и п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019, на сегодняшний день (Приложение 1);
- с северной стороны стена жилого дома выходит за границы земельного участка на 0,15-0,3м, площадью застройки 1,5кв.м, навес выступает за границу земельного участка на №, с площадью застройки №.м, что нарушает Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики Крым и п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019, на сегодняшний день (Приложение 1).
Расстояние от наружной стены строения по адресу: , №а, до стены соседнего здания по адресу: , №, составляет 3,04м, что на 2,96м меньше положенного по противопожарным нормам, что не соответствует п.4,13 п. СП 4.13130.2013. (Приложение 1).
Расстояние от наружной стены строения по адресу: , №а, до стены соседнего здания по адресу: , №, от выступающей конструкции (балкон) составляет 0,00м, что на 6м меньше положенного по противопожарным нормам, что не соответствует п.4,13 п. СП 4.13130.2013. (Приложение 1).
Расстояние от наружной стены строения по адресу: , №а, до стены соседнего здания по адресу: , №, от выступающей конструкции (балкон) составляет 1,19м, что на 4,81м меньше положенного по противопожарным нормам, что не соответствует п.4,13 п. СП 4.13130.2013. (Приложение 1).
Расстояние от наружной стены строения по адресу: , №а, до стены соседнего здания по адресу: , №б, на момент проведения осмотра, составляет 1,60м, что на 4,40м меньше положенного по противопожарным нормам, что не соответствует п.4,13 СП 4.13130.2013. (Приложение 1).
Допущены ли Званцева Л.П. нарушения строительных норм и правил Российской Федерации и противопожарных правил Российской Федерации при строительстве домовладения на земельном участке по адресу: г Джанкой, ?
Званцева Л.П. при строительстве домовладения на земельном участке по адресу: допущены нарушения строительных норм и правил Российской Федерации в части:
Согласно проведённым замерам на момент осмотра, расстояние от жилого дома по до границы земельного участка с кадастровым номером № согласно сведениям, внесенным в ЕГРН:
- с западной стороны от стены жилого дома о границы земельного участка с кадастровым номером № составляет 0,4-0,53м, что на 2,47-2,60м меньше положенного; что не соответствует ч.8 статьи 45 Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики Крым, п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019 на сегодняшний день (Приложение 2);
- с восточной стороны от стены жилого дома от границы земельного участка с кадастровым номером № составляет 0,0-0,27м, что на 2,73-3,0м меньше положенного, балкон выступает за границу земельного участка на 0,77-0,94м, с площадью застройки 3кв.м, что нарушает Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики Крым и п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019, на сегодняшний день (Приложение 2);
- с южной стороны от стены жилого дома о границы земельного участка с кадастровым номером № составляет 0,68м, что на 2,32м меньше положенного, что не соответствует ч.8 статьи 45 Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики Крым и п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019, на сегодняшний день (Приложение 2);
- с северной стороны от стены жилого дома о границы земельного участка с кадастровым номером № составляет 0,34-0,64м, что на 2,36-2,66м меньше положенного, что не соответствует ч.8 статьи 45 Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики Крым и п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019, на сегодняшний день (Приложение 2).
Расстояние от наружной стены строения по адресу: , №б, до стены соседнего здания по адресу: , №, составляет 0,0м, что на 6м (примыкают друг к другу) меньше положенного по противопожарным нормам, что не соответствует п.4,13 СП 4.13130.2013. (Приложение 2).
Расстояние от наружной стены строения по адресу: , №б, до стены соседнего здания по адресу: , №а, на момент проведения осмотра, составляет 1,60м, что на 4,40м меньше положенного по противопожарным нормам, что не соответствует п.4,13 п. СП 4.13130.2013. (Приложение 1).
Определить соответствует ли здание, расположенное по адресу: Республики Крым градостроительным и строительным нормам и правилам Российской Федерации, и противопожарным правилам Российской Федерации, и проекту?
Согласно ответу Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ (т.2 л.д.77), относительно акта о готовности объекта к эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрированного Инспекцией государственного архитектурно - строительного контроля в АР Крым), сообщаю, что Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Крым — субъекта Российской Федерации, не является правопреемником инспекций, действовавших в составе управлений архитектуры и градостроительства городских советов до ДД.ММ.ГГГГ, инспекции ГАСК в Автономной Республике Крым (территориального органа Госархстройинспекции Украины). Учитывая вышеизложенное, у Министерства отсутствует возможность предоставить надлежащем образом заверенные копии документов разрешительного характера, а также подтвердить или опровергнуть наличие выданных/зарегистрированных разрешительных документов до ДД.ММ.ГГГГ, равно как, и наличие/отсутствие таких документов. Ввиду вышеизложенного, предоставить проектную документацию, не представляется возможным…….»
Следовательно, определить соответствует ли здание, расположенное по адресу: в Республики Крым градостроительным и строительным нормам и правилам согласно проекту, не предоставляется возможным.
Здание, расположенное по адресу: в , Республики Крым не соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам Российской Федерации, и противопожарным правилам Российской Федерации в части:
На момент проведения осмотра, общая площадь жилого дома по адресу: , в результате реконструкции с учётом площади мансардного этажа и площади жилого дома по данным инвентарного дела БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, и без учёта перепланировки, составляет 442,7кв.м (333,6+109,1) (см. исследовательскую часть стр.21-25), что не отвечает характеристикам здания 4а по в по данным правоустанавливающих документов и данным инвентарного дела БТИ.
Фактическое количество этажей после реконструкции, составляет – 3 этажа.
Сопоставляя графические данные материалов инвентарного дела БТИ, проведённые измерения на дату осмотра и данным полученным в результате геодезической съёмки, выявлено изменение конфигурации контура здания (Рис. 4), за счёт переноса наружной стены жилого дома, что является реконструкцией.
Согласно проведённым замерам на момент осмотра, расстояние от жилого дома по до границы земельного участка с кадастровым номером №, согласно сведениям, внесенным в ЕГРН:
- с западной стороны от стены жилого дома от границы земельного участка с кадастровым номером №, составляет 0,12-0,22м, что на 2,78-2,88м меньше положенного; угол дома выступает на 3кв.м за границу земельного участка, балкон (выступающая конструкция) с западной стороны выступает за границу земельного участка на 0,6-0,68м, с площадью застройки 2кв.м, что не соответствует ч.8 статьи 45 Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики РК, п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019 на сегодняшний день (Приложение 1);
- с восточной стороны от стены жилого дома от границы земельного участка с кадастровым номером 90:17:010101:341 составляет 0,36м, что на 2,64м меньше положенного, угол жилого дома выходит за границы земельного участка на 0,12м, площадью застройки 0,5кв.м, балкон выступает за границу земельного участка на 0,85-0,93м, с площадью застройки 2кв.м, что нарушает Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики Крым и п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019, на сегодняшний день (Приложение 1);
- с южной стороны от стены жилого дома то границы земельного участка с кадастровым номером 90:17:010101:341, составляет 1,12м, что на 1,88м меньше положенного, что не соответствует ч.8 статьи 45 Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики Крым и п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019, на сегодняшний день (Приложение 1);
- с северной стороны стена жилого дома выходит за границы земельного участка на 0,15-0,3м, площадью застройки 1,5кв.м, навес выступает за границу земельного участка на 1,90м, с площадью застройки 3кв.м, что нарушает Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики Крым и п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019, на сегодняшний день (Приложение 1).
Расстояние от наружной стены строения по адресу: , №а, до стены соседнего здания по адресу: , №, составляет 3,04м, что на 2,96м меньше положенного по противопожарным нормам, что не соответствует п.4,13 СП 4.13130.2013. (Приложение 1).
Расстояние от наружной стены строения по адресу: , №а, до стены соседнего здания по адресу: , №, от выступающей конструкции (балкон) составляет 0,00м, что на 6м меньше положенного по противопожарным нормам, что не соответствует п.4,13 СП 4.13130.2013 (Приложение 1).
Расстояние от наружной стены строения по адресу: , №а, до стены соседнего здания по адресу: , №, от выступающей конструкции (балкон) составляет 1,19м, что на 4,81м меньше положенного по противопожарным нормам, что не соответствует п.4,13 СП 4.13130.2013. (Приложение 1).
Расстояние от наружной стены строения по адресу: , №а, до стены соседнего здания по адресу: , №б, на момент проведения осмотра, составляет 1,60м, что на 4,40м меньше положенного по противопожарным нормам, что не соответствует п.4,13 СП 4.13130.2013 (Приложение 1).
Определить соответствует ли здание, расположенное по адресу: в Республики Крым градостроительным и строительным нормам и правилам Российской Федерации, и противопожарным правилам Российской Федерации, и проекту?
Согласно ответу Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ (т.2 л.д.77), «вышеуказанная декларация о готовности объекта к эксплуатации зарегистрирована в соответствии с Порядком принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утверждённого Постановлением Государственного Совета Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ№ (далее по тексту – Порядок), утратившим силу ДД.ММ.ГГГГ.
Предоставление заверенных копий документов, послуживших основанием для заполнения декларации о готовности объекта к эксплуатации не требовалось. Ввиду вышеизложенного, предоставить проектную документацию послужившую основанием для заполнения декларации о готовности объекта к эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным.»
Следовательно, определить соответствует ли здание, расположенное по адресу: в Республики Крым градостроительным и строительным нормам и правилам согласно проекту, не предоставляется возможным.
Здание, расположенное по адресу: , Республики Крым не соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам Российской Федерации, и противопожарным правилам Российской Федерации в части:
Согласно проведённым замерам на момент осмотра, расстояние от жилого дома по до границы земельного участка с кадастровым номером № согласно сведениям, внесенным в ЕГРН:
- с западной стороны от стены жилого дома о границы земельного участка с кадастровым номером № составляет 0,4-0,53м, что на 2,47-2,60м меньше положенного; что не соответствует ч.8 статьи 45 Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики Крым, п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019 на сегодняшний день (Приложение 2);
- с восточной стороны от стены жилого дома от границы земельного участка с кадастровым номером № составляет 0,0-0,27м, что на 2,73-3м меньше положенного, балкон выступает за границу земельного участка на 0,77-0,94м, с площадью застройки 3кв.м, что нарушает Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики Крым и п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019, на сегодняшний день (Приложение 2);
- с южной стороны от стены жилого дома о границы земельного участка с кадастровым номером № составляет 0,68м, что на 2,32м меньше положенного, что не соответствует ч.8 статьи 45 Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики Крым и п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019, на сегодняшний день (Приложение 2);
- с северной стороны от стены жилого дома о границы земельного участка с кадастровым номером № составляет 0,34-0,64м, что на 2,36-2,66м меньше положенного, что не соответствует ч.8 статьи 45 Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики Крым и п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019, на сегодняшний день (Приложение 2).
Расстояние от наружной стены строения по адресу: , №б, до стены соседнего здания по адресу: , №, составляет 0,0м, что на 6м (примыкают друг к другу ) меньше положенного по противопожарным нормам, что не соответствует п.4,13 п.СП 4.13130.2013. (Приложение 2).
Расстояние от наружной стены строения по адресу: , №б, до стены соседнего здания по адресу: , №а, на момент проведения осмотра, составляет 1,60м, что на 4,40м меньше положенного по противопожарным нормам, что не соответствует п.4,13 СП 4.13130.2013. (Приложение 1).
Отвечают ли характеристики здания – домовладения № по градостроительным и строительным нормам и правилам Российской Федерации, и противопожарным правилам Российской Федерации по состоянию на момент постройки и на сегодняшний день? Если не отвечают, то каким именно требованиям СНиП.
Из результатов сопоставления данных материалов дела и данных, полученных в ходе проведения осмотра, с требованиями нормативно-технической документации, следует, что жилой дом, расположенный по адресу: , № частично соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к объектам индивидуально жилищного строительства на период возведения.
Согласно данным материалов дела и данным, полученным в результате осмотра, установлено, что жилой дом на день строительства и на период возведения(2010г), расположенный по адресу: , № не соответствует в части:
- расстояние от наружной стены строения по адресу: , №а, до стены соседнего здания по адресу: , №, составляет 3,04м, что на 4,96м меньше положенного по противопожарным нормам, что не соответствует нормам ДБН 360-92*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», приложение 3.1, п.1, таблица1. (Приложение 1).
- расстояние от наружной стены строения по адресу: , №а, до стены соседнего здания по адресу: , №, от выступающей конструкции (балкон), составляет 0,00м, что на 8м меньше положенного по противопожарным нормам, что не соответствует нормам ДБН 360-92*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», приложение 3.1, п. 1, таблица 1 (Приложение 1).
- расстояние от наружной стены строения по адресу: , №а, до стены соседнего здания по адресу: , №, от выступающей конструкции (балкон), составляет 1,19м, что на 6,81м меньше положенного по противопожарным нормам, что не соответствует нормам ДБН 360-92*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», приложение 3.1, п. 1, таблица 1 (Приложение 1).
У эксперта нет данных, какое из зданий возведено раньше, что тянет за собой норму по противопожарным расстояниям – к какому из зданий необходимо применять эту норму.
Расстояние от наружной стены строения по адресу: , №а, до стены соседнего здания по адресу: , №б, на момент проведения осмотра, составляет 1,60м, что на 6,40м меньше положенного по противопожарным нормам, что не соответствует нормам ДБН 360-92*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», приложение 3.1, п. 1, таблица 1 (Приложение 1). Следует отметить, что жилой дом по адресу: возведён в 2015 году. Согласно Декларации о готовности объекта к эксплуатации «Двухэтажного одноквартирного жилого дома по , в , Республика РК, Россия» от ДД.ММ.ГГГГ№ (т.2 л.д.5), дата начала строительства: ДД.ММ.ГГГГ.
Расстояние до соседней границы участка от наиболее выступающей конструкции стены со стороны:
- , составляет – 1м, что соответствует нормам ДБН 360-92*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п.3.25* (Приложение 1).
- , выступающая конструкция (балкон), выходит за границу земельного участка на 0,60-0,68м, что не соответствует нормам ДБН 360-92* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п.3.25* (Приложение 1).
- выступающая конструкция (балкон), выходит за границу земельного участка на 0,60-0,68м, что не соответствует нормам ДБН 360-92* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п.3.25* (Приложение 1).
- со стороны – 0,76-0-1,08м, что частично не соответствует нормам ДБН 360-92* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п.3.25* (Приложение 1).
- со стороны входа в жилой дом по – частично составляет 0,00м, что не соответствует нормам ДБН 360-92* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п.3.25* (Приложение 1).
Согласно Свидетельству о праве собственности на недвижимое имущество серия САС № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.9) и выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ (т.1 л.д.40-42), общая площадь жилого дома составляет – 354,9кв.м.
На момент проведения осмотра, общая площадь жилого дома по адресу: Республика РК, , в результате реконструкции с учётом площади мансардного этажа и площади жилого дома по данным инвентарного дела БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, и без учёта перепланировки, составляет 442,7кв.м (333,6+109,1) (см. исследовательскую часть стр.21-25), что не отвечает характеристикам здания 4а по в по данным правоустанавливающих документов и данным инвентарного дела БТИ. Рекомендовано внести изменения в инвентарное дело БТИ.
Фактическое количество этажей после реконструкции, составляет – 3 этажа.
Сопоставляя графические данные материалов инвентарного дела БТИ, проведённые измерения на дату осмотра и данным полученным в результате геодезической съёмки, выявлено изменение конфигурации контура здания (Рис. 4), за счёт переноса наружной стены жилого дома.
Согласно проведённым замерам на момент осмотра, расстояние от жилого дома по до границы земельного участка с кадастровым номером №, согласно сведениям, внесённым в ЕГРН:
- с западной стороны от стены жилого дома от границы земельного участка с кадастровым номером №, составляет 0,12-0,22м, что на 2,78-2,88м меньше положенного; угол дома выступает на 3кв.м за границу земельного участка, балкон (выступающая конструкция) с западной стороны выступает за границу земельного участка на 0,6-0,68м, с площадью застройки 2кв.м, что не соответствует ч.8 статьи 45 Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики РК, п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019 на сегодняшний день (Приложение 1);
- с восточной стороны от стены жилого дома от границы земельного участка с кадастровым номером № составляет 0,36м, что на 2,64м меньше положенного, угол жилого дома выходит за границы земельного участка на 0,12м, площадью застройки 0,5кв.м, балкон выступает за границу земельного участка на 0,85-0,93м, с площадью застройки 2кв.м, что нарушает Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики РК и п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019, на сегодняшний день (Приложение 1);
- с южной стороны от стены жилого дома то границы земельного участка с кадастровым номером №, составляет 1,12м, что на 1,88м меньше положенного, что не соответствует ч.8 статьи 45 Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики РК и п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019, на сегодняшний день (Приложение 1);
- с северной стороны стена жилого дома выходит за границы земельного участка на 0,15-0,3м, площадью застройки 1,5кв.м, навес выступает за границу земельного участка на 1,90м, с площадью застройки 3кв.м, что нарушает Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики РК и п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019, на сегодняшний день (Приложение 1).
Расстояние от наружной стены строения по адресу: , №а, до стены соседнего здания по адресу: , №, составляет 3,04м, что на 2,96м меньше положенного по противопожарным нормам, что не соответствует п.4,13 СП 4.13130.2013 (Приложение 1).
Расстояние от наружной стены строения по адресу: , №а, до стены соседнего здания по адресу: , №, от выступающей конструкции (балкон) составляет 0,00м, что на 6м меньше положенного по противопожарным нормам, что не соответствует п.4,13 СП 4.13130.2013 (Приложение 1).
Расстояние от наружной стены строения по адресу: , №а, до стены соседнего здания по адресу: , №, от выступающей конструкции (балкон) составляет 1,19м, что на 4,81м меньше положенного по противопожарным нормам, что не соответствует п.4,13 СП 4.13130.2013 (Приложение 1).
У эксперта нет данных, какое из зданий возведено раньше, что тянет за собой норму по противопожарным расстояниям – к какому из зданий необходимо применять эту норму.
Расстояние от наружной стены строения по адресу: , №а, до стены соседнего здания по адресу: , №б, на момент проведения осмотра, составляет 1,60м, что на 4,40м меньше положенного по противопожарным нормам, что не соответствует п.4,13 СП 4.13130.2013 (Приложение 1). Следует отметить, что жилой дом по адресу: возведён в 2015 году, следовательно, нарушает норму по противопожарным расстояниям, на сегодняшний день. Согласно Декларации о готовности объекта к эксплуатации «Двухэтажного одноквартирного жилого дома по , в , Республика Крым, Россия» от ДД.ММ.ГГГГ№ (т.2 л.д.5), дата начала строительства: ДД.ММ.ГГГГ.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований законодательства в части безопасной эксплуатации зданий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 №815 утверждён перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона [13].
Правительство Российской Федерации Постановлением от 26.12.2014 №1521 утвердило Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона №384-ФЗ.
Соответственно, сводами правил официально признаются все перечисленные в Перечне, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 №815.
Утверждённый названным постановлением Правительства Российской Федерации Перечень носит нормативный характер, то есть обязателен для применения всеми субъектами, которым он адресован, из содержания Постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 №815 усматривается, что разделы СП 4.13130.2013, СП 42.13330.2016, СП 30-102-99, СП 53.13330.2019, исключены, их положения носят рекомендательный характер и не являются обязательными для применения.
Следовательно, СП 4.13130.2013, СП 42.13330.2016, СП 30-102-99, СП 53.13330.2019 не входят перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований законодательства. Данная норма применяется на добровольной основе и их неприменение не образует какого-либо нарушения законодательства или подзаконных нормативно-правовых актов.
В результате того, что объект капитального строительства – жилой дом, расположенный по адресу: г. Джанкой, ул. Ленина, 4а, частично выходит за границы земельного участка, следовательно, объект исследования, не соответствует требованиям градостроительных регламентов, Правилам землепользования и застройки. В частности, требованиям свода правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п.2 ст.38 Градостроительного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ, ст.42 Земельного Кодекса РФ, нарушает ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для приведения жилого дом требованиям градостроительных регламентов, Правилам землепользования и застройки, расположенного по адресу: , рекомендовано:
- провести кадастровые работы по перераспределению земельных участков.
Примечание:
Данное нарушение является устранимым.
Если здание, по адресу: в Республики РК не соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам Российской Федерации, и противопожарным правилам Российской Федерации, то определить угрожают ли эти несоответствия жизни и здоровью людей.
Нарушение прав и законных интересов граждан и иных лиц – вопрос юридического аспекта и не входит в компетенцию эксперта-строителя. Вопрос рассматривается исключительно с технической точки зрения.
Создание объектом угрозы безопасности экспертом рассматривается с точки зрения текущего технического состояния объекта недвижимости.
Жилой дом, расположенный по адресу: Республика РК, на дату проведения осмотра с технической точки зрения не угрожают жизни и здоровью людей.
Какие необходимо провести реконструкции для приведения здания, расположенного по в , Республики РК, в соответствии с установленными градостроительными и строительными нормами и правилами Российской Федерации, и противопожарными правилами Российской Федерации.
Для приведения жилого дом требованиям градостроительных регламентов, Правилам землепользования и застройки, расположенного по адресу: , рекомендовано:
- провести кадастровые работы по перераспределению земельных участков.
Примечание:
Данное нарушение является устранимым.
Отвечают ли характеристики здания - домовладения № по в градостроительным и строительным нормам и правилам Российской Федерации, и противопожарным правилам Российской Федерации по состоянию на момент постройки и на сегодняшний день? Если не отвечают, то каким именно требованиям СНиП.
Характеристики здания (общая площадь, этажность) - домовладения № по , отвечают данным содержащимся в правоустанавливающих документах, данным содержащимся в инвентарном деле БТИ и визуальному осмотру на дату проведения осмотра.
Согласно проведённым замерам на момент осмотра, расстояние от жилого дома по до границы земельного участка с кадастровым номером 90:17:010101:328, 90:17:010101:872(1), 90:17:010101:872(2), согласно сведениям, внесенным в ЕГРН:
- с западной стороны от стены жилого дома о границы земельного участка с кадастровым номером № составляет 0,4-0,53м, что на 2,47-2,60м меньше положенного, что не соответствует ч.8 статьи 45 Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики Крым, п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019 на сегодняшний день (Приложение 2);
- с восточной стороны от стены жилого дома от границы земельного участка с кадастровым номером №, составляет 0,0-0,27м, что на 2,73-3м меньше положенного, балкон выступает за границу земельного участка на 0,77-0,94м, с площадью застройки 3кв.м, что нарушает Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики Крым и п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019, на сегодняшний день (Приложение 2);
- с южной стороны от стены жилого дома от границы земельного участка с кадастровым номером № составляет 0,68м, что на 2,32м меньше положенного, что не соответствует ч.8 статьи 45 Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики Крым и п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019, на сегодняшний день (Приложение 2);
- с северной стороны от стены жилого дома о границы земельного участка с кадастровым номером № составляет 0,34-0,64м, что на 2,36-2,66м меньше положенного, что не соответствует ч.8 статьи 45 Правилам землепользования и застройки городского округа Джанкой Республики Крым и п.5.3.4 СП 30-102-99, п.6.7 СП 53.13330.2019, на сегодняшний день (Приложение 2).
Расстояние от наружной стены строения по адресу: , №б, до стены соседнего здания по адресу: , №, составляет 0,0м, что на 6м (примыкают друг к другу ) меньше положенного по противопожарным нормам, что не соответствует п.4,13 п.СП 4.13130.2013. (Приложение 2).
Расстояние от наружной стены строения по адресу: , №б, до стены соседнего здания по адресу: , №а, на момент проведения осмотра, составляет 1,60м, что на 4,40м меньше положенного по противопожарным нормам, что не соответствует п.4,13 СП 4.13130.2013 (Приложение 1). Следует отметить, что жилой дом по адресу: возведён в 2015 году. Согласно Декларации о готовности объекта к эксплуатации «Двухэтажного одноквартирного жилого дома по , в , Республика РК, Россия» от 24.11.№ (т.2 л.д.5), дата начала строительства: ДД.ММ.ГГГГ.
СП 4.13130.2013, СП 42.13330.2016, СП 30-102-99, СП 53.13330.2019, не входят перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований законодательства. Данная норма применяется на добровольной основе и их неприменение не образует какого-либо нарушения законодательства или подзаконных нормативно-правовых актов.
Если здание, расположенное по в Республики РК не соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам Российской Федерации, и противопожарным правилам Российской Федерации, то определить угрожают ли эти несоответствия жизни и здоровью людей.
Нарушение прав и законных интересов граждан и иных лиц – вопрос юридического аспекта и не входит в компетенцию эксперта-строителя. Вопрос рассматривается исключительно с технической точки зрения.
Создание объектом угрозы безопасности экспертом рассматривается с точки зрения текущего технического состояния объекта недвижимости.
Жилой дом, расположенный по адресу: Республика РК, на дату проведения осмотра с технической точки зрения не угрожают жизни и здоровью людей.
Какие необходимо провести реконструкции для приведения здания, расположенного по в , Республики РК, в соответствии с установленными градостроительными и строительными нормам и правилами Российской Федерации, и противопожарными правилами Российской Федерации?
Для приведения жилого дома в соответствии с требованиями градостроительных регламентов, Правилами землепользования и застройки, расположенного по адресу: а, рекомендовано:
- провести кадастровые работы по перераспределению земельных участков.
Примечание:
Данное нарушение является устранимым.
Перекрывается ли доступ третьим лицам к коммуникациям (водопровод, газопровод) возведёнными зданиями, расположенными по , и в Республики РК? Если перекрывается, то какие необходимо произвести реконструкции для устранения данных нарушений.
Визуальным осмотром на месте, установлено, что доступ к коммуникациям (водопровод, газопровод) со стороны , осуществляется через металлический забор с каменным основанием, с воротами и калиткой, установленный между зданием аптеки, расположенной по адресу: и домовладением, расположенным по адресу: , и является единственным проходом для обслуживания коммуникаций (водопровода, газопровода), расположенных по адресу и 4а третьими лицами.
Так как на момент проведения осмотра через калитку был обеспечен беспрепятственный доступ к коммуникациям (водопровод, газопровод), следовательно доступ третьим лицам к коммуникациям (водопровод, газопровод) возведёнными зданиями, расположенными по и в , Республики РК не перекрывается на момент осмотра.
В соответствии со ст.86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведённого исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Оценивая указанное заключение эксперта, судебная коллегия принимает во внимание, что при проведении исследования экспертом приняты во внимание все материалы гражданского дела, представленные на экспертизу, и им сделан соответствующий анализ, что отражено в исследовательской части заключения эксперта. Экспертиза проведена полно, объективно, достаточно ясно, квалификация и уровень знаний эксперта сомнений у судебной коллегии не вызывает. Оснований сомневаться в объективности и беспристрастности эксперта не имеется, эксперт, проводивший экспертизу имеет соответствующие квалификационный уровень, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заключение эксперта является допустимым доказательством.
Кроме того, сторонами по делу не оспаривались выводы эксперта.
Собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
Снос постройки является крайней мерой, применяемой только в случае, если будет установлено, что сохранение такой постройки нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, а также создаёт угрозу жизни и здоровью граждан. В данном случае в условиях отсутствия доказательств в подтверждение вышеуказанных обстоятельств, учитывая заключение судебной экспертизы, оснований для сноса строений как истца, так и ответчика не имеется.
Приходя к указанному выводу, судебная коллегия принимает во внимание указание экспертом в выводах, что для приведения жилых домов требованиям градостроительных регламентов, Правилам землепользования и застройки, необходимо провести кадастровые работы по перераспределению земельных участков. Также, принимается во внимание, что ответчик по первоначальному иску и истец по встречному иску Званцева Л.П. в судебном заседании на вопросы судебной коллегии пояснила, что её обращение в суд со встречным иском и подача апелляционной жалобы вызваны не нарушением её прав со стороны Марахиной Л.В., а её первоначальным обращением в суд к ней.
Более того, истец по встречному иску Званцева Л.П. предоставила суду апелляционной инстанции выписку из постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок) площадью 278кв.м, расположенного в территориальной зоне «Ж2 Зона застройки малоэтажными жилыми домами» по адресу: полученного путём перераспределения земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером № площадью №.м, находящегося в частной собственности Званцевой Л.П. (т.4 л.д.16).
Так, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью №, кадастровый №, расположенный по адресу: принадлежит на праве собственности Званцевой Л.П. (т.4 л.д.17-18).
Также судебная коллегия обращает внимание, что согласно выводам заключения эксперта жилые дома, находящиеся по адресу: Республика РК, и по , на дату проведения осмотра с технической точки зрения не угрожают жизни и здоровью людей.
С учётом изложенного, судебная коллегия отклоняет доводы первоначального иска и доводы встречного иска и приходит к выводу, что в их удовлетворении необходимо отказать.
Издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований (ч.1 ст.103 ГПК РФ).
В соответствии со ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам (94 ГПК РФ).
При назначении по делу комплексной судебной строительно-технической и землеустроительной экспертизы, суд первой инстанции в определении от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по оплате экспертизы возложил в равных долях на Званцеву Л.П. и Марахину Л.В.
Из заявления ООО «Крымский республиканский центр судебной экспертизы» следует, что общая стоимость за проведение комплексной экспертизы составила 80 000 рублей, при этом экспертиза Званцевой Л.П. оплачена, а Марахиной Л.В. не оплачена, что также отражено в счёте на оплату от ДД.ММ.ГГГГ№ (т.3л.д.2-3).
Поскольку судебная коллегия пришла к выводу об отказе в удовлетворении искового заявления Марахина Л.В., то с неё подлежит взыскать в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Крымский Республиканский центр судебной экспертизы» №, Банк получателя РНКБ Банк (ПАО) , сч.№, сч.№) расходы за проведение судебной экспертизы в сумме 40 000 рублей.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 08.12.2021 – отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении искового заявления Марахина Л.В. – отказать.
В удовлетворении встречного искового заявления Званцева Л.П. – отказать.
Взыскать с Марахина Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт 3914 781764, выдан отделом УФМС России по Республике РК в ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 910-006) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Крымский Республиканский центр судебной экспертизы» №, Банк получателя РНКБ Банк (ПАО) , сч.№, сч.№) расходы за проведение судебной экспертизы в сумме 40 000 рублей.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение трёх месяцев через Джанкойский районный суд Республики Крым.
Председательствующий судья Д.В. Басараб
Судьи П.Е. Панина
М.И. Подобедова
Мотивированное апелляционное определение составлено 28.06.2022.